"Неожиданная встреча..."

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 27.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Девочка Зоя встречается с поэтами, которые знакомят её с устаревшими словами (архаизмами). Именно знание устаревших слов помогает в правописании.
Иконка файла материала СКАЗКА ДЛЯ 1 КЛАССА.docx

СКАЗКА ДЛЯ 1 КЛАССА.

За столом сидит А.С Пушкин. Что-то пишет и размышляет.

Выходит Автор.

Добрый день, мои друзья!

Вас приветствую всех я!

И знаю я наверняка,

Что  сегодня в зале этом

Собрались любители родного языка,

Будущие писатели, поэты.

Задания сложные всех ждут нас впереди,

Тут грамматических ловушек так и жди.

Я каждый раз слова пишу с опаской,

Ну а пока, друзья, посмотрим нашу сказку.

Пушкин. Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой,

Вот, стих готов. Записан на листе

Надеюсь, он откроет в мир поэзии дорогу.

 

Но вот вопрос: «А будут ли читать?

И мода на поэзию опять вернётся?

Да… поэтам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

 

Устал…пора мне отдыхать

(закрывает книжку, видит тетрадь, берёт её в руки, встаёт )

А это что? Хм… странно.. не моя тетрадь.

Ужасный почерк, Боже, что за стиль?

Кто школяра писать так научил?

 

Фамилию не разобрать, не скрою,

А имя? Имя древнегреческое Зоя.

Что пишет, интересно знать, девица?

Открою я, пожалуй, первую страницу.

 

Да… в прилежании, девица, не гигант…

Так, что написано у ней тут? Хм… Диктант.

«»СИгодня»…»Ачевидец»… хм.. «ПИрчатка»…

О! Как безграмотно! От гнева стало жарко!

Хочу невежду эту видеть пред собою!

А ну, перо волшебное, доставь мне эту Зою!

(взмахивает волшебным пером)

Выходит Зоя (Ксюша).

Зоя. Ну вот,.. опять я мало погуляла…

Ой, мама, я куда попала?

А это кто стоит с моей тетрадью,

Эй… кто вы? Что здесь делаете, дядя?

 

Пушкин. Я – Пушкин! О таком, слыхала?

Зоя. Конечно, сказки мама мне читала!

Пушкин. Сама, не пробовала ль ты читать?

Зоя. Зачем?

Пушкин. Диктанты правильно писать!

Зоя. Да что не правильно?., не понимаю!

Где исправлять ошибки я не знаю.

 

Пушкин. Значение многих современных слов,

Пришло из старины глубокой

Тебе помочь, голубушка, готов

А Архаизмы будут в том подмогой.

 

(декламирует) «С героем моего романа

Без предисловий, в сей же час

Позвольте познакомить вас!»

Зоя. Простите,  что такое  «сей»

Хочу узнать у вас скорей.

И с нетерпением жду ответа

Пушкин. «Сей» - это значит «этот».

«Сего.. дня», по-другому «в этот день»

Зоя. Ой, что-то с головой!

Пушкин. Наверное, мигрень.

Зоя. Да нет, вдруг стало ясно мне,

«Сегодня» пишется через букву «Е»!

Пушкин. Всё верно,  поняла ты, наконец,

Ты, Зоя, вижу, просто молодец!

Зоя. Ура! Пора закрыть тетрадку!

Пушкин. Постойте, барышня, а как же пишется «перчатка»?

Зоя. Да ну откуда я могу всё знать?

Пушкин. Придется Лермонтова мне позвать.

Выходит М.Ю. Лермонтов.

Лермонтов.  Друзья мои! Вас видеть очень рад,

Пушкин. А ты гляжу, всё тот же франт.

При жизни не знакомы были мы с тобою,

Но умоляю, помоги девице Зое.

Лермонтов (декламирует): «Но вдруг как бы летучие перуны

Мои персты ударились о струны».

Зоя. Перуны мне известны, а персты?

Лермонтов. Тебя я уверяю, знаешь ты

Значение слова «перст» тебе известен,

Ну.. помозгуй немного..

Зоя. (радостно) Это  Перстень!

Я знаю, их на пальцы надевают,

Лермонтов. Ну а у нас перстами пальцы называют.

«Перчатки» ваши от перстов произошли

Зоя. А значит пишется через «Е»

Лермонтов. А Не чрез «И».

Зоя. А Ачевидец, в этом слове, что не так?

Я что-то не пойму никак.

Лермонтов. Не видишь ты ошибки? Нам обидно…

Попробуй смысл слова уловить..

Зоя. (Подумавши) щас сделаю… а чё видно…

Лермонтов. Быть может нам её поколотить?

Что предпочтёте: розги иль  дубину,

Пушкин. А не позвать ли нам  Цветаеву Марину?

 

Цветаева. «В очи взглянула тускло и грозно

где-то ответил гром…»

Лермонтов. Браво, Марина! Всё грандиозно!

Отложим поэзию мы « на потом».

Зоя. Я всё поняла, и без вас, между прочим,

Что «очевидец» начинается с буквы «О»

И в этом глаза виноваты, то есть «очи»

Пушкин. Ну, Слава Богу! До тебя дошло!

Цветаева. Да… поработали мы, так скажу я: славно,

И архаизмы очень кстати были

Зоя. И всё-таки, друзья, мне так забавно,

Они мне тайну многих слов открыли.

И мне совсем не хочется идти гулять,

Давайте снова архаизмы изучать!

Ведь грамотно писать – вот лучшая из всех наград!

Пушкин. Прошу, сударыня, за стол…

Зоя. Зачем?

Пушкин. Зачем? Писать диктант!

Выходит Автор.

Вот так закончилась удачно наша сказка

Пришли поэты к Зое не напрасно.

Останутся пусть архаизмы в книгах на века,

И помогают понимать историю родного языка!