Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Кудымкарского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ошибская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературное чтение 2 класс
Николай Носов «Живая шляпа»
учитель начальных классов
Брагина Светлана Анатольевна
|
с. Ошиб
Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”
Развивающая: развивать критическое мышление, память, воображение, речь
Воспитательная: создать условия для формирования интереса к чтению.
Задачи:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных ; допускать существование других точек зрения.
Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия
Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для передачи информации.
Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности пары, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.
Методы и формы обучения.
Технологии: игровые, системно- деятельностного подхода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, ИКТ, технология критического мышления.
Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.
Средства обучения: аудиозапись в формате MP3, экран, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска, карточки с заданиями, текст на отдельном листке, карточки с названиями произведений Н.Н.Носова, шляпа, мягкая игрушка – котенок, карточки для моделирования.
1. Организационно- мотивационный момент Основная задача этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения. |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Формы организации взаимодейс-твия |
УУД |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. - Давайте улыбнемся друг другу. 2. Психологическая установка на урок: Я в школе на уроке, Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет, Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка, Голова мыслит ясно. Я хочу учиться, Я очень хочу учиться. Я готов к работе. |
Демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Регулятивные: контролируют свои действия |
2. Этап проверки домашнего задания. |
|||
Задание для I группы. Подготовьте ответы на вопросы: Как зовут героев рассказа? (Валя, Петя) Что главное в этом рассказе? (Дети сами могут организовать свой досуг). Как автор относится к детям? (Они ему нравятся как книголюбы, как затейники, как фантазёры. Он не осуждает их за мимолётную трусость, надеясь, что они в другой игре покажут себя отважными). Какими ты представляешь героев рассказа? (Весёлыми, осторожными, книголюбами, немного опасливыми, с хорошо развитой фантазией).
Задание для II группы. Найдите в тексте и прочитайте: Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? (абзац 1, предл. 1, 2) Мы с Валей – затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»? ( абзац 1, предл.5) Сначала мы бегали, по комнате, прыгали и кричали: «Нам не страшен серый волк!» Какой домик сделали себе ребята? (абзац 3) Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. В каких словах детей слышится отвага?( абзац 6) Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте? (абзац 3 снизу) Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули. - Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл. Кто и как определил, что под столом никого нет? (абзац 4) Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. |
Обучающиеся работают в группах |
Групповая |
Регулятивные: отвечают на вопросы Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет. Познавательные: уметь раскодировать слова.
|
3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся |
|||
Мы сегодня продолжаем знакомство с произведениями Н.Н. Носова. Установка: -Пришла пора познакомится с произведение, которое будем читать на уроке. - Возьмите листочки, зачеркните букву “у”, составьте из оставшихся букв фамилию имя отчество и название произведение, которое мы сегодня будем читать. НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувуиучуНуосуов “ Жуиувуауяуушуулуяупуау” - По названию произведения можно догадаться, о чем оно? |
1) группа детей составляют кластер, убирая лишние слова 2)другая часть учеников расшифровывают слова – названия произведений
|
Фронтальная, групповая |
Регулятивные: планируют собственную деятельность. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет. Познавательные: уметь раскодировать слова.
|
Шляпа – лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи!
- Что такое шляпа? - Какие бывают шляпы? |
Отвечают на вопросы. Примерные варианты ответов: большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.
|
|
Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы Коммуникативные: строить связное высказывание |
Проблемный вопрос: - Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? - Найдем ответ на вопрос в рассказе Н.Н.Носова. -Как вы думаете в каком? Целеполагание -Следовательно, тема урока какая? - Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: бывают ли живые шляпы? - Я хочу, чтобы вы поработали сегодня в парах. |
Обучающиеся называют тему урока, формулируют цели урока: -познакомить-ся с рассказом -понять его содержание (о ком? и о чем?) - активно работать в паре и помогать друг другу
|
|
Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы Коммуникативные: строить связное высказывание |
Словарная работа - В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение - Что обозначают эти слова? Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Треснуть - ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть. Итог:
|
Обучающиеся объясняют значение слов |
Индивидуальная Фронтальная |
Коммуникативные: строить связное высказывание; находить нужную информацию через словари.
