Общее понятие неуспеваемости.
Каждое цивилизованное общество имеет в основе своего существования систему образования, которая является элементом культуры и определяет уровень развития общества. Образование обеспечивает социализацию личности, представляя собой передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям.
В настоящее время, когда стране требуются квалифицированные рабочие и специалисты в разных областях производства, возрастает ответственность школы за уровень и качество обучения учащихся. Одна из задач школы это повышение качества образования. Эта задача определена следующими документами: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт», закон «Об образовании».
В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости в учебной деятельности отдельных учеников практически в каждой школе.
Для реализации практических и организационных задач по обеспечению качества образования требуются новые теоретические знания о существе самого явления школьной неуспеваемости, о признаках и формах ее проявления в современной школе.
Большое значение имеют комплексные исследования данной проблемы. Проблема неуспеваемости в учебной деятельности учащихся в общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами на протяжении многих лет.
Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Решение этой задачи в условиях общеобразовательной школы является актуальной и необходимой. Для этого используется самый передовой опыт педагогов и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение и воспитание учащихся в школе. Рассмотрим, как трактуется в педагогике понятие «неуспеваемость». Русский философ, педагог и психолог Блонский Павел Петрович под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия: «неуспеваемость учащихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии учащихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам».
Сущность неуспеваемости призвана раскрыть и дидактика. Важнейшая задача дидактики в том, чтобы раскрыть структуру неуспеваемости, признаки, по которым определяются ее компоненты, разработать научно обоснованные приемы обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер улучшения успеваемости учащихся.
Многие российские педагоги различает два вида неуспеваемости:
Абсолютная неуспеваемость. Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полное неусвоение учебного материала. Такая ситуация ставит вопрос перевода учащегося в следующий класс.
Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости.
А.М. Гельмонт выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика:
Общая и глубокая неуспеваемость – по многим или всем учебным предметам длительное время.
Частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам.
Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету, она относительно легко преодолевается.
Ранжируя виды неуспеваемости по степени ее запущенности и исходя из трудности ее устранения, А.М. Гельмонт называет глубоким и полным отставанием в учебе самый запущенный случай неуспеваемости - общую и глубокую неуспеваемость.
Сложным явлением в образовательном учреждении считается систематическая неуспеваемость, которая ведет к педагогической запущенности. Под педагогической запущенностью понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Неуспеваемость служит препятствием для дальнейшего обучения, ведет к второгодничеству. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической точки зрения. Педагогически запущенные учащиеся часто бросают школу, пополняют группы риска.
Из этого следует, что понятие неуспеваемости социальное и прежде всего педагогическое понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием обучения. Содержание обучения дано в учебных программах, учебниках и методических пособиях. Предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их литературе. Методические материалы, программы и учебники раскрывают конкретное содержание каждого предмета и частично - общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психологическая и педагогическая литература разъясняет цели и задачи содержания обучения и его особенности.
Для того чтобы определить неуспеваемость или успеваемость ученика, необходимо анализировать следующие компоненты обучения: знания, умения, навыки, эмоционально-волевое отношение к обучению. Рассмотрим требования к каждому компоненту.
Основным компонентом содержания учебного процесса являются знания.
Каждого учителя интересует конечный результат его работы - это качество знаний полученное учащимися.
Знание - это очень обширное понятие, имеющее несколько определений, разные формы, уровни и характеристики. И в основе школьных знаний лежат понятия разной степени обобщенности, системы понятий, абстракции, а также теории, гипотезы, законы различных наук. Фактические знания, которыми должны овладеть учащиеся, представлены единичными и разнообразными понятиями. Примером может служить знание учащимися географических названий, биографии исторических личностей, даты и события, представителей живой природы и другие.
В образовательной системе сформулированы требования к усвоению всех элементов знаний. Эти требования, в соответствии с требованиями ФГОС сводятся к следующему: учащиеся могут считаться успевающими, если они понимают, хранят в памяти и воспроизводят знания, а также могут их использовать в различных ситуациях.
