План
Введение
1. Общая характеристика реактивных состояний у детей
2. Неврозы у детей: определение, причины возникновения, проявления
3. Неврастении в детском возрасте: определение, причины возникновения, проявления
4. Истерия: сущность, причины возникновения, проявления
5. Невроз навязчивых состояний: сущность, причины возникновения, проявления
Вывод
Список литературы
Содержание
стр.
Введение
1. Общая характеристика реактивных состояний у детей 3
2. Неврозы у детей: определение, причины возникновения,
проявления 7
3. Неврастении в детском возрасте: определение, причины
возникновения, проявления 12
4. Истерия: сущность, причины возникновения, проявления 14
5. Невроз навязчивых состояний: сущность, причины
возникновения, проявления 17
Вывод 21
Список литературы 22
Введение
1. Общая характеристика реактивных состояний у детей
К нозологической группе психогенных заболеваний относят расстройства непсихотического (неврозы) и психотического (реактивные психозы) типов, причинно связанные с перенесенной психической травмой, отражающие в симптоматике ее содержание или болезненное отношение к ней личности в целом, обусловленные механизмами осознаваемой или неосознаваемой, пассивной или активной защиты.
Нервно-психические нарушения при реактивных состояниях у детей носят чрезвычайно разнообразный характер, проявляются в различной степени. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации, от длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и от индивидуальных особенностей личности.
Реактивные состояния могут проявиться в заикании, в тикозных подергиваниях в различных частях тела, страхах, недержании мочи, а при острых состояниях даже кала. При остро действующих травмирующих моментах у детей наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, т. е. таких, когда ребенок совершает ряд действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит. У некоторых детей иногда появляется состояние психомоторного возбуждения в виде повышенной суетливости, бесцельных движений, немотивированных поступков. У других, наоборот, появляется реакция торможения, когда дети как бы цепенеют, застывают. В младшем возрасте отмечается временное выпадение отдельных функций, например, временная глухота, мутизм (отказ от речи). У подростков же картина реактивного состояния может принять более сложный характер. У них иногда отмечается нарушение всей эмоционально-волевой сферы (страх, тревога, подавленность, элементы бредового отношения к окружающим).
Особенно тяжелым по своему влиянию на поведение и характер школьника является энурез (недержание мочи). Это расстройство возникает чаще всего у тех нервных и физически ослабленных детей, у которых имело место какое-то длительное нервное напряжение или потрясение, испуг, какое-либо соматическое заболевание, истощающее организм. Дети, страдающие ночным недержанием мочи, часто подвергаются дома упрекам со стороны взрослых, которые не понимают подлинных причин этого явления. Почти у всех детей, страдающих энурезом, возникает сознание своей неполноценности, которое проявляется по-разному. Одни становятся очень робкими, застенчивыми, боязливыми, нерешительными, другие, наоборот, озлобленными, раздражительными и агрессивными. У тех и других нередко бывают страхи. Содержанием таких страхов является сам факт недержания мочи. В дальнейшем страх принимает более диффузный характер - боязнь темноты, страх перед новым делом, новой обстановкой, новыми людьми.
Нередко дети очень болезненно переживают свой физический недостаток (хромоту, косоглазие, близорукость, горбатость), те или иные нервные проявления (заикание, нервные подергивания, страхи). Наличие дефектов у ребенка при неправильном отношении к нему со стороны окружающих ведет к возникновению чувства своей неполноценности, которое вызывает замкнутость, трудности в поведении, а в некоторых случаях приводит к снижению успеваемости.
Клиническая форма и тип течения психогенных расстройств зависят от силы, длительности и содержания психической травмы. Внезапная и тяжелая психотравмирующая ситуация действует на человека как физиогенный фактор, подавляющий способность ее личностной переработки, способный вызвать помрачение сознания и нарушения соматоцеребральных функций.
Классификация эмоционально-стрессовых и адаптационных реакций, психогенных заболеваний
I. Острые реакции на стресс:
1. С преобладанием эмоциональных нарушений - состояния паники, возбуждения, страха, тревоги и депрессии.
