Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания
Оценка 4.6

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Оценка 4.6
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
15.02.2018
Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно затрудняют овладение ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.
Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания.docx
Неуспеваемость   как   феномен   школьной   практики   и   как   проблема семейного воспитания Трудности   в  учебном   процессе,   особенно   если   они   проявляются   еще   в начальных классах, существенно затрудняют овладение ребенком обязательной школьной   программы.   Именно   в   начальный   период   обучения   у   детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы,   в   это   же   время   формируются   умственные   и   практические   операции, действия   и   навыки,   без   которых   невозможны   последующие   учение   и практическая   деятельность.   Отсутствие   этого   фундамента,   невладение начальными   знаниями   и   умениями   приводит   к   чрезмерным   трудностям   в овладении   программой   средних   классов,   в   результате   такие   дети   нередко выпадают из обучения.  Подобного   положения,   если   отсутствуют   грубые   нарушения   развития, можно   было   бы   избежать,   оказав   ребенку   своевременную   и   адекватную   его проблемам помощь, как со стороны учителя, так и со стороны родителей,   но для   этого   необходимо   знать   возможные   причины   трудностей   в   учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь или устранить их, или корригировать последствия. Причины   трудностей   в   учебной   деятельности   учащихся   в   массовой общеобразовательной   школе   рассматривались   многими   педагогами   и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер,   А.Н.   Леонтьев,   А.Р.   Лурия,   А.А.   Смирнов,   Л.С.   Славина,   Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению,   в   крайней   своей   форме   выступающая   как   социальная   и педагогическая   запущенность;   сложные   отношения   в   семье,   с   родителями; соматическая   ослабленность   ребенка   в   результате   длительных   заболеваний   в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки   зрения   и   слуха; взаимоотношения с одноклассниками и учителем.    умственная   отсталость;   негативные Однако   с   каждой   из   перечисленных   причин   трудностей   в   обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем школьникам, испытывающим трудности в обучении. Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей,   которые   у   него   возникают.   А   это   требует   от   педагога   умения распознать   типичные   трудности,   вызванные   неуспеваемостью,   и   оказать конкретную помощь, в нужный момент призвать на помощь родителей. Многообразие трудностей в обучении младших школьников представляет собой и процесс адаптации ребенка к школе, и всевозможные специфические нарушения способности к обучению, и различные «группы риска». Необходимо дифференцировать   проявление   различных   трудностей   при   обучении   чтению, письму,   плохой   зрительно­моторной   координации,   замедленной   реакции   или гиперактивности,   затруднении   запоминания   букв,   стихов,   неустойчивости внимания  и   т.д.  Чтобы   определить   причины   возникновения   этих   трудностей, нужна совместная тактика учителя, родителей, психолога, логопеда, которые при взаимодействии друг с другом могут помочь ребенку преодолеть трудности обучения,   поверить   в   себя,   в   свои   силы   и   возможности,   выйти   из   тяжелого положения и предотвратить развитие неуспеваемости. Социальные   условия   (в   широком   смысле   слова)   как   фактор   ­ неуспеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых   дети   живут,   учатся,   воспитываются,   бытовые   условия,   культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и мно­ гое   другое.   И   этот   фактор,   так   или   иначе,   учитывается   при   определении содержания обучения. В   литературе   посвященной     причинам   неуспеваемости,  влияние     семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева,   как   разлад   в   семье   или   ее   распад,   грубость   отношений,   алкоголизм, наркомания,   антиобщественное     поведение     родителей.   Вскрыты   и   такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании,   неумелая   помощь   детям.   В   ходе   исследование   проведенных   особенно   для педагогом­психологом   Уайзменом,   было   выявлено,   что   отстающих детей и подростков в отношении к ним родителей важна поддержка, внимание, ласка. По данным исследователей, значительное влияние на школьную успешность ребёнка оказывает такой социальный фактор, как семья. Так очень часто   причиной   неуспеваемости   являются   неблагоприятные   условия   жизни   в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима. Бесспорно,   стиль   воспитания   в   семье   влияет   на   успешность   ребёнка   в школе.   Школьники,   испытывающие   неприязнь   (отвержение)   со   стороны родителей, имеют низкую школьную неуспеваемость. В данном случае, детско­ родительские   отношения   являются   фактором   формирования   тревожности детей, и как следствие – причиной школьных неудач. Среди   недостатков   семейного   воспитания,   отрицательно   влияющих   на успешность   учения   школьников,   немаловажным   является   неправильное стимулирование учения детей. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности   и   ценность   школьных   знаний   и   умений   для   становления личности ребёнка как­то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного   в   школе,   что   нового   они   узнали,   каких   успехов   достигли,   не спрашивают о том, довольны ли они своей учёбой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о её качестве (видят только количество – много или мало   сидит   ребёнок   за   уроками,   хорошие   или   плохие   отметки   получает), поэтому   они   не   только   не   содействуют   воспитанию   у   детей   адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают   в   конфликты   со   школой   на   этой   почве.   Заниженную   самооценку создают   те   родители,   которые,   желая   в   душе,   чтобы   их   дети   были   самыми лучшими, самыми способными, и, видя, отдельные неудачи детей, попрекают их: «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел хорошо написать работу», «Ничего из   тебя   не   выйдет,   тупой   ты   у   меня,   не   то,   что   другие   дети»   и   т.п.   Когда родители   видят   в  своём   ребёнке  «неудачника»,  успеваемость   в  школе   будет низкой. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям. Рассеянность   ребёнка,   неумение   сосредоточиться   на   учебном   процессе могут быть вызваны не только недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что значимые   члены   семьи   ведут   себя   именно   так:   слабо   реагируют   на   новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребёнок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведёт себя подобным образом. Взаимоотношения   в  семье,  где   родные  люди   относятся  друг  к   другу  с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учёбы ребёнка. Интересно отметить, что не только семейные отношения влияют на успешность обучения, но и наоборот: если дети хорошо учатся, как правило, теплеют и семейные отношения. Для успешного обучения   детям   необходимы   эмоциональное   принятие,   оптимальный   Уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания   ребёнка.   Высокой   успеваемости   способствует   постоянное стремление родителей к систематическим отношениям с ребёнком, общение с ним, совместное проведение досуга, стремление лучше узнать своего ребёнка и помочь ему в случае необходимости. Немаловажное значение имеет и фактор совпадения ожиданий родителей и   педагогов   по   поводу   ребёнка.   Для   повышения   качества   знаний   учащихся желательно установление тесной связи школы с родителями учеников. В   концепцию   оптимизации   учебного   процесса   включена   проблема, объединившая   многих   участников   образовательного   процесса   ­   проблема неуспеваемости учащихся и её частные проявления: необходимость диагностики учебных   возможностей   ученика, деятельности   слабоуспевающих,   особенности   учебно­познавательной   затруднения   в   учебно­познавательной деятельности слабоуспевающих, необходимость научно­методического анализа этого   комплекса   проблем.  В  новой   образовательной   ситуации   последних   лет была   поставлена   сложная   психолого­педагогическая   проблема   ­   оптимизация деятельности учителя по коррекции неуспеваемости учащихся.

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания

Неуспеваемость как феномен школьной практики и как проблема семейного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018