Неполные предложения
Оценка 4.6

Неполные предложения

Оценка 4.6
docx
04.05.2020
Неполные предложения
неполные предл.docx

Русский язык  8кл.          10.12.15г

  Тема: Неполные предложения                                                   

Знание только тогда знание, когда оно  приобретено    усилиями своей   мысли, а не одной памятью.    Л.Н.Толстой.                                          

Цели урока: расширить знания учащихся о видах предложений. Познакомить с неполными предложениями; развивать умения различать неполные предложения и односоставные; воспитывать внимательность, прививать интерес и любовь к родному языку.

                                                           Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка д/з

-Ребята, мы с вами изучили все типы односоставных предложений. Сегодня мы вспомним этот материал.

- Индивид.раб со слабыми(карточки)-Хамзаев,Хупаев,Ахъядов,Анаев,Юсупов

3. Выполните, пожалуйста, следующее задание:

1-ый вариант: выпишите из текста неопределённо-личные предложения.

2-ой вариант: выпишите безличные предложения.

Текст.

Первый зимний день. Морозно. Хрустит под ногами снег. Снег да снег. Всю избу завалило. Люди рады обильному снегу. Протоптаны в снегу узкие тропинки. Смотрю в окно и радуюсь зимнему дню. Хорошо-то как! Идём по лесу. Нет никого кругом. По этому снегу ходят нечасто.

-А какие виды предложений встретились ещё в тексте? (Назывные и определённо-личные).

-Каких односоставных предложений нет в тексте ? (Обобщённо-личных).

В ходе этой работы ребята рассказывают об особенностях каждого из видов односоставных предложений.

-Итак ,что включает в себя грамматическая основа односоставного предложения? (Только один главный член предложения).

-Да. Особенность структуры этих предложений заключается в том, что второй главный член предложения в них не пропущен, а невозможен.

1.      Умей правильно оценить себя.
2.      Тебя похвалили.
3.      Морозный день.
4.      Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.
5.      Ночью выпал небольшой мороз.
6.      Стою и любуюсь северным сиянием.
7.      Пете разрешали гулять возле дома.
8.      Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.
9.      Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.
10.  Друзья познаются в беде.

 

Двусост.

О/л

Н/л

Б/л

Назывное 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

4. Изучение новой темы

1) Этап усвоения новых знаний.
По строению и значению различаются полные и неполные предложения.
В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения.
П: Я смотрю фильм интересный. Образуется полная цепочка 
-Какой фильм ты смотришь?
- Интересный. 
Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения.
Полные                                                       Неполные

Пришла долгожданная зима.                - Зима пришла?Пришла.
Приятно любоваться заснеженны   
Чем ты любуешься?
ми елями.                                                - Заснеженными елями

2) Работа с текстом.

     На слайде записан диалог Генерала и Евгения Онегина (из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

- Так ты женат?! Не знал я ране! Давно ли?

- Около двух лет!

- На ком?

- На Лариной.

- Татьяне?

- Ты ей знаком?

- Я им сосед!

Учитель: Только взглянув на эту запись, можно сразу сказать, что перед нами…

(Ответы учащихся:

- Разговор двух или нескольких людей.

- Диалог).

     Учащимся дано время, чтобы прочесть текст, а затем один из учеников читает отрывок выразительно вслух.

Беседа по прочитанному тексту.

     Учитель задает вопросы ученикам:

1)      Ребята, какую информацию мы с вами узнали из 1-го предложения? (Ответ: Один из собеседников уточняет, что второй женат).

2)      А какую информацию мы узнали из второго предложения?

3)      Что нового нам пояснило третье предложение? И т.д.

     Учащиеся устанавливают, что смысл каждого последующего предложения мы можем понять, благодаря предыдущему или предыдущим, т.е. из контекста.

     Вопрос учителя:

- Что же такое контекст?

     (Один из заранее подготовленных учащихся отвечает на поставленный вопрос, используя для ответа Толковый словарь русского языка:

«Контекст – это законченная в смысловом отношении часть текста»).

Учащиеся путем наблюдения приходят к выводу, что пропущенный член предложения легко восстанавливается, благодаря предыдущему предложению.

     Вывод. Первое и последующие предложения по строению разные.

Первое – полное (есть подлежащее и сказуемое), а второе и др. – нет, так как в них отсутствует какой-либо член предложения, необходимый для понимания смысла текста.

3) Практическая работа.

Делаем вместе вывод о том, что неполными могут быть и двусоставные,  и односоставные предложения.

- А теперь необходимо установить, когда чаще всего мы используем в речи неполные предложения?

(Ответы учащихся: При диалоге (в магазине, по телефону, в больнице и др.)

- Для чего они нужны?

(Ответы учащихся: Люди используют их для экономии времени, для предотвращения неоправданных повторов в устной речи. Данные предложения придают речи лаконичность, живость, яркость).

- Ребята! А мы с вами употребляем в речи такие предложения? Где и когда? (Ответы учащихся).

(Неполные предложения используют в дискуссиях, спорах).

1. Река узнается в плавании, а человек -  в беде.

2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

3. Набирайся ума в учении, храбрость – в сражении.

4. Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.

     Учитель: Значит, неполные предложения могут входить в состав сложных, и, чтобы избежать повтора, в одной из частей пропущен член предложения (сказуемое).

     В устной речи на месте пропуска делается пауза, которая на письме заменяется тире.

Учитель: ребята, какая из данных пословиц может стать эпиграфом к сегодняшнему уроку? Почему? (Ответы учащихся)

Учитель: А может быть вы  предложите свою?

(Встречают человека по одежке, провожают по уму).

4) Взаимопроверка (работа в парах).

Объяснить, какое это предложение. (Сложное, в состав которого входит неполное. В нем пропущен главный член предложения – сказуемое).

1)      Проверка усвоенного нового материала.

    Самостоятельная работа с перфокартами. Полные предложения «+», неполные  - «-».

1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.           +

2. Таня перешла в восьмой класс.                                                    +

3. Ира – в пятый.                          -

4. О чем ты мечтаешь?                 +

5. Я мечтаю о каникулах.             +

6. Возле окна.                   -

7. На столе – стопка книг и тетрадей.      -

8. А волна за волной блещет в разгульном стремленье.                   +

9. Осень.                           +

10. Повеяло прохладой.               +

5.Точка рефлексии. Итог урока.

---С какой трудностью встретились на уроке?

---Какая возникла задача в связи с этим?

---Какие знания использовали для решения новой задачи?

---Что такое неполное предложение ? (Это вариант полного предложения).

---В каких предложениях могут быть пропущены члены предложения? (Распространенных и нераспространенных, односоставных и двусоставных).

6. Домашнее задание: п.28,упр 171

 

 




 

Русский язык 8кл. 10

Русский язык 8кл. 10

Изучение новой темы 1) Этап усвоения новых знаний

Изучение новой темы 1) Этап усвоения новых знаний

Делаем вместе вывод о том, что неполными могут быть и двусоставные, и односоставные предложения

Делаем вместе вывод о том, что неполными могут быть и двусоставные, и односоставные предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020