Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения
Оценка 4.9

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
английский язык
7 кл—11 кл
11.05.2017
Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения
Использование нетрадиционных уроков иностранного языка доступно каждому учителю, который решится отойти от стандарта и задумается о том, как заинтересовать детей, заставить их поверить в то, что иностранный язык им необходим. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем.
Нетрадиционные уроки.doc
Нетрадиционные  уроки  иностранного  языка как средство оптимизации обучения       В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Использование  только традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало  скучно учиться, у них нет возможности в процессе  обучения реализовать  свои потребности   в   самовыражении,   самопознании   и   самоутверждении.   Комбинированный   урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил,   без   учета   способностей,   склонностей,   интересов   учащихся.   Но   и   минимизация использования традиционных форм , а порой и практически полная их замена нетрадиционными явно не дает  положительных   результатов.  На  сегодняшний  день  российские     преподаватели привыкли     к   тому,   что     особое   внимание   уделяется   таким   понятиям   как   «модернизация», «инновация», «инновационные технологии», «нетрадиционные методы». Стало модно, а порой даже необходимо использовать данную современную терминологию, подчас даже не понимая до конца её значения. Традиционные методы старой   советской школы постоянно подвергаются критике за то, что якобы они не учили детей мыслить и добывать знания самостоятельно, в то время   как   подразумевается,   что     сегодняшняя   школа     выпускает   творческих   людей   с достаточным багажом знаний для современной жизни. По факту же мы видим пока совершенно иную картину:  достаточно высокий уровень образованности людей, успевших получить  среднее образование   в   советской   школе,   не   идёт   ни   в   какое   сравнение   с   уровнем   современных выпускников, который оставляет желать лучшего. Так что же, выходит,  что такое многообразие современных   нетрадиционных   методов   (   кэйс­стади,   сторителлинг,   коучинг,   Дальтон   план, технологический   квадрат   и   т.д.)   не   дают   должного   эффекта?   И   так   ли   уж   устарели традиционные  методы?  В  этом  вопросе  я  и   решила   разобраться.    Считаю,   что  данная  тема актуальна и практически значима для повышения эффективности учебного процесса.      В нашей стране часто впадают в крайности – раньше этой крайностью было использование в основном   только   традиционных   методов,   что   зачастую   снижало   мотивацию,   сейчас   же   с точностью до наоборот – мы постоянно пытаемся заинтересовать и развлечь учеников, а в итоге сталкиваемся с тем, что у них нет элементарной базы знаний. А есть ли золотая середина? В процессе работы над своей темой самообразования я попыталась её найти. Педагогическое   творчество   учителя,   освобождаясь   от   шаблона,   создает   интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению иностранного языка. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия   обучения   и   состав   учащихся.   Учителю   нужно   в   какой­то   степени   отойти   от стандартного урока, внести что­то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Нетрадиционный   урок   –   это   импровизированное   учебное   занятие,   имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании   новых   форм   работы,   что   в   конечном   итоге   влияет   на   активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки ­ деловые или ролевые  игры,   уроки  – пресс­конференции,   уроки­соревнования,  уроки  типа  КВН, уроки  с групповыми формами работы, уроки­игры, уроки­праздники, уроки­суды, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые   направлены   на   активизацию   обучения.   Это   могут   быть   уроки   с   использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д. Цель   нетрадиционных   уроков:   отработка   новых   методов,   форм,   приемов   и   средств обучения,   что   ведет   к   реализации   основного   закона   педагогики   –   закона   об   активности обучения.  Что   дает   применение   таких   уроков   в   учебном   и   воспитательном   процессе?   Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:  использование коллективных форм работы;  привитие интереса к предмету;  развитие умений и навыков самостоятельной работы;  активизацию деятельности учащихся;  при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;  более   полное   осуществление   практической,   воспитательной,   образовательной   и развивающей целей обучения;  становление новых отношений между учителем и учениками.  Остановлюсь на некоторых из представленных типов нетрадиционных уроков. 1. Урок – пресс­конференция. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача.   В   ходе   урока   учащиеся   тренируются   в   монологической   речи,   в   умении   задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. После закрепления и активизации  в речи лексики и повторения всех типов вопросов, делимся на группы.   Одна   группа   является   представителями   политической   системы   России,   другая   – представители зарубежной прессы. Все готовятся дома основательно, особенно россияне, т.к. их ответы должны быть полными, понятными. Кроме того, готовятся карточки, на которых написаны названия газет. На уроке группы садятся напротив друг друга. Начинается  пресс­ конференция. Корреспондент может начать так: “I have a question to ...”, May I ask a question to ...?”, “Will you answer my question please?  “ и т.д. Затем идет непосредственно вопрос, на который отвечает тот, кому он адресован. Детям нравятся такие уроки, т.