2. С преобладанием нарушения сознания - амбулаторный автоматизм.
3. С преобладанием психомоторных нарушений - состояние двигательного возбуждения, заторможенности.
4. Острое ситуационное расстройство.
II. Адаптационные (приспособительные) реакции:
1. Кратковременная и затяжная депрессивные реакции (реакция горя) с преобладанием депрессивной симптоматики.
2. С преобладающим расстройством эмоций - беспокойства, страха, тревоги.
3. С преобладанием нарушений поведения, включая агрессивные и антисоциальные поступки.
4. Со смешанным нарушением эмоций и поведения, другие нарушения адаптации с элективным мутизмом, госпитализм у детей.
III. Невротические расстройства, или неврозы:
1. Неврастения (невроз истощений).
2. Невроз навязчивости (невроз навязчивых состояний).
3. Истерия (истерический невроз).
4. Невроз тревоги (страха).
5. Депрессивный невроз (невротическая депрессия).
6. Ипохондрический невроз.
7. Невроз с синдромами деперсонализации и дереализации.
IV. Психогенные нарушения физиологических функций - системные, «моносимптомные» неврозы (на соматоневрологических функциях):
1. Костно-мышечной системы - психогенная кривошея, тики и стереотипно повторяющиеся движения.
2. Органов дыхания - ощущение недостатка воздуха, икота, гипервентиляция, кашель, зевота.
3. Сердечно-сосудистой системы - нейроциркуляторная и вегетативно-сосудистая дистония, другие психогенные расстройства.
4. Кожи - психогенный зуд.
5. Пищеварительного тракта - аэрофагия, периодическая рвота; нервная анорексия, извращенный аппетит, переедание, энкопрез.
6. Мочеполовой системы - психогенная дисменорея, импотенция, энурез.
7. Эндокринной системы, органов чувств и др.
8. Заикание и запинки.
9. Нарушения сна - гипо- и гиперсомния, бессонница, инверсия ритма сна, ночные кошмары и страхи, сомнамбулизм.
10. Психалгия - психогенная головная боль, боль в спине.
V. Реактивные психозы:
1. Острые реактивные психозы:
а) острое реактивное возбуждение - аффективно-шоковая, фугиформная и другие психотические реакции, в том числе патологический аффект;
б) реактивная спутанность;
в) острый реактивный ступор;
г) острые истерические психозы:
псевдодеменция, пуэрилизм, синдром Ганзера, бредоподобные фантазии,
истерическое сумеречное состояние сознания с психомоторным возбуждением или
заторможенностью;
д) острая параноидная реакция (острый реактивный параноидный психоз).
2. Затяжные реактивные психозы:
а) реактивный депрессивный психоз (реактивная депрессия);
б) психогенный параноидный психоз (реактивный параноид);
в) индуцированный параноидный психоз;
г) затяжной психогенный ступор.
2. Неврозы у детей: определение, причины возникновения, проявления
Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страхи, тревога, депрессия, колебания настроения), сомато - вегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.
Собственно патогенезу неврозов предшествует этап психогенеза, во время которого происходит психологическая переработка личностью психотравмирующих переживаний, заряженных более или менее интенсивным отрицательным аффектом (страх, тревога, обида, беспокойство). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление, дезактуализация). В случаях значительной силы и стойкости отрицательного аффекта, связанного с психотравмирующими переживаниями, слабости механизмов «психологической защиты», наличии способствующих и внешних условий происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности в результате установленных И. П. Павловым и его сотрудниками физиологических механизмов «перенапряжения нервных процессов и их подвижности».