Вторым компонентом содержания учебных предметов считаются умения и навыки учащихся. Различают разные виды умений и навыков. Они могут быть теоретические и практические. Предметное применение знаний на практике называется умением. Умение представляет освоение способа выполнения действий. Навыки - это умения ученика, доведенные до автоматизма. Когда действия, выбранные сознательно для решения какой-либо задачи, повторяются снова и снова, а результат их получается верным, успешным, то вырабатывается своего рода рефлекс. Учащийся, анализируя поставленную задачу, выбирает способ для ее решения в максимально короткий срок. Если учащийся не владеет навыками и умениями – это признак неуспеваемости.
Следующий компонент, который может повлиять на успеваемость - это эмоционально-волевое отношение к обучению. Компонент включает отношение учащихся к процессу учения, к его трудностям и их преодолению. Это связано непосредственно с оценкой своих достижений, осознание ценности образования, убежденность в его общественной и личной значимости.
В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:
· учащийся не владеет минимально необходимыми операциями деятельности, не умеет комбинировать и использовать в новой ситуации знания, умения и навыки, которые у него есть,
· учащийся не стремится получать новые знания теоретического характера, избегает трудностей в учебной деятельности, пассивен при столкновении с ними,
· учащийся не стремится к оценке своих достижений и не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.
Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость». Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же учебной деятельности могут возникнуть отдельные ее элементы. Наличие таких элементов в педагогике называют отставанием в освоении учебного материала.
Понятие «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны между собой. В неуспеваемости суммируются отдельные отставания и, по сути, неуспеваемость - это итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, и образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний и своевременно устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
В педагогике существует описание признаков возможных отставаний учащихся. Признаки относятся к основным учебным предметам, которые характеризуются разнообразными видами деятельности и опираются на знания, первичные умения и навыки
Основные признаки заключаются в том, что ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого материала. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. Ученик не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
Необходимо отметить, что неуспеваемость школьников не носит массового характера, однако даже незначительный процент неуспевающих учеников в общеобразовательной школе является браком в педагогической работе, последствия которого отрицательно сказываются как на судьбе отдельного человека, так и в общественной жизни в целом. В связи с этим проблема борьбы с неуспеваемостью учащихся была и остается актуальной для педагогической теории и практики. Несмотря на прогрессивнее развитие педагогических и психологических наук, проблема борьбы с отстающими учениками не утратила своей актуальности и в настоящее время
Типология неуспевающих учащихся
Каждый учитель и родитель хочет, чтобы ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым и самостоятельным человеком. Все мы прекрасно понимаем, что основы такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.
Проблема неуспеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:
· как преподаватель учит?
· как ребёнок учится и как при этом осуществляется его развитие?
Особое внимание в образовательном учреждении педагоги должны уделять неуспевающим учащихся.
Неуспевающие учащиеся имеют общие черты, но в тоже время они существенно отличаются друг от друга. В процессе обучения в каждом отдельном случае неуспеваемости педагог встречается с индивидуальными особенностями учащихся, которые требуют особого подхода. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости.
За основу определения типов неуспевающих учащихся многие ученые, педагоги, психологи берут изученные ими причины неуспеваемости.
Советский психолог Л.С. Славина определяет типы неуспевающих учащихся по доминирующей причине.
В первую группу она объединяет неуспевающих учащихся, у которых отсутствуют мотивы учения, в другую группу, тех учащихся, которые проявляют слабые способности к учению. Третью группу составляют неуспевающие учащиеся с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.
Н. И. Мурачковский определяет типы неуспевающих учеников по психологическому аспекту. За основу он взял характер личности школьников: первый характеризует особенности мыслительной деятельности школьника, второй – направленность личности, ее отношение к учению.
Советский психолог Менчинская Н.А., изучив закономерности усвоения знаний и проблемы неуспевающих учащихся, составила типологию неуспевающих учеников.
