СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ СОГЛАСНО ФГОС
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«оТКРЫВАЕМ ГОРОД ВМЕСТЕ»
по Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования
умственно отсталых обучающихся с нарушением опорно - двигаельного аппарата (вариант 6.3)
(в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ).
4 класс
Выполнила : воспитатель Лупейкене Н.А.
Тема: «Символы города Санкт-Петербурга». |
Тип: Обобщающее занятие на повторение и закрепление первоначальных знаний у обучающихся о символах города Санкт-Петербурга. Занятие комбинированное. |
|||||||||||||||
Цель:. Формирование у школьников основ патриотизма, гражданственности через знакомство с символами Санкт- Петербурга. Выявление и закрепление полученных обучающимися первоначальных знаний о символах города Санкт-Петербурга.
Задачи: Образовательные задачи: 1.Продолжать знакомить обучающихся с родным городом Санкт-Петербургом. 2. Расширять представления о родном городе. 3. Уточнять, закреплять знания учащихся о символах Санкт-Петербурга (герб, флаг, гимн). 4. Развивать логического и образного мышления, зрительное восприятие, память, воображение, общую моторику. 5. Расширять и обогащать словарный запас, совершенствовать связную, диалогическую речь, 6. Продолжать учить обосновывать свои ответы.
.Коррекционно-развивающие задачи: 1. Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме. 2. Закреплять навык осознанного восприятия информации 3. Формировать умение работать в коллективе. 4. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию, по использованию АСК 5. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; 6. Развивать двигательно-речевую координацию; 7. Активизация сенсомоторной системы.
Воспитательные задачи: 1. Развивать любовь к родному городу, чувство патриотизма, гордости за слова «Я – Петербуржец!». 2. Воспитывать умение работать в коллективе сверстников. .
|
||||||||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||||||
Предметные: - уметь называть и различать основные символы города; - уметь определять на слух характер музыки(гимн); - уметь соотносить названия и частей символов города. - уметь воспринимать зрительно наглядно - демонстрированный материал.
|
Личностные: - проявлять интерес к изучению нового; - выполнять роль ученика (воспитанника) на основе выполнения правил поведения на занятии. - формировать умение работать в коллективе сверстников; - воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, гордости за слова «Я – Петербуржец!».
|
|||||||||||||||
Ресурсы занятия: - Использование методического материала рекомендованного МО Невский парус, адаптированной основной образовательной программой начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, (вариант 6.3) (в соответствии с ФГОС обучающихся ОВЗ); - ТСО: телевизор, ноутбук, слайды презентации, аудиозапись или видеозапись с исполнением гимна города Санкт-Петербурга. - Использование АСК: карточки-пиктограммы правильной посадке за партами во время занятия,. иллюстрации картинок, карточки-кружки с изображением эмоций лица настроения человека, слоговые таблицы с отдельными буквами |
||||||||||||||||
Ход занятия |
||||||||||||||||
Содержание деятельности воспитателя |
Содержание деятельности ученика |
|||||||||||||||
Организационный момент |
||||||||||||||||
Организационный момент. Приветствие: (текст приветствия воспитатель подбирает по своему желанию, на своё усмотрение выбирает, но чтобы текст приветствия соответствовал временем суток проводимого занятия). 1в.Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся, поздороваемся рукопожатием.. 2в. Упражнение «Я рад(а) вас видеть!» (дети стоят в кругу). Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть и улыбнусь. Он повернётся к своему соседу справа и сделает тоже самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. Ребята, чтобы наше занятие прошло плодотворно, надо сплотиться и услышать друг друга,
|
Ученики класса вместе с педагогом выполняют приветствие. |
|||||||||||||||
Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия |
||||||||||||||||
Педагог предлагает ученикам занять своё место за партами, активизируя внимание учеников на правильную осанку тела. Ребята, давайте проверим себя, с каким настроением вы пришли на занятие Педагог, предлагает ученикам выбрать кружок с эмоцией лица человека, по их внутреннему эмоциональному состоянию (три кружка разного цвета и с разными эмоциями), по их внутреннему эмоциональному состоянию.