Основные типы и формы нарушений высшей нервной деятельности при неврозах. К ним относятся ослабление силы основных нервных процессов, их патологическая инертность или подвижность, фазовые состояния корковой деятельности, возникновение патологических систем, нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем
Проявления неврозов у детей и младших подростков отличаются возрастным своеобразием, которое связано с незавершенностью, рудиментарностью симптоматики, преобладанием соматовегетативных и двигательных расстройств, слабостью или отсутствием личностного осознания имеющихся нарушений. Неврозы нередка, возникают в форме непосредственной реакции (невротическая реакция) без глубокой внутренней переработки психотравмирующих переживаний. Эти особенности объясняют преимущественно «моносимптомный» характер невротических расстройств и статистически достоверное преобладание системных невротических нарушений. Неврозы у детей и подростков принято разделять на общие и системные, или моносимптомные.
Среди общих неврозов наиболее распространены невроз страха, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз. К этой же группе относятся неврозы истерический, астенический (неврастения), ипохондрический.
Основными клиническими формами системных моносимптомных неврозов являются следующие: невротическое заикание, невротические тики, невротические расстройства сна, аппетита, энурез, энкопрез, и так называемые патологические привычные действия.
Невроз страха: Основным проявлением являются страхи сверхценного содержания, т. е. предметные страхи, связанные с психотравмирующей ситуацией и обусловливающие особое сверхценно-боязливое отношение к объектам и явлениям, которые вызывали аффект страха. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании.
Приступы страха, продолжительностью 10-30 мин, сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька», «старик», «милиционер»). Варианты неврозов страха, возникновение которых связано с непосредственным испугом, называют неврозом испуга. В препубертатном и пубертатном возрасте тематика страхов в основном связана с мыслями и представлениями о возможной болезни и смерти, а сами страхи обычно приобретают характер ипохондрических опасений.
Течение неврозов страха может быть кратковременным или затяжным (от нескольких месяцев до 2-3 лет). Первый тип течения чаще встречается у детей младшего возраста при отсутствии «измененной почвы» (резидуально-органической недостаточности, невропатического состояния, тревожно-мнительных черт характера). Второй тип наблюдается обычно у детей школьного возраста и подростков. Его неблагоприятным исходом может быть невротическое развитие личности, которое характеризуется формированием различных патологических черт характера, наряду с сохранением фиксированных невротических проявлений.
Невроз навязчивых состояний: В клинической картине преобладают разнообразные навязчивые явления, т. е. движения, действия, страхи, опасения, представления, мысли, возникающие неотступно вопреки желанию больного, который, сознавая их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обсессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости. У подростков определенное место в структуре невроза могут занимать навязчивые мысли и представления; (идеаторные навязчивости), которые однако всегда выступают в сочетании с другими навязчивостями.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в пубертатном и отчасти препубертатном возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Дети считают себя хуже сверстников, снижается школьная успеваемость. Характерны соматовегетативные расстройства: снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.
Возрастной особенностью депрессивного невроза у детей является его атипичность с доминированием в клинической картине так называемых эквивалентов депрессии. Основными эквивалентами невротической депрессии являются, с одной стороны, психопатоподобные состояния с раздражительностью, озлобленностью, грубостью, агрессивностью, склонностью к различным реакциям протеста, а с другой, разнообразные соматовегетативные расстройства: энурез, энкопрез, нарушения аппетита, диспепсические расстройства, нарушения ритма сна и бодрствования у детей младшего возраста и стойкие головные боли, вазовегетативные расстройства, упорная бессонница у детей старшего возраста и подростков.
В этиологии истерического невроза важная способствующая роль принадлежит истероидным чертам личности (демонстративность, «жажда признания», эгоцентризм), а также психическому инфантилизму.
В клинике истерических расстройств у детей ведущее место занимают моторные и соматовегетативные нарушения: астазия-абазия, истерические парезы и параличи конечностей (преимущественно нижний парапарез), охватывающие либо всю конечность, либо ее часть, ограниченную суставной линией (стопа, нога до колена), истерическая афония, а также истерические рвоты, задержки мочеиспускания, головные боли, обмороки, псевдоалгические явления (жалобы на боли в тех или иных частях тела - животе, груди) при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, а также при отсутствии объективных признаков боли.
В младшем детском возрасте относительно часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криками, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании, строгом замечании.
