Русский язык 8кл. 10.12.15г
Тема: Неполные предложения
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью. Л.Н.Толстой.
Цели урока: расширить знания учащихся о видах предложений. Познакомить с неполными предложениями; развивать умения различать неполные предложения и односоставные; воспитывать внимательность, прививать интерес и любовь к родному языку.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка д/з
-Ребята, мы с вами изучили все типы односоставных предложений. Сегодня мы вспомним этот материал.
- Индивид.раб со слабыми(карточки)-Хамзаев,Хупаев,Ахъядов,Анаев,Юсупов
3. Выполните, пожалуйста, следующее задание:
1-ый вариант: выпишите из текста неопределённо-личные предложения.
2-ой вариант: выпишите безличные предложения.
Текст.
Первый зимний день. Морозно. Хрустит под ногами снег. Снег да снег. Всю избу завалило. Люди рады обильному снегу. Протоптаны в снегу узкие тропинки. Смотрю в окно и радуюсь зимнему дню. Хорошо-то как! Идём по лесу. Нет никого кругом. По этому снегу ходят нечасто.
-А какие виды предложений встретились ещё в тексте? (Назывные и определённо-личные).
-Каких односоставных предложений нет в тексте ? (Обобщённо-личных).
В ходе этой работы ребята рассказывают об особенностях каждого из видов односоставных предложений.
-Итак ,что включает в себя грамматическая основа односоставного предложения? (Только один главный член предложения).
-Да. Особенность структуры этих предложений заключается в том, что второй главный член предложения в них не пропущен, а невозможен.
1.
Умей правильно оценить себя.
2. Тебя похвалили.
3. Морозный день.
4. Нет ничего красивей достойной матери
счастливой с ребёнком на руках.
5. Ночью выпал небольшой мороз.
6. Стою и любуюсь северным сиянием.
7. Пете разрешали гулять возле дома.
8. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.
9. Надо воспитывать в людях совесть и ясность в
уме.
10. Друзья познаются в беде.
|
Двусост. |
О/л |
Н/л |
Б/л |
Назывное |
1 |
|
☺ |
|
|
|
2 |
|
|
☺ |
|
|
3 |
|
|
|
|
☺ |
4 |
|
|
|
☺ |
|
5 |
☺ |
|
|
|
|
6 |
|
☺ |
|
|
|
7 |
|
|
☺ |
|
|
8 |
|
|
|
|
☺ |
9 |
|
|
|
☺ |
|
10 |
☺ |
|
|
|
|
4. Изучение новой темы
1)
Этап усвоения новых знаний.
По строению и значению различаются полные и неполные предложения.
В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и
значения.
П: Я смотрю фильм интересный. Образуется полная цепочка
-Какой фильм ты смотришь?
- Интересный.
Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения,
необходимый для полноты строения и значения.
Полные Неполные
Пришла долгожданная зима. -
Зима пришла? - Пришла.
Приятно любоваться заснеженны - Чем ты любуешься?
ми елями.
- Заснеженными елями
2) Работа с текстом.
На слайде записан диалог Генерала и Евгения Онегина (из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
- Так ты женат?! Не знал я ране! Давно ли?
- Около двух лет!
- На ком?
- На Лариной.
- Татьяне?
- Ты ей знаком?
- Я им сосед!
Учитель: Только взглянув на эту запись, можно сразу сказать, что перед нами…
(Ответы учащихся:
- Разговор двух или нескольких людей.
- Диалог).
Учащимся дано время, чтобы прочесть текст, а затем один из учеников читает отрывок выразительно вслух.
Беседа по прочитанному тексту.
Учитель задает вопросы ученикам:
1) Ребята, какую информацию мы с вами узнали из 1-го предложения? (Ответ: Один из собеседников уточняет, что второй женат).
2) А какую информацию мы узнали из второго предложения?
3) Что нового нам пояснило третье предложение? И т.д.
Учащиеся устанавливают, что смысл каждого последующего предложения мы можем понять, благодаря предыдущему или предыдущим, т.е. из контекста.
Вопрос учителя:
- Что же такое контекст?
(Один из заранее подготовленных учащихся отвечает на поставленный вопрос, используя для ответа Толковый словарь русского языка:
«Контекст – это законченная в смысловом отношении часть текста»).
Учащиеся путем наблюдения приходят к выводу, что пропущенный член предложения легко восстанавливается, благодаря предыдущему предложению.
Вывод. Первое и последующие предложения по строению разные.
Первое – полное (есть подлежащее и сказуемое), а второе и др. – нет, так как в них отсутствует какой-либо член предложения, необходимый для понимания смысла текста.
3) Практическая работа.
Делаем вместе вывод о том, что неполными могут быть и двусоставные, и односоставные предложения.
- А теперь необходимо установить, когда чаще всего мы используем в речи неполные предложения?
(Ответы учащихся: При диалоге (в магазине, по телефону, в больнице и др.)
- Для чего они нужны?
(Ответы учащихся: Люди используют их для экономии времени, для предотвращения неоправданных повторов в устной речи. Данные предложения придают речи лаконичность, живость, яркость).
- Ребята! А мы с вами употребляем в речи такие предложения? Где и когда? (Ответы учащихся).
(Неполные предложения используют в дискуссиях, спорах).
1. Река узнается в плавании, а человек - в беде.
2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
3. Набирайся ума в учении, храбрость – в сражении.
4. Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.
Учитель: Значит, неполные предложения могут входить в состав сложных, и, чтобы избежать повтора, в одной из частей пропущен член предложения (сказуемое).
В устной речи на месте пропуска делается пауза, которая на письме заменяется тире.
Учитель: ребята, какая из данных пословиц может стать эпиграфом к сегодняшнему уроку? Почему? (Ответы учащихся)
Учитель: А может быть вы предложите свою?
(Встречают человека по одежке, провожают по уму).
4) Взаимопроверка (работа в парах).
Объяснить, какое это предложение. (Сложное, в состав которого входит неполное. В нем пропущен главный член предложения – сказуемое).
1) Проверка усвоенного нового материала.
Самостоятельная работа с перфокартами. Полные предложения «+», неполные - «-».
1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. +
2. Таня перешла в восьмой класс. +
3. Ира – в пятый. -
4. О чем ты мечтаешь? +
5. Я мечтаю о каникулах. +
6. Возле окна. -
7. На столе – стопка книг и тетрадей. -
8. А волна за волной блещет в разгульном стремленье. +
9. Осень. +
10. Повеяло прохладой. +
5.Точка рефлексии. Итог урока.
---С какой трудностью встретились на уроке?
---Какая возникла задача в связи с этим?
---Какие знания использовали для решения новой задачи?
---Что такое неполное предложение ? (Это вариант полного предложения).
---В каких предложениях могут быть пропущены члены предложения? (Распространенных и нераспространенных, односоставных и двусоставных).
6. Домашнее задание: п.28,упр 171
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.