Тезисы к научно-исследовательской работе: «Школа и современная молодежь».
Автор: Ирниченко Инна Святославовна, ученица 11в класса МОУ СОШ № 1 села Киргиз-Мияки МР Миякинский район
Научный руководитель: Хабибуллин Ирзин Гильмуллович, учитель истории и обществознания высшей категории.
Тема исследования: «Социология образования. Школа. Современная молодежь»
1. Социология и социология образования.
"Социология" – буквально означает "наука об обществе". При сборе первичных данных используют четыре основных метода: опрос, анализ документов, наблюдение и эксперимент.
Социология образования – специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования, в т.ч. и школа..
2. Из истории школы. Школа – начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Современная школа развивает у учащихся различные навыки, необходимые им для умения реально оценивать социальные факты. Важнейший принцип современной школы – единство обучения и воспитания.
3. Школа и современная школьная молодежь.
Я и группа моих одноклассников провели социологическое исследование на тему: "Школа и современная молодежь". Для этого мы опросили и провели наблюдения за учащимися старших классов.
4. Проблемы современной школьной молодежи: безработица и инфляция; коррупция в системе образования и при устройстве на работу; неопределенность состояния рынка труда (востребованности профессии).
Исходя из вышеперечисленного задачами современной школьной молодежи являются: научиться владеть собой; сформировать свою социальную роль; достичь психологической независимости от родителей и других взрослых; подготовиться к профессионально-трудовой деятельности. (можно использовать как советы и руководство к действию).
Все эти проблемы и задачи, стоящие перед школьной молодежью, надо решать своевременно для успешной социализации и своевременного вхождения в мир взрослых.
НИР Школа и молодежь.Ирниченко.doc
Тезисы к научноисследовательской работе: «Школа и современная молодежь».
Автор: Ирниченко Инна Святославовна, ученица 11в класса МОУ СОШ № 1 села
КиргизМияки МР Миякинский район
Научный руководитель: Хабибуллин Ирзин Гильмуллович, учитель истории и
обществознания высшей категории.
Тема исследования: «Социология образования. Школа. Современная молодежь»
Социология и социология образования.
1.
"Социология" – буквально означает "наука об обществе". При сборе первичных
данных используют четыре основных метода: опрос, анализ документов, наблюдение
и эксперимент.
Социология образования – специальная социологическая наука, предметом которой
выступает система образования, в т.ч. и школа..
2.
Из истории школы. Школа – начальный тип учебновоспитательного
учреждения. Современная школа развивает у учащихся различные навыки,
необходимые им для умения реально оценивать социальные факты. Важнейший
принцип современной школы – единство обучения и воспитания.
Школа и современная школьная молодежь.
3.
Я и группа моих одноклассников провели социологическое исследование на тему:
"Школа и современная молодежь". Для этого мы опросили и провели наблюдения
за учащимися старших классов.
4.
Проблемы современной школьной молодежи: безработица и инфляция;
коррупция в системе образования и при устройстве на работу; неопределенность
состояния рынка труда (востребованности профессии).
Исходя из вышеперечисленного задачами современной школьной молодежи
являются: научиться владеть собой; сформировать свою социальную роль; достичь
психологической независимости от родителей и других взрослых; подготовиться к
профессиональнотрудовой деятельности. (можно использовать как советы и
руководство к действию).
1 Все эти проблемы и задачи, стоящие перед школьной молодежью, надо решать
своевременно для успешной социализации и своевременного вхождения в мир
взрослых.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 имени М.Абдуллина
с.КиргизМияки муниципального района Миякинский район
Республики Башкортостан
Научноисследовательская работа
Тема: «Школа и современная молодежь».
Автор: Ирниченко Инна Святославовна,
ученица 11в класса МОУ СОШ № 1
села КиргизМияки МР Миякинский район
Научный руководитель:
Хабибуллин Ирзин Гильмуллович, учитель
истории высшей категории МОУ