Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно затрудняют овладение ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.
            
        
        
        
                    
                
                    Неуспеваемость   как   феномен   школьной   практики   и   как   проблема
семейного воспитания
Трудности   в  учебном   процессе,   особенно   если   они   проявляются   еще   в
начальных классах, существенно затрудняют овладение ребенком обязательной
школьной   программы.   Именно   в   начальный   период   обучения   у   детей
закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие
годы,   в   это   же   время   формируются   умственные   и   практические   операции,
действия   и   навыки,   без   которых   невозможны   последующие   учение   и
практическая   деятельность.   Отсутствие   этого   фундамента,   невладение
начальными   знаниями   и   умениями   приводит   к   чрезмерным   трудностям   в
овладении   программой   средних   классов,   в   результате   такие   дети   нередко
выпадают из обучения. 
Подобного   положения,   если   отсутствуют   грубые   нарушения   развития,
можно   было   бы   избежать,   оказав   ребенку   своевременную   и   адекватную   его
проблемам помощь, как со стороны учителя, так и со стороны родителей,   но
для   этого   необходимо   знать   возможные   причины   трудностей   в   учебной
деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь
или устранить их, или корригировать последствия.
Причины   трудностей   в   учебной   деятельности   учащихся   в   массовой
общеобразовательной   школе   рассматривались   многими   педагогами   и
психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С.
Певзнер,   А.Н.   Леонтьев,   А.Р.   Лурия,   А.А.   Смирнов,   Л.С.   Славина,   Ю.К.
Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному
обучению,   в   крайней   своей   форме   выступающая   как   социальная   и
педагогическая   запущенность;   сложные   отношения   в   семье,   с   родителями;
соматическая   ослабленность   ребенка   в   результате   длительных   заболеваний   в
дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте,недостатки   зрения   и   слуха;
взаимоотношения с одноклассниками и учителем. 
  умственная   отсталость;
  негативные
Однако   с   каждой   из   перечисленных   причин   трудностей   в   обучении
связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко
всем школьникам, испытывающим трудности в обучении.
Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных
трудностей,   которые   у   него   возникают.   А   это   требует   от   педагога   умения
распознать   типичные   трудности,   вызванные   неуспеваемостью,   и   оказать
конкретную помощь, в нужный момент призвать на помощь родителей.
Многообразие трудностей в обучении младших школьников представляет
собой и процесс адаптации ребенка к школе, и всевозможные специфические
нарушения способности к обучению, и различные «группы риска». Необходимо
дифференцировать   проявление   различных   трудностей   при   обучении   чтению,
письму,   плохой   зрительномоторной   координации,   замедленной   реакции   или
гиперактивности,   затруднении   запоминания   букв,   стихов,   неустойчивости
внимания  и   т.д.  Чтобы   определить   причины   возникновения   этих   трудностей,
нужна совместная тактика учителя, родителей, психолога, логопеда, которые
при взаимодействии друг с другом могут помочь ребенку преодолеть трудности
обучения,   поверить   в   себя,   в   свои   силы   и   возможности,   выйти   из   тяжелого
положения и предотвратить развитие неуспеваемости.
Социальные   условия   (в   широком   смысле   слова)   как   фактор   
неуспеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в
которых   дети   живут,   учатся,   воспитываются,   бытовые   условия,   культурный
уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование
школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и мно
гое   другое.   И   этот   фактор,   так   или   иначе,   учитывается   при   определении
содержания обучения.
В   литературе   посвященной     причинам   неуспеваемости,  влияние     семьи
изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости иотсева,   как   разлад   в   семье   или   ее   распад,   грубость   отношений,   алкоголизм,
наркомания,   антиобщественное     поведение     родителей.   Вскрыты   и   такие
причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в
воспитании,   неумелая   помощь   детям.   В   ходе   исследование   проведенных
  особенно   для
педагогомпсихологом   Уайзменом,   было   выявлено,   что  
