Личностные: осознание ценностей биологических знаний как компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели, задачи, умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации, умение взаимодействовать с товарищами, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладевать практическими навыками, уметь применять полученные знания на практике.
Предметные: знать особенности строения, жизнедеятельности представителей царств живой природы, уметь вести описание биологических объектов, решать биологические задачи, делать выводы и обобщения изученного, проводить наблюдения и ставить опыты над живыми организмами, находить черты отличия и сходства.
Тема урока: Условия необходимые для прорастания.
Место проведения: кабинет биологии.
Дидактические цели (для учителя): создание условий для обобщения знаний
каждым учащимся по теме урока.
Цель (для учащихся): обобщение знаний о многообразии живых организмов и их
взаимосвязи.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о представителях четырех
царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных.
Обучающие задачи:
углубить и расширить знания об особенностях жизнедеятельности бактерий,
грибов, растений, животных;
углубить и расширить знания о значении живых организмов в природе и для
человека.
Развивающие задачи:
развивать умения учащихся работать с учебником, дополнительной
литературой, с различными ЭОР;
учиться находить главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать
выводы;
Воспитывающие задачи:
формировать интерес к предмету;
осуществлять эстетическое воспитание учащихся;
формировать культуру общения при работе в группе;
формировать умение давать самооценку своей деятельности, позитивно
относиться к успехам и неудачам товарищей.
Корригировать связную речь.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей биологических знаний как компонента научной
картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели,
задачи, умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации,
умение взаимодействовать с товарищами, высказывать суждения, подтверждая их
фактами, овладевать практическими навыками, уметь применять полученные знания
на практике.
Предметные: знать особенности строения, жизнедеятельности представителей
царств живой природы, уметь вести описание биологических объектов, решать
биологические задачи, делать выводы и обобщения изученного, проводить
наблюдения и ставить опыты над живыми организмами, находить черты отличия и
сходства.Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения живой природы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей,
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Познавательные: извлекать информацию о царствах живой природы, делать отбор и
анализ информации, обобщать и систематизировать полученную ранее информацию.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах.
Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер,
ЭОР.
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы будем
изучать многообразие живых организмов.
а)рапорт дежурного
б) упражнения на дыхание, упражнение на внимание
II. Повторение.
Презентация.
Слайд 2. Урок проект приведёт нас к достиженеию поставленной цели: доказать,
что всё многообразие живой природы взаимосвязано между собой.
Физминутка. Отдохнем – ка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.
III. Новая тема:
Для того чтобы живые организмы хорошо росли и развивались, то есть жили, им
необходимы определённые условия. Основные из них это воздух, вода, свет, тепло,минеральные вещества и соседние организмы. Живые организмы дышат.
Необходимый для дыхания кислород они берут из воздуха. Важное значение для
растений имеет углекислый газ. Он участвует в образовании питательных веществ.
Всё живое нуждается также и в воде. Она входит в состав тел живых организмов.
Водные растения, рыбы, киты, дельфины в ней живут и быстро погибают, если их
вынуть из воды. Вода нужна и обитателям суши (рис. 105). Растения и животные не
могут долго обходиться без воды. У некоторых из них есть специальные
приспособления, чтобы сохранять воду во время засухи. Растения пустынь кактусы,
алоэ, агавы накапливают воду в толстых мясистых стеблях и листьях. Существуют
и животные, которые могут по несколько недель обходиться без питья.
Они довольствуются водой содержащейся в растениях, которыми они питаются.
Важную роль в жизни организмов играет солнечный свет. Рис.106 стр.111.
Слайд 3.
По слайдам презентации ответить на вопросы и загадки.
Создать синквейн.
Актуализация знаний. Задание: по ходу презентации, выписывайте ключевые слова.
НО, ВНИМАНИЕ! Вы не должны исправлять написанное, на обсуждение и запись
даётся 1 минута.
Слайд 5. Пять царств, в которых организмов много, мы называем матушкой...
Ответ детей: природой.
Слайд 6. Загадка:
Предметы природы, которые дышат,
Растут, размножаются, бегают, слышат,
Могут ходить и вертеть головой, —
Это предметы природы...
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: живой.
Обобщение знаний. Все живые организмы в природе связаны через пищевые
цепочки.
Слайд 7. Вопрос: Кто первым и откуда берёт энергию для пищевых цепочек?
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: растения от солнца.
Слайд 8. Давайте проверим, кто даёт первичную энергию.
Нука, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: солнце.
Слайд 9. Давайте теперь проверим кто первым стоит в цепочке питания.
Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется...На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: трава (вариант “растение” то
же правильный).
Слайд 10. Ответьте на вопрос: а мы с вами можем сами создавать органические
вещества как растение? Ответ детей: нет. Подумайте и угадайте, какое растение для
нас является очень важным!
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пшеница (возможен вариант
рожь).
Слайд 11. Угадайте, кто стоит в цепочке питания на 2 и на 3 месте?
Белый по белому
Написал белым.
Рыжая пойдет,
Белого найдет.
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: заяц 2, лиса 3 место.
Вопрос учителя: кто из животных травоядный, кто плотоядный. Ответ детей: заяц –
травоядный, лиса – плотоядное животное.
Итак, мы выяснили, что в цепочке питания растение стоит на первом месте, так как
оно связывает энергию Солнца в энергию органических веществ.
Слайд 12. Но растения для животных являются не только источником питания, но и
для многих животных это дом.
Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями.
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: дерево (возможен вариант
“дуб”).
Слайд 13. Если мы говорим о взаимоотношениях царства Растений и царства Грибов,
то деревья и грибы создают микоризу взаимовыгодное сожительство.
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый...
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: боровик.
Слайд 14. Грибы также участники пищевой цепочки: Они разрушают отмершее
органическое вещество.
Слайд 15. Итак, кроме трав и деревьев, есть ещё одна жизненная форма растений.Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того.
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: кустарник.
Слайд 16. Растения являются пищей, жильём для животных, но и роль животных для
растений то же велика. Без этих животных не могут опылиться многие растения.
Полетала над цветами,
Полетала над полями.
Весело жужжала.
Набрала нектара.
И добычу понесла
Прямо в дом к себе...
На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пчела.
Мы должны беречь этих маленьких тружениц.
Слайд 17. Обобщаем знания. Если не будет солнца, то...
Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: солнце – первоначальный
источник энергии, растения связывают солнечную энергию в энергию органического
вещества.
Слайд 18. Обобщаем знания. Если не будет растений, то...
Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет первоначального
звена, готовых органических веществ для животных.
Слайд 19. Обобщаем знания. Если не будет бактерий, червей, грибов, то...
Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет разложения
органических веществ до минеральных.
Слайд 20. Правда ли, что всё взаимосвязано? Ответ детей: да.
Вправе ли человек поступать с Землёй так, как изображено на рисунке?
Ответ детей: нет.
Слайд 21. Итак, мы приступаем к созданию синквейна (от фр. cinquains, англ.
cinquain) пятистрочной стихотворной формы.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно
существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о
котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они
дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями,
описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение
автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно словорезюме, характеризующее суть предмета или
объекта.
Работа индивидуальная. Даётся 5 минут. Первое слово “Жизнь”.
1.
2.
3.
4.
5.Заключительный этап урока:
1. Назовите условия необходимые для жизни живых организмов.
2. Какие животные живут в воде.
3. Где живут светолюбивые растения.
4.
V. Итог:
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше запомнилось?
VI. Домашнее задание I – IIуровень, по тетради, дети III–IV уровня стр. 110113,
вопросы.