Никитина Елена Артемовна Конспект урока: Тема Пословицы о Родине. Класс: 4
Оценка 5

Никитина Елена Артемовна Конспект урока: Тема Пословицы о Родине. Класс: 4

Оценка 5
docx
08.11.2020
Никитина Елена  Артемовна  Конспект  урока: Тема Пословицы о Родине.   Класс: 4
Никитина Елена Тема урока.docx

 

Никитина Елена Тема урока: Пословицы о Родине. К.Ушинский «Отечество». В. Песков «Отечество».

Класс: 4

Тип урока:  Изучение новых знаний.

УМК: Перспектива.

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с пословицами о Родине К.Ушинский «Отечество» и В. Песков «Отечество».

 

Задачи урока:

 

Дидактические

 

 

Обобщить и расширить представления о пословице, как одним из жанров литературы.

 

Формировать умения анализировать текст пословицы: выделять части текста и объяснять мораль.

Развивающие

 

 

Развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать.

Развивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, умение

Воспитательные

 

 

 

Воспитывать интерес к чтению пословиц и к литературе, способствовать формированию нравственных и волевых качеств.

1) Слова учителя.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки – прямо.

Вижу: класс наш - хоть куда.

"рабочее место", как лежат на парте  учебник, тетрадь, пенал.

2) Актуализация знаний.

-Ребята сейчас мы поработаем в паре.

-Давайте вспомним пословицы, которые вы узнали на прошлом уроке. Задание: Продолжи пословицу.

(Карточка)

 

Где кто родится, … там и пригодится.

Человек без родины, … что соловей без песни.

Береги землю родимую, …. как мать любимую.

Родину, как и родителей, …на чужбине не ищут.

Родина мать - …умей за нее постоять.

 

-Обратите свое внимание на доску, проверьте задание. (Слайд 2)

 

-Что объединяют эти пословицы?

- Какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке?

1) Создание проблемной ситуации для подведения к теме урока.

-Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Вы согласны?

-Приступайте к работе.

 

Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Березка)

Издалека долго
Течет река  (Волга)

В летний зной хорошо напиться из него водицы (Родник)

Самые маленькие в семье (Дети)

Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит? (Солнце)

Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. (Мама)

 

- Какое слово вы разгадали?

- А теперь подберите слова, близкие по значению к слову родина и вы узнаете название произведения.

-Так какая же тема сегодняшнего урока? (Слайд 3)

-Какие цели мы поставим?

3) Знакомство с автором.

-Ребята, откройте учебник на странице 58.

-Скажите, с каким автором мы сегодня продолжим работать.

-Над каким рассказом?

- Что вы знаете про писателя?

-Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского?

-Сегодня мы познакомимся с еще одним автором Василием Песковым.

-Вы хотите с ним познакомиться?

-Слушайте внимательно!

(Слайд 4)

Известный писатель Василий Михайлович Песков, фотокорреспондент и журналист родился в семье крестьянина в 1930 г. 14 марта в Воронежской области в селе Орлово. В 1947 году переехал вместе с семьей в село Трехсвятское, где и окончил среднюю школу. Затем был строительный техникум и попытка поступления в Харьковское военное училище. Преподавал физкультуру в школе и вел школьный фотокружок. Близость к природе совместно с увлечением фотографией сделали из него известного фотожурналиста. Учился в 1952 году у профессионального фотографа г. Воронежа, где в местной газете публиковались его снимки. После первой отосланной корреспонденции в «Комсомольскую правду» в 1956 году он и связал с ней всю свою жизнь. Все произведения Василия Пескова пронизаны лиризмом, одухотворенностью, поэтичностью. На страницах книг талантливо раскрываются судьбы и характеры людей. Награжден орденом IV степени «За заслуги перед Отечеством». Умер Василий Михайлович Песков 12 августа 2013 г. после продолжительной болезни в Москве в возрасте 83 лет.

