Нестандартные формы работы на уроках математики как условие эффективности современного урока
Оценка 4.8

Нестандартные формы работы на уроках математики как условие эффективности современного урока

Оценка 4.8
Научные работы
docx
математика
Взрослым
24.02.2021
Нестандартные формы работы на уроках математики как условие эффективности современного урока
Статья "Нестандартные формы работы на уроках математики как условие эффективности современного урока". Из опыта работы учителя математики. Раскрывается польза нестандартных уроков и идеи как провести данные уроки.
статья.docx

Нестандартные формы работы на уроках математики как условие эффективности современного урока.

(из опыта работы учителя математики высшей категории Тарасовой Татьяны Ивановны, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза Н.З.Ульяненко»).

Предмет математики настолько серьезен, что нужно

не упускать случая, сделать его немного занимательным".

                                                                           Блез Паскаль

     Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников? Попробуйте разнообразить уроки чем-то новым, необычным.

      Нестандартный урок – что это? Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучения, к участникам урока, его действующим лицам.
       Часто необычный урок отличает и то, что педагог не докладывает ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только в процессе или после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.  

        Польза нестандартных уроков

·                     Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.

·                     Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.

·                     Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.

·                     Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться. (1)

         Пять идей необычных уроков математики:

·                     Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

·                     Урок - проблемная ситуация. Как правило, в основе выполнения таких заданий лежит неизученный пока алгоритм действия. Дети выполняют задание, сверяют полученные результаты, пытаются выделить верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого.

·                     Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.

·                      Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.

·                     Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.

·                     Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (математика и информатика, математика и  биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью. (2)

      Но важно понимать - нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом. Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения

    Итак, какие нестандартные приёмы на уроках математики можно использовать.

Приведём несколько примеров использования нестандартных приёмов на уроках математики.   

1)       Урок – исследование. В начале урока по теме «Теорема Пифагора» 8класс обучающимся предлагается задание.  Приближается наш самый любимый праздник Новый год. В канун этого праздника во многих семьях принято дарить подарки. И вот я решила своей маме подарить красивую вазу длиной 32 см. Конечно, любой подарок должен быть красиво упакован. В магазине мне предложили праздничную коробку, длина которой 30см, ширина 16 см, высота 10см. Помогите определить, поместиться ли ваза в данную коробку? Условие: примерить размеры вазы к коробке не разрешают. Обучающиеся выдвигают свои гипотезы и с помощью грамотных направляющих действий педагога решают данную проблему, вырабатывают алгоритм решения задач подобного плана.

2)       Урок - проблемная ситуация.  Ученикам  5 класса по теме «Длина окружности и площадь круга» ставится проблемная ситуация.  Мой знакомый разбил у себя на даче цветочную клумбу круглой формы. Диаметр её 20 м. Он обратился ко мне за помощью. Сосед просит узнать длину забора, которая получится, чтобы оградить клумбу. Как поступить в данном случае? Учащиеся предлагают обычно измерить эту длину опытным путём, а потом в течение урока вырабатывается алгоритм решения подобных задач.

3)       Урок деловая игра. Учитель в 8 классе при изучении темы «Площадь четырехугольников» объясняет, что сегодня все ученик будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по ремонту пола  в актовом зале, а именно сделать новый пол. Предлагается произвести настил паркетного пола в зале размером 5,75 х 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобоких трапеций, следующих размеров:

hello_html_3f1fc732.gifhello_html_5ff26dd6.gifhello_html_m3c749bd4.gif






Итак, учащиеся разбиваются на три бригады. Избираются бригадиры.

       Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плиты указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограмма и трапеций – одинаковое количество.  Вторая бригада – поставщики. Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество. Третья бригада – паркетчики.  Чтобы проконтролировать доставку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.

     Побеждает та команда, которая выполнит правильный расчет. А для этого нужно знать формулы для вычисления площадей этих фигур (треугольника, параллелограмма и трапеции). Учитель выступает в роли консультанта.

4)       Урок – игра. В виде тематического брейн – ринга « Математика и бизнес». Задаются вопросы командам. Они пишут ответы на листочках, сдают жюри. Потом обсуждаются ответы на вопросы.

1.         Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а его расходы составили 3000 рублей. Другой наторговал на 1000 меньше, но и затратил своих денег всего 2000 рублей. Кто выиграл спор? (никто)

2.         В интернет магазине костюм стоит 110 долларов. А в местном супермаркете 5000 рублей. Где дороже, если курс доллара 1:45? (в супермаркете дороже на 50 рублей)

3.         Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за одну газету и стали их продавать по 5 рублей за штуку. Какой доход получат ребята когда продадут все газеты? (200 р.) (4)

5)       Урок- конференция. Тема урока «Математика и искусство». На таких уроках учащимся можно представить математику не сухой наукой,  а красивой и гармоничной. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Для данного урока надо сделать красивую презентацию и показать, в каких картинах, литературных произведениях, архитектуре раскрывается величие и красота математики. В классе обычно есть ученики, которые увлекаются искусством. Обычно такие дети с удовольствием сделают презентацию и расскажут много интересного по данной теме.

6)       Интегрированный урок. Примером интегрированного урока по математике и биологии в 5 классе является урок по теме «В мире цветов и плодов» Содержание урока объединяет знания по биологии о генеративных органах цветкового растения и выполнение действий с дробями по математике. Урок завершает тему «Действия с десятичными дробями» по математике и тему «Цветок. Образование цветов и плодов» по биологии. Урок проводится в форме дидактической игры, направлен на повышение мотивации к учению, обобщение и систематизацию знаний. Неотъемлемым компонентом урока являются слайдовые презентации для учителя и учащегося. Слайдовая презентация применяется не только для демонстрации, но и как средство обучения, проверки и коррекции знаний. 

    Уроки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия и обученности. Важную роль в образовательном процессе играет то, как учитель организует учебный процесс. Чтобы он не носил монотонный характер, необходим творческий процесс, а опытный учитель будет применять в своей работе нестандартные формы организации урока.

Ссылки и литература

№ источника

Ссылки

(1)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/04/10/nestandartnyy-urok-chto-kak-i-zachem-instrumenty

(2)

Нестандартные задачи по математике: Задачи логического характера. Кн.для учащихся. 5-11 классов. М.:Просвещение; Учебная литература, 1996г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Нестандартные формы работы на уроках математики как условие эффективности современного урока

Нестандартные формы работы на уроках математики как условие эффективности современного урока

Нестандартный урок – что это?

Нестандартный урок – что это?

Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плиты указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных…

Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плиты указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных…

Важную роль в образовательном процессе играет то, как учитель организует учебный процесс

Важную роль в образовательном процессе играет то, как учитель организует учебный процесс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2021