Необходимость и перспективы введения элективных курсов «Экология человека» в образовательных учреждениях
Оценка 4.6

Необходимость и перспективы введения элективных курсов «Экология человека» в образовательных учреждениях

Оценка 4.6
Семинары
doc
экология +1
Взрослым
14.12.2018
Необходимость и перспективы введения элективных курсов  «Экология человека» в образовательных учреждениях
Экологический подход к решению любых вопросов в настоящее время просто неизбежен. Это понимание стало широким во многих странах мира уже давно. В нашей же стране заговорили об этом усиленно только в последние годы. Стали появляться книги, статьи, зашумели газеты. Люди поняли всю опасность загрязнения окружающей среды. Поэтому, для успешного решения проблем, стоящих перед человеком современности, важное значение имеет всеобщее экологическое образование населения, основным элементом которого является формирование экологической культуры, начиная с дошкольных и школьных учреждений. Актуальность введения данных курсов связана также с все еще более обостряющимся противоречием между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды. При изучении данных курсов углубляются знания учащихся об основных причинах, нарушающих устойчивость природных систем, влияющих на качественное состояние природных компонентов в природных комплексах, снижающих способность природы воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека.
Необходимость и перспективы введения элективных курсов.doc
Необходимость и перспективы введения элективных курсов  «Экология человека» в образовательных учреждениях Тунасова А.Р., учитель биологии и химии МБОУ Гимназия с.Новотаймасово муниципального  района Куюргазинский район Республики Башкортостан Экологический   подход   к   решению   любых   вопросов   в   настоящее   время просто неизбежен. Это понимание стало широким во многих странах мира уже давно. В нашей же стране заговорили об этом усиленно   только в последние годы.   Стали   появляться   книги,   статьи,   зашумели   газеты.   Люди   поняли   всю опасность загрязнения окружающей среды.  Да,   мы   пытаемся   уловить   соединения   хлора,   ртути   и   др.   но   ведь   их, вредных   веществ,   сто   тысяч.   Одни   соединяются   непредсказуемо.   Даже безвредное   для   окружающей   среды   вещество   вдруг   может   оказаться   таким катализатором,   что   даст   страшную   реакцию.   Получается,   мы   сидим   на пороховой   бочке,   которая   много   хуже   атомной.   Атомную   гонку   можно предотвратить,   атомное   загрязнение   среды   можно   прекратить,   но   вот химическое загрязнение мы прекратить не можем, хотя такие попытки делаются. Химия интенсивно вторгается в биосферу. Над человеком нависла смертельная угроза самоуничтожения, он может в любой момент исчезнуть с лика Земли, что будет противоестественно для человека разумного. С другой стороны, человек сам,   своим   разумом   создал   эту   противоестественную   ситуацию,   а   теперь начинает   все   острее   осознавать   необходимость   «высокого   соприкосновения» разума с самим собой, разума, соединенного с гуманностью, т.е. необходимость мудрости. Человек все больше начинает обращаться к себе самому, становится не только субъектом, но и главным объектом познания. Поэтому,   для   успешного   решения   проблем,   стоящих   перед   человеком современности,   важное   значение   имеет   всеобщее   экологическое   образование населения,   основным   элементом   которого   является   формирование экологической   культуры,   начиная   с   дошкольных   и   школьных   учреждений.   В связи   с   этим   педагогами   энтузиастами   разрабатываются   системы междисциплинарных   элективных   курсов   по   экологическим   проблемам. Актуальность   введения   данных   курсов   связана   также   с   все   еще   более обостряющимся противоречием между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды. При изучении данных курсов углубляются знания учащихся об основных причинах, нарушающих устойчивость природных систем,   влияющих   на   качественное   состояние   природных   компонентов   в природных   комплексах,   снижающих   способность   природы   воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека.  Изучение   данных   курсов   способствует   формированию   научного мировоззрения   учащихся,   глубокому   пониманию   ими   неразрывного   единства природы и общества, формируется эколого­экономическая грамотность, у них вырабатывается способность к учету воздействия на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с деятельностью человека. Формируются знания и о влиянии природных условий и ресурсов на жизнь и деятельность человека. Во всех этих элективных курсах главное место следует отводить человеку, так как сейчас все напрямую связано с ним, с его собственной деятельностью. Назову несколько причин введения элективного курса в образовательных учреждениях: 1. глобальность вопроса экологии человека; 2. недостаток урочного времени для изучения данной проблемы; 3. разносторонние интересы учащихся; 4.   трудность   восприятия   на   уроке   учащимися   сразу   большого   объема материала. В   программу   элективных   занятий   по   экологии   человека   целесообразно включить следующие темы: 1. Человек и город (где будет рассматриваться влияние мега­городов на   организм   человека,   в   частности:   загрязнение   воздуха   и   воды, шумовых нагрузок). 2. Человек и стрессы. 3. Человек   и   природные   явления   (о   влиянии   на   организм   человека таких природных факторов, как магнитные поля и гравитация). 4. Человек и вода. 5. Человек в экстремальных условиях (о приспособлении человека к экстремальным условиям). 6. Человек и атомная радиация. 7. Человек   и   микроорганизмы   (о   микробиологической промышленности и действии микроорганизмов на человека). 8. Человек и пища (о проблеме питания в современных условиях). 9. Человек   и  научно­технический   прогресс (о   влиянии  технического прогресса). Конечно,  для  успешного   проведения   занятий   на  элективах   необходимы методические пособия для учителей, в которых в достаточной мере освещались бы современные вопросы экологии человека. Поскольку поиск разрозненного материала по отдельным темам отнимает много времени у учителя, а анализ существующей методической литературы для учителей показывает, что вопросы экологии человека  здесь не раскрываются в достаточной мере, то возникает необходимость   в   разработке   и   защите   авторской   программы   педагогами. Собранный   материал   можно   будет   использовать   не   только   на   элективных курсах, но и применять на уроках при изучении различных разделов в школьном курсе биологии, химии, физики, географии. Нельзя   забывать,   что   у   нас   ­   педагогов   есть   очень   трудолюбивые помощники   –   это   наши   ученики.   Можно   начать   с   мини­проектов   по предложенным выше темам и перейти к исследованию этих вопросов в старших классах. В своей практической деятельности я начала именно с этих ступеней. По природе все дети исследователи, нам педагогам просто нужно запустить этот механизм. А результат не заставит долго ждать. Возможно, мы получим новых докторов наук, профессоров, ученых, обладателей Нобелевской премии.

Необходимость и перспективы введения элективных курсов «Экология человека» в образовательных учреждениях

Необходимость и перспективы введения элективных курсов  «Экология человека» в образовательных учреждениях

Необходимость и перспективы введения элективных курсов «Экология человека» в образовательных учреждениях

Необходимость и перспективы введения элективных курсов  «Экология человека» в образовательных учреждениях

Необходимость и перспективы введения элективных курсов «Экология человека» в образовательных учреждениях

Необходимость и перспективы введения элективных курсов  «Экология человека» в образовательных учреждениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018