- Покажите, какое настроением у вас на занятие. Педагог, обращаясь к ученикам, концентрирует их внимание на экран телевизора, монитора ( ТСО которые воспитатель использует) –выставляется презентация. На экране Воспитатель демонстрирует Слайд 1:
-изображения картинки вида достопримечательности города Санкт-Петербурга (картинка должна быть доступная учащимся, чтобы они смогли узнать какой город изображён). (можно использовать чтение стихотворения- поочерёдное чтение педагог- ученик): Как пейзаж в огромной раме, Панорама перед нами. Слева, справа – берега, Впереди течёт река. Санкт-Петербург – мой город родной Гордо стоит над Невой рекой Мы очень любим город свой Сияет Солнце над Невой или дожди стучат в окно, Его мы любим все равно Мы в этом городе живем И он растет и мы растем
Воспитатель, предлагает детям рассмотреть самостоятельно вид города и назвать его название. Правильно, вы молодцы!(оценку результата проделанной работы учеников воспитатель может представлять в виде стикера с эмоциями лица человека, прикрепляя его на доску в определённое место). 1. Сегодня мы с вами опять вернёмся к темам прошлых занятий, вспомним и поговорим о нашем прекрасном городе Санкт-Петербурге. Но тему занятия вы определите, узнаете и мне назовёте сами, выполнив небольшое задание по буквенной таблице. 2. Нужно выбирать буквы красного цвета, называть их, выписывать по одной букве составляя их в слова, (упражнение на развитие концентрации внимания на основе в чтении буквенных таблиц). Педагог поочерёдно вызывает учеников к доске для выполнения задания.(задание у доски может выполнять и один ученик, все остальные помогают ему в чтении букв, слов). Воспитатель использует АСК в виде буквенных таблиц Т С У И Е М П В Б З О Б Л Ш Ы Г Ю П О Ч Р К О Т Ь Д А Давайте прочитаем полученные слова и узнаем название темы нашего сегодняшнего занятия, о сём мы с вами будем сегодня говорить. |
Самостоятельно выбирают карточки-кружки с изображением эмоций лица настроения человека, показывают педагогу.
Ученики с педагогом рассматривают первый слайд презентации.
Ученики по своему желанию принимают участие в чтении стихотворения.
Ученики, выполняют задание. |
|||||||||||||||
Работа по теме занятия |
||||||||||||||||
Сегодня мы с вами вспомни и поговорим о символах нашего прекрасного города Санкт- Петербурга, о его визитной карточке. Мы с вами знаем, что каждый город имеет свои символы. Назовите мне пожалуйста какие символы города вы знаете. Итак мы остановимся и уделим внимание первому символу нашего города Узнайте его по картинке пиктограммы (педагог показывает картинкой, но не на экране ТСО):
- образец (пиктограмму воспитатель может подобрать самостоятельно на свой выбор, она может быть и а цветном изображении). (если есть затруднения в ответах воспитатель задаёт наводящие вопросы). Слайда 2: (слайд-видео в презентации, в конспект не вставить). Воспитатель предлагает ученикам прослушать по видеозаписи исполнение Гимна нашему городу, обращая внимание на образ исполнителя песни, его манеру исполнения. Педагог настраивает учеников на условия слушания Гимна, расположение их тела.(ученики которые передвигаются ногами- встают, ровно выпрямляют свою осанку, ученики-колясочники сидя - ровно выпрямляют свою осанку. Ученикам предлагается охарактеризовать внешний вид исполнителя, его манеру исполнения Гимна, какие эмоции они при этом испытывают. А вы, любите свой город? Какой он? Вы можете подобрать к нему слова и охарактеризовать наш Санкт-Петербург.
А какой ещё есть символ у Петербурга? Демонстрация следующего символа на кадре Давайте ещё раз остановим свой взор, взгляд на Герб нашего города. Слайда 3 и 4 (демонстрируются по очереди):
Все прославленные города неповторимы. Иногда достаточно посмотреть на изображение какого-нибудь здания, памятника, чтобы сказать , в каком городе это находится. С древних времён главный символ - это ГЕРБ. Посмотрите на герб нашего города Герб-это щит, т.е. «защита» города. Герб должен отражать особенность положения и роль города. А поскольку наш город расположен на реке и на море, то и на гербе мы видим два якоря: морской (двузубый) и речной (четырёхзубый). Щит красного цвета – он считается цветом власти и могущества. А скипетр- это символ императорской власти. Слайда 5:
Рассматривание отдельно морского якоря – он двузубый, морской якорь – как символ морского порта Якорь с двумя лапами – морской так как дно моря более ровное, гладкое, очень редко встречаются препятствия. Он держит судно за счет своей массы, хотя и сцепление с грунтом играет важную роль, поэтому у морского якоря часто сложная конструкция с выдвигающимися элементами. Слайда 6:
Рассматривание отдельно речного якоря Речной якорь – с четырьмя лапами-крючьями, которыми он крепко цепляется за камни, неровности дна и даже за коряги. Речной якорь – как символ речного порта. (информацию о гербе города и отдельно о значении каждого якоря можно использовать из книжного информационного материала). Слайда 7:
Отдельное изображение скипетра. Что ещё мы видим на гербе, в самом центре? -Это называется СКИПЕТР. С давних времён царь должен был иметь отличительные символы царской власти. Это корона, держава и скипетр. Почему же символ царской власти на гербе нашего города? Да потому, что Санкт-Петербург был при Петре 1 и почти до нашего времени столицей Российского государства. Скипетр-символ столицы и императорской власти.
