Никитина Елена Тема урока: Пословицы о Родине. К.Ушинский «Отечество». В. Песков «Отечество».
Класс: 4
Тип урока: Изучение новых знаний.
УМК: Перспектива.
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с пословицами о Родине К.Ушинский «Отечество» и В. Песков «Отечество».
Задачи урока:
|
|
Дидактические
|
Обобщить и расширить представления о пословице, как одним из жанров литературы.
Формировать умения анализировать текст пословицы: выделять части текста и объяснять мораль. |
Развивающие
|
Развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать. Развивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, умение |
Воспитательные
|
Воспитывать интерес к чтению пословиц и к литературе, способствовать формированию нравственных и волевых качеств. |
1) Слова учителя.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Улыбнулись все учтиво.
Тихо сели, спинки – прямо.
Вижу: класс наш - хоть куда.
"рабочее место", как лежат на парте учебник, тетрадь, пенал.
2) Актуализация знаний.
-Ребята сейчас мы поработаем в паре.
-Давайте вспомним пословицы, которые вы узнали на прошлом уроке. Задание: Продолжи пословицу.
(Карточка)
Где кто родится, … там и пригодится.
Человек без родины, … что соловей без песни.
Береги землю родимую, …. как мать любимую.
Родину, как и родителей, …на чужбине не ищут.
Родина мать - …умей за нее постоять.
-Обратите свое внимание на доску, проверьте задание. (Слайд 2)
-Что объединяют эти пословицы?
- Какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке?
1) Создание проблемной ситуации для подведения к теме урока.
-Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Вы согласны?
-Приступайте к работе.
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Березка)
Издалека долго
Течет река (Волга)
В летний зной хорошо напиться из него водицы (Родник)
Самые маленькие в семье (Дети)
Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит? (Солнце)
Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. (Мама)
- Какое слово вы разгадали?
- А теперь подберите слова, близкие по значению к слову родина и вы узнаете название произведения.
-Так какая же тема сегодняшнего урока? (Слайд 3)
-Какие цели мы поставим?
3) Знакомство с автором.
-Ребята, откройте учебник на странице 58.
-Скажите, с каким автором мы сегодня продолжим работать.
-Над каким рассказом?
- Что вы знаете про писателя?
-Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского?
-Сегодня мы познакомимся с еще одним автором Василием Песковым.
-Вы хотите с ним познакомиться?
-Слушайте внимательно!
(Слайд 4)
Известный писатель Василий Михайлович Песков, фотокорреспондент и журналист родился в семье крестьянина в 1930 г. 14 марта в Воронежской области в селе Орлово. В 1947 году переехал вместе с семьей в село Трехсвятское, где и окончил среднюю школу. Затем был строительный техникум и попытка поступления в Харьковское военное училище. Преподавал физкультуру в школе и вел школьный фотокружок. Близость к природе совместно с увлечением фотографией сделали из него известного фотожурналиста. Учился в 1952 году у профессионального фотографа г. Воронежа, где в местной газете публиковались его снимки. После первой отосланной корреспонденции в «Комсомольскую правду» в 1956 году он и связал с ней всю свою жизнь. Все произведения Василия Пескова пронизаны лиризмом, одухотворенностью, поэтичностью. На страницах книг талантливо раскрываются судьбы и характеры людей. Награжден орденом IV степени «За заслуги перед Отечеством». Умер Василий Михайлович Песков 12 августа 2013 г. после продолжительной болезни в Москве в возрасте 83 лет.
4) Ознакомление со словом.
-Ребята, сейчас вы узнаете значение новых слов, которые мы сегодня будем использовать на уроке.
РОДИНА, -ы, ж.
1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения
ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам, к которой он.
(Словарь Ожегова)
1) Первичное чтение.
-Откройте учебник на странице 58 (59), найдите пословицу.
-Ребята сейчас мы прочитаем пословицы. Слушайте внимательно.
2) Первичный Анализ.
- Понравились ли вам пословицы?
-Как вы думайте, почему пословицы так озаглавлены?
- О какой Родине говорят нам авторы?
-Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?
-Как называется та Родина, которая для всех одна?
-Какой вы представляете себе свою Родину?
3) Вторичное чтение
-Прочитайте пословицу еще раз про себя, и подумайте, что для вас обозначает слово Отечество?
ФИЗМИНУТКА
Стрекоза
Вот такая стрекоза, (Встать на носки, руки вверх через стороны.)
Как горошины, глаза. (Соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»).)
А сама, как вертолет, (Повороты в стороны.)
Влево, вправо, назад, вперед. (Вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом налево-направо; наклоны в стороны.)
И на травушке - роса, (Присед.)
И на кустиках роса.(Наклон вперед, прогнувшись.)
Мы ладошки отряхнули, (Хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз.)
Улетела стрекоза. (Мелкие частые движения кистями, руки в стороны.)
Попрыгунья испугалась, Только песенка осталась. (Руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони сложить рупором и петь:«Д-з-з-з, д-з-з-з, д-з-з-з, з-з».)
1) Вторичный анализ.
-Что для вас обозначает слово Отечество?
-О чем эти пословицы?
-Как по-другому можно назвать Отечество?
-Как вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? (отец)
-Как называется наша Родина?
-Как вы понимаете последние строчки К. Ушинского?
-Обсудите в паре и объясните последнюю строчку: «Старое. Новое. Вечное»
-Как вы думайте, чем похожи эти пословицы?
-Есть ли отличия?
2) Творческое задание.
-Ребята сейчас вы поработаете в группах.
-Кто помнит правила работы в группах?
(Карточка)
-Вам нужно соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.
Ответы: 1-3, 2-18, 3-17, 4-9, 5-1, 6-14, 7-2, 8-16, 9-4, 10-6, 11-12, 12-15, 13-7, 14-11, 15-10, 16-13, 17-5, 18-8.
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-В следующем задании вам нужно найдите ошибку в пословице, и исправить ее. (Карточка)
Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
Крутится как булка в колесе.
Не делай из муки слова.
Голода не бойся, по пояс мойся.
-Давайте проверим, что у вас получилось.
1) Обобщение по теме.
-Ребята, что такое пословица?
-Какова основная мысль пословиц
«Наше Отечество» и «Отечество»
-Кто написал эти пословицы.
-Как вы думаете, что авторы хотели до нас донести?
2) Рефлексионный анализ.
-У вас на партах лежать яблоки. Вам нужно выбрать яблоко.
Красное яблоко - если вам ничего не понятно, а зеленое – если вам было легко и просто.
(Слайд 5)
-Ребята, дома вам нужно выбрать пословицу и выучить ее наизусть.
(Задание на доске.)
-Спасибо за урок! Вы очень хорошо поработали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.