Неживая природа. Воздух.
Оценка 5

Неживая природа. Воздух.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир +1
24.09.2020
Неживая природа. Воздух.
Занятие для детей 5-6 лет. В ходе изучения дети знакомятся с понятием "воздух", выполняют опыты.
Неживая природа. Воздух.docx

Тема занятия: «Воздух – голубая «рубашка» Земли»

Цель занятия: сформировать представление о воздухе, познакомиться с некоторыми его свойствами.

Задачи.

Воспитательные: воспитывать бережное, ответственное отношение к природе и природным объектам. (Данная задача реализуется на протяжении изучения всего курса в совокупности с остальными занятиями).

Развивающие: формирование умения сравнивать (планеты на которой есть жизнь и нет), развивать умение выполнять опыты; высказывать свои предположения и делать выводы о важности воздуха в нашей жизни, развитие наглядно-образного мышления.

Познавательные: выяснить что такое «воздух», «ветер»; установить значимость воздуха в жизни человека; способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование

Планируемые результаты:

1.                   Предметные.

Учащийся будет знать:

·         Что такое воздух.

·         Что такое ветер.

·         Роль воздуха в жизни человека.

Учащийся будет уметь:

·         Выполнять простейшие опыты.

2.      Личностные:

·         Формирование представления об уникальности природных объектов;

·         Формирование бережного отношения к природе.

3.      Метапредметные

Учащийся будет способен:

·         Умеет проводить наблюдения и элементарные эксперименты по заданным условиям.

·         Может самостоятельно придумать объяснения явлениям природы

·         Умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, оборудование для опытов (см.прил. 2).

 

 

 

Ход занятия

Распределение времени на каждый из этапов занятия

Этап занятия

Время, мин

Организационный этап

1

Актуализация знаний.

2

Изложение нового материала

7-10

Закрепление новых знаний

10-15

Подведение итогов и рефлексия

2

 

Содержание этапов занятия

 

Этапы занятия

 

Деятельность  педагога

 

Деятельность детей

Планируемые результаты

УУД

1.Органи­зационный этап

Здравствуйте, ребята! Очень рада вас всех сегодня видеть!  Давайте начнем наше занятие.

Приветствуют педагога. Делятся своим настроением.

Личностные: на мотивацию

Регулятивные:

планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками

 

2.Актуали­зация зна­ний

 

Ребята, на прошлом занятии мы выяснили, что такое неживая природа. Давайте посмотрим на картинку и выберем на ней объекты неживой природы. (Слайд 1)

Молодцы, это вы верно определили. Но есть еще один объект неживой природы, который вы не назвали, и сегодня мы с ним познакомимся. Предлагаю вам послушать небольшой рассказ А. Низовой «Невидимка» (прил. 1). Как вы думаете, кто этот Невидимка?

Если дети не догадались, то педагог предлагает разгадать им загадку.

Хорошо, тогда попробуйте отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. 
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух) (слайд 2)

Молодцы! Сегодня мы с вами попробуем поймать, увидеть и потрогать этого невидимого друга.

Дети рассматривают и называют: солнце, облака, горы, камни, вода.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают разные варианты.

Дети отвечают: Это воздух!

Коммуникативные: на передачу информации и отображение предметного содержания

 

3.Проведение опытов

 

Ребята, вы готовы найти Невидимку?  Тогда давайте приступим. (слайд 3).

Вы помните, как мы выполняем практические занятия?

У вас на столах стоит необходимое для нас оборудование. И каждый из вас сам постарается «поймать» воздух.

Педагог рассказывает ребятам, что необходимо сделать. И они обсуждают ход работы. (приложение 2)

Дети отвечают:

Да!

Дети отвечают:

Мы не толкаемся и инструментами не кидаемся, на вкус ничего не пробуем, выполняем работу вместе с педагогом.

Дети выполняют опыты.

 

Регулятивные: умение слу­шать, задавать вопросы и отвечать на них.

Познаватель­ные: анализ с целью выделе­ния признаков; выбор основа­ний и крите­риев для срав­нения, класси­фикации объ­ектов; по­строение логи­ческой цепи рассуждений. Коммуника­тивные: на пе­редачу инфор­мации и ото­бражение предметного содержания.