«Первый тип неуспевающих. К нему относятся ученики, у которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе
Для учащихся этого типа учащихся характерна низкая обучаемость, проявляющаяся в слабом развитии мыслительных процессов. Неуспех в учении не является источником морального конфликта, что способствует формированию у них положительной направленности по отношению к учению при отсутствии познавательных интересов.
1 подтип. К нему относятся учащиеся, для которых характерно стремление компенсировать неуспех с помощью практической деятельности. Это налагает отпечаток на характер их мышления: слабое развитие абстрактного мышления сочетается с тенденцией конкретизировать условия и способы решения задачи.
2 подтип. У учащихся этого типа наблюдается стремление избегать любых трудностей в учебной работе, с помощью использования средств, не согласующихся с нормами поведения школьников, например, списывание, подсказки.
Второй тип неуспевающих учащихся представляют учащиеся, у которых высокое качество мыслительной деятельности, сочетается с отрицательным отношением к учебе.
Учебная деятельность зависит от того, нравится ли школьникам предмет или нет. Неуспех в учении ведет к моральному конфликту и к возникновению отрицательных моральных черт. Такие учащиеся не строят планы на будущее связанные с ученьем. Для учащихся характерна неустойчивая самооценка.
1 подтип. Неуспехи в учении компенсируется интеллектуальной деятельностью, которая не связана с учением в школе. Направленность, касающаяся будущего, определяется характером той деятельности, с помощью которой компенсируется неуспех в учении.
2 подтип. У учащихся второго подтипа неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируется установлением связей с другим коллективом и удовлетворении интересов и склонностей, имеющих отрицательную направленность. Работа по преодолению неуспеваемости школьников этого типа сложна, так как необходимо изменить их моральные установки. Выработка умений учиться, навыков самоорганизации должна предваряться работой по перевоспитанию».
Русский философ, педагог и психолог П.П. Блонский в работе «Обучение и умственное развитие» описал типы неуспевающих учащихся, основываясь на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности
Первый тип неуспевающих учащихся он назвал «плохой работник». По его мнению, неуспевающий ученик задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит. На уроках такой ученик работает пассивно и постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы. Ученик не подмечает своих неудач и трудностей, не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу.
Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости.
Другой выделенный тип назван «патологическим неуспевающим». К этому типу относится ученик, часто имеющий неудачи в учении. Такого типа ученики заявляют «не могу» до начала работы, они нуждаются в постоянном контроле педагога или учащихся. Учебные трудности и неудачи переносятся тяжело, эмоционально болезненно. В данном случае выделенные черты носят психологический характер.
В настоящее время существует более широкая типология неуспевающих детей.
Рассмотрим основные типы неуспевающих детей в современных школах.
1. Дети с задержкой психического развития, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.
Задержка психического развития у ребенка означает наличие значительного отставания в развитии умственных способностей и поведенческих навыков соответственно его фактического возраста. Это достаточно редкое и непродолжительное по времени состояние. Часть детей с небольшой задержкой развития, не выявляется до тех пор, пока они не пойдут в школу и не столкнутся с учебными нагрузками. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в первый класс общеобразовательной школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками.
Специалисты отмечают, что половина детей с задержкой психического развития в обычной школе становятся неуспевающими.
2. Недостаточно развитые для школы дети. Такие дети по оценкам специалистов составляют 1/4 всех неуспевающих.
У них выявлены нарушения в раннем периоде развития, причиной которых может быть тяжёлые заболевания. Такие дети страдают различными хроническими заболеваниями. Часто они живут в неблагополучных социальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников.
3. Функционально не созревшие дети.
В педагогике существуют понятия такие как «школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе». Эти термины используется психологами и педагогами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка.
Специалисты считают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.
Функционально не созревшие дети на первых порах прилежно и добросовестно учатся, проявляют желание выполнять все школьные задания. Но, уже, в самом начале обучения, и поведение и самочувствие учащихся меняются. Они становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Появляется отставание, переходящее в неуспеваемость.
4. Ослабленные дети
Учащийся с ослабленным здоровьем - это ребенок, который подвержен частым инфекционным, соматическим заболеваниям вследствие ослабленной иммунной системы или по другим причинам. Учащиеся страдают различными хроническими заболеваниями. По результатам медицинского обследования в каждой школе есть больные дети. Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе.
