СКАЗКА ДЛЯ 1 КЛАССА.
За столом сидит А.С Пушкин. Что-то пишет и размышляет.
Выходит Автор.
Добрый день, мои друзья!
Вас приветствую всех я!
И знаю я наверняка,
Что сегодня в зале этом
Собрались любители родного языка,
Будущие писатели, поэты.
Задания сложные всех ждут нас впереди,
Тут грамматических ловушек так и жди.
Я каждый раз слова пишу с опаской,
Ну а пока, друзья, посмотрим нашу сказку.
Пушкин. Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой,
Вот, стих готов. Записан на листе
Надеюсь, он откроет в мир поэзии дорогу.
Но вот вопрос: «А будут ли читать?
И мода на поэзию опять вернётся?
Да… поэтам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Устал…пора мне отдыхать
(закрывает книжку, видит тетрадь, берёт её в руки, встаёт )
А это что? Хм… странно.. не моя тетрадь.
Ужасный почерк, Боже, что за стиль?
Кто школяра писать так научил?
Фамилию не разобрать, не скрою,
А имя? Имя древнегреческое Зоя.
Что пишет, интересно знать, девица?
Открою я, пожалуй, первую страницу.
Да… в прилежании, девица, не гигант…
Так, что написано у ней тут? Хм… Диктант.
«»СИгодня»…»Ачевидец»… хм.. «ПИрчатка»…
О! Как безграмотно! От гнева стало жарко!
Хочу невежду эту видеть пред собою!
А ну, перо волшебное, доставь мне эту Зою!
(взмахивает волшебным пером)
Выходит Зоя (Ксюша).
Зоя. Ну вот,.. опять я мало погуляла…
Ой, мама, я куда попала?
А это кто стоит с моей тетрадью,
Эй… кто вы? Что здесь делаете, дядя?
Пушкин. Я – Пушкин! О таком, слыхала?
Зоя. Конечно, сказки мама мне читала!
Пушкин. Сама, не пробовала ль ты читать?
Зоя. Зачем?
Пушкин. Диктанты правильно писать!
Зоя. Да что не правильно?., не понимаю!
Где исправлять ошибки я не знаю.
Пушкин. Значение многих современных слов,
Пришло из старины глубокой
Тебе помочь, голубушка, готов
А Архаизмы будут в том подмогой.
(декламирует) «С героем моего романа
Без предисловий, в сей же час
Позвольте познакомить вас!»
Зоя. Простите, что такое «сей»
Хочу узнать у вас скорей.
И с нетерпением жду ответа
Пушкин. «Сей» - это значит «этот».
«Сего.. дня», по-другому «в этот день»
Зоя. Ой, что-то с головой!
Пушкин. Наверное, мигрень.
Зоя. Да нет, вдруг стало ясно мне,
«Сегодня» пишется через букву «Е»!
Пушкин. Всё верно, поняла ты, наконец,
Ты, Зоя, вижу, просто молодец!
Зоя. Ура! Пора закрыть тетрадку!
Пушкин. Постойте, барышня, а как же пишется «перчатка»?
Зоя. Да ну откуда я могу всё знать?
Пушкин. Придется Лермонтова мне позвать.
Выходит М.Ю. Лермонтов.
Лермонтов. Друзья мои! Вас видеть очень рад,
Пушкин. А ты гляжу, всё тот же франт.
При жизни не знакомы были мы с тобою,
Но умоляю, помоги девице Зое.
Лермонтов (декламирует): «Но вдруг как бы летучие перуны
Мои персты ударились о струны».
Зоя. Перуны мне известны, а персты?
Лермонтов. Тебя я уверяю, знаешь ты
Значение слова «перст» тебе известен,
Ну.. помозгуй немного..
Зоя. (радостно) Это Перстень!
Я знаю, их на пальцы надевают,
Лермонтов. Ну а у нас перстами пальцы называют.
«Перчатки» ваши от перстов произошли
Зоя. А значит пишется через «Е»
Лермонтов. А Не чрез «И».
Зоя. А Ачевидец, в этом слове, что не так?
Я что-то не пойму никак.
Лермонтов. Не видишь ты ошибки? Нам обидно…
Попробуй смысл слова уловить..
Зоя. (Подумавши) щас сделаю… а чё видно…
Лермонтов. Быть может нам её поколотить?
Что предпочтёте: розги иль дубину,
Пушкин. А не позвать ли нам Цветаеву Марину?
Цветаева. «В очи взглянула тускло и грозно
где-то ответил гром…»
Лермонтов. Браво, Марина! Всё грандиозно!
Отложим поэзию мы « на потом».
Зоя. Я всё поняла, и без вас, между прочим,
Что «очевидец» начинается с буквы «О»
И в этом глаза виноваты, то есть «очи»
Пушкин. Ну, Слава Богу! До тебя дошло!
Цветаева. Да… поработали мы, так скажу я: славно,
И архаизмы очень кстати были
Зоя. И всё-таки, друзья, мне так забавно,
Они мне тайну многих слов открыли.
И мне совсем не хочется идти гулять,
Давайте снова архаизмы изучать!
Ведь грамотно писать – вот лучшая из всех наград!
Пушкин. Прошу, сударыня, за стол…
Зоя. Зачем?
Пушкин. Зачем? Писать диктант!
Выходит Автор.
Вот так закончилась удачно наша сказка
Пришли поэты к Зое не напрасно.
Останутся пусть архаизмы в книгах на века,
И помогают понимать историю родного языка!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.