Николай Носов "Живая шляпа"
Оценка 4.8

Николай Носов "Живая шляпа"

Оценка 4.8
docx
09.02.2020
Николай Носов "Живая шляпа"
Тема урока1.02..docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Кудымкарского района

 Муниципальное бюджетное   общеобразовательное учреждение

«Ошибская средняя общеобразовательная  школа»

 

 

 

 

 Урок литературное чтение 2 класс

Николай Носов «Живая шляпа»

 учитель начальных классов

Брагина Светлана Анатольевна


 

 








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ошиб

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”

Развивающая: развивать критическое мышление, память, воображение, речь

Воспитательная: создать условия для формирования интереса к чтению.

 

Задачи:

  • формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, аргументировать свою позицию
  • развивать умение составлять кластер
  • формировать умение прогнозировать развитие сюжета произведения
  • формировать умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев
  • развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе
  • формировать умение подбирать заголовки к заданным иллюстрациям (частям текста)
  • развивать умение выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев;
  • развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения
  • подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией
  • формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей

                                                 

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных ; допускать существование других точек зрения.

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия

Познавательные: пользоваться приёмами анализа  при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться  условными знаками для передачи информации.

Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства;  строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности пары, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Методы и формы обучения.

Технологии: игровые, системно- деятельностного подхода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, ИКТ, технология критического мышления.

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.

Средства обучения: аудиозапись в формате MP3, экран, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска, карточки с заданиями, текст на отдельном листке, карточки с названиями произведений Н.Н.Носова, шляпа, мягкая игрушка – котенок, карточки для моделирования.

 

 

 

 

 

1.       Организационно- мотивационный момент

Основная задача этапа:  подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

                                      Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Формы организации взаимодейс-твия

                    УУД

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Давайте улыбнемся друг другу.

2. Психологическая установка на урок:

Я в школе на уроке,

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет,

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка,

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться,

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

 

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

2.      Этап проверки домашнего задания.

Задание для I группы.

Подготовьте ответы на вопросы:

  Как зовут героев рассказа? (Валя, Петя)

  Что главное в этом рассказе? (Дети сами могут организовать свой досуг).

  Как автор относится к детям? (Они ему нравятся как книголюбы, как затейники, как фантазёры. Он не осуждает их за мимолётную трусость, надеясь, что они в другой игре покажут себя отважными).

  Какими ты представляешь героев рассказа? (Весёлыми, осторожными, книголюбами, немного опасливыми, с хорошо развитой фантазией).

 

 Задание для II группы.

Найдите в тексте и прочитайте:

 Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? (абзац 1, предл. 1, 2)

Мы с Валей – затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

 Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»? ( абзац 1, предл.5)

Сначала мы бегали, по комнате, прыгали и кричали: «Нам не страшен серый волк!»

 Какой домик сделали себе ребята? (абзац 3)

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом.

В каких словах детей слышится отвага?( абзац 6)

Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

 Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте? (абзац 3 снизу)

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

- Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл.

 Кто и как определил, что под столом никого нет? (абзац 4)

Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет.

Обучающиеся работают в группах

Групповая

Регулятивные: отвечают на вопросы

Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Познавательные: уметь раскодировать слова.

 

3.       Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

Мы сегодня продолжаем знакомство с произведениями Н.Н. Носова.

Установка:

 -Пришла пора познакомится с произведение, которое будем читать на уроке.

- Возьмите листочки, зачеркните букву “у”, составьте из оставшихся букв фамилию имя отчество и название произведение, которое мы сегодня будем читать.

НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувуиучуНуосуов

“ Жуиувуауяуушуулуяупуау”

- По названию произведения можно догадаться, о чем оно?

1) группа детей составляют кластер, убирая лишние слова

2)другая часть учеников расшифровывают слова – названия произведений

 

 

Фронтальная, групповая

Регулятивные: планируют собственную деятельность.

Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Познавательные: уметь раскодировать слова.

 

 

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

 

- Что такое шляпа?

- Какие бывают шляпы?

Отвечают на вопросы.

Примерные варианты ответов: большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.

 

 

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Коммуникативные: строить связное высказывание

           Проблемный вопрос:

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

- Найдем ответ на вопрос в рассказе Н.Н.Носова.

-Как вы думаете в каком?

                          Целеполагание

-Следовательно, тема урока какая?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: бывают ли живые шляпы?

- Я хочу, чтобы вы поработали сегодня в парах.

Обучающиеся называют тему урока, формулируют цели урока:

-познакомить-ся с рассказом

-понять его содержание (о ком? и о чем?)

- активно работать в паре и помогать друг другу

 

 

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Коммуникативные: строить связное высказывание

                                 Словарная работа

- В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

- Что обозначают эти слова?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

 Треснуть - ударить.

 Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Итог:

 

Обучающиеся объясняют значение слов

Индивидуальная

Фронтальная

Коммуникативные: строить связное высказывание;

находить нужную информацию через словари.

 

                                                        3. Этап изучения  нового учебного  материала

Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность

- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

- Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками.

