Некоторые методические особенности изучения тем истории
Оценка 4.6

Некоторые методические особенности изучения тем истории

Оценка 4.6
docx
08.10.2024
Некоторые методические особенности изучения тем истории
1.docx

Касторнова Т.А.

учитель начальных классов

школы №1 г. Мичуринска

 

 Некоторые методические особенности изучения тем по истории                                                             Народ умирает, когда становится

                                               Населением, а населением он

                                               Становится тогда, когда забывает

                                               Свою историю.

                                                         Федор Абрамов.

 

             История - это проявление души народа, его золотой запас. С преподаванием истории как  учебного курса в начальной школе связано решение развития младших школьников. Традиционный пропедевтический курс выборочно знакомит детей с наиболее яркими и значительными событиями отечественной истории.

             Особенностью первого урока «Введение» является совместная поисковая работа на уроке.

             -Что это за слово такое – «история»? Что оно означает?                  

            В ходе работы с понятием «история» дети строят собственные гипотезы, что оно может означать. Совместно приходим к определению понятия: «История изучает прошлое: прошедшие события; жизнь людей, их занятия и культуру».

            Это заносится в первый  опорный конспект:

            события

            жизнь

            история = прошлое, занятия людей

            культура.

            Дальнейшая экскурсия – путешествие в мир истории проходит с использованием иллюстраций, картин, таблиц по истории древнего мира, истории средних веков, истории России. Продолжается работа с понятиями: история, истории всемирная, история Отечества. Вместе делается вывод: история-это дорога во времени, где главная роль принадлежит человеку.

            Дальнейшая работа на уроке проводится с целью знакомства с историческими источниками. Дети выясняют, что такое исторический источник, каким он бывает, какие знания о прошлом может сообщить и т.д.

            Постоянно в ходе урока звучат вопросы: предположите, почему… предположите, что… подумаем, в какой ситуации предположите, какие, подумаем, каким образом и т.д.

            При организации совместного поиска, в котором каждый ребенок напрягает ум, в совместной деятельности с товарищами и учителем, приходим к определенным выводам.

            По теме «Моя родословная» дети строят логическую цепочку – Отечество   - отец- отче- Отчизна- дом, в котором я живу,- отчий дом - родной дом- Родина.

            Родина - родимая – мать, образ Родины – образ матери.

            Наша Родина – наш край – Заворонежское – наш отчий дом – место, где мы родились и живем.

            Этот лексический ряд может помочь в осмыслении понятия «Отечество». В  конце урока можно предложить детям написать добрые слова  о своем селе, а дома нарисовать его.

            Работая над понятием «родословная» составляется лексический ряд : Заворонежское – Россия – Русь-Родина – родимый край – край, где мы родились, где живут наши родители – наш род – наша родословная.

            Родословная – родословное древо – древо рода, семьи.

            -Подумаем, где может храниться память семьи, рода.

            -В семейном альбоме, в семейном архиве… - Так мы узнаем еще один вид исторического источника. Берется фотография любого ребенка в детстве. Например, девочка собирает грибы.

            -Предположите, какая ситуация могла возникнуть в жизни  с девочкой.

            Дети высказывают интересные мнения, придумывает каждый.

            Событие прошло, стало историей. В домашнем задании предлагается детям по одной из фотографий семейного альбома подготовить исторический рассказ о каком-либо интересном, на их взгляд, семейном событии.

            Затем появятся первые родословные. Дорога семьи во времени оформляется в виде ленты времени. Таким образом, первые теоретические знания хронологии дети смогут добыть самостоятельно в творческой поисковой деятельности, изучая историю собственной семьи, своего рода.

            После этого уже можно вести разговор о родословном древе человечества.

            Сложнейший теоретический материал исторической науки, ориентируемый на понятия исторического пространства и времени, становится для детей понятным, ощутимым. Знакомясь с первобытным человеком и прародиной человечества, они решают самостоятельно проблему расселения людей, как, почему, каким образом, как первооткрыватели, впервые на контурной карте прокладывают пути первым людям в Европу и Азию.

            История живет в образах и действиях, трогает тончайшие струны переживания, сопричастности в душе ребенка.

            На уроках идет использование новых видов исторических источников; экспонаты музеев, библия, мифы. Возникающие противоречия в овладении знаниями, связанные с неоднозначностью усваиваемых сведений, ставят учащихся в условия выбора из двух-трех преподносимых им точек зрения на одну и ту же проблему исторического исследования. В таких условиях интеллектуальной пассивности просто нет места.

            При изучении темы «Географические названия – свидетели прошлого» изучается расселение славян, идет обсуждение  различных точек зрения на происхождение слова «Русь». Идет как бы возвращение к известным уже знаниям, но в новых связях, на новом уровне, а следовательно, создаются условия для развития ребенка. При изучении жизни славян-кривичей используется рассказ Л. Обуховой «Давным-давно», легенда о реке Витьбе. Появляются разные взгляды на события. Работа с картой при изучении «Жизнь и быт северных соседей славян-варягов. Путь из варягов в греки».

            На уроках используются и такие исторические источники, как первоисточник – летопись «Повесть временных лет».

         Преподавание курса предусматривает организацию экскурсий, опору на историческую живопись, широкое использование видеофильмов, альбомы по истории культуры и аппликаций по истории Древнего мира, фонозаписей.


 

Касторнова Т.А. учитель начальных классов школы №1 г

Касторнова Т.А. учитель начальных классов школы №1 г

России. Продолжается работа с понятиями: история, истории всемирная, история

России. Продолжается работа с понятиями: история, истории всемирная, история

Предположите, какая ситуация могла возникнуть в жизни с девочкой

Предположите, какая ситуация могла возникнуть в жизни с девочкой

При изучении жизни славян-кривичей используется рассказ

При изучении жизни славян-кривичей используется рассказ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2024