3. Неврастении в детском возрасте: определение, причины возникновения, проявления
Неврастения как общий невроз с затяжным или рецидивирующим течением известна давно. Из неврастении, как она ранее понималась, исключены болезненные состояния с подобной клинической симптоматикой, но возникающие вследствие органических поражений головного мозга и соматических заболеваний. Основной причиной ее является длительное или (реже) острое воздействие психотравмирующей ситуации.
Неврастения - это состояние «раздражительной слабости», в основе которого лежит ослабление внутреннего торможения, взрывчатость и повышенная истощаемость раздражительного и тормозного процессов.
Развивается у людей среднего и слабого или сильного «безудержного» общего тина как «невроз истощения» (в результате длительного переутомления в сочетании с тягостными переживаниями) или «реактивная неврастения» (в ответ на длительную психотравмирующую ситуацию). Началом неврастении может быть острая неврастеническая реакция.
Выделяют гиперстенический (возбудимый) и гипостенический (с истощаемостью) варианты неврастении. Симптомами являются:
1) плохое самочувствие, особенно после сна, головная боль, бессонница с расстройством засыпания, поверхностный сон с кошмарными сновидениями, снижение работоспособности, особенно во второй половине дня, ослабление внимания, ухудшение оперативной памяти;
2) повышенная возбудимость с истощаемостью эмоциональных реакций, вспышками гнева и отчаяния, неустойчивость настроения со склонностью к депрессивным, тревожно-фобическим и ипохондрическим проявлениям, временами состояние «апатии» с чувством неполноценности;
3) вегетативно-сосудистые нарушения: сердцебиение, боль в области сердца при волнении, диспепсические расстройства, неприятные ощущения в различных частях тела (чувство жара, ползания мурашек по коже, перистальтики кишок), гипергидроз, тремор, повышение сухожильных и периостальных рефлексов, снижение половой функции.
Обычно на первом месте стоит истощаемость всех психических функций, что создает тягостное для больного положение. Наблюдаются колебания артериального давления и температуры тела, нарушения секреторно-моторной функции желудка и кишок, дискинезия желчных путей. У детей наиболее часто возникают головная боль, различные психосоматические расстройства, нарушения сна, поведения и энурез.
Астенический невроз в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза - повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время - истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наряду с этим характерны проявления вегетодистонии, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.
Неврастения у детей и подростков имеет выраженную тенденцию к затяжному течению и склонность к переходу в невротическое развитие (формирование) личности с закреплением астенических, ипохондрических или аффективно-возбудимых черт характера.
4. Истерия: сущность, причины возникновения, проявления
Истерия развивается у лиц художественного, сильного, безудержного или слабого общего типа высшей нервной деятельности, для всех ее видов характерны внешняя яркость симптоматики, разнообразие, переход психического в соматическое, «богатство» соматических проявлений, как бы «защитный» и «желаемый» механизм возникновения, повышенная внушаемость, самовнушаемость. Истерия может начинаться с острой истерической реакции, которая в неблагоприятных условиях фиксируется и приобретает затяжной характер.
Для истерии характерны симптомы:
1) яркость, демонстративность и театральность эмоциональных проявлений, капризность, незрелость суждений, эгоцентризм, лживость, склонность к патологическому фантазированию, неустойчивость психических процессов и зависимость их от внешних обстоятельств, быстрая смена интересов, аффективное мышление, при обострениях - аффективное сужение сознания, вплоть до истерических сумеречных состояний;
2) в сенсорной и эффекторно-волевой сфере - анестезии и гипестезии (в виде перчаток, чулок, отсутствие конъюнктивальных, глоточных рефлексов), сурдомутизм, заикание, судорожные припадки и спазмы, тремор, вычурность походки, астезия и абазия, функциональные парезы и параличи, повышение влечений;
3) в вегетативно-соматической сфере - тошнота, рвота, разнообразные функциональные расстройства внутренних органов, вплоть до «острого живота», ложной беременности. Для истерического припадка характерны: психогенная провокация, отсутствие полного выключения сознания, хаотичность и выразительность движений (судорог), рыдания и всхлипывания, гиперемия лица, сопротивление при оказании помощи, отсутствие прикусывания языка и непроизвольного мочеиспускания при судорожных припадках, длительность, соответствующая характеру ситуации, и демонстративность. В последнее время большие истерические припадки (со страстными позами, истерической дугой) наблюдаются редко.
