Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)
Оценка 4.6

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Оценка 4.6
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
8 кл—11 кл
08.08.2017
Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)
Предлагаемый методический материал носит информационный характер, имеет литературную направленность, может быть использован при подготовке к урокам соответствующей тематики, при написании докладов, сообщений учащимися, в кружковой работе, при оформлении школьной литературной гостиной. В материалах литературной гостиной освещаются жизнь, творчество поэтов и писателей разных временных периодов, дается анализ. Характеристики героев, особенности построения произведений, описание жанров и т.д.
Маяковский.doc
Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной) В 1915 году Маяковский познакомился с супругами Лилей и Осипом Брик. Лиля Брик стала его поэтической музой. Ей посвящена большая часть стихотворений   Маяковского.   Эта   любовь   была   трагична   по   своей   сути («Лиличка!»,   1916).   В   стихах   Маяковский   неоднократно   рассуждал   об особенностях своего чувства: «Любовь моя — | тяжкая гиря ведь — | висит на тебе, | куда ни бежала б».  Вместе с тем и жизни без любимой нет: «Кроме любви твоей, | мне | нету моря», «Кроме любви твоей, | мне | нету солнца». «Облако  в   штанах»   (1915).  Во   время   турне   по   России   группа футуристов   посетила   Одессу.   В.Маяковский   познакомился   с   Машей Денисовой,   влюбился,   но   любовь   осталась   безответной.   Поэт   тяжело переживал   свою   безответную   любовь.   В   поезде,   уезжая   из   Одессы, Маяковский   читал   друзьям   фрагменты   поэмы   «Облако   в   штанах»:   «Вы думаете, это бредит малярия? | Это было | было в Одессе...» Поэма   была   завершена   с   посвящением   Лиле   Брик   «Тебе,   Лиля». Первоначальное   название   поэмы   –   «Тринадцатый   апостол»   цензурой   было воспринято как кощунство над христианством, кроме этого указывалось, что в поэме Маяковский соединил «лирику и большую грубость». В ответ поэт пообещал быть «безукоризненно нежным, не мужчиной, а облаком в штанах». Эта   фраза   послужила   основой   нового   названия.   В   издании   1915   года   был подзаголовок – тетраптих (произведение в 4 частях). Каждая часть выражала отрицание:  «Долой  вашу  любовь!»,  «Долой   ваше   искусство!»,  «Долой  ваш строй!», «Долой вашу религию!». Поэму   «Облако   в   штанах»   исследователи   называют   вершиной дореволюционного   творчества   В.В.Маяковского,   в   котором   тема   любви сочетается   с   темами   значения   поэта   и   поэзии   в   обществе,   отношения   к искусству, религии. В поэме отмечаются лирические и сатирические ноты, что придает   произведению   драматическое   звучание.   В   целом   же   это   поэма   о любви. Во вступлении подчеркиваются мотивы лирики и причины трагедии В.В.Маяковского   (противопоставленность   лирического   героя   толпе, «жирным»): «Мною опять славословятся / мужчины, залежанные, как больница, / и женщины, истрепанные, как пословица». Во вступлении содержатся и радостные, светлые ноты: «У меня в душе  ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней! / Мир огромив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний». Первая часть поэмы – крик недовольства: «Долой  вашу  любовь!» Что кроется за этим отрицанием? Лирический герой ждет встречи с Марией, но ее нет и нет. Сердце лирического героя в тоске и тревоге, выражается это через видение   им   окружающего   мира:   вечер   «уходит»,   сменяясь   мраком   ночи; канделябры «хохочут и ржут» в спину уходящего вечера; «городской прибой» «обрызгивает»   своим   громом;   «ляскают»   двери,   полночь   «режет»   ножом; гримасничают   «дождики»,   «как   будто   воют   химеры   Собора   Парижской Богоматери». Все это представляется в увеличенных размерах, а лирический герой – «жилистая громада», «глыба». Глаголы передают отчаянное страдание лирического   героя   («стонет,   корчится»,   «скоро   криком   издерется   рот»). Фразеологизмы перерастают в метафору («спрыгнул нерв», «потом забегал, взволнованный,  четкий»).  Мария   приходит   и   сообщает:  «Знаете,   я  выхожу замуж». Кражу любимой поэт сравнивает с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. Тема любви получает новое осмысление. Он выступает против поэтов, которые воспевают «и барышню, и любовь, и цветочек под росами» и уходят от социальных проблем. Во   второй   части   поэмы   Маяковский   переходит   к   теме   искусства, которое не хочет видеть страдания людей, как «улица корчится безъязыкая – | ей нечем кричать и разговаривать». Нищие и калеки (герои ранней лирики) требуют  внимания  к   себе: «...Улица  присела   и  заорала:  "Идемте  жрать!"». Поэты сторонятся их, а Маяковский считает, что они «чище венецианского лазорья, | морями и солнцами омытого сразу!». Я знаю — солнце померкло б, увидев, наших душ золотые россыпи! Тема   поэта   и   поэзии   звучит   все   сильнее.   