отстающих детей и подростков в отношении к ним родителей важна поддержка,
внимание, ласка. По данным исследователей, значительное влияние на школьную
успешность ребёнка оказывает такой социальный фактор, как семья. Так очень
часто   причиной   неуспеваемости   являются   неблагоприятные   условия   жизни   в
семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых,
конфликты в семье, отсутствие режима.
Бесспорно,   стиль   воспитания   в   семье   влияет   на   успешность   ребёнка   в
школе.   Школьники,   испытывающие   неприязнь   (отвержение)   со   стороны
родителей, имеют низкую школьную неуспеваемость. В данном случае, детско
родительские   отношения   являются   фактором   формирования   тревожности
детей, и как следствие – причиной школьных неудач.
Среди   недостатков   семейного   воспитания,   отрицательно   влияющих   на
успешность   учения   школьников,   немаловажным   является   неправильное
стимулирование учения детей. Родители в большинстве случаев интересуются
учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность
образованности   и   ценность   школьных   знаний   и   умений   для   становления
личности ребёнка както отходит на задний план, детей не спрашивают, что было
интересного   в   школе,   что   нового   они   узнали,   каких   успехов   достигли,   не
спрашивают о том, довольны ли они своей учёбой и довольны ли ими учителя.
От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не
могут, естественно, судить о её качестве (видят только количество – много или
мало   сидит   ребёнок   за   уроками,   хорошие   или   плохие   отметки   получает),
поэтому   они   не   только   не   содействуют   воспитанию   у   детей   адекватной
самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольноили невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами
вступают   в   конфликты   со   школой   на   этой   почве.   Заниженную   самооценку
создают   те   родители,   которые,   желая   в   душе,   чтобы   их   дети   были   самыми
лучшими, самыми способными, и, видя, отдельные неудачи детей, попрекают их:
«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел хорошо написать работу», «Ничего
из   тебя   не   выйдет,   тупой   ты   у   меня,   не   то,   что   другие   дети»   и   т.п.   Когда
родители   видят   в  своём   ребёнке  «неудачника»,  успеваемость   в  школе   будет
низкой. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда
готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не
разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить
претензии учителям.
Рассеянность   ребёнка,   неумение   сосредоточиться   на   учебном   процессе
могут быть вызваны не только недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что
значимые   члены   семьи   ведут   себя   именно   так:   слабо   реагируют   на   новую
информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребёнок, особенно в младшей
школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или
общения и ведёт себя подобным образом.
Взаимоотношения   в  семье,  где   родные  люди   относятся  друг  к   другу  с
пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из
важных гарантов успешной учёбы ребёнка. Интересно отметить, что не только
семейные отношения влияют на успешность обучения, но и наоборот: если дети
хорошо учатся, как правило, теплеют и семейные отношения. Для успешного
обучения   детям   необходимы   эмоциональное   принятие,   оптимальный   Уровень
родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу
воспитания   ребёнка.   Высокой   успеваемости   способствует   постоянное
стремление родителей к систематическим отношениям с ребёнком, общение с
ним, совместное проведение досуга, стремление лучше узнать своего ребёнка и
помочь ему в случае необходимости.Немаловажное значение имеет и фактор совпадения ожиданий родителей
и   педагогов   по   поводу   ребёнка.   Для   повышения   качества   знаний   учащихся
желательно установление тесной связи школы с родителями учеников.
В   концепцию   оптимизации   учебного   процесса   включена   проблема,
объединившая   многих   участников   образовательного   процесса      проблема
неуспеваемости учащихся и её частные проявления: необходимость диагностики
учебных   возможностей   ученика,
деятельности   слабоуспевающих,
  особенности   учебнопознавательной
  затруднения   в   учебнопознавательной
деятельности слабоуспевающих, необходимость научнометодического анализа
этого   комплекса   проблем.  В  новой   образовательной   ситуации   последних   лет
была   поставлена   сложная   психологопедагогическая   проблема      оптимизация
деятельности учителя по коррекции неуспеваемости учащихся.