Послушайте стихотворение о гербе нашего города. Петербуржский герб красивый, Скипетр и якоря, Красный щит и эти символы Обозначены не зря. Так большой корабль у пристани Крепко держит якоря.
Правильно, вы молодцы!(оценку результата проделанной работы учеников воспитатель оценивает стикером ) |
Ученики перечисляют знакомые им символы города: Гимн, герб, флаг.
Ученики отвечают – это Гимн городу. (если есть затруднения в ответах воспитатель задаёт наводящие вопросы).
Ученики слушают, высказываю своё внутреннее состояние.
Ученики отвечают, называют (Герб города)
Ученики слушают, отвечают на вопросы воспитателя.
Читает или педагог, или ученик (чтение стихотворения сопровождается демонстрацией наглядно материала частей вида герба, картинки по тексту стихотворения. Ученики слушают
Ученики по предложению воспитателя могут дать самооценку качеству выполненного ими задания. |
|||||||||||||||
Физкультминутка Мост нагнулся над рекой (Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола) Над водою ровной: (Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду) «Ах, красивый я какой, (Маршируют на месте ) Ах, какой огромный!» (Разводят руки над головой, показывая большой мост)
(Движения ученики выполняют по мере своих физ.возможностей, воспитатель может импровизировать движения, исходя из индивидуальных особенностях обучающихся).
|
||||||||||||||||
Продолжение работы по теме занятия |
||||||||||||||||
Ученики садятся на свои места, за парты. Ещё какой по вашему мнению есть символ у Петербурга? Слайд 8:
Воспитатель демонстрирует изображение Флага города. -Давайте обратим внимание на внешний вид флага: На красном прямоугольном полотне расположен герб города. Но есть и другие виды флага в нашем городе Слайд 9:
Ещё вот такой флаг (демонстрация морского флага)-это морской флаг, он встречается реже, но его всё равно можно встретить на некоторых архитектурных зданиях нашего города. Мы с вами в этом году будем знакомиться с достопримечательностью города – Адмиралтейством, вот на этом здании можно увидеть вот такой морской флаг Забегая немножко вперёд, я вам отвечу почему этот флаг там расположен. Здание Адмиралтейство- это, завод, построенный по приказу Петра I, где строились, корабли. А нужно оно было, чтобы построить много кораблей для защиты русской земли с моря, и его тоже называют символом города Поэтому наш город ещё называют «Северной Столицей».
|
Ученики отвечают, называют (Флаг).
Ученики слушают, рассматривают предоставляемый педагогом материал. |
|||||||||||||||
Первичное закрепление |
||||||||||||||||
Так что же такое Герб? Это отличительный знак, символ любого города или страны. Итак мы знаем , что на гербе два якоря (морской и речной)- это значит , что город Санкт-Петербург морской и речной порт; скипетр- значит , что город – столица. Поэтому наш город ещё называют «Северной Столицей». Практическая деятельность: Давайте устроим выставку ваших работ по символам города. (Ученикам предлагается создать красочные работы по предоставленным шаблонам – «Обведи по контору и раскрась» на листе бумаги изображений символов города Санкт-Петербурга. Размер работ воспитатель выбирает сам (А5, А6) Работы собираются на одно единое полотно, оформленное воспитателем из картинок с видами города Санкт-Петербурга.
|
Ответы учеников.
Ученики выполняют работу, кто самостоятельно, а кто и с помощью педагога, в зависимости от физ.способностей. |
|||||||||||||||
Рефлексия |
||||||||||||||||
Итак, ребята мы сегодня с вами поговорили о символах нашего города, Посмотрите, какая красивая у нас получилась картина (панно) из ваших работ, все символы города собрались в единое целое. Такой замечательной она получилась благодаря вам, вашим знаниям о родном городе в котором мы живём. Вы большие молодцы! Ещё раз назовите все вместе название нашего города. Давайте повторим, перечислим основные символы Санкт-Петербурга.
Приветствие: Стоя или сидя в круге (как кому удобно), всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди друг на друга. Вот
звонок нам дал сигнал:
|
Ответы учеников.
Ученики класса вместе с педагогом выполняют ритуал прощания. |
*На занятии используется региональный компонент
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.