Некоторые методические особенности изучения тем истории

  • docx
  • 08.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Касторнова Т.А.

учитель начальных классов

школы №1 г. Мичуринска

 

 Некоторые методические особенности изучения тем по истории                                                             Народ умирает, когда становится

                                               Населением, а населением он

                                               Становится тогда, когда забывает

                                               Свою историю.

                                                         Федор Абрамов.

 

             История - это проявление души народа, его золотой запас. С преподаванием истории как  учебного курса в начальной школе связано решение развития младших школьников. Традиционный пропедевтический курс выборочно знакомит детей с наиболее яркими и значительными событиями отечественной истории.

             Особенностью первого урока «Введение» является совместная поисковая работа на уроке.

             -Что это за слово такое – «история»? Что оно означает?                  

            В ходе работы с понятием «история» дети строят собственные гипотезы, что оно может означать. Совместно приходим к определению понятия: «История изучает прошлое: прошедшие события; жизнь людей, их занятия и культуру».

            Это заносится в первый  опорный конспект:

            события

            жизнь

            история = прошлое, занятия людей

            культура.

            Дальнейшая экскурсия – путешествие в мир истории проходит с использованием иллюстраций, картин, таблиц по истории древнего мира, истории средних веков, истории России. Продолжается работа с понятиями: история, истории всемирная, история Отечества. Вместе делается вывод: история-это дорога во времени, где главная роль принадлежит человеку.

            Дальнейшая работа на уроке проводится с целью знакомства с историческими источниками. Дети выясняют, что такое исторический источник, каким он бывает, какие знания о прошлом может сообщить и т.д.

            Постоянно в ходе урока звучат вопросы: предположите, почему… предположите, что… подумаем, в какой ситуации предположите, какие, подумаем, каким образом и т.д.

            При организации совместного поиска, в котором каждый ребенок напрягает ум, в совместной деятельности с товарищами и учителем, приходим к определенным выводам.

            По теме «Моя родословная» дети строят логическую цепочку – Отечество   - отец- отче- Отчизна- дом, в котором я живу,- отчий дом - родной дом- Родина.

            Родина - родимая – мать, образ Родины – образ матери.

            Наша Родина – наш край – Заворонежское – наш отчий дом – место, где мы родились и живем.

            Этот лексический ряд может помочь в осмыслении понятия «Отечество». В  конце урока можно предложить детям написать добрые слова  о своем селе, а дома нарисовать его.

            Работая над понятием «родословная» составляется лексический ряд : Заворонежское – Россия – Русь-Родина – родимый край – край, где мы родились, где живут наши родители – наш род – наша родословная.

            Родословная – родословное древо – древо рода, семьи.

            -Подумаем, где может храниться память семьи, рода.

            -В семейном альбоме, в семейном архиве… - Так мы узнаем еще один вид исторического источника. Берется фотография любого ребенка в детстве. Например, девочка собирает грибы.

            -Предположите, какая ситуация могла возникнуть в жизни  с девочкой.

            Дети высказывают интересные мнения, придумывает каждый.

            Событие прошло, стало историей. В домашнем задании предлагается детям по одной из фотографий семейного альбома подготовить исторический рассказ о каком-либо интересном, на их взгляд, семейном событии.

            Затем появятся первые родословные. Дорога семьи во времени оформляется в виде ленты времени. Таким образом, первые теоретические знания хронологии дети смогут добыть самостоятельно в творческой поисковой деятельности, изучая историю собственной семьи, своего рода.

            После этого уже можно вести разговор о родословном древе человечества.

            Сложнейший теоретический материал исторической науки, ориентируемый на понятия исторического пространства и времени, становится для детей понятным, ощутимым. Знакомясь с первобытным человеком и прародиной человечества, они решают самостоятельно проблему расселения людей, как, почему, каким образом, как первооткрыватели, впервые на контурной карте прокладывают пути первым людям в Европу и Азию.

            История живет в образах и действиях, трогает тончайшие струны переживания, сопричастности в душе ребенка.

            На уроках идет использование новых видов исторических источников; экспонаты музеев, библия, мифы. Возникающие противоречия в овладении знаниями, связанные с неоднозначностью усваиваемых сведений, ставят учащихся в условия выбора из двух-трех преподносимых им точек зрения на одну и ту же проблему исторического исследования. В таких условиях интеллектуальной пассивности просто нет места.

            При изучении темы «Географические названия – свидетели прошлого» изучается расселение славян, идет обсуждение  различных точек зрения на происхождение слова «Русь». Идет как бы возвращение к известным уже знаниям, но в новых связях, на новом уровне, а следовательно, создаются условия для развития ребенка. При изучении жизни славян-кривичей используется рассказ Л. Обуховой «Давным-давно», легенда о реке Витьбе. Появляются разные взгляды на события. Работа с картой при изучении «Жизнь и быт северных соседей славян-варягов. Путь из варягов в греки».

            На уроках используются и такие исторические источники, как первоисточник – летопись «Повесть временных лет».

         Преподавание курса предусматривает организацию экскурсий, опору на историческую живопись, широкое использование видеофильмов, альбомы по истории культуры и аппликаций по истории Древнего мира, фонозаписей.