Конспект урока по информатике для 8 класса
Тема: Непозиционные системы счисления
Класс: 8
Продолжительность: 45 минут
Учитель: Уколов Никита Владимирович
Цели урока:
1. Образовательная: Сформировать у учащихся представление о непозиционных системах счисления. Познакомить с историческими примерами таких систем (римская, древнеегипетская), их правилами и особенностями. Научить читать, записывать и выполнять простые арифметические действия с числами в римской системе.
2. Развивающая: Развивать историческое мышление, логику, внимательность к символам и правилам. Умение сравнивать и находить недостатки различных систем счисления.
3. Воспитательная: Воспитывать уважение к интеллектуальному наследию прошлого, понимание эволюции вычислительных методов.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
2. Актуализация знаний и мотивация (5 минут)
3. Объяснение нового материала (20 минут)
- Понятие непозиционной системы счисления (5 минут)
- Древнеегипетская десятичная непозиционная система (5 минут)
- Римская система счисления (10 минут)
1. Правило сложения: Если меньшая цифра стоит справа от большей, их значения складываются. (VI = 5+1=6, XII=10+1+1=12).
2. Правило вычитания (главная особенность): Если меньшая цифра стоит слева от большей, её значение вычитается из значения большей. При этом вычитать можно только цифры, обозначающие 1 и степени 10 (I, X, C, M). Вычитаемое не может быть меньше одной десятой уменьшаемого.
§ Допустимо: IV(5-1=4), IX(10-1=9), XC(100-10=90), CM(1000-100=900).
§ Недопустимо: VX, IC, XM.
3. Правило повторения: Цифры I, X, C, M могут повторяться подряд не более трёх раз. Цифры V, L, D не могут повторяться.
4. Закрепление изученного. Практическая работа (12 минут)
1. Прочитать число: MCMXCIX (1999).
2. Записать число римскими цифрами: 2024 (MMXXIV), 78 (LXXVIII).
3. Найти ошибку в записи: VIV, XXXX, IIX.
5. Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты)
|
Признак |
Позиционные системы (напр., десятичная) |
Непозиционные системы (напр., римская) |
|
Зависимость от позиции |
Да |
Нет |
|
Наличие нуля |
Есть специальный символ |
Нет специального символа |
|
Удобство вычислений |
Очень удобно |
Крайне неудобно |
|
Запись больших чисел |
Компактная |
Громоздкая |
6. Домашнее задание (2 минуты)
1. Обязательное: Выучить алфавит и основные правила римской системы счисления. Решить 5 заданий на перевод из римской системы в десятичную и наоборот.
2. Исследовательское (по желанию): Найти на улицах города или в книгах 2-3 примера использования римских цифр, сфотографировать или записать и расшифровать их. Найти информацию об одной другой исторической непозиционной системе (например, славянской).
Ожидаемые результаты:
Рефлексия:
- После урока учитель может задать учащимся вопросы о том, что нового они узнали, что было наиболее интересным и какие темы требуют дальнейшего изучения. Это поможет оценить эффективность урока и выявить области для улучшения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.