При истерическом неврозе часто отмечаются депрессивные, ипохондрические, астенические и навязчивые явления, нарушения сна, жалобы на непостоянную боль в различных частях тела, что сближает его с неврастенией.
Согласно современным воззрениям, в возникновении истерического невроза важная роль принадлежит наличию истерических черт личности и психического инфантилизма как фактору внутренних условий, в чем, существенная роль отводится наследственности. В младшем детском возрасте истерические расстройства могут возникнуть в ответ на острый испуг (чаще это кажущаяся угроза жизни и благополучию). В дошкольном и младшем школьном возрасте подобные состояния в ряде случаев развиваются после физического наказания, при выраженном недовольстве родителей поступком ребенка или категорическом отказе выполнить его просьбу. Подобные истерические расстройства носят обычно временный характер, они могут не повториться в последующем, если родители поймут свою ошибку и будут более бережно относиться к ребенку. Речь не идет о развитии истерии, как болезни. Это элементарная истерическая реакция.
У детей среднего и старшего (фактически, у подростков) школьного возраста истерия обычно возникает вследствие длительно действующей психотравмы, которая ущемляет ребенка как личность. Различные клинические проявления истерии чаще наблюдаются у изнеженных детей со слабой волей и невосприимчивостью к критике, не приученных к труду, не знающих слов «нельзя» и «надо». У них доминирует принцип «дай» и «хочу», имеется противоречие между желанием и реальной действительностью, недовольством своим положением дома или в детском коллективе.
Клинические признаки истерии наиболее выраженны у подростков и взрослых. В детском возрасте она менее демонстративна и часто моносимптоматична.
Отдаленным прообразом истерии могут быть состояния, часто встречаемые у детей первого года жизни; ребенок, который еще осознанно не произносит отдельных слов, но уже может самостоятельно садиться и сидеть (в 6-7 месяцев), протягивает к маме свои ручки, выражая этим желание, чтобы его взяли. Если мать по каким-то причинам не выполняет эту бессловесную просьбу, ребенок начинает капризничать, плакать, а нередко забрасывает головку назад и падает, кричит, дрожит всем телом. Стоит взять его на руки, как он быстро успокаивается. Это элементарное проявление истерического припадка. С возрастом проявление истеричности все более усложняется, но цель остается прежней - добиться своего «хочу». Она лишь может дополняться противоположным желанием, «не хочу», когда ребенку предъявляются требования или даются поручения, которые он выполнять не хочет. И в чем больше категоричной форме предъявляются эти требования, тем выраженее и многообразнее реакция протеста.
При всем разнообразии истерических проявлений в детском возрасте наиболее часто встречаются двигательные и вегетативные расстройства и относительно редко чувствительные нарушения.
Истерия - это способ защитить себя от сложных жизненных ситуаций или достичь желаемой цели. Истерическим припадком больной стремится вызвать сочувствие у окружающих, они не наступают, если нет посторонних лиц.
5. Невроз навязчивых состояний: сущность, причины возникновения, проявления
Невроз навязчивости чаще возникает у лиц мыслительного (относительное преобладание второй сигнальной системы) и слабого общего типов высшей нервной деятельности. Началом его может быть невроз страха, психастеническая реакция.
