Касторнова Т.А.
учитель начальных классов
школы №1 г. Мичуринска
Некоторые методические особенности изучения тем по истории Народ умирает, когда становится
Населением, а населением он
Становится тогда, когда забывает
Свою историю.
Федор Абрамов.
История - это проявление души народа, его золотой запас. С преподаванием истории как учебного курса в начальной школе связано решение развития младших школьников. Традиционный пропедевтический курс выборочно знакомит детей с наиболее яркими и значительными событиями отечественной истории.
Особенностью первого урока «Введение» является совместная поисковая работа на уроке.
-Что это за слово такое – «история»? Что оно означает?
В ходе работы с понятием «история» дети строят собственные гипотезы, что оно может означать. Совместно приходим к определению понятия: «История изучает прошлое: прошедшие события; жизнь людей, их занятия и культуру».
Это заносится в первый опорный конспект:
события
жизнь
история = прошлое, занятия людей
культура.
Дальнейшая экскурсия – путешествие в мир истории проходит с использованием иллюстраций, картин, таблиц по истории древнего мира, истории средних веков, истории России. Продолжается работа с понятиями: история, истории всемирная, история Отечества. Вместе делается вывод: история-это дорога во времени, где главная роль принадлежит человеку.
Дальнейшая работа на уроке проводится с целью знакомства с историческими источниками. Дети выясняют, что такое исторический источник, каким он бывает, какие знания о прошлом может сообщить и т.д.
Постоянно в ходе урока звучат вопросы: предположите, почему… предположите, что… подумаем, в какой ситуации предположите, какие, подумаем, каким образом и т.д.
При организации совместного поиска, в котором каждый ребенок напрягает ум, в совместной деятельности с товарищами и учителем, приходим к определенным выводам.
По теме «Моя родословная» дети строят логическую цепочку – Отечество - отец- отче- Отчизна- дом, в котором я живу,- отчий дом - родной дом- Родина.
Родина - родимая – мать, образ Родины – образ матери.
Наша Родина – наш край – Заворонежское – наш отчий дом – место, где мы родились и живем.
Этот лексический ряд может помочь в осмыслении понятия «Отечество». В конце урока можно предложить детям написать добрые слова о своем селе, а дома нарисовать его.
Работая над понятием «родословная» составляется лексический ряд : Заворонежское – Россия – Русь-Родина – родимый край – край, где мы родились, где живут наши родители – наш род – наша родословная.
Родословная – родословное древо – древо рода, семьи.
-Подумаем, где может храниться память семьи, рода.
-В семейном альбоме, в семейном архиве… - Так мы узнаем еще один вид исторического источника. Берется фотография любого ребенка в детстве. Например, девочка собирает грибы.
-Предположите, какая ситуация могла возникнуть в жизни с девочкой.
Дети высказывают интересные мнения, придумывает каждый.
Событие прошло, стало историей. В домашнем задании предлагается детям по одной из фотографий семейного альбома подготовить исторический рассказ о каком-либо интересном, на их взгляд, семейном событии.
Затем появятся первые родословные. Дорога семьи во времени оформляется в виде ленты времени. Таким образом, первые теоретические знания хронологии дети смогут добыть самостоятельно в творческой поисковой деятельности, изучая историю собственной семьи, своего рода.
После этого уже можно вести разговор о родословном древе человечества.
Сложнейший теоретический материал исторической науки, ориентируемый на понятия исторического пространства и времени, становится для детей понятным, ощутимым. Знакомясь с первобытным человеком и прародиной человечества, они решают самостоятельно проблему расселения людей, как, почему, каким образом, как первооткрыватели, впервые на контурной карте прокладывают пути первым людям в Европу и Азию.
История живет в образах и действиях, трогает тончайшие струны переживания, сопричастности в душе ребенка.
На уроках идет использование новых видов исторических источников; экспонаты музеев, библия, мифы. Возникающие противоречия в овладении знаниями, связанные с неоднозначностью усваиваемых сведений, ставят учащихся в условия выбора из двух-трех преподносимых им точек зрения на одну и ту же проблему исторического исследования. В таких условиях интеллектуальной пассивности просто нет места.
При изучении темы «Географические названия – свидетели прошлого» изучается расселение славян, идет обсуждение различных точек зрения на происхождение слова «Русь». Идет как бы возвращение к известным уже знаниям, но в новых связях, на новом уровне, а следовательно, создаются условия для развития ребенка. При изучении жизни славян-кривичей используется рассказ Л. Обуховой «Давным-давно», легенда о реке Витьбе. Появляются разные взгляды на события. Работа с картой при изучении «Жизнь и быт северных соседей славян-варягов. Путь из варягов в греки».
На уроках используются и такие исторические источники, как первоисточник – летопись «Повесть временных лет».
Преподавание курса предусматривает организацию экскурсий, опору на историческую живопись, широкое использование видеофильмов, альбомы по истории культуры и аппликаций по истории Древнего мира, фонозаписей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.