Непозиционные системы счисления_8 класс

  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Непозиционные системы счисления _8 класс.docx

Конспект урока по информатике для 8 класса

Тема: Непозиционные системы счисления

Класс: 8

Продолжительность: 45 минут

Учитель: Уколов Никита Владимирович

Цели урока:

1.     Образовательная: Сформировать у учащихся представление о непозиционных системах счисления. Познакомить с историческими примерами таких систем (римская, древнеегипетская), их правилами и особенностями. Научить читать, записывать и выполнять простые арифметические действия с числами в римской системе.

2.     Развивающая: Развивать историческое мышление, логику, внимательность к символам и правилам. Умение сравнивать и находить недостатки различных систем счисления.

3.     Воспитательная: Воспитывать уважение к интеллектуальному наследию прошлого, понимание эволюции вычислительных методов.

Оборудование:

  • Компьютер с проектором.
  • Презентация с изображениями исторических артефактов (часы, книги, памятники) с римскими цифрами, таблицами правил.
  • Интерактивная доска или обычная доска.
  • Раздаточный материал: таблица соответствия римских цифр, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями.
  • Модели или изображения древнеегипетских иероглифов для чисел.

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие, проверка присутствующих и готовности к уроку.
  • Объявление темы: «Сегодня мы совершим путешествие во времени и узнаем, как считали наши предки до изобретения привычной нам десятичной системы. Тема урока: "Непозиционные системы счисления"».

2. Актуализация знаний и мотивация (5 минут)

  • Беседа:
    • «Что является главным признаком позиционной системы, которую мы изучали?» (Значение цифры зависит от её позиции).
    • «А как можно записывать числа, если позиция цифры не имеет значения?»
  • Мотивация через примеры:
    • Показать на слайде изображение циферблата часов с римскими цифрами, оглавление книги, дату на историческом здании.
    • Вопрос: «Где в современном мире мы ещё сталкиваемся с древними системами счисления?»
    • Вывод: Чтобы понимать эти надписи и видеть истоки нашей математической культуры, нужно знать эти системы.

3. Объяснение нового материала (20 минут)

- Понятие непозиционной системы счисления (5 минут)

  • Определение: Непозиционная система счисления — система, в которой значение цифры (символа) НЕ ЗАВИСИТ от её положения (места) в записи числа.
  • Принцип: Значение числа определяется как сумма или разность значений всех цифр-символов, независимо от их позиции.
  • Ключевой недостаток: Неудобство записи больших чисел и выполнения арифметических операций.

- Древнеегипетская десятичная непозиционная система (5 минут)

  • Основана на повторении символов-иероглифов для ключевых чисел (1, 10, 100, 1000 и т.д.).
  • Показать слайд с иероглифами: чёрточка (1), дуга (10), свёрнутый лист лотоса (100), палец (1000).
  • Пример: Число 1234 записывалось бы как: 1 символ "1000" + 2 символа "100" + 3 символа "10" + 4 чёрточки.
  • Правило: Запись осуществляется простым сложением (конкатенацией) символов. Порядок записи не важен.

- Римская система счисления (10 минут)

  • Алфавит (таблица на доске и в раздаточном материале):
    • I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
  • Основные правила записи:

1.     Правило сложения: Если меньшая цифра стоит справа от большей, их значения складываются. (VI = 5+1=6, XII=10+1+1=12).

2.     Правило вычитания (главная особенность): Если меньшая цифра стоит слева от большей, её значение вычитается из значения большей. При этом вычитать можно только цифры, обозначающие 1 и степени 10 (I, X, C, M). Вычитаемое не может быть меньше одной десятой уменьшаемого.

§  Допустимо: IV(5-1=4), IX(10-1=9), XC(100-10=90), CM(1000-100=900).

§  Недопустимо: VX, IC, XM.

3.     Правило повторения: Цифры I, X, C, M могут повторяться подряд не более трёх раз. Цифры V, L, D не могут повторяться.

  • Примеры разбора у доски: Запись чисел: 8 (VIII), 19 (XIX), 49 (XLIX), 99 (XCIX), 444 (CDXLIV).
  • Обсуждение: Почему римская система сложнее для вычислений, чем позиционная?

4. Закрепление изученного. Практическая работа (12 минут)

  • Фронтальная работа (5 минут): Совместное решение у доски.

1.     Прочитать число: MCMXCIX (1999).

2.     Записать число римскими цифрами: 2024 (MMXXIV), 78 (LXXVIII).

3.     Найти ошибку в записи: VIV, XXXX, IIX.

  • Работа в парах/группах (7 минут): Раздаются карточки с заданиями.
    • Уровень 1 (простой): Перевести из римской системы в десятичную (XLV, LXXVII, XCIV).
    • Уровень 2 (средний): Записать десятичное число в римской системе (136, 299, 451).
    • Творческое задание (для быстрых групп): Попробовать сложить два простых числа в римской системе (напр., XII + IX) и объяснить, почему это неудобно.

5. Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты)

  • Сравнительная таблица (составляем вместе с классом):

Признак

Позиционные системы (напр., десятичная)

Непозиционные системы (напр., римская)

Зависимость от позиции

Да

Нет

Наличие нуля

Есть специальный символ

Нет специального символа

Удобство вычислений

Очень удобно

Крайне неудобно

Запись больших чисел

Компактная

Громоздкая

  • Вывод: Непозиционные системы сыграли важную историческую роль, но для развития математики и техники потребовался переход к позиционному принципу.
  • Фронтальный опрос: Какие правила римской системы счисления вы запомнили? В чём главный недостаток непозиционных систем?

6. Домашнее задание (2 минуты)

1.     Обязательное: Выучить алфавит и основные правила римской системы счисления. Решить 5 заданий на перевод из римской системы в десятичную и наоборот.

2.     Исследовательское (по желанию): Найти на улицах города или в книгах 2-3 примера использования римских цифр, сфотографировать или записать и расшифровать их. Найти информацию об одной другой исторической непозиционной системе (например, славянской).

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся понимают принципиальное отличие непозиционных систем от позиционных.
  • Учащиеся знают алфавит и основные правила римской системы счисления.
  • Учащиеся умеют читать, записывать и выполнять простые преобразования чисел в римской системе.

Рефлексия:

- После урока учитель может задать учащимся вопросы о том, что нового они узнали, что было наиболее интересным и какие темы требуют дальнейшего изучения. Это поможет оценить эффективность урока и выявить области для улучшения.