 Прослушивание 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

 

 - Что произойдет дальше?

- Как звали кота?

- Где сидел Васька?

- Кого увидел Васька на шляпе?

- Что он делал в начале рассказа?
-
Как звали мальчиков героев этого рассказа?

-Чем занимались мальчики?

Прослушивание 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

 

 - Как далее будут развиваться события?

 -Что шляпа будет делать в дальнейшем?

-Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

-Чтение по ролям разговор мальчиков.

- А почему мы не испугались? (Знали что там Васька).

 – Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу

- А отчего бывает страх? (часто он бывает от незнания).

 Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

- Что решили мальчики: почему двигается шляпа?

- Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

 - Как далее будут развиваться события?

 -Возвратятся ли ребята в комнату?

 -Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

 

 Прослушивание 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

 - Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

  5-я часть (читают обучающиеся самостоятельно)

Итог:
- Какое чувство появилось у ребят? Стали смелее. Найдите слова, которые доказывают, что ребята осмелели.

- Что предложил Вадик?(спугнуть шляпу)

6. Чтение про себя, упражнение “Разведка”.

На слова “Шляпа как подскочит к верху”хлопок.

Вопросы:

- Что предложил Володя?

- Кто попал картошкой в шляпу?Вадик.

Вопросы:

- Кого увидели мальчики?

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении

 

Физпауза.

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

 

 

Слушают произведение,

прогнозируют развития сюжета, последнюю часть читают самостоятель-но. Отвечают на вопросы учителя.

Индивидуаль-ная

 Познавательные: пользоваться приёмами анализа  при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив

 

                                 4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

- Понравился ли вам рассказ?

- Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?

- Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

- Как менялось настроение мальчиков?

Составление модели.

 

 

 

 

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

- А вы догадывались?

- А  как? (в начале рассказа подсказка автора).

- Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Задание на размышление.

- Какие были Вова и Вадик? Выберите слово:

трусы

фантазёры

чудаки

смелые

милосердные

жестокие

мудрые

Итог: мы постарались дать краткую характеристику героям и выразили свое первое впечатление об этой истории.

 

 

 

Составляют модель, которая показывает как меняется настроение мальчиков в рассказе.

Обучающиеся пытаются самостоятельно охарактеризовать мальчиков.

Затем подбирают предложенные учителем слова для характеристики героев.

 

Фронтальная

Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем),

Умение составлять модели

                            5. Этап применения  знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

1. Составление картинного плана.

- Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.

- Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку.

- Кто не согласен?

2. Подбор заголовков к иллюстрациям:

1. Вовка и Вадик сидели дома.

2. Шляпа живая?

3. Мальчики трясутся от страха.

4. Вовка и Вадик пошли в атаку.

5. Это же наш котенок Васька!

      3. Выберите пословицу, которая подходит к рассказу:

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«У страха глаза велики»

«Волков бояться - в лес не ходить»

С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх  может превратиться в комическую ситуацию.

- Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? (Надо преодолевать страх)

 

Итог:

 

Расставляют картинки по порядку на презентации.

Работают в паре, подбирают заголовки к иллюстрации.

 

 

Работа в паре

Личностные: допускать существование других точек зрения

                                                  6. Инструктаж о выполнении домашнего задания

- А вы поступили бы, увидев, что шляпа шевелиться?

Домашнее задание: рассказать рассказ «Живая шляпа» от своего имени.

 

 

 

                                              Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

- Бывает ли живая шляпа?

 

-Оцените свою работу на уроке.

 

 -Продолжите предложение:

 Я сегодня познакомился с рассказом…

 Я узнал, что …

 Я справился со всеми …

 Я не понял …

 Я хочу похвалить…

Настроение после урока (смайлики)

 

 

 

 

Высказывания детей.

Дети доказывают свою точку зрения. Почему? Оценивают свою работу.

Личностные: допускать существование других точек зрения

 

 

Используемая литература:

1.     Кутявина С. В. Поурочные разработки по лит. Чтению: 2 кл.- М.: ВАКО, 2012.

1.     Литературное чтение. 2 кл. Рабочая программа и технологические карты. –В.: УЧИТЕЛЬ, 2014.

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Организационно- мотивационный момент

Организационно- мотивационный момент

Найдите в тексте и прочитайте:

Найдите в тексте и прочитайте:

Мы сегодня продолжаем знакомство с произведениями

Мы сегодня продолжаем знакомство с произведениями

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Как далее будут развиваться события? -Что шляпа будет делать в дальнейшем? -Смогут ли ребята преодолеть свой страх? –

Как далее будут развиваться события? -Что шляпа будет делать в дальнейшем? -Смогут ли ребята преодолеть свой страх? –

Вопросы: - Кого увидели мальчики? -

Вопросы: - Кого увидели мальчики? -

Итог: мы постарались дать краткую характеристику героям и выразили свое первое впечатление об этой истории

Итог: мы постарались дать краткую характеристику героям и выразили свое первое впечатление об этой истории

Составление картинного плана. -

Составление картинного плана. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020