4.Закреп­ление но­вых знаний

 

Ну что ребята, нашли вы Невидимку?

Давайте обобщим то, что мы узнали о нашем верном друге. Кто он такой? Что такое воздух?

Верно, воздух – это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов (азот, углекислый газ), которыми мы дышим (слайд 4). Ребята, а какого цвета планета Земля из космоса? А почему? (слайд 5)

 

 

Верно, молодцы. Но есть еще один огромный океан, который находится над Землей. (слайд 6) Этот океан состоит из воздуха, он очень большой и называется еще – атмосфера. Каждый день, каждый час, каждую минуту, мы с вами в нем «купаемся».

Он очень важен для нашей жизни. Почему? (слайд 7)

Конечно, воздухом дышим не только мы с вами, им дышат и птицы, и звери, и растения. Всё живое на земле не может обойтись без него (слайд 8). Ребята, а вы можете представить нашу планету без воздуха?

Если бы воздушный океан (атмосфера) исчез, то на нашей Земле всего через несколько минут все погибло, и она стала бы безжизненной планетой.

 Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка» (слайд 9). В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий (слайд 10).  Ребята, посмотрите, нравятся ли вам они? Почему?

 Воздушная оболочка – это «доспехи», которые защищают Землю от космических «снарядов» – метеоритов.

Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.

Давайте посмотрим мультфильм (слайд 12).

Дети отвечают:

Да!

Дети отвечают:

Невидимка – это воздух.

Воздух – это прозрачный газ.

Дети слушают объяснения педагога, отвечают на поставленные вопросы и смотрят слайды презентации.

Дети отвечают: Голубого.

Дети отвечают:

На ней много воды в морях, реках, океанах.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: воздух нужен, чтобы дышать. Без него мы умрем.

 

 

 

Дети отвечают: да/нет. Делятся своими представлениями.

 

Дети слушают рассказ учителя, смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: да/нет.

Они безжизненные, серые, непривлекательные.

 

 

Регулятивные: на рефлексию.

Познаватель­ные: установ­ление при­чинно-следст­венных связей; построение логической цепи рассуж­дений.

Коммуника­тивные: на учёт позиции партнёра

 

5.Подведе­ние итогов и рефлек­сия

 

Ну что ребята, увидели невидимого друга?  Понравилось вам?

А что вы о нем сегодня узнали?

Что будет, если воздух исчезнет?

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы попытались обнаружить воздух в нашей жизни. Скажите, а без опытов мы могли бы почувствовать воздух? Например, когда мы гуляем на улице?

Конечно, движение воздуха мы можем почувствовать.

 

А что вам понравилось на занятии сегодня больше всего?

Ребята, вы большие молодцы. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

 

Ответы детей: да/нет.

 

Дети отвечают: Воздух – это газ, который всегда есть вокруг нас. Воздух необходим для жизни растениям, птицам, животным и человеку.

Если не станет воздуха, то наша планета станет безжизненной.

 

 

Дети отвечают:

Да, на улице может дуть ветер. Или когда мы бегаем, то чувствуем его.

 

 

 

Дети делятся впечатлениями.

Регулятивные: на рефлексию, построение логической цепи рассуж­дений.

Личностные: на смыслооб­разование.


Приложение 1

А. Низова «Невидимка»

Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.

Вы идете по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо – срывает с вашей головы шляпу.

Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несет Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Опыт 1. “Как увидеть воздух”

Цель: доказать, что вокруг нас невидимый воздух.

1.            Оборудование: трубочки для коктейля, вода в стакане.

Выполнение:

Перед каждым ребенком стоит маленький пластиковый стаканчик с водой и трубочкой для коктейля.

Возьмите трубочку и поставьте ее в стакан. Подуйте в нее. Что вы видите в стакане? Как вы думаете, откуда оно там появилось? Какой вывод вы сделаете?

Вывод: Когда мы подули в трубочку, то в стакане появились пузырьки. Эти пузырьки – это воздух, который мы выдыхаем, он не имеет цвета, но в воде его хорошо видно.

