МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ
«МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»
(ГКОУ «МОЦО №1»)
Доклад по самообразованию на тему»
«Нейропсихология как наука.
Объект, предмет нейропсихологии, ее связь с другими научными дисциплинами. Разделы нейропсихологии».
Доклад разработала:
Сорокина В.В.,
Учитель-логопед
г. Магадан
2021 год
Нейропсихология как наука.
Объект, предмет нейропсихологии, ее связь с другими научными дисциплинами. Разделы нейропсихологии.
Нейропсихология - это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические, медицинские аспекты в области топической неврологической диагностики, клинической психологии, дефектологии, логопедии и др. По определению Т.Г. Визель, нейропсихология – это наука о мозговой организации высших психологических функций человека.
Объект нейропсихологии – человек с локальными повреждениями головного мозга. Предмет нейропсихологии – нервная основа психических процессов, их связь с отдельными системами головного мозга.
Нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук. Она в большей степени, чем другие психологические дисциплины, включена в разработку важнейшей проблемы естествознания «мозг и психика» и является одной из успешно развивающихся наук о мозге. Она тесно смыкается с медициной (неврологией, нейрохирургией), а также с другими естественно-научными дисциплинами (анатомией, физиологией, биохимией, генетикой и др.). Однако, с другой стороны, нейропсихология как ветвь психологической науки решает важнейшие общепсихологические и философские проблемы. И этот аспект нейропсихологии непосредственно сближает ее с общественными дисциплинами (философией, социологией и др.).
Что изучает нейропсихология:
1. Нейропсихология изучает психологическую структуру, мозговую организацию неречевых высших психологических функций (различные виды неречевого гнозиса и праксиса), речевой функции.
2. Нарушения речевой и других высших психологических функций, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития и в период зрелости.
3. Нарушения речевой и других высших психологических функций в зависимости от поражения мозга – локального, диффузного, межзональных связей проводниково-нервных путей).
Значение для других дисциплин:
Для неврологии нейропсихология позволяет учитывать:
1. Состояние высших психических функций и лечения больных.
2. Особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур.
3. Особенности сознания, мышления и памяти, с точки зрения их мозговых механизмов.
Для психиатрии нейропсихология позволяет:
1. Проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потерей способности к использованию средств для выражения мысли.
2. Оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики, выявляющей первично пострадавшие уровни и области мозга.
Для дефектологии (логопедии) нейропсихология позволяет:
1. Понять мозговые механизмы различных нарушений развития.
2. Расширить спектр диагностических методов.
3. Анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (выделение первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия.
4. Выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.
Таким образом, являясь мультидисциплинарной и междисциплинарной областью знаний, нейропсихология тесно связана с различными научными дисциплинами.
Разделы нейропсихологии.
1987 году Е.Д. Холмской были выделены различные разделы этой дисциплины.
Клиническая нейропсихология – является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования – причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой –их локализацией, объемом) и прошедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней.
Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных).
Реабилитационная нейропсихология – занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах.
Психофизиологическая нейропсихология – отвечает за исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели (механограмма, миограмма).
Детская нейропсихология (нейропсихология детского возраста) –предметом исследования данного направления являются закономерности становления отдельных психических функций в связи с неравномерным созреванием различных отделов мозга, особенности протекания патологических процессов у детей различных возрастных групп, а также отличие психофизиологических проявлений при локальных повреждениях мозга у детей и взрослых.
Детская нейропсихология открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для решения вопроса о генетической и социальной детерминации этих фундаментальных закономерностей работы мозга.
Развитие детской нейропсихологии отражает общемировую тенденцию замены «статистической» нейропсихологии, которая жестко связывает поведение индивида (как взрослого, так и ребенка) с определенными областями мозга, на «динамическую» нейропсихологию, анализирующей динамику взаимодействия мозговых структур и психического функционирования субъекта в связи с социальными условиями его жизнедеятельности.
Все более актуальной становится не локальная диагностика несформированных или дефицитных мозговых структур, а функциональна диагностика отдельных дефектов, препятствующих овладению определенными знаниями и умениями, адаптации ребенка в массовом дошкольном или школьном учреждении и в семье, наиболее эффективному развитию его способностей и личности.
Задача сегодняшнего этапа развития детской нейропсихологии заключается в том, чтобы перейти от феноменологического описания случаев аномального развития ребенка к изучению взаимосвязи мозга, генетики, социологии и личности в формировании вариантов аномального или атипичного развития.
Велико и прикладное значение детской нейропсихологии, так как адаптированные к детскому возрасту нейропсихологические методы позволяют определять зоны поражения мозга у детей столь же успешно, как и у взрослого.
Нейропсихология позднего возраста как самостоятельное направление возникло относительно недавно. Его основная задача – изучение закономерностей функционирования мозга человека в период инволюции.
Нейропсихология индивидуальный различий (или дифференциальная нейропсихология) – изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии.
Нейропсихология пограничных состояний ЦНС, к которым относятся невротические состояния, заболевания мозга, связанные с облучением малыми дозами радиации («чернобыльская болезнь»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.