В.   Маяковский   противо­ поставляет   себя   «поэтикам»   –   «...я   –   где   боль,   везде»;   обращаясь   к «пиликающим поэтикам», он заявляет: «Долой ваше искусство!». В   третьей   части   автор   отрицает   господствующий   строй,   который порождает искаженную любовь и псевдоискусство. Бесчеловечное устройство мира   порождает   жестокость   среди   людей,   как   результат   этого   возникают тюрьмы,   виселицы,   сумасшедшие   дома.   Навстречу   сильным   выходит лирический герой с лозунгом «Долой ваш строй!». В четвертой части – «Долой вашу религию!» поэт явно богохульствует, вводит богоборческие мотивы. И снова, как в начале поэмы, он обращается к Марии.   Это   и   мольбы,   и   упреки.   В   итоге   поэт   остается   с   кровоточащим сердцем. С   1915   по   1919   год   Маяковский   жил   в   Петрограде,   был   автором журнала «Новый Сатирикон» (до 1918 года). Здесь он опубликовал «Гимн судье», «Гимн  ученому», «Гимн  обеду»  и  другие произведения,  в  которых углубляется тема социального протеста против «мерзости жизни». Главное произведение этого периода – поэма «Война и мир». В ней война показана как всемирная трагедия. Поэт называет и виновников этой трагедии. При всем ужасе,   описанном   в   поэме,   звучат   и   оптимистические   нотки:   «Вселенная расцветет еще, радостна, нова». В   сентябре   1915  года   Маяковский   был   призван   на   военную  службу. Февральскую   и   Октябрьскую   революции   В.В.   Маяковский  принял восторженно.   После   Февральской   революции   он   участвовал   в   новых творческих   объединениях   («Союз   деятелей   искусства»,   «Свобода искусству»),   выступал   на   митингах,   собраниях,   понимал   продолжающуюся войну   как   патриотическую.   Маяковский,   романтик   в   жизни   и   творчестве, видел свой долг в том, чтобы вернуть каждому человеку на Земле чувство собственного достоинства. В дореволюционном творчестве это выражалось в форме   индивидуального   протеста.   Когда   революционные   массы   выступили против социальной несправедливости, Маяковский ощутил свое единение с народом.   В   его   творчестве   возник   пафос   романтического   насилия   над историей и стал определяющим. Революционные события дали импульс и возрождению футуристической эстетики.   Довольно   быстро   возникла   концепция   «коммунистического футуризма»   («комфута»),   в   поэзии   В.В.Маяковского   она   нашла   свое практическое отображение. Так, в поэме «Левый марш» отмечается типичная для   футуризма   конкретно­социальная   образность   в   воплощении   темы будущего («Ваше слово, товарищ маузер»). Основные темы и проблемы послеоктябрьского творчества В.В.Маяковского. «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось», – писал поэт в автобиографии «Я сам». Первыми поэтическими строками Маяковского, адресованными уходящему миру, стали: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, | День твой последний приходит, буржуй» (1917). Революцию Маяковский горячо приветствовал, потому что видел в ней возможность   разрешения   конфликта   между   «громадой­ненавистью»   и «громадой­любовью». Он стал певцом революции, будучи по природе своей бунтарем.   Смену   строя   Маяковский   воспринимал   как   возможность реализовать   свои   желания   и   утопии:   уничтожить   буржуазный   мир, ниспровергнуть   старое   искусство   и   мораль:   «Граждане! /  Сегодня   рушится тысячелетнее «Прежде». /  Сегодня   пересматривается   миров   основа.   /  до   последней   пуговицы   в   одежде   жизнь   переделаем   снова!» Сегодня   / («Революция»,  1917).  В стихотворении «Ода революции» (1918) поэт говорит о «двуликости» революции.   Смесь   жестокости   и   гуманизма,   созидания   и   разрушения,   и неизвестно,   чем   она   обернется   –   «строгой   постройкой»   или   «грудой развалин».   Способность   отвергнуть   традиционные   моральные   ценности становится для него возможностью подняться над обывательским взглядом на вещи. Поэт   явился   одним   из   организаторов   и   руководителей   нового художественного   объединения   –   ЛЕФа   (Левого   фронта   [искусства]).   Три новых   принципа   искусства,   выдвигаемые   лефовцами,  гласили:   художник должен понять необходимость писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент  {принцип социального заказа);  материалом для   творчества   должен   стать   не   вымысел,   а   факт  (принцип   литературы факта);  задача   искусства   –   напрямую   вторгаться   в   жизнь,   приближая будущее (принцип искусства­жизнестроения). Маяковский   верил,   что,   воплощая   в   жизнь   революционные   лозунги, можно   преодолеть   трагедию   одиночества,   невостребованной   личности   в бездуховном обществе. Если в дореволюционном творчестве поэт предлагал новое видение мира, то теперь эту роль он уступил партии и пролетариату, определив себя как глашатая их воли. В его послереволюционном художе­ ственном мире образ лирического героя меняется. Началом трансформации, ее поворотной вехой стало стихотворение  «Поэт – рабочий» (1918).  