2.              Оборудование: миска с водой, губка.

Выполнение:

Педагог демонстрирует губку и спрашивает у детей, есть ли  в ней воздух. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. Педагог опускает в миску с водой губку, сжимает ее и обращает внимание детей на поднимающиеся вверх пузырьки. Объясняет, что из губки выходит воздух. В воде его хорошо видно.

Вывод: Воздух есть повсюду. Мы можем его обнаружить.

 

Опыт 2. С воздушным шариком.

Цель: доказать, что можно поймать воздух.

Оборудование: воздушный шарик, (полиэтиленовый мешок).

Выполнение:

Возьмите в руки воздушный шарик. Наберите в него воздух. (Если ребенок не умеет надувать шарик, то можно использовать полиэтиленовый мешок). Завяжите его. Потрогайте на ощупь шарик. Какой он? Что внутри? 

Выпустите воздух из в шарика так, что бы струя воздуха была направлена в ладонь ребенка. Попросите описать его ощущения. Спросите, что вышло из шарика. Попросите сделать вывод.

 

Вывод: В шарик мы набрали воздух. Когда мы завязали его, то воздух остался внутри. На ощупь он был мягким.

Когда мы сдували шарик, то из него вышел ветерок, который мы почувствовали, когда подставили ладонь. Тут можно спросить у детей, что такое ветер. Когда можно ощутить ветер. (Ветер – это приводимый в движение воздух. Его можно ощутить в ветреную погоду).

Этот ветерок и есть воздух.

Воздух можно поймать, используя специальные приспособления.

 

 

Опыт 3. Перемещение воздуха в пространстве.

Цель: доказать, что воздух движется.

Оборудование: небольшой лист бумаги, вырезанные из бумаги птички.

1.     Выполнение:

Педагог показывает лист, который нужно сложить  «гармошкой» так, чтобы получился веер. Предлагает детям помахать веером на себя. Объяснить, что они почувствовали. На какое явление природы это похоже? Какой вывод они могут сделать.

Вывод: Когда мы помахали веером на себя, то почувствовали легкий ветерок. Ветер – это движение воздуха.

 

2.            На столе напротив каждого ребенка лежат вырезанные фигурки в виде птичек. По сигналу педагога «Полетели!» ребята дуют на фигурки. Педагог предлагает детям объяснить, что произошло с птичками. Почему они улетели.

Вывод: птички улетели, потому что, мы подули и сдвинули с места воздух. Он переместился. Когда воздух перемещается на улице с одного места на другое, то мы говорим, что дует ветер. Когда ветер перемещается, он приводит в движение другие предметы.

Воздух мы не видим, но можем наблюдать, как двигаются предметы, приводимые в движение воздухом.

 

 


 

Тема занятия: « Воздух – голубая «рубашка»

Тема занятия: « Воздух – голубая «рубашка»

Ход занятия Распределение времени на каждый из этапов занятия

Ход занятия Распределение времени на каждый из этапов занятия

Предлагаю вам послушать небольшой рассказ

Предлагаю вам послушать небольшой рассказ

И они обсуждают ход работы. (приложение 2)

И они обсуждают ход работы. (приложение 2)

Почему? (слайд 7) Конечно, воздухом дышим не только мы с вами, им дышат и птицы, и звери, и растения

Почему? (слайд 7) Конечно, воздухом дышим не только мы с вами, им дышат и птицы, и звери, и растения

Закреп­ление но­вых знаний

Закреп­ление но­вых знаний

Приложение 1 А. Низова «Невидимка»

Приложение 1 А. Низова «Невидимка»

Приложение 2 Опыт 1. “Как увидеть воздух”

Приложение 2 Опыт 1. “Как увидеть воздух”

Выпустите воздух из в шарика так, что бы струя воздуха была направлена в ладонь ребенка

Выпустите воздух из в шарика так, что бы струя воздуха была направлена в ладонь ребенка

Вывод: птички улетели, потому что, мы подули и сдвинули с места воздух

Вывод: птички улетели, потому что, мы подули и сдвинули с места воздух
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2020