«Николаевское самодержавие: государственный консерватизм»
План:
1. Движение декабристов
2. Николай I
2.1. Образование
2.2. Моральные принципы и качества
3. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
3.1. Второе отделение
3.2. Третье отделение
4. Просвещение
4.1. Образование
4.2. Устав университетов
5. Цензура
5.1. Цензурный устав
5.2. Революция 1848 г.
1. Движение декабристов
Трагические обстоятельства вступления на престол не могли не отразиться на личности Николая I (1825-1855) и его политическом курсе. С одной стороны, восстание декабристов показало новому императору, что в обществе существуют силы, оппозиционно настроенные по отношению к самодержавному строю. Но, с другой стороны, из показаний декабристов во время следствия он узнал, что не всё благополучно в государственном и социальном устройстве страны. Николай понимал, что в стране нужно что-то менять. Но в конституционных проектах своего старшего брата он видел ложный путь. «Не от дерзновенных мечтаний, всегда разрушительных, но свыше усовершаются постепенно отечественные установления», — заявил он в манифесте о вступлении на престол. В основу своей политики Николай положил принципы консерватизма, то есть сохранение и укрепление самодержавия, противодействие переменам в общественной жизни, её государственную регламентацию ради сохранения традиционных устоев.
2. Николай I.
Николай был третьим сыном в семье императора Павла I, и никто не мог предположить, что ему когда-нибудь придётся царствовать. Однако образование ему, как царскому сыну, дали вполне основательное.
2.1. Образование
Из всех наук, которые преподавались молодому великому князю, больше всего он увлекался военным делом. Гуманитарные, или, как их тогда именовали, «отвлечённые», науки вызывали у него скуку, и, по его признанию, лекции он слушал плохо и не запоминал. Зато военные науки давались легко, в них он находил «утешение и приятное занятие»
2.2. Моральные принципы и качества
Наиболее примечательной чертой характера Николая I было чувство долга, и понимание общественного устройства у него сводилось в основном к чёткой иерархии и строгой дисциплине. «Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый служит», — объяснял он свою симпатию к военному укладу жизни.
Николай был очень требовательным к себе и к своим подданным, строг и порой беспощаден к нарушителям дисциплины, но зато высоко ценил тех, кто демонстрировал аккуратность и исполнительность по службе. Не случайно среди его министров подавляющее большинство составляли генералы. В его представлении идеальный порядок в стране возможен в том случае, если каждый подданный будет честно и добросовестно исполнять свои обязанности, а обо всех неустройствах сообщать своему непосредственному начальству. Его раздражало чье-либо независимое мнение, высказанное в обществе, а тем более в печати.
В той модели государственного устройства, которую Николай I считал идеальной, главная роль отводилась самодержцу. Он должен был представлять образец добросовестного исполнения своих обязанностей и полагал своим долгом лично решать все государственные вопросы, начиная от крупных реформ до черчения образцов каменных строений для всех российских городов или указания цвета воротников мундиров отдельных полков. Николай считал важным знать всё, что происходит в каждом уголке его необъятной страны, и, трудясь неустанно днём и ночью, добиваться того, чтобы до каждого города и деревни доходила его забота о процветании.
3. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
Важнейшим инструментом личного управления самодержца России стала собственная Его Императорского Величества канцелярия. Николай превратил её в орган, который стоял над всеми министерствами. Вскоре после вступления на престол он разделил её на отделения, поручив каждому заниматься важной государственной проблемой. Всего было создано шесть отделений, но самыми значительными среди них стали Второе и Третье.
3.1. Второе отделение
На II Отделение Николай возложил задачу провести кодификацию законов, то есть привести их в ясную и понятную систему. К этой работе он привлёк знаменитого реформатора предыдущего царствования — М.М. Сперанского. Под его руководством в течение всего четырёх лет было составлено 45-томное Полное собрание законов Российской империи. В него вошли все законы (как действующие, так и отменённые), начиная с Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 г. Ещё через два года, в 1832 г., Сперанский представил Николаю 15 томов нового Свода законов Российской империи, состоящего только из действующих законодательных актов. И Полное собрание, и Свод законов были разосланы во все государственные учреждения, работа которых теперь должна была обрести полную законность и порядок.
3.2. Третье Отделение
Ещё более важная миссия была поручена III Отделению собственной канцелярии, созданному для обеспечения государственной безопасности. 68 Существование тайных обществ в течение долгих лет указывало на неэффективность работы полицейского аппарата. Начальником нового учреждения был назначен Александр Христофорович Бенкендорф.
Перед III Отделением ставилось сразу несколько задач. Сюда входили и обнаружение противоправительственных замыслов, и борьба с фальшивомонетчиками, и преследование сектантов, и наблюдение за иностранцами, и выявление злоупотреблений чиновников и жестокостей помещиков, и цензура театральных постановок. Но важнейшей функцией был всё-таки политический сыск и следствие, то есть обнаружение тайных обществ, противоправительственных идей и вообще любой крамолы. Штат отделения был небольшой — всего 16 человек, но ему был придан Отдельный корпус жандармов, шеф которого одновременно являлся и начальником III Отделения. В каждой губернии размещалась жандармская команда, которая должна была обнаруживать умыслы против власти и следить за порядком на местах в случаях чрезвычайных происшествий: народных волнений, наводнений, пожаров.
