Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 59.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
Обсуждение домашнего задания.
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
Обобщение сведений о писателе.
1) Коллективное составление схемы рассказа о Л.Н. Толстом (на доске).
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1Л.Н. Толстой
русский писатель (XIX–XX веков)
жанры
(рассказы, романы, пьесы, басни)
просветитель, философ (учитель)
2) Рассказ о Толстом, формулирование общих целей его жизни и творчества.
Работа с текстом во время чтения.
1. Самостоятельное чтение описания «Какая бывает роса на траве».
– Случалось ли вам делать такие открытия?
– Что больше всего запомнилось? Почему?
2. Комментированное чтение текста (по одному предложению).
1е предложение.
– Обратите внимание, как постепенно, осторожно автор приближает читателя к
алмазам.
– Расскажите, как он попадает на лесную поляну.
2е предложение.
– «Переливаются на солнце». Отчего переливаются? (В этом глаголе – и нежные
порывы ветерка, и осторожные шаги человека, то есть обязательное движение.)
3е предложение.
– При каком условии можно разгадать тайну алмазов? (Главное – разглядишь.)
– Как вы понимаете выражение «капли собрались»?
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
21. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
– Видели ли вы треугольные листы травы? Какими их представляете?
4–5е предложения.
– Почему так важно, что листок травы мохнат и пушист? Видели ли вы такую
траву?
– Отчего катаются капельки по листу?
6е предложение.
– Как рисуется невесомость капельки?
– Сравните: «неосторожно сорвёшь» – «быстро сорвёшь» – «случайно сорвёшь».
Какая разница? Что особенного в слове «неосторожно»?
(Звучит сожаление, какоето извинение.)
7е предложение.
– Приходилось ли вам пить росу? Так ли осторожно и неторопливо вы это
делали?
– Какой она вам показалась?
– В каком случае росинка становится вкуснее всякого напитка?
– Хочется ли вам «уходить» из этого текста?
– Чем он вас тронул, взволновал?
– Что нового рассказал текст об авторе?
3. Самостоятельное чтение рассказа «Как ходят деревья».
– Всё ли вам было понятно?
– Обычный ли рассказ вы прочитали? (Познавательный.)
4. Выборочное чтение.
– Что значит «пришла черёмуха»? (Наступил её черёд.)
© ООО «Баласс», 2014
3– Что заставило черёмуху научиться ходить?
– Какая авторская мысль скрывается за этим рассказом?
– Как вы поняли заглавие рассказа?
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа с учащимися.
Обсуждение вопроса 4 учебника (с. 195):
– Что объединяет тексты разных жанров, написанные Толстым? (а) написано
просто – понять не просто, б) все дают материал для размышлений, т.е.
самовоспитания, для движения души.)
– Какой из этих текстов вы включили бы в свой учебник чтения?
2) Творческая работа.
Составление научных текстов на основе описания и рассказа.
Сопоставление. Выводы. Работу можно провести по выбору учащихся.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Выучить наизусть 1й абзац описания.
© ООО «Баласс», 2014
4