Неортодоксальные школы Древней Индии и их философские идеи.
Оценка 5

Неортодоксальные школы Древней Индии и их философские идеи.

Оценка 5
docx
10.12.2023
Неортодоксальные школы Древней Индии и их философские идеи.
философия.docx

Неортодоксальные школы Древней Индии и их философские идеи.

Индийская традиция делит свои философские системы на ортодоксальные(признают высший авторитет Вед) и неортодоксальные(не признают). Веды - это священные книги индусов, написанные стихами и прозой, сборники гимнов, молитв, заклинаний,легенд.

К неортодоксальным школам относятся буддизм, джайнизм и чарвака-локаята. Буддизм - мировая религия, морально-этическое учение со значительными философскими вкраплениями. Как и большинство школ индийской философии, считает, что жизнь - это страдание. "Четыре благородные истины" Будды провозглашают: существует страдание, есть причина страдания, можно прекратить страдания, есть путь, который ведет к этому. Причиной страданий является желание людей жить. А способ регулирования их восьмиступенчатый путь нравственного совершенствования человека: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная сосредоточенность. Этот путь является ничем иным, как средством овладения желаниями. На этом пути достигается нирвана - состояние невозмутимости и спокойствия, который прерывает сансаре - бесконечность рождений.

Интересной является онтологическая конструкция буддизма. Он является одним из немногих учений, отрицающих субстанциональную модель мира и рассматривают сущее как процесс, непрерывное становление. Все сущее состоит из психических и материальных элементов (дхарм), которые постоянно находятся в состоянии бытия-небытия, в состоянии пульсации между этими полюсами. На этом основании буддизм отрицает существование души как отдельной сущности.

Джайнизм возник одновременно с буддизмом, имеет общие с ним мотивы. Считает, что прервать карму (судьбу, проклятия) сансары можно аскетической жизнью.

Чарвака-локаята - единственная материалистическая школа Древней Индии. Основой мира считает п´пять элементов - воду, огонь, землю, воздух и (иногда) эфир. Каждый из них состоит из своих атомов, которые неуничтожимы и неизменны. Отрицает ведическое учение о карме и сансаре, существование Бога и души, его нравственному учению присущ отход от устоявшихся традиций индийской культуры.

В их этических учениях доминируют две мысли: жизнь - это страдания, а преодоление страданий возможно через бегство от мира. Эти мотивы, вероятно, порожденные незначительной ценностью жизни отдельной личности в восточных деспотиях. Они своеобразно отразили социальное положение индийских мыслителей. В Индии, в отличие от Китая, где конфуцианцы были придворными философами, мыслители были аскетами, жили в стороне от важных социальных событий. Этим обусловлено и отсутствие идей по рациональной перестройки общества, погружение в себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Неортодоксальные школы

К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята.

Одной из самых древних религиозных общин Индии, возникшей в VI—V вв. до н.э., были джайны, представители одной из самых древних религиозных общин Индии — джайнистской школы («джайна-дхарма» — религия джайнов), возникшей в VI—V вв. до н.э.

Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей — Вардхамана, по прозвищу победитель (Джина). Джайны верят, что мир существует вечно и никогда никем не создавался, он в своем бытии проходит периоды подъема и спада. Они утверждают также представление о существовании души и о ее переселении из тела в тело по прошествии определенного времени, причем, согласно их взглядам, новая жизнь человека зависит от того, что и как он сделал в своей предыдущей жизни, как он ее прожил. Главное в жизни любого человека, как утверждали джайны, — это самосовершенствование души (джива), благодаря которому происходит ее постепенное освобождение от всего того, что идет от бренного мира, — через подчинение человека правильной вере, правильному познанию и правильной жизни. Если душа будет поддаваться гневу, жадности, лжи, гордости, то она, пробыв какое- то время после смерти в аду, по закону кармы вновь обретет материальную оболочку и будет потом постоянно страдать. Главное в этом учении — сделать все зависящее от человека, чтобы прекратить поток своих бесконечных перерождений, совсем отделить душу от земных оболочек и добиться подлинного и полного спасения — раз и навсегда исчезнуть из мира материального и тленного.

Буддизм — древнейшая из мировых религий и особое философское учение — появился в VI в. до н.э. Основателем буддизма был индийский принц Сиддхартха Гаутама, уже при жизни личность которого была окутана легендами. Считается, что перед беременностью мать Сиддхартхи Гаутамы увидела предзнаменование: ей приснилось, что в ее тело вошел белый слон. Она поняла, что родит великого человека. Когда ребенок появился на свет, отец постарался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чем нужды, горя и поэтому никогда не выпускал его из дворца. Но Сиддхартха хотел узнать реальную жизнь и тайно проник в город. Во время этого путешествия он столкнулся со смертью, болезнью и старостью и испытал острое страдание, осознав, что счастье и наслаждение не могут длиться вечно.

В поисках путей освобождения от страданий Сиддхартха в 29 лет своей жизни покидает семью и уходит в отшельники, в «бездомность», обращается к духовным поискам истины, которую познал в состоянии глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом Бодхи. После многих лет размышлений, аскезы, одиночества Гау- тама достигает своего духовного пробуждения (отсюда и его второе имя — Будда — букв, пробужденный, просветленный) и постигает суть правильного жизненного пути.