Помимо жандармов III Отделение пользовалось услугами платных тайных агентов и добровольными доносами простых людей. Благодаря полученным таким образом сведениям политическая полиция располагала достаточно обширной информацией о «неблагонамеренных» лицах, об общественных настроениях и о слухах, которые ходили в народе. Однако нередко доносы использовались для сведения счётов со своими недругами, для устранения конкурентов или завладения чужим имуществом. Люди стали бояться произнести неосторожное слово, и в обществе воцарилась атмосфера недоверия и подозрительности.
4. Просвещение
Одной из главных причин зарождения в России противоправительственных идей Николай I считал недостатки в системе образования. Большинство декабристов получало домашнее образование, многие обучались в частных пансионах, некоторые учились за границей. Поэтому важнейшую задачу Николай видел в том, чтобы развивать государственное образование и через него держать воспитание юношества под своим контролем.
За годы правления Николая I выросло число государственных гимназий, кадетских корпусов, уездных училищ. При этом дети должны были получать образование, соответствующее сословному статусу их родителей. Предполагалось, что дворяне и чиновники будут отдавать своих детей в гимназии, за обучение в которых взималась довольно приличная плата, дворяне победнее и офицеры — в кадетские корпуса, купцы — в коммерческие училища, мещане — в уездные или приходские училища, а для крестьян образование считалось необязательным.
4.1. Образование
Задача в области образования могла показаться неразрешимой. Николай I сознавал потребность страны в образованных чиновниках, инженерах, врачах и других специалистах. Понимал он и то, что развивать отечественную науку и образование без обращения к достижениям и методам европейской науки было невозможно. Но европейские политические идеи и теории казались ему опасными.
Решение этой проблемы подсказал назначенный на должность министра народного просвещения Сергей Семёнович Уваров. В основу российского образования он предложил заложить формулу, которая бы защитила Россию от пагубного влияния европейских политических идей. Этой формулой стала триада «православие, самодержавие, народность», получившая название «теории официальной народности». Российское юношество должно было воспитываться в консервативном убеждении, что и по религиозным началам, и по политическим основаниям, и по народному духу Россия не похожа на другие европейские страны, поэтому политические теории Запада совершенно неприменимы к России.
Над обоснованием триады Уварова работали литераторы, учёные, художники. Так, например, историк Михаил Петрович Погодин (1800-1875) доказывал, что, в отличие от Западной Европы, в истории России никогда не было противостояния власти и народа. Причину этого он находил в том, что Русское государство начиналось с добровольного призвания варягов славянскими племенами.
4.2. Устав университетов
В 1835 г. был принят новый устав университетов. Он существенно ограничивал университетскую автономию: непосредственным начальником университета становился назначаемый императором попечитель учебного округа. Его обязанностью было обращать внимание на «прилежание и благонравие профессоров» и принимать «меры к удалению неблагонадёжных». С целью укрепления дисциплины вводилось обязательное ношение формы для студентов, а за их поведением должен был следить инспектор, назначаемый попечителем.
В то же время новый устав предусматривал существенное укрепление материальной базы университетов, открытие новых кафедр, повышение профессорских окладов, право университетских библиотек получать заграничные книги без цензуры. Молодых профессоров за государственный счёт отправляли в командировки в лучшие университеты Европы. Именно в эти годы был заложен фундамент того взлёта российской науки, который произошёл во второй половине XIX в.
5. Цензура
Важнейшим средством противодействия распространению в стране либеральных идей стала цензура. Целый штат чиновников должен был прочитывать рукописи всех книг, набранные в типографиях тексты газет и журналов прежде, чем дозволить их издание. Через полгода после вступления на престол Николай I утвердил цензурный устав, подготовленный ещё при прежнем императоре. Согласно этому уставу цензоры должны были бдительно следить не только за прямым смыслом написан ного, но и искать в рукописях тайные смыслы и намёки, в которых можно усмотреть порицания христианской веры, монархического правления и добрых нравов. За такую тяжесть этот устав прозвали «чугунным» и очень скоро его заменили новым.
5.1. Цензурный устав
Цензурный устав 1828 г. был мягче предыдущего. Он предписывал цензорам «брать всегда за основание явный смысл речи, не дозволяя себе произвольного толкования оной в дурную сторону», не допускать придирок к отдельным словам и предложениям. Однако мягкость устава отнюдь не уберегала авторов книг и статей от придирчивости цензоров. Поскольку эти чиновники несли ответственность за недопущение крамолы в просматриваемых ими текстах, они предпочитали перестраховываться и всё-таки вычёркивали в рукописях места, в которых им казался двоякий смысл.
5.2. Революция 1848 г.
В 1848 г. в Европе начались революции, и правительство боялось распространения революционных идей на Россию. Тяжёлые времена наступили для университетов: были закрыты кафедры философии, а приём студентов резко ограничили. Это годы — 1848-1855 — последние годы правления Николая I позже назовут «мрачным семилетием». И главная роль в возведении мощных заграждений на пути европейских «разрушительных теорий» отводилась цензуре: был создан специальный комитет, который должен был искать крамолу в уже разрешённых цензурой книгах и журналах и наказывать за неё не только авторов, но и цензоров.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.