Симптомов психастении:
1) чувство неполноценности (неполноты) в действиях (затруднения, неспособности, нерешительности, стеснения, автоматичности или дезавтоматизации, неудовлетворенности, робости, сопротивления), в интеллектуальных операциях (чувство затруднения, неполноты восприятия и понимания образов, исчезновения времени, непонятности, сомнения), в эмоциях (чувство безразличия, беспокойства, потребность в побуждении и честолюбии), в самовосприятии (чувство отчуждения Я, раздвоения, полной деперсонализации);
2) симптомы сужения поля сознания (спутанность восприятия, подсознательность движений, гипнотический сон, внушаемость);
3) расстройства воли (вялость, нерешительность, замедленность действий, запаздывание, слабость усилия, усталость, дезорганизация и незаконченность действий, отсутствие сопротивляемости, социальная и профессиональная абулия, робость, угнетение, непреодолимая усталость, инертность);
4) расстройства интеллекта (амнезия, задержка обучаемости, неосмысливание восприятий, нарушения внимания, задумчивость, притупленность психических процессов);
5) расстройства эмоций и чувств (равнодушие, меланхоличность, возбудимость, возвышенность эмоций, потребность в управлении, побуждении, любви и быть любимым, страх изоляции, возврат к детству);
6) физиологическая недостаточность (головная и другая боль, нарушения сна, изменения рефлексов, расстройства питания, мочеполовых, пищеварительных, сосудистых и других функций).
На первый план могут выступать или навязчивые неприятные мысли, сомнения, опасения, воспоминания, нерешительность, или навязчивые страхи (фобии), или навязчивые действия (счет, мытье рук, тикозные движения; обкусывание ногтей - онихофагия, выдергивание волос - трихотилломания, почесывание и растирание кожи - дерматотлазия).
К неврозу навязчивых состояний ведет предневроз, имеющий свои специфические особенности. Обычно этот предневроз возникает у детей "эгофильного" типа, при воспитании которых или в связи с неблагоприятными обстоятельствами их жизни чрезвычайно усиливается стремление к безопасности и тревожность. Для страдающих предневрозом, ведущим в невроз навязчивых состояний, характерны: крайняя эгоцентричность - фиксированность только на себе, на своей безопасности, на своем благополучии, на своих проблемах с игнорированием интересов и проблем всех других людей; крайняя тревожность и мнительность опять-таки относительно себя и своего здоровья, благополучия.
У детей с этой формой предневроза очень часто наблюдаются фобии - страх чего-то или кого-то. И один панически боится заражения "микробами", часами моет руки. Другой опасается транспорта и никогда не переходит дорогу самостоятельно. Третий панически боится мостов и, доехав до моста, пересаживается в метро, чтобы миновать мост под землей. Четвертый опасается острых предметов и ежедневно пересчитывает иголки, отворачивает от себя острия ножей и вилок. Это могут быть фобии темных подъездов, ибо в них можно столкнуться с преступником, хулиганами; лифтов, поскольку они могут - оборваться, упасть, в них также возможно насилие или ограбление; автоматически закрывающихся дверей, поскольку они могут не открыться, когда это необходимо; толпы, в которой могут зажать, сбить с ног, затоптать; пустынных мест, где в случае беды никто не услышит призыва о помощи и т. д.
В этих фобиях все осознано: источник опасности и защита от опасности, когда ребенок в подъезд, в лифт один не войдет, а лучше - даже если он с мамой, поднимется по лестнице, ибо и мама не поможет, если лифт испортится. Такой ребенок избегает толпы, за километр обходит пустынные места, собак и т.д. Фобии - это устойчивый, осознанный страх смерти, несчастного случая, и они весьма характерны для данного предневроза. Дети с предневрозом, ведущим к неврозу навязчивых состояний, отказываются от сомнительной в плане угрозы здоровью пищи, чрезвычайно тревожно относятся к своему здоровью, и на приеме у врача, перебивая мать, сами излагают жалобы, поскольку опасаются, что мать может что-то упустить, чему-то важному не уделить внимания. Это дети, считающие свой пульс, сами ставящие себе градусник.