|
3. Этап изучения нового учебного материала Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность |
|||
- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. - Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками. Прослушивание 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)
- Что произойдет дальше? - Как звали кота? - Где сидел Васька? - Кого увидел Васька на шляпе? - Что он
делал в начале рассказа? -Чем занимались мальчики? Прослушивание 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)
- Как далее будут развиваться события? -Что шляпа будет делать в дальнейшем? -Смогут ли ребята преодолеть свой страх? – Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? -Чтение по ролям разговор мальчиков. - А почему мы не испугались? (Знали что там Васька). – Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу - А отчего бывает страх? (часто он бывает от незнания). Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”) - Что решили мальчики: почему двигается шляпа? - Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель? - Как далее будут развиваться события? -Возвратятся ли ребята в комнату? -Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?
Прослушивание 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”) - Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы? 5-я часть (читают обучающиеся самостоятельно) Итог: - Что предложил Вадик?(спугнуть шляпу) 6. Чтение про себя, упражнение “Разведка”. На слова “Шляпа как подскочит к верху”хлопок. Вопросы: - Что предложил Володя? - Кто попал картошкой в шляпу?Вадик. Вопросы: - Кого увидели мальчики? - Каким стало настроение ребят? - Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении
Физпауза. К шляпе дружно подойдем, Ее взглядом обведем! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет?
|
Слушают произведение, прогнозируют развития сюжета, последнюю часть читают самостоятель-но. Отвечают на вопросы учителя. |
Индивидуаль-ная |
Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив
|
4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися |
|||
- Понравился ли вам рассказ? - Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный? - Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко? - Как менялось настроение мальчиков? Составление модели.
- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? - А вы догадывались? - А как? (в начале рассказа подсказка автора). - Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Задание на размышление. - Какие были Вова и Вадик? Выберите слово: трусы фантазёры чудаки смелые милосердные жестокие мудрые Итог: мы постарались дать краткую характеристику героям и выразили свое первое впечатление об этой истории.
|
Составляют модель, которая показывает как меняется настроение мальчиков в рассказе. Обучающиеся пытаются самостоятельно охарактеризовать мальчиков. Затем подбирают предложенные учителем слова для характеристики героев.
|
Фронтальная |
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), Умение составлять модели |
5. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися |
|||
1. Составление картинного плана. - Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе. - Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку. - Кто не согласен? 2. Подбор заголовков к иллюстрациям: 1. Вовка и Вадик сидели дома. 2. Шляпа живая? 3. Мальчики трясутся от страха. 4. Вовка и Вадик пошли в атаку. 5. Это же наш котенок Васька! 3. Выберите пословицу, которая подходит к рассказу: «Семь раз отмерь - один раз отрежь» «У страха глаза велики» «Волков бояться - в лес не ходить» С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию. - Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? (Надо преодолевать страх)
Итог:
|
Расставляют картинки по порядку на презентации. Работают в паре, подбирают заголовки к иллюстрации.
|
Работа в паре |
Личностные: допускать существование других точек зрения |
6. Инструктаж о выполнении домашнего задания |
|||
- А вы поступили бы, увидев, что шляпа шевелиться? Домашнее задание: рассказать рассказ «Живая шляпа» от своего имени. |
|
|
|
Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока) |
|||
- Бывает ли живая шляпа?
-Оцените свою работу на уроке.
-Продолжите предложение: Я сегодня познакомился с рассказом… Я узнал, что … Я справился со всеми … Я не понял … Я хочу похвалить… Настроение после урока (смайлики)
|
|
|
Высказывания детей. Дети доказывают свою точку зрения. Почему? Оценивают свою работу. Личностные: допускать существование других точек зрения |
Используемая литература:
1. Кутявина С. В. Поурочные разработки по лит. Чтению: 2 кл.- М.: ВАКО, 2012.
1. Литературное чтение. 2 кл. Рабочая программа и технологические карты. –В.: УЧИТЕЛЬ, 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.