Статья «Нетрадиционные уроки в частной школе»
Виноградова Галина Ивановна, учитель информатики и ИКТ
ЧОУ «Школа экономики и права» г. Санкт-Петербург
Современный урок - это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребёнка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование [2].
Обычный и необычный урок – в чем разница.
В русском языке смысл обычного означает: обыденный, распространенный, общепринятый, обыкновенный, заурядный, рядовой, ординарный. Направленность синонимов весьма нейтральна. Есть в них и позитивные значения: обычный - это нормальный и даже - постоянный. Поэтому можно сказать, что обычный урок - это хорошо, как проверенный временем залог нормального и стабильного познания для нормальной и стабильной жизни.
Обычный (традиционный) урок состоит из стадий процесса учебного познания:
· усвоения нового материала,
· формирования новых знаний и умений,
· закрепления и систематизации знаний,
· контроля и оценки полученных результатов.
Положительные синонимы «необычного» в русском языке представлены как чудной, странный, экзотический, диковинный. Здесь уже появляется оттенок удивления, ожидания чуда, открытия тайны.
Есть и еще один смысл необычного - это традиция.
В нашей частной школе есть традиция проводить уроки погружения в предмет, предметные недели, необычные уроки.
1. Уроки погружения в английский язык
Два раза в год проходят уроки погружения в английский язык. Неделю в первом полугодии и неделю во втором полугодии учащиеся со 2 класса по 11 класс погружаются в язык. Привычный учебный режим меняется. Каждый день – английский язык и никаких других предметов. Погружение в язык проводят преподаватели – носители английского языка. Погружение реализует методику активного общения с носителями языка.
2. Предметные недели
В течение учебного года проводятся предметные недели по истории, физике, словесности, биологии, обществознанию, информатике, математике, английскому языку.
Во время проведения каждой предметной недели приоритет в учебных программах отдается выбранному предмету. Программы своих предметных недель продумывают и реализуют преподаватели в совместно с детьми. Программа каждой предметной недели задействует учащихся всех возрастных ступеней. В понедельник – открытие предметной недели. Каждый ученик школы имеет возможность показать себя, свои способности, мастерство всему коллективу детей и взрослых в конкретном предмете. В течение недели проводятся конкурсы, КВН, игра по станциям, викторины, выпускаются стенгазеты. Традиционно предметные недели завершаются в пятницу массовым действом. В этот же день подводятся итоги недели: награждаются наиболее активные учащиеся, классы, которые проявили себя на протяжении всей предметной недели в различных мероприятиях.
3. Необычные (нетрадиционные) уроки.
В нашей школе два раза в год бывают необычные уроки. В этот день в каждом классе по расписанию все уроки необычные. Домашнее задание не задается. Учащиеся очень ждут эти дни.
К числу нетрадиционных форм уроков относят: метод проектов, видео-урок, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-путешествие, урок-интервью, урок-эссе, интегрированный урок, урок-мюзикл. В отличие от традиционного урока структура необычного личностно-развивающего урока делится на вводную, основную и заключительную часть.
1) Вводная часть («Вызов», 5-7 минут, «Хочу!»): организация внимания учащихся, мобилизующее начало урока («исходная мотивация»), актуализация знаний учащихся, постановка учебных задач.
2) Основная часть («Реализация, открытие знаний», 15-20 минут, «Я могу!»): разнообразные учебные задания, много аспектный анализ материала, проблемные вопросы, необходимость выбора решений, установление связей, разрешение коллизий.
3) Заключительная часть («Рефлексия», 10-15 минут, «Я знаю, понимаю. Я сам!»): широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы учащихся, в ходе которой они проверяют, насколько хорошо усвоен новый материал [2].
Необычные уроки вызывают большой интерес у детей. Что может заставить школьника 2 - 6 класса задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и не интересны для него? Во всяком случае - не принуждение. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Здесь помогут необычные уроки. Ведь любой нетрадиционный урок - это «большая игра на весь урок» со своими правилами и атрибутами. А правильно поставленная игра позволяет многому научить детей.
Возможности необычных личностно-развивающих
уроков велики: они являются средством
формирования познавательной деятельности школьников,
средством активизации учащихся в процессе
учебной работы, а так же одним из
способов стимулирования и развития интереса
к учению. Но в то же время они
реализуют обучающие, развивающие и воспитательные
задачи, которые ставятся на каждом уроке.
На таких уроках исчезают проблемы
дисциплины, ребята работают с большой
отдачей, интересом и не вскакивают с мест,
когда звенит звонок, а ждут продолжения урока.
Многие задания
в данных уроках выполняются учениками в
игровой форме, что весьма привлекательно для
школьников 2 – 6 классов. Интересные по содержанию они
создают положительный эмоциональный фон: раскованность,
интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания, а осознание своих успехов способствует
раскрытию психологических возможностей учащихся,
повышению их самооценки, уверенности в себе.
В необычных (нетрадиционных) уроках информатики использую следующие приёмы:
1) Отказ от шаблона в организации урока.
2) Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке (работа в парах, в группах – учащимся это очень нравится).
3) Занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока (интересные задания).
4) Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
5) «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям (задания по интересам и способностям учащихся).
6) Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента), самооценка учащихся, рефлексия [1].
На необычных уроках учащимся предоставляется возможность:
· проявить себя с позиции творческого субъекта;
· включаться в деятельность для испытания своих возможностей;
· проявить свой интерес и активность;
· шире развивать познавательные способности.
Перед современными учителями стоит вопрос, как организовать учебный процесс, чтобы он формировал у учащихся устойчивый интерес к учению, снимал напряжение, помогал формировать навыки учебной деятельности, оказывал эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формировались бы более прочные, глубокие знания. Многие учителя ищут разные нетрадиционные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей, но также можно этим традиционным урокам придать некую оригинальность, привлекательность, что бы детям было интересно на уроках, что бы он вызывал у них стремление к учебе.
Литература
1. Карпушина, Н.Н. Нетрадиционная форма урока: замысел, организация, анализ [Текст] / Н.Н. Карпушина //Математика. – 1998. -№9. -С.12-13
2. Кульневич С. В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе: практ. пособие для учителей нач. школы. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2002. – 152 с.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.