Безопасность, благополучие для такого ребенка тесно связаны с благополучием родителей. Он мучительно не уверен в себе и надеется только на них. Девятилетний с таким предневрозом, у которого умерла мать, сказал мне: "Живу, пока жив папа". И мальчик мучительно страдал, если отец хотя бы на минуту опаздывал с работы, подолгу стоял на остановке, ожидая его. Болезнь или любая другая угроза себе или родителям, все, что грозит благополучию, преломленное через "безопасность прежде всего", - острая психическая травматизация для такого ребенка. Как правило, эти дети сверхсоциальны, "надо" звучит у них настойчиво. Они мечутся между "надо" и стремлением к безопасности. Психическая травматизация потрясает ребенка. Колебания кончаются. Отныне все решается в пользу безопасности. Приходит спасительная психологическая "сверхзащита". От страха перед жизнью, от страха смерти ребенок защищается символическими ритуалами. И это уже истинный невроз навязчивых состояний.
Защищаясь от тревоги и страха, дети, страдающие неврозом навязчивых состояний, делают то, к чему часто прибегают просто тревожные, не невротики, когда стучат три раза по дереву или трижды плюют через левое плечо. Но невротику этого мало. Невротическая тенденция при данной форме невроза - достичь сверхбезопасности. "Чтобы ничего не случилось", дети, страдающие неврозом навязчивых состояний, особым образом взмахивают руками, при ходьбе притоптывают, пройдя несколько шагов, делают полный оборот, как бы выполняя команду "кругом", и только после этого идут дальше. Они поминутно приседают, или обходят темные пятна на дороге, или поднимаются по лестнице, перешагивая, например, только через две ступени.
При этой форме невроза вместо мужественной борьбы с трудностями, вместо полнокровной судьбы и жизни, вместо естественного интереса ко всему в этом мире, вместо счастливого, беззаботного детства ребенок, как больной и тревожный старик, замыкается только на своих узкоэгоистических проблемах, на состоянии своего здоровья и, главное, замещает реальную жизнь иллюзорным миром символики.
Длительность затяжных общих и системных неврозов различна - от нескольких месяцев до нескольких лет. Симптоматика может исчезать (спонтанно или в результате лечения) и рецидивировать, приобретать характер невротического развития, которое наблюдается при часто рецидивирующем, с неполными ремиссиями, и хроническом течении невроза. Развитие невроза характеризуется резистентностью организма больных к терапии и перестройкой структуры личности в виде новых стереотипов поведения и эмоциональных реакций защитной направленности, изменения установок, иерархии мотивов. Выделяют астенический, истерический, психастенический, ипохондрический, субдепрессивный (с пессимистической оценкой своего настоящего и будущего) варианты невротического развития.
Вывод
Проблема переживаний в связи с интимно-личностными, межличностными и социальными конфликтами, различных психогенных психических и психосоматических реакций в рамках нормы и патологии - это проблема собственно человека, проявлений человеческой сущности в трудной ситуации. Влияние психических переживаний на соматическое и психическое здоровье было в центре внимания Гиппократа, Авиценны -представителей медицины прошлого. Они стали актуальными в настоящее время, поскольку темп жизни, нервно-психические нагрузки и психоэмоциональная напряженность значительно возросли.
Предупреждение неврозов у детей и подростков имеет в виду психогигиенические меры, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений и коррекцию неправильного воспитания. Учитывая важную роль в этиологии неврозов особенностей характера ребенка, целесообразны воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей с тормозимыми и тревожно-мнительными чертами характера, а также с невропатическими состояниями. К таким мероприятиям относятся формирование активности, инициативы, обучение преодолению трудностей, дезактуализация пугающих обстоятельств (темнота, разлука с родителями, встреча с незнакомыми людьми, с животными).
Важную роль имеет воспитание в коллективе с индивидуализацией подхода, подбором товарищей определенного склада характера.
Литература
1. Гуровец Г.В. Психопаталогия детского возраста. М.: Владос, 2008г.
3. Саенко Ю.В. «Специальная психология: учебное пособие», Москва, 2006
4. Попов Ю.В, Вид В.Д. «Современная клиническая психиатрия». СПб.2000
5. Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. «Основы психиатрии», Ростов-на-дону.1997
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.