Буддизм впервые обращается к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени, пола, а просто как к человеку. Будде в человеке важны только личные заслуги и качества, и ничего более. Очевидно, такая новая антропология буддизма — революционный прорыв в понимании сути человека. Центром этого учения являются всего четыре благородные истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности:

  • • жизнь человека неразрывно связана со страданиями, вызванными многими событиями и обстоятельствами в жизни человека — самим фактом рождения, болезнями, нереализованными желаниями и помыслами, старостью, смертью, утратой близких и родных;
  • • причиной любого страдания всегда является особая жажда — власти, богатства, удовольствий, могущества и т.д., которые заставляют человека совершать различные деяния и оставаться в круговороте жизни, в существовании в разных телах людей и животных вновь и вновь, что, в свою очередь, влечет за собой все новые и новые истрадания;
  • • главный и решающий шаг человека на пути к избавлению от всех этих страданий — это устранение основной причины страдания — жажды власти, богатства, удовольствий, могущества;

• достигнуть этой цели можно только правильным суждением, правильным стремлением, правильным вниманием и правильным сосредоточением человека, для чего надо стать на благой восьмеричный путь, суть которого следующая.

Поясним главное содержание сути этого восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как пространства страданий. Правильное решение — это готовность человека проявлять сочувствие к абсолютно всем живым существам. Правильная речь описывается как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь строится на безусловном выполнении всеми людьми — и монахами, и светскими буддистами — всех предписаний нравственности — пяти знаменитых буддийских заповедей. Эти пять заповедей такие: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых контактов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющих напитков.

Огромное место в буддизме отводится практикам медитации — способам правильного сосредоточения, разделяющимся на четыре степени погружения; человек, прошедший все стадии восьмеричного пути, с помощью медитаций приходит, согласно взглядам буддистов, к особому — освобожденному — сознанию и становится арха- том (доподлинно — «святой»). Архат ближе всего находится к конечной точке всего восьмеричного пути — он стоит на пороге нирваны (букв, угасание); по этим понятием понимается вовсе не гибель, но выход человека из бесконечного круговорота перерождений — страданий путем перехода не в следующее тело и новую жизнь, как в цикле перерождений, но в состояние нирваны.

Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна (букв, малая повозка), в котором утверждалось, что путь к нирване полностью открыт только для монахов, отвергшим мирскую жизнь. В учении же махаяны («большая повозка») важную роль играет культ бодхисатв — индивидов, уже вполне способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели для себя для того, чтобы помочь достигнуть состояние нирваны еще и другим людям. Сторонники этого учения (махаяны) рассматривают Будду не как историческую личность, а как наивысшее абсолютное существо, которое выступает в трех телах, из которых только одно телесное проявление Будды — человеческое, а другие — божественные, наполняющие вообще все живое. Интересно заметить, что началам восьмеричного пути, закону кармы должны быть подчинены и все боги, населяющие мир; более того, когда их заслуги исчерпываются, боги могут утратить свою божественную природу в следущих циклах перерождений. Иначе говоря, пребывание в облике бога — такое же временное состояние, как и пребывание во всяком другом облике (жизни).

Еще одна философская традиция — локаята (от санскр. л ока — (этот) мир, идущее из этого мира), учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати. Локаята совершенно скептически относится к догматике брахманизма, к догматической религии в целом. Это учение утверждает, что действительно существующим можно считать только то, что воспринимается органами чувств человека, и ничего более. Раз так, то нет никакого бога, нет души (а, значит, и брахмана и атмана), нет рая и ада и т.д. А что же есть? Наличие особой, принципиально индивидуальной природы всех вещей, определяющей ее строение и судьбу настолько, что все внешние воздействия не в состоянии изменить непреложный ход ее существования — принцип свабхавы. Настоящей целью бытия, согласно локаяте, является забота о том, чтобы настоящее существование было благополучным.

Постепенно именно этот элемент учения приведет локаяту к другому философскому учению — чарваки, по своим смыслам и основным положениям утверждающему гедонизм (от греч. наслаждение) — учение, считающее наслаждение высшим благом и критерием человеческого поведения, сводящему к нему все многообразие моральных требований.

Характеризуя рассмотренные нами ортодоксальные и неортодоксальные школы классического периода индийской философии, можно только еще раз выразить восхищение всей этой совокупностью великих прозрений и интуиций — мифологических, религиозных и философских взглядов индийских мудрецов, действительно постигших столько сокрытых тайн ради того, что сделать человека и мир только лучше, светлее, добрее.

На такие цели (со знаком «плюс») направлена не только индийская, но и многие другие философии (еще раз подчернем — далеко не все философии — со знаком «плюс», есть и совершенно другие, о чем речь пойдет впереди). В индийской же философии практически все доктрины рассматривают ее как практическую необходимость для лучшего руководства в жизни, как средство перехода из обычной человеческой жизни в жизнь просвещенную — против зла, ради истинного смысла жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Неортодоксальные школы Древней

Неортодоксальные школы Древней

Неортодоксальные школы К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята

Неортодоксальные школы К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята

Поясним главное содержание сути этого восьмеричного пути

Поясним главное содержание сути этого восьмеричного пути

Сторонники этого учения (махаяны) рассматривают

Сторонники этого учения (махаяны) рассматривают

Неортодоксальные школы Древней Индии и их философские идеи.

Неортодоксальные школы Древней Индии и их философские идеи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2023