Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
16.04.2019
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методические приемы. Сегодня мне хочется поделиться нестандартными методами и приемами, которые я использую в своей работе.
Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников.docx
Нестандартные приемы формирования самостоятельности и
инициативы у старших дошкольников
Опыт работы воспитателя высшей категории Блиновой О.А.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и
остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не
пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена
в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено,
что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и
самостоятельности я применяю различные методические приемы. Сегодня мне
хочется поделиться нестандартными методами и приемами, которые я использую в
своей работе.
Наиболее действенными приемами, на мой взгляд, являются:
«Мастер классы»;
«Ритуал планирования самостоятельнойдеятельности»;
Прием «Три варианта»
«Мастер — классы»
Сегодня я бы хотела поделиться с вами своими приемами проведения с
детьми мастер – классов, целью которых является формирование у детей
способности самостоятельно осваивать материал,
используя при этом
разнообразные информационные средства,творчески организовывать свою
деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими
детьми. Данный прием развивает самостоятельность, инициативность. Первое, что
я сделала – это определила алгоритм проведения мастер классов.
Алгоритм проведения исследований:
Выбор темы;
Составление плана;
Сбор материала. Обобщение полученных данных;
Итог. (презентация опыта работы).
С чего мы начинали?
Садились с детьми в круг так, чтобы они видели лица друг друга. Объявляли
детям о том, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельное
исследование, как это делают взрослые учёные. Выбирали пару активных детей –
помощников.
Шаг первый ВЫБОР ТЕМЫ.
Начинала я свою работу со знакомства детей с методикой поиска.
Перед детьми раскладываю карточки с изображениями – темами мастер –
класса. Включаю всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.
Помощники определяют тему, которая наиболее заинтересовала детей.
Карточку с изображением темы прикрепляем на доску, остальные убираем.
Шаг второй. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
Беседа по наводящим вопросам: «Как вы думаете, с чего начинают своё
исследование учёные»? (с составления плана исследования)
Где можно узнать что то интересное про попугая? (дети обычно называют
основные методы: в книге, по телевизору, спросить у другого, понаблюдать, найти
в интернете)
Шаг третий. СБОР ИНФОРМАЦИИ.
Демонстрация «Кармашков» для сбора информации.
(коробочки с изображениями: рука узнал от другого, телевизор увидел по
телевизору, компьютер получил информацию из интернета, книга прочитал в
книге.).
Шаг четвёртый. ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.
Раскладывали на столе полученную информацию, чтоб видели все.
Смотрим, обсуждаем. Выделяем самое интересное. Далее спрашиваю у детей: «Кто бы хотел
подготовиться и рассказать по выбранной теме? Тем самым развиваем инициативу
у детей. Данный ребенок готовит сообщение.
Через какое – то время он презентует свой опыт.
Шаг пятый – ИТОГ. (презентация опыта).
Последующая работа строилась на самостоятельном поиске тем мастер –
классов каждым ребёнком.
На данном этапе дети уже самостоятельно выбирают тему ; определяют
количество заинтересовавшихся детей; составляют план; собирают материал;
делают сообщение. Дети проводят мастер – классы на различные темы, такие, как:
мастер – класс по созданию песочных картин, мастер – класс по изготовлению
кукол – скруток, мастер – класс по плетению фенечек», мастер – класс по уходу за
Джунгарскими хомячками. Все мастер – классы дети проводят без помощи
взрослых – самостоятельно. Данные мастер – классы ребята проводят и для детей
других групп.
Об этом он сообщил детям,
Как я уже говорила – на данном этапе дети уже самостоятельно выбирают
тему. Так мальчик из нашей группы – Миша очень заинтересовался темой
– «Свойства магнита».
поместив
в приемной красочное объявление. Дети, заинтересовавшиеся данной темой –
записались на просмотр презентации. Далее следуя алгоритму, Миша составил
план. В сборе информацииМише помогли родители, воспитатели, библиотекари.
После сбора материала, мальчик обобщил полученные данные, апробировал
практические опыты с магнитами. В конце месяца он презентовал свою работу под
названием «Притягательный магнит»детям нашей группы, а так же принял
участие в городском конкурсе «Умное поколение».
Ритуал планирования самостоятельной
деятельности.
Хочется поделиться еще одним замечательным приемом – ритуал
планирования самостоятельной деятельности. Данный прием у нас прижился и
ребята используют ежедневно.
А начинали мы с того, что воспитатель садится перед детьми и пишет план –
чем он будет заниматься сегодня в течении дня. Проговаривает и отмечает что
удалось выполнить, что нет. Дети заинтересовались таким приемом. Следующим шагом было то, что в течении какого – то времени (например после прогулки) дети
садились и зарисовывали символами, а некоторые уже писали, чем бы они хотели
заниматься во второй половине дня. Затем все планы вывешивались на доску и
дети проговаривали – кто чем будет заниматься. Часто дети уже знали с кем они
будут играть и в какую игру (группы по интересам).Далее воспитатель готовит
предметно – развивающую среду. Играя, дети отмечают на своих планах – что им
удалось сделать, а что нет. Ребята используют различные варианты планирования
своей деятельности: на целый день, на первую или на вторую половину дня. Так же
дети научились пользоваться в своей деятельности планами как индивидуальными,
так и коллективными. Планы хранятся в определенном месте. Это помогает
детям самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.
Прием «Три варианта»
Я считаю, что данный прием – это просто находка для формирования у детей
самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что
ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и
просит о помощи. Я ему говорю: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи
три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым я даю информацию к
размышлению. (Практическая работа с аудиторией).
Итог работы:
В результате проведенной работы заметила,
что дети стали
более самостоятельными инициативными, повысился уровень самоконтроля, более
объективной стала оценка детьми своих возможностей, дети самостоятельно
осваивают материал, используя при этом разнообразные информационные
средства. Могут анализировать информацию, делать выводы. Подводя итог
проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка
как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении
всего периода дошкольного возраста.
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в
них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём
властелином».
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду,
покажи – и я запомню, дай
попробовать и я пойму»
Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.