4) Ознакомление со словом.

 

-Ребята, сейчас вы узнаете значение новых слов, которые мы сегодня будем использовать на уроке.

 

РОДИНА, -ы, ж.

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения

ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам, к которой он.

(Словарь Ожегова)

1) Первичное чтение.

 

-Откройте учебник на странице 58 (59), найдите пословицу.

-Ребята сейчас мы прочитаем пословицы. Слушайте внимательно.

2) Первичный Анализ.

- Понравились ли вам пословицы?

-Как вы думайте, почему пословицы так озаглавлены?

- О какой Родине говорят нам авторы?

-Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?

-Как называется та Родина, которая для всех одна?

-Какой вы представляете себе свою Родину?

 

3) Вторичное чтение

-Прочитайте пословицу еще раз про себя, и подумайте, что для вас обозначает слово Отечество?

 

ФИЗМИНУТКА

Стрекоза

Вот такая стрекоза, (Встать на носки, руки вверх через стороны.)

Как горошины, глаза. (Соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»).)

А сама, как вертолет, (Повороты в стороны.)

Влево, вправо, назад, вперед. (Вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом налево-направо; наклоны в стороны.)

И на травушке - роса, (Присед.)

И на кустиках роса.(Наклон вперед, прогнувшись.)

Мы ладошки отряхнули, (Хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз.)

Улетела стрекоза. (Мелкие частые движения кистями, руки в стороны.)

Попрыгунья испугалась, Только песенка осталась. (Руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони сложить рупором и петь:«Д-з-з-з, д-з-з-з, д-з-з-з, з-з».)

 

1) Вторичный анализ.

-Что для вас обозначает слово Отечество?

-О чем эти пословицы?

-Как по-другому можно назвать Отечество?

-Как вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? (отец)

-Как называется наша Родина?

-Как вы понимаете последние строчки К. Ушинского?

-Обсудите в паре и объясните последнюю строчку: «Старое. Новое. Вечное»

-Как вы думайте, чем похожи эти пословицы?

-Есть ли отличия?

2) Творческое задание.

-Ребята сейчас вы поработаете в группах.

-Кто помнит правила работы в группах?

(Карточка)

-Вам нужно соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

 

Ответы: 1-3, 2-18, 3-17, 4-9, 5-1, 6-14, 7-2, 8-16, 9-4, 10-6, 11-12, 12-15, 13-7, 14-11, 15-10, 16-13, 17-5, 18-8.

 

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-В следующем задании вам нужно  найдите ошибку в пословице, и исправить ее. (Карточка)

 

Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Крутится как булка в колесе.

Не делай из муки слова.

Голода не бойся, по пояс мойся.

 

-Давайте проверим, что у вас получилось.

1) Обобщение по теме.

-Ребята, что такое пословица?

-Какова основная мысль пословиц

«Наше Отечество» и «Отечество»

-Кто написал эти пословицы.

-Как вы думаете, что авторы хотели до нас донести?

2) Рефлексионный анализ.

 

-У вас на партах лежать яблоки.  Вам нужно выбрать яблоко.

Красное яблоко - если вам ничего не понятно, а зеленое – если вам было легко и просто.

(Слайд 5)

 

-Ребята, дома вам нужно выбрать пословицу и выучить ее наизусть.

(Задание на доске.)

-Спасибо за урок! Вы очень хорошо поработали.

 

 


 

Никитина Елена Тема урока: Пословицы о

Никитина Елена Тема урока: Пословицы о

Где кто родится, … там и пригодится

Где кто родится, … там и пригодится

Трехсвятское, где и окончил среднюю школу

Трехсвятское, где и окончил среднюю школу

Вот такая стрекоза, (Встать на носки, руки вверх через стороны

Вот такая стрекоза, (Встать на носки, руки вверх через стороны

Сашу маслом не испортишь. Мы сами с ушами

Сашу маслом не испортишь. Мы сами с ушами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020