5. Системно-отстающие дети
Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству. Такие дети не организуют свою деятельность, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, предпочитают делать только то, что им нравится. Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в учении.
6. Нестандартные дети
Нестандартные дети встречаются в каждом классе. Эти дети отличаются от остальных только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. К нестандартным детям можно отнести и чрезмерно быстрых, постоянно возбуждённых учащихся. При неправильном педагогическом подходе эти дети могут быть неуспевающими детьми.
7. Социально запущенные дети
В последнее время все чаще в педагогике и психологии стал употребляться термин социально-педагогическая запущенность, применяемый к детям в основном школьного возраста.
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально - педагогическими условиями, в которых развивается ребенок. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, эмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.
Социальная запущенность формируется под влиянием внешних факторов, которые вызывают определенные деформации личности ребенка. Социально запущенные дети воспитываются в неблагоприятных условиях. Это алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой.
1. Психолог Менчинская Н. А. составила типологию неуспевающих учеников. К первому типу относятся ученики, у которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе. Что характерно для таких учеников?
2. Дайте определение понятиям «неуспеваемость» и « отставание». Определите отличительные черты.
3. Составьте перечень документов, определяющих задачи школы по повышению качества образования.
4. Установите отличия абсолютная неуспеваемость и относительной неуспеваемости?
5. Составьте тезисы по теме: «Требования к компонентам знание, умение и навыки, эмоционально-волевое отношение к обучению».
6. Заполните таблицу «Основные типы неуспевающих».
Модуль
Система работы учителя с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни. Современные дети должны легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Они должны научиться учиться.
Добывание знаний и освоение новых видов деятельности всегда связано с определенными трудностями. Учебная деятельность представляет определенную сложность, и учащийся в школе сталкивается с многочисленными трудностями. Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие - только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи - вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы.
В одном классе могут быть и одарённые учащиеся, и учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. Жизненный опыт показывает, что детей с высокой академической успеваемостью гораздо меньше, чем неуспешных в обучении учащихся, поэтому большинству учащихся требуется помощь в обучении.
Психолог, профессор и лауреат Премии Президента РФ в области образования М.М. Безруких выделила основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.
«Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
Второй принцип – для успешного решения коррекции учебных трудностей необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами - это помощь, при которой корректируются не трудности обучения, а причины, вызывающие их.
Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая такие меры как оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе.
Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей».
В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи неуспевающему учащемуся, которая включает в себя:
· наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;
· консультации специалистов;
· четкое определение целей и конкретных задач помощи;
· составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья;
· составление индивидуального плана обучения для детей с прогнозом школьных трудностей;
· постепенность освоения учебного материала;
· индивидуальный темп обучения - переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего;
· регулярное повторение пройденного материала.
Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основной воспитательной позицией педагога является позиция педагогической поддержки ученика.
Педагогическая поддержка – это такая организация воспитания, которая основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка, которые проявляются в его деятельности.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика: поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.К. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2. Педагогическая диагностика: систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.К. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия: меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных педагогических и методических источников позволил выявить некоторые положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими школьниками признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Помощь должна быть направлена на изменение особенностей мыслительной деятельности, которые мешают учащимся усваивать знания, и формирование продуктивного мышления.
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально-пассивных школьников необходимо формирование интеллектуальных умений и мыслительных навыков.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций, которые чаще всего из них не осознаются учащимися. Поэтому, для того чтобы каждый учащийся активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. Без овладения навыками мышления, знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить.
Важным элементом формирования мыслительной деятельности является прием. Классификация приемов мыслительной деятельности была предложена Л.М. Фридманом:
· сравнение - сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства и различия между ними;
· анализ - мысленное расчленение предметов на части;
· синтез - мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое. В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно.
· абстракция - мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объекта при одновременном отвлечении от других их свойств и признаков. В результате абстракции выделенное свойство или признак сами становятся предметом мышления».
