«Нет прав без обязанностей»
Оценка 4.8

«Нет прав без обязанностей»

Оценка 4.8
docx
19.03.2024
«Нет прав без обязанностей»
Классный час Нет прав без обязанностей.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Ровеньковский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

 

на тему:

 

«Нет прав без обязанностей»

 

 

 

 

Разработал:

 

 

Робейко Юрий Валериевич

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Ясеновский

 


 

Цель: помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав с целью профилактики преступлений и правонарушений среди  несовершеннолетних.

Задачи:

1.                      Знакомство с основными нормативными документами,  законопроектами, регулирующими  и защищающими их жизнедеятельность.

2.                      Повторить определение понятий «права» и «обязанности».

3.                      Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.

4.                      На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека.

5.                      Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию.

6.                      Формирование активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

1.                      Приветствие. Настрой на работу

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Учащиеся: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

– Потому что скоро будет весна.

– Сегодня светит солнце.

– Может быть, потому что скоро каникулы?

Классный руководитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем занятии….

2.                      Определение темы

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема для обсуждения.

Мне сегодня по электронной почте пришло письмо, а там … Загадки. Помогите мне их разгадать.

Мама работала,

Папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …

(отдых)

Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос, 

Даже нашу козочку 

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …

(имя)

Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны 

Право на …

(образование)

- Кто догадался, о чем мы будем говорить?

Наша тема: «Нет прав без обязанностей»

- Значит, о чем еще мы будем говорить?

Попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Итак, нас ждет путешествие по городу Прав.

3.                      Беседа. Определение понятия дружба.

Остановка «Правовая»

- А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

- Все ли люди имеют права? А Учащиеся?

- Зачем нужны права? (чтобы жить счастливо и хорошо)

- А кто следит за их соблюдением?

- Кто их придумал?

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно законодательно защитить права человека. Сделать это можно только сообща. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и другое. 
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще . Однако в мире существует особая группа людей, которая нуждается в особой защите – это Учащиеся. Поэтому 20 ноября 1989 году

Организация Объединенных Наций приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».

Конвенцией называется международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться маленьких гражданах.

-Какие права детей вы знаете?

 Из Конвенции о правах ребёнка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.  

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Учащиеся, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

-Молодцы, но это только некоторые из них.

4.                      Остановка «Сказочная»

А теперь давайте попробуем найти  эти правила в сказках.

Каждая команда получает  вопросы, вы должны продумать, какое право

нарушено.

1.  В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность

жилища? (нарушила Лиса в сказке «Заячья избушка»)

2.  В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

    попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

                             («Колобок».)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за

      вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения

     Буратино».  Карабас-Барабас).

4.   Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

      перемещение на метле? (Баба-Яга.)

5.  Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?

(Снежная королева)

 Остановка «Обязанностей»

 

Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Классный руководитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

- Что такое обязанность? – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

- Есть у вас обязанности в семье? Какие?

- Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

- Где могут быть записаны обязанности учеников? 

Вот в уставе нашей колледжа тоже есть обязанности учащихся, которые мы должны неукоснительно выполнять. Назовите их.

- Уважать права, честь и достоинство всех участников;

- Прилежно учиться;

 - Иметь аккуратный вид;

-  Соблюдать правила техники безопасности;

- Беречь здание, оборудование;

- Придерживаться общепринятых правил поведения;

- Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь колледжа.

6. Остановка «Юридическая консультация»

- Ребята, куда вы можете обратиться за помощью, если нарушаются ваши права? (родители, Классный руководитель, классный руководитель, взрослые люди…) Также вы можете позвонить в службу доверия

- Давайте представим, что мы - работники службы, которая оказывает юридические консультации. Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1.

 Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

(нарушено право соседей на отдых. Время спокойствия начинается в 11 часов вечера и длится до семи часов утра. Именно в этот период запрещается извлекать громкие звуки, мешающие спокойствию соседей)

Ситуация 2. 

Мама попросила дочку убрать в квартире, на что дочь ответила, что детский труд это эксплуатация, а в Конвенции «О правах ребёнка» запрещёно эксплуатировать детский труд.  Объясните в чем не права дочка.

(Нет, она не права. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Дочь должна уважать ее право и помогать ей)

Ситуация  3. 

10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика? Какие? (нарушено право на получение образования)

Ситуация  4. 

Классный руководитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров? (нарушал право других детей на получение образования, также нарушил устав колледжа)

Ситуация 5.

9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

1.                      Нужно знать свои права.

2.                      Нужно уважать права других людей.

3.                      Нельзя забывать об обязанностях

6.                      Заключительный этап.

Остановка «Школа мечты»

- Давайте вспомним, как звучала наша тема. (Нет прав без обязанностей) Почему так говорят? (неправ тот человек, который знает свои права, а обязанности не выполняет)

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Цель: помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Цель: помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Все ли люди имеют права? А Учащиеся? -

Все ли люди имеют права? А Учащиеся? -

В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения

В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения

Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав? (нарушено право соседей на отдых

Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав? (нарушено право соседей на отдых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2024