к. они предполагают развитие навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. После урока, как правило, делимся впечатлениями, определяем, что удалось, а что не очень, планируем, по какой теме можно провести такой урок.  2. Урок­ соревнование. Я   думаю,   любой   коллега   согласится   со   мной,   что   работа   над   грамматикой   всегда вызывает трудности. Детям бывает иногда очень сложно понять, почему в английском языке столько времен, как они образуются, как правильно их применять. Для того, чтобы учащимся было легче понять употребление того или другого времени, я использовала  на своих занятиях в   техникуме   прием   моделирования,   много   игровых   моментов,   соревнования,   которые повышают познавательную активность и стимулируют учащихся.  3.   Урок   с   применением   элементов   проектной   методики   и   информационных технологий. Проектная   методика   при   обучении   английскому   языку   в   рамках   программного материала может использоваться практически по любой теме. Помимо   огромного   потенциала,   который   несет   в   себе   сам   метод   проектов   для формирования   коммуникативной   компетенции,   значительные   дополнительные   возможности возникают   при   использовании   информационных   ресурсов   и   услуг   Интернета   в   процессе проектной деятельности школьников.  В последнее время компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода   к   обучению,   повышению   эффективности   самостоятельной   работы   учащихся, расширяет дидактические  возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок английского языка. Урок становится интересным и более интенсивным. Естественно, компьютер не заменит учителя, он только его дополнит. Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней, т.к. все мы знаем, что непонимание материала приводит к потере   интереса   к   предмету.   Активное   и   уместное   применение   компьютера   на   уроке английского   языка   представляется   возможным   исходя   из   специфики   самого   предмета. Компьютер   играет   роль   тренажера,   с   помощью   которого   учащиеся   учатся   работать самостоятельно, компьютер помогает учиться. 4.Урок ­ ролевая игра. Одним   из   эффективных   способов   создания   ситуации,   способствующей   говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:  Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации.  Ролевая   игра   обладает   большими   возможностями   мотивационно   –   побудительного характера.  Эмоции,   связанные   с   определенными   фразами   или   ситуацией,   создают   прекрасные условия для запоминания материала.  Ролевая   игра   способствует   формированию   учебного   сотрудничества   и   партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.  Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.  5. Урок с использованием компьютерного тестирования. Компьютерное   тестирование   само   по   себе   нетрадиционно,   т.к.   все   мы   привыкли   к тестам,   выполненным   на   бумаге.   По   сравнению   с   традиционными   формами   контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:  быстрое получение результатов;  объективность в оценке знаний;  позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;  дает   возможность   учителю   соотнести   эти   данные   с   поставленными   на   данном  этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;  компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.  Прежде,   чем   начать   работу   с   компьютерными   тестами,   необходимо   сформировать содержание   тестовых   заданий,   распределить   их   по   типам   и   уровню   сложности   и   создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки. Конечно, составление тестов – дело трудоемкое, отнимает достаточно много времени, но это стоит того, т.к. результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал.  Практически по каждой изучаемой теме о стране изучаемого языка, можно составить подобные тесты.  6. Урок с применением компьютерных обучающих программ. Обучающая программа “Профессор Хиггинс” может успешно применяться на уроках грамматики.   Данный   курс   содержит   130   уроков.   Каждый   урок   посвящен   определенному разделу грамматики. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, поставь   слово   в   нужной   форме,   подбери   нужное   слово   из   предложенных   и   т.д.   Выполняя упражнение, учащийся может потренировать данное правило и проверить, насколько хорошо он его понял. Программа позволяет проверить себя в процессе выполнения упражнения: нужно набрать правильный ответ, если он правильный, компьютер его примет. Если неправильный, вам будет дано еще две попытки. Если ученик ошибется опять, компьютер даст подсказку. Курс очень удобен для учителя и экономит много времени. Один взгляд на экран, и учитель знает, правильно ли ученик делает упражнение, потому что неправильные ответы выделяются другим цветом. Кроме того, у учителя будет информация о количестве ошибок, сделанных учеником. Естественно,   эта   работа   вносит   разнообразие   в   скучную   для   учащихся   работу   над грамматикой,  т.к. все мы знаем, как они не любят ей заниматься. Поэтому эту программу уместно применять после объяснения грамматического явления и его первичной обработки.  Итак, в заключение следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который   может   запросто   пообщаться   с   иностранцем,   прочесть   объявление   на   иностранном языке,   понять   иноязычную   речь.   А   использование   таких   уроков   как   раз   и   служит   для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем. Но при этом   нельзя   забывать   о   том,   что   никакие   нетрадиционные   формы   не   смогут   повысить мотивацию   учащегося,   не   имеющего   элементарной   базы   (   как   лексической,   так   и грамматической),   для   установления   которой   на   протяжении   многих   лет   успешно использовались традиционные формы уроков старой доброй советской школы.

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения

Нетрадиционные уроки иностранного языка как средство оптимизации обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017