В работе с постоянно неуспевающими учащимися можно заметить, что недостатки мыслительной деятельности у них могут быть разными, а потому и методика работы с такими детьми должна быть разной.
Каждому неуспевающему учащемуся нужна специальная система индивидуального обучения, выработанная на основе анализа особенностей его мыслительной деятельности.
Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями.
Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает учащихся правильному применению этих операций в своей познавательной деятельности.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся служатвопросы педагога. Они являются одним из самых распространенных приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную деятельность учащихся и усиленную интеллектуальную поисковую деятельность учащихся.
Учитель в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся может использовать две основные группы вопросов:
· вопросы, направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний,
· проблемные вопросы, направленные на поиск новых знаний.
При применении вопросов в сочетании обеих групп достигается их максимальная эффективность.
Главное в работе с неуспевающими детьми - научить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
· создавать проблемные ситуации;
· активизировать самостоятельное мышление;
· организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
· выстраивать позитивные отношения с группой;
· проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Для неуспевающих учащихся со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов, таких как внимание, память, мыслительные операции: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием.
Упражнение «Самое главное»
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет» – идею, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и идеи. Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение «Пересказ по кругу»
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных учителем для помощи неуспевающему ученику. Решаются эти задачи средствами, которые могут помочь ученику преодолеть неуспеваемость и привести к ожидаемому положительному результату. Урок обладает большими возможностями влиять на успеваемость учащихся, так как он носит обучающий и воспитывающий характер. Для этого учитель должен при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект, учитывать и планировать работу по развитию надпредметных способов деятельности, развитию мыслительных процессов учащихся. Очень важный вид помощи ученику – это рациональное распределение учебного материала. Необходимо планировать сначала трудный материал, затем легкий. Для профилактики неуспеваемости учитель должен применять частую смену видов деятельности на уроке, неоднократно проговаривать и закреплять материал урока, стремиться к деятельности по алгоритму.
Как вид помощи учащемуся на уроке можно рассматривать индивидуальный подход в обучении, который может быть осуществлен на любом из этапов урока: например, при закреплении учебного материала, при проверке домашнего задания, при самостоятельной работе. Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов, которые, несомненно, облегчают учебную деятельность слабых учеников. Это могут быть специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля. Можно предлагать учащимся карточки–задания, определяющие условие предлагаемого задания, карточки с текстами, разъяснениями, чертежами, карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения, карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.
Помощь неуспевающим учащимся оказывается и в ходе изучения нового материала. Для этого учитель должен:
· поддерживать интерес слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала,
· давать посильные задания при подготовке и раздаче наглядных пособий, приборов, дополнительной литературы, карточек.
При выполнении самостоятельной работы на уроке неуспевающим учащимся нужно предлагать разбивку заданий на дозы, этапы, выделять в работе простые задания, делать ссылку на аналогичное задание, выполненное ранее. Для таких учеников необходимо напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению необходимы для успешной работы.
Работу с неуспевающими учащимися следует строить основываясь на типе нервной системы. Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Зная тип нервной системы неуспевающих учеников и их индивидуальные черты, педагог может по отношению к ним применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность. Так, известно, что полезными для учащихся со слабой нервной системой будут следующие правила, используемые учителем:
1. Нельзя ставить неуспевающего ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Чередовать ответ в устной и в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, необходимо разбить его на отдельные информационные блоки и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Нужно формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях и эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на контрольных работах или экзаменах.
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся |
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала |
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы. |
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления. |
Работа со слабоуспевающими учениками направлена на предупреждение и профилактику неуспеваемости включает:
· повышение эффективности каждого урока;
· формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;
· осуществление индивидуального подхода к учащемуся;
· специальная система домашних заданий;
· осуществление работы с родителями;
· повышение учебной ответственности учащегося.
Индивидуализация обучения определяется в современной дидактике как учёт в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Цели индивидуализации работы с неуспевающими учениками.