Здесь поэт, сняв маску «грубого гунна», отказавшись от позы гордого трагического одиночества,   протягивает   руку   Другому   с   предложением   о   союзе.   Этим Другим оказывается Рабочий, основа союза Поэта и Рабочего – в сходстве их труда.   Маяковский   был   готов   слышать   и   слушать   голоса   других   людей. Чувство собственного достоинства, которое в раннем творчестве заставляло лирического героя Маяковского подниматься против «мира сытости», теперь превратилось в чувство равенства с массами: «Я себя | советским чувствую | заводом, | вырабатывающим счастье». В идеале человека­гражданина поэт сконцентрировал мечты и упования тех людей, которые поверили в революцию. Его герой, при всем стремлении к единению   с   «другими»,   не   растворен   в   массе.   Человек­гражданин   –   это личность, переживающая социальные явления как факты собственной жизни, равная обществу и достойная его. Работа В.В.Маяковского в «Окнах РОСТА».   С   октября   1919   по  февраль   1922   года   Маяковский   сотрудничал   в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Вместе с ним работала группа художников:   из  газетных  сообщений  отбирали  самые  важные,  на  эти  темы делали   рисунки,   а   рифмованные   подписи   к   ним   сочинял   Маяковский;   но плакаты,   вывешиваемые   в   больших   окнах   пустующих   магазинов,   были безымянными.   Для   поэта   работа   в   РОСТА   стала   лабораторией,   где   он освобождал   стих   от   всего   того,   что   считал   лишним   «многословием».   Эта работа   способствовала   развитию   у   Маяковского   таланта   сатирика:   он   сам называл свое творчество для «Окон РОСТА» «грозный смех».  Часто объектом и результатом работы Маяковского в этот период были частушки,   рекламные   стихи,   лозунги   для   оформления   витрин   и   улиц, киносценарии. Постепенно   происходил   процесс   слияния   лирического   героя Маяковского с персонажами его произведений. Поэт как бы стремился найти себя в массе, из «я» стать частью «мы» («Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», 1928). Со временем «пролетарский колорит» в стихотворениях Маяковского превратился в пролетарский жаргон, иногда на грани междулитературным и ненормативным речевыми стилями. Чаще всего это стиль брани: «Посылаю к чертям свинячьим | все доллары | всех держав» («Вызов»); «К любым чертям с матерями катись | Любая бумажка...» («Стихи о   советском   паспорте»).   В   стихотворении   «Моя   речь   на   показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели» поэт дает объяснение такому поведению своего героя: «Но ругань моя – не озорство, | а долг, | товарищ судья». Лирический герой Маяковского погружа­ ется в роль пролетария, стремится исполнять ее наиболее убедительно, при этом не только речь, но и все его поведение строится как поведение рабочего, малообразованного, но преданного революции. Чем дальше продвигался этот процесс, тем больше герой Маяковского приобретал черты люмпена (люмпен —   деклассированный   слой   людей   (преступники,   бродяги,   нищие),   а   также человек,   принадлежащий   к   такому   слою;   люмпен­пролетариат   –   деклас­ сированный   слой   людей   из   пролетариата).   Стремясь   найти   единство   с пролетарием   путем   опрощения,   герой   Маяковского   опустился   до   уровня пролетарской массы. Грубость и раньше была приметой стиля Маяковского. Тогда это было выражением вызова старому миру. Грубость героя лирики послереволюционного периода стала выражением уверенной силы, права быть верховным   судьей.   В   статье   «Как   делать   стихи?»   Маяковский   заявил: «Революция выбросила на улицу корявый говор миллионов, жаргон окраин полился   через   центральные   проспекты,   расслабленный   интеллигентский язычишко... все эти речи, шепотком произносимые в ресторанах, – смяты. Это – новая стихия языка. Как его сделать поэтическим?». Такова формулировка творческой задачи, которую он выполнил, сделав люмпенский жаргон своей речью. Маяковский   создал   образ   Рабочего   как   высшего   идеала,   средоточия всех ценностей. Лирический герой его поэзии, стремившийся к преодолению одиночества, теперь пришел к обезличенному «одному из» многих братьев по классу. Образ поэта­Рабочего задумывался как модель человека будущего, но оказался   несовместим   с   общечеловеческими   духовными   ценностями. Душевная   жизнь   человека   определялась   теперь   классовой   идеологией.   Из этого выросла трагедия Маяковского человека и поэта.

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)

Немного о Маяковском. (Материалы литературной гостиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017