Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
10а |
____________Р.С-С.Алиханова |
Урок №2
по теме «Неорганические вещества клетки» (10 класс)
Задачи урока:
1. Расширить знания старшеклассников о химическом составе внутренней среды; строении и значении в жизни клетки различных неорганических соединений (на примере воды и минеральных солей).
2. Научить школьников выявлять связь между составом, строением молекулы, химического соединения и его функциями в клетке.
3. Убедить учащихся в том, что для понимания сущности протекающих в клетке процессов необходимы знания из разных областей естественных наук (биологии, химии, физики).
Оборудование: презентация
Ход урока:
1. Орг. Момент.
2. Изучение нового материала.
– Одним из основных общих признаков живых организмов является единство их элементарного химического состава. Независимо от того, к какому царству, типу или классу принадлежит то или иное живое существо, в состав его тела входят одни и те же, так называемые универсальные химические элементы. Сходство в химическом составе разных клеток свидетельствует о единстве их происхождения. Но количественное содержание тех или иных элементов в живых организмах и в окружающей их неживой среде существенно отличается.
– Что такое химический элемент? (Химический элемент – это определенные вид атомов с одинаковым зарядом ядра.)
Какие химические элементы преобладают в земной коре? (Кислород, кремний, алюминий, железо, магний, натрий, кальций – эти элементы составляют ≈ 98% массы земной коры) А какие химические элементы реобладают в живых организмах?
В клетках живых организмов встречается 90 различных химических элементов, из них 25 обнаружены практически во всех клетках. Эти химические элементы необходимы для их жизнедеятельности. Остальные элементы, вероятно, попадают в организм с водой, пищей, воздухом и не участвуют в жизнедеятельности.
Задача: Подсчитайте, сколько в человеке массой 85 кг будет составлять каждый элемент. ( Ответ: (слайд 5) кислород – 59,5 кг; углерод – 13,6 кг; водород – 7,65 кг; азот – 2, 125кг; кальций – 0, 85 кг; фосфор – 0,425кг; калий – 0,255 кг.)
Мы с вами выяснили, какова масса биогенов в организме человека определенной массы. Давайте посмотрим какие еще элементы есть в живых организмах.
По количественному содержанию в живых системах все химические элементы подразделяются на четыре группы: макроэлементы, мезоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Ультрамикроэлементы – бор, бром, серебро, золото, селен, мышьяк и др. Эти элементы составляют менее 0,000001%. Функции ультрамикроэлементов еще полностью не изучены, имеются лишь отдельные сведения о них: например, выяснено, что недостаток селена приводит к развитию раковых заболеваний.
Обратимся к таблице и посмотрим роль в организме некоторых элементов-биогенов.
Химический элемент |
Вещества, в которых химический элемент содержится |
Процессы, в которых химический элемент участвует |
Углерод, водород, кислород, азот |
Белки, нуклеиновые кислоты, липиды, углеводы и др. органические вещества |
Синтез органических веществ и весь комплекс функций, осуществляемых этими органическими веществами |
Калий, натрий Na+ и K+ |
|
Обеспечивание функции мембран, в частности, поддержание электрического потенциала клеточной мембраны, работы Na+/Ka+-насоса, проведение нервных импульсов, анионный, катионный и осмотический балансы |
Кальций |
Са+2 |
Участие в процессе свертывания крови |
Фосфат кальция, карбонат кальция |
Костная ткань, зубная эмаль, раковины моллюсков |
|
Пектат кальция |
Формирование срединной пластинки и клеточной стенки у растений |
|
Магний |
Хлорофилл |
Фотосинтез |
Сера |
Белки |
Формирование пространственной структуры белка за счет образования дисульфидных мостиков |
Фосфор |
Нуклеиновые кислоты, АТФ |
Синтез нуклеиновых кислот |
Хлор |
Cl- |
Поддержание электрического потенциала клеточной мембраны, работы Na+/Ka+-насоса, проведение нервных импульсов, анионный, катионный и осмотический балансы |
HCl |
Активизация пищеварительных ферментов желудочного сока |
|
Железо |
Гемоглобин |
Транспорт кислорода |
Цитохромы |
Перенос электронов при фотосинтезе и дыхании
|
|
Марганец |
Декарбоксилазы, дегидрогеназы |
Окисление жирных кислот, участие в процессах дыхания и фотосинтеза |
Медь |
Гемоцианин |
Транспорт кислорода у некоторых беспозвоночных |
Тирозиназа |
Образование меланина |
|
Кобальт |
Витамин В12 |
Формирование эритроцитов |
Цинк |
Алькогольдегидрогеназа |
Анаэробное дыхание у растений |
|
Карбоангидраза |
Транспорт СО2 у позвоночных |
Фтор |
Фторид кальция |
Костная ткань, зубная эмаль |
Йод |
Тироксин |
Регуляция основного обмена |
Молибден |
Нитрогеназа |
Фиксация азота |
Содержание тех или иных элементов в организме определяется не только особенностями данного организма, но также составом среды, в которой он обитает, и той пищей, которую он использует. Геологическая история нашей планеты, особенности почвообразовательных процессов привели к тому, что на поверхности Земли сформировались области, которые отличаются друг от друга по содержанию химических элементов. Резкий недостаток или, наоборот, избыток какого-либо химического элемента вызывает в пределах таких зон возникновение биогеохимических эндемий – заболеваний растений, животных и человека.