Образовательные цели:
· усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся;
· содействие реализации учебных программ;
· преодоление каждым учащимся его абсолютного и относительного отставания;
· углубление знаний, исходя из интересов и способностей учащихся.
Развивающие цели:
· формирование и развитие логического мышления;
· формирование и развитие креативности и общеучебных умений;
· формирование и развитие познавательного интереса;
· формирование и развитие мотивации обучения.
Индивидуализацию обучения следует отличать от индивидуального, личностного и дифференцированного подходов. К индивидуализации обучения относятся такие разнообразные и не похожие друг на друга формы обучения, как семейное и домашнее обучение, обучение в классах, сформированных по уровню подготовленности учеников и с учётом состояния их здоровья. Это также экстернат, самообразование и дистанционное обучение, индивидуальные учебные планы (программы), метод проектов, адаптивное обучение, наконец, индивидуальный подход на уроке (занятии). Индивидуализированное обучение всегда предполагает дифференциацию учебного материала. Выделяется несколько аспектов индивидуализации.
1. Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы и интеллектуального развития помогает разделить школьников на две соответствующие группы и дифференцировать с ними работу. У детей, для которых характерна незрелость эмоционально-волевой сферы в сочетании с нарушениями внимания, но которые относительно успешно справляются с решением невербальных и вербальных задач, трудности в обучении обусловлены несформированностью механизмов регуляции деятельности. Работа с такими детьми при индивидуализации обучения, рационально организованном учебном процессе, дозировании заданий по времени и объёму может дать положительную динамику в усвоении знаний и представлений по школьной программе. Школьники, у которых в структуре познавательной деятельности превалирует интеллектуальная недостаточность, нуждаются в направленном коррекционном обучении.
2. Диагностика знаний и умений ученика по каждому предмету. Проводится учителем в начале сентября (нулевой срез) и в конце каждой четверти и координируется классным руководителем. Позволяет учителю контролировать уровень знаний и умений; оценивать прогресс ученика за четверть; определять пробелы в знаниях ученика.
3. Независимое тестирование по каждому предмету. Результат:
· учитель получает и детальную картину уровня обученности всех учеников по всем выбранным темам;
· материал для сопоставления результатов каждого ученика по своему предмету и в сравнении с другими предметами;
· рейтинг ученика, отражающий его успехи относительно успехов других учеников без учёта абсолютных показателей обученности;
· возможность сравнить данный рейтинг с рейтингом оценок, выставленных на уроках.
4. Выведение среднего балла каждого ученика в классе. Это позволяет учителю оценить динамику успешности ученика, сравнить его успехи по предметам.
5. Создание и обновление портфеля учебных достижений (портфолио) учащихся не зависимо от качества выполненной работы.
Формы индивидуальной работы учащихся.
1. Выполнение общих для всех домашних заданий.
2. Выполнение индивидуализированных домашних заданий.
3. Работа, по выданному учителем заданию (список заданий на один урок) или индивидуальной программе (программа занятий на один месяц).
4. Работа по надпредметным программам.
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. У детей данной группы продуктивность учения зависит от мотивации. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
· помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
· развивать ответственность;
· поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:
· решение проблемных ситуаций;
· использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
· связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
· организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
· позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности. Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Этапы формирования положительного отношения к учению |
|||
Формируемые отношения |
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
К содержанию учебного материала |
Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости |
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого |
Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) |
Действует учитель - ученик только воспринимает |
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса |
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам |
Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий |
Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий |
Поощрение успехов в работе, требующей значительных усилий |
К учителю (коллективу) |
Подчеркнутая объективность, нейтралитет |
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие |
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Педагогические приемы развития учебной мотивации с целью профилактики неуспеваемости связаны со стимулирующим влиянием содержания учебного материала. Необходим показ новизны содержания, обновление уже усвоенных знаний, их углубление. Важно раскрывать практическую и научную значимость знаний и способов действий. Актуальны приемы, основанные на общении и взаимодействии педагога и учащихся и приемы, учитывающие отношения внутри школьного коллектива.
Необходимо помнить, что формирование учебной мотивации замедляют эмоциональная бедность учебного материала и повторяемость одних и тех же приемов.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Самая распространенная форма работы с неуспевающими детьми вне урока – это дополнительные занятия. На самом деле они лишь усугубляют перегрузку и детей, и учителей, требуя от них огромного количества времени и нервов. Предлагаемые наукой пути и способы решения проблемы неуспеваемости в большинстве своем это сложные, трудоемкие, трудновыполнимые на практике в условиях дефицита времени и отсутствия точного, объективного способа диагностирования причин неуспеваемости. На эту проблему было обращено внимание при разработке ФГОС.
Внеурочная или внеучебная деятельность школьников является одним из инноваций Стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для всех учащихся.
Принципиальным отличием ФГОС является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В Стандарте конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов, образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, то и реализация таких возможностей увеличивается при объединенных образовательных ресурсах школы и учреждения дополнительного образования. Фактически можно говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие способностей обучаемых, на социализацию детей и усвоение учебной программы, ликвидацию пробелов в усвоении программного материала.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в каждом образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, должно быть направлено на реализацию образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Модуль реализуется с помощью различных форм организации мероприятий.
Основным типом организационных моделей внеурочной деятельности является школа полного дня. Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:
· создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через выделение пространств для деятельности учащихся с разными учебными возможностями;
· содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
· создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
· создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
· построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
· опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.
Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся.
Для развития учащихся с проблемами в обучении в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Школьная мастерская - это форма организации учебно-воспитательного процесса по развитию учащихся. Школьная мастерская как форма внеурочной деятельности имеет очень большое значение для учащихся со слабым развитием мыслительной деятельности. Основными целями и задачами мастерской является создание дополнительных возможностей для формирования воображения, мышления, памяти у детей. Через мастерские оказывается помощь детям в формировании навыков и умений, обеспечивается расширение кругозора учащихся, создаются условия для приобретения универсальных учебных действий. Занятия детей в школьных мастерских стимулируют всплеск активности и повышают интерес к предметам, происходит лучшее осмысление учебного материала, саморазвитие ученика и развитие его учебных умений.
Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения, учится общению.
Предметные кружки - это эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Слабоуспевающие учащиеся не могут на уроке усвоить весь объем учебного материала. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач как привитие интереса к предмету, детальная проработка знаний, полученных на уроке.
Систематические занятия учащихся в предметном кружке способствуют повышению качества их знаний, усвоению учебного материала, ликвидации пробелов. Общность интересов школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер проблемных учащихся.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Экскурсия, как деятельностная форма обучения неуспевающих и слабоуспевающих учащихся будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям. Основное требование – организация активной познавательной деятельности таких учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее.
Познавательные игры - это форма внеурочного процесса, направленная на создание и усвоение знаний, умений, навыков, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время такую форму обучения часто называют эдьютейнментом, которое означает образование посредством развлечения. Игра как инструмент преподавания активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс более увлекательным и интересным. Вне урока могут проводиться различные интеллектуальные игры, содержание которых дополняет, углубляет или повторяет учебный материал по предметам. Чаще всего во внеурочной деятельности используются интеллектуальные игры – аналоги телевизионным играм: «Счастливый случай», «Сто к одному», «Кто хочет стать миллионером» и другие популярные игры.
Проект. Эффективно для работы со слабоуспевающими учащимися использовать метод проектов. Проект – это последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов, которые всегда можно продумать для слабоуспевающих учащихся. Для таких детей подходят мини-проекты, которые рассчитаны на короткое время и небольшой объем работы. Для реализации проектов такими учащимися, учитель дает пошаговую инструкцию и обеспечивает консультации и контроль
Школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи, получил соответствующие развитие, успешно освоил учебные программы.
Школа после уроков - это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
1. Безруких М.М. "Психофизиологические особенности обучения и современные требования к обучению (ФГОС)".
2. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М., 1977.
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания и обучения. - М., 2002.
4. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: М. 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.