Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания
Оценка 4.6
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
15.02.2018
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно затрудняют овладение ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.
Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания.docx
Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема
семейного воспитания
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в
начальных классах, существенно затрудняют овладение ребенком обязательной
школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей
закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие
годы, в это же время формируются умственные и практические операции,
действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и
практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение
начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в
овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко
выпадают из обучения.
Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития,
можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его
проблемам помощь, как со стороны учителя, так и со стороны родителей, но
для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной
деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь
или устранить их, или корригировать последствия.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой
общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и
психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С.
Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К.
Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному
обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и
педагогическая запущенность; сложные отношения в семье, с родителями;
соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в
дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха;
взаимоотношения с одноклассниками и учителем.
умственная отсталость;
негативные
Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении
связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко
всем школьникам, испытывающим трудности в обучении.
Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных
трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения
распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать
конкретную помощь, в нужный момент призвать на помощь родителей.
Многообразие трудностей в обучении младших школьников представляет
собой и процесс адаптации ребенка к школе, и всевозможные специфические
нарушения способности к обучению, и различные «группы риска». Необходимо
дифференцировать проявление различных трудностей при обучении чтению,
письму, плохой зрительномоторной координации, замедленной реакции или
гиперактивности, затруднении запоминания букв, стихов, неустойчивости
внимания и т.д. Чтобы определить причины возникновения этих трудностей,
нужна совместная тактика учителя, родителей, психолога, логопеда, которые
при взаимодействии друг с другом могут помочь ребенку преодолеть трудности
обучения, поверить в себя, в свои силы и возможности, выйти из тяжелого
положения и предотвратить развитие неуспеваемости.
Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор
неуспеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в
которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный
уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование
школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и мно
гое другое. И этот фактор, так или иначе, учитывается при определении
содержания обучения.
В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи
изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношений, алкоголизм,
наркомания, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие
причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в
воспитании, неумелая помощь детям. В ходе исследование проведенных
особенно для
педагогомпсихологом Уайзменом, было выявлено, что
отстающих детей и подростков в отношении к ним родителей важна поддержка,
внимание, ласка. По данным исследователей, значительное влияние на школьную
успешность ребёнка оказывает такой социальный фактор, как семья. Так очень
часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни в
семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых,
конфликты в семье, отсутствие режима.
Бесспорно, стиль воспитания в семье влияет на успешность ребёнка в
школе. Школьники, испытывающие неприязнь (отвержение) со стороны
родителей, имеют низкую школьную неуспеваемость. В данном случае, детско
родительские отношения являются фактором формирования тревожности
детей, и как следствие – причиной школьных неудач.
Среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на
успешность учения школьников, немаловажным является неправильное
стимулирование учения детей. Родители в большинстве случаев интересуются
учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность
образованности и ценность школьных знаний и умений для становления
личности ребёнка както отходит на задний план, детей не спрашивают, что было
интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не
спрашивают о том, довольны ли они своей учёбой и довольны ли ими учителя.
От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не
могут, естественно, судить о её качестве (видят только количество – много или
мало сидит ребёнок за уроками, хорошие или плохие отметки получает),
поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной
самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами
вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную самооценку
создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми
лучшими, самыми способными, и, видя, отдельные неудачи детей, попрекают их:
«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел хорошо написать работу», «Ничего
из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т.п. Когда
родители видят в своём ребёнке «неудачника», успеваемость в школе будет
низкой. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда
готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не
разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить
претензии учителям.
Рассеянность ребёнка, неумение сосредоточиться на учебном процессе
могут быть вызваны не только недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что
значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую
информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребёнок, особенно в младшей
школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или
общения и ведёт себя подобным образом.
Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с
пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из
важных гарантов успешной учёбы ребёнка. Интересно отметить, что не только
семейные отношения влияют на успешность обучения, но и наоборот: если дети
хорошо учатся, как правило, теплеют и семейные отношения. Для успешного
обучения детям необходимы эмоциональное принятие, оптимальный Уровень
родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу
воспитания ребёнка. Высокой успеваемости способствует постоянное
стремление родителей к систематическим отношениям с ребёнком, общение с
ним, совместное проведение досуга, стремление лучше узнать своего ребёнка и
помочь ему в случае необходимости. Немаловажное значение имеет и фактор совпадения ожиданий родителей
и педагогов по поводу ребёнка. Для повышения качества знаний учащихся
желательно установление тесной связи школы с родителями учеников.
В концепцию оптимизации учебного процесса включена проблема,
объединившая многих участников образовательного процесса проблема
неуспеваемости учащихся и её частные проявления: необходимость диагностики
учебных возможностей ученика,
деятельности слабоуспевающих,
особенности учебнопознавательной
затруднения в учебнопознавательной
деятельности слабоуспевающих, необходимость научнометодического анализа
этого комплекса проблем. В новой образовательной ситуации последних лет
была поставлена сложная психологопедагогическая проблема оптимизация
деятельности учителя по коррекции неуспеваемости учащихся.
Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания
Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания
Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания
Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания
Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.