Во многих районах нашей страны – на Урале и Алтае, в Приморье и в Ростовской области количество йода в почве и воде значительно снижено. Если человек не получает с пищей нужного количества йода, у него снижается синтез тироксина. Щитовидная железа, пытаясь компенсировать нехватку гормона, разрастается, что приводит к образованию так называемого эндемического зоба. Особенно тяжелые последствия от недостатка йода возникает у детей. Сниженное количество тироксина приводит к резкому отставанию в умственном и физическом развитии. Чтобы предотвратить заболевания щитовидной железы, врачи рекомендуют подсаливать пищу специальной солью, обогащенной иодидом калия, употреблять рыбные блюда и морскую капусту.
Одни и те же химические элементы входят в состав как неорганических веществ (воды и минеральных солей), характерных и для живых организмов и существующих в неживой природе, так и органических веществ – углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, витаминов и др., характерных только для живых организмов.
Рассмотрим самое распространенное в живых организмах неорганическое соединение – воду, её роль в клетке.
Вода абсолютно необходима для всех известных форм жизни – не случайно человеческое тело на 60–70 % состоит из воды. Кроме того, она является средой обитания для многих организмов. Содержание воды в организме колеблется:
· В слюне, желудочном соке, грудном молоке содержится 90 – 99%.
· В клетках развивающего зародыша её более 90%.
· В крови – около 83%.
· Клетки взрослого организма – 80%.
· В костях всего лишь 15 – 20%.
Время обновления количества воды, равного весу тела, колеблется в зависимости от окружающей среды, к которой адаптирован организм; для амебы оно составляет 7 дней; для человека 4 недели; для верблюда 3 месяца; для черепахи 1 год; для кактуса 29 лет.
Вода играет очень важную роль в жизни любого живого организма. Следует помнить основные свойства и функции воды.
Давайте вспомним физические свойства воды.
Вода – это бесцветная прозрачная жидкость, без цвета, запаха и вкуса, максимальная плотность — при 4 °С, высокая теплоемкость, практически не сжимается; чистая вода плохо проводит тепло и электричество, замерзает при 0 °С, кипит при 100 °С, обладает высокой испаряемостью за счет слабых водородных связей, текучесть.
Какие химические элементы входят в состав молекулы воды?
Свойства воды в живом организме:
· Текучесть;
· Вода – хороший растворитель;
· Высокая теплопроводность и теплоемкость;
· Высокая испаряемость за счет слабых водородных связей;
· Гидролиз – разложение под действием воды;
· Высокая сила поверхностного натяжения воды.
Функции воды в живом организме:
· является средой обитания для многих организмов,
· является основой внутренней и внутриклеточной среды;
· вода обеспечивает тургор клетки, гидроскелет; обеспечивает поддержание пространственной структуры,
· транспорт крови, межклеточного вещества, цитоплазмы, лимфы;
· служит растворителем и средой для диффузии; пищеварение, многие химические реакции в организме идут с растворенными в воде веществами;
· регуляция тепла в организме; способствует охлаждению организма,
· гидратирует полярные молекулы,
· участвует в реакциях фотосинтеза и гидролиза,
· способствует миграциям и распространению семян, плодов, личиночных стадий,
· является средой, в которой происходит оплодотворение,
· у растений обеспечивает транспирацию и прорастание семян,
· способствует равномерному распределению тепла в организме и мн. др.
Другие неорганические соединения клетки
Другие неорганические соединения представлены в основном солями, которые могут содержаться или в растворенном виде, или твердом. Важное значение для жизнедеятельности клетки имеют катионы K+, Na+, Ca2+, Mg2+ и анионы HPO42—, Cl—, HCO3—,
Многие ионы неравномерно распределены между клеткой и окружающей средой, так, например, в цитоплазме концентрация ионов калия в 20 – 30 раз выше, чем с наружи, а концентрация ионов внутри клетки, наоборот, в 10 раз ниже. Именно благодаря существованию подобных градиентов концентраций осуществляются многие важные процессы жизнедеятельности, такие как возбуждение нервных клеток, сокращение мышечных волокон. После гибели клетки концентрация катионов снаружи и внутри быстро выравнивается.
Анионы слабых кислот (НСО3-, НРО42-) обеспечивают буферные свойства клетки. Буферность — способность поддерживать рН на определенном уровне (рН — десятичный логарифм величины, обратной концентрации водородных ионов). Величина рН, равная 7,0, соответствует нейтральному, ниже 7,0 — кислому, выше 7,0 — щелочному раствору. Для клеток и тканей характерна слабощелочная среда.
В твердом нерастворенном состоянии находятся в костной ткани, в раковинах моллюсков карбонаты и фосфаты кальция и магния, в зубной эмали — фторид кальция и т.д.
Результат диссоциации солей в клетке (катион).
Домашнее задание: п.6–8 читать и отвечать на вопросы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.