Дисциплина: Русская литература
Преподаватель: Омарбекова А..Ж.
Класс:10
Тема: Некрасов Н.А. Жизнь поэта и гражданина. Основные мотивы лирики. Тема города. Крестьянский мир в поэзии Некрасова. Тема поэта и поэзии.
Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов...
Н.Г. Чернышевский
1. Сообщение: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
В 1821 г. в местечке Немирово (Украина), в семье отставного майора родился Н.А. Некрасов. Детские годы он провел в селе Грешнево на берегу Волги, близ Ярославля. Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.
Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме «Мать» (1877):
Под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности. Учась в ярославской гимназии (1832-1837), он писал «сатиры» на одноклассников и лирические стихи.
Но отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 г. отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк.
Некрасов ослушался отца - подал документы в университет. За это непокорный сын был лишен материальной поддержки. В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца.
В середине 40-х годов под редакцией Некрасова выходят четыре альманаха, среди которых особенно интересны «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Здесь выступили писатели «натуральной школы» - Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов. 1847-1866 гг. Некрасов возглавляет журнал «Современник»; журнал был под постоянной угрозой закрытия и держался благодаря мужеству и редакторской мудрости Некрасова. После смерти Белинского в 1848 г., в период «мрачного семилетия» в «Современник» пришел (1848-1855) Чернышевский. Некрасов сразу же увидел в молодом безвестном журналисте человека огромного ума и таланта. Чернышевский вместе с Некрасовым стал руководителем журнала. Вскоре к ним присоединился Добролюбов.
В начале 1862 г. правительство запрещает издание «Современника» на 8 месяцев, а в июле 1862 г. увозят в Петропавловскую крепость Чернышевского. Цензурный комитет неоднократно заявлял о вредном направлении органа революционной демократии, о «соблазнительном действии его на молодое поколение». Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны. Но с января 1868 г. поэт приступает к изданию нового журнала «Отечественные записки», который продолжил традиции «Современника».
В 1861 г. Некрасов пишет поэму «Крестьянские дети», где рассказывает о мечтах о лучшей доле народа.
В 1863 г. написана поэма «Мороз, Красный Нос» - о трагической стороне народной жизни. В этом же году Некрасов начинает работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», над которой работал до конца жизни, но так и не завершил.
В начале 1876 г. Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни (рак), операция не помогла, и через два года его не стало.
2.Основные темы и мотивы лирики Н.А. Некрасова
Тема города
Тема родины и народа
Тема поэта и поэзии
Любовная лирика
Идеал общественного деятеля
3. Чтение и анализ стихотворений. Тема города в Лирике Некрасова
Город нашел в Некрасове своего жреца и свою
жертву, своего поэта и своего прозаика... Ю. Айхенвальд
Стихотворения для чтения: из цикла «На улице»: «Вор», «Проводы», «Гробок», «Ванька» и цикл «О погоде». (Каждое стихотворение представляет собой жанровую сценку.)
Ответьте на вопросы:
- Какие идеи, темы и мотивы объединяют стихотворения цикла «На улице»?
- На чьей стороне симпатии автора в стихотворениях обоих циклов?
- Почему Некрасов говорит: «Мерещится мне всюду драма»?
- Цикл «О погоде» был создан в 60-е годы. На первый взгляд он представляет собой целый калейдоскоп разрозненных случаев, звучат разнообразные голоса. Какой центральный образ объединяет цикл в законченное целое?
4. Чтение и анализ стихотворений. Тема родины и народа.
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит Отчизны своей…
Н.А. Некрасов
- Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэт видел, как тяжело жилось народу в тяжелых социальных условиях того времени. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа – все эти стороны русской действительности волновали поэта-патриота, угнетали его сознание гражданина:
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг…
Стихотворения для чтения:
«В дороге» (1845) «Тройка» (1846)
«Несжатая полоса» (1854) «Забытая деревня» (1855)
«Школьник» (1856) «Размышления у парадного подъезда» (1858)
«Плач детей» (1860) «В полном разгаре...» (1862)
«Железная дорога» (1864) «Размышления у парадного подъезда» (1858)
- Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений...» автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону и споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической уверенности.
- Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?
«Железная дорога» (1864)
- Поэт призывал «не робеть за отчизну любезную», так как надеялся, что народ завоюет себе счастье:
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только, жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
Поэт видел «пору прекрасную», когда Россия станет «свободной, гордой и счастливой».
«Я верую в народ», – писал Некрасов. Всю жизнь его любимыми героями были борцы за народное счастье, а его заветным идеалом – свободная родина.
1. Чтение и анализ стихотворений. Тема поэта и поэзии. «Поэт и гражданин» (1856)
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Н.А. Некрасов.
- Манифестом гражданской поэзии Некрасова стало стихотворение «Поэт и гражданин», открывшее собой сборник стихотворений поэта, принесший ему всенародную славу. Стихотворение «Поэт и гражданин» было написано в то время, когда борьба представителей революционно-демократического направления в искусстве с приверженцами «чистого искусства» была в самом разгаре.
- О чем спорят герои стихотворения?___________________________________________
- Кто победил в этом споре?____________________________________________________
Вывод: Каким должен быть поэт?_______________________________________________
Какова его роль в обществе? ___________________________________________________
Каковы, по мнению Некрасова, задачи поэзии? ___________________________________
Домашнее задание:
1. Выучить наизусть стихотворения Н.А. Некрасова: «Забытая деревня»,
«Элегия» (отрыв.), «Поэт и гражданин» (отрыв.)
2. Подготовить рассказ о творчестве Н.А. Некрасова.
Литература: 1. Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения, Г. Г.Лукпанова, В.В. Савельева, Г.М.Мучник, Г.М. Камбарбаева. и др. "Мектеп" 2015.
2.Хрестоматия «Русская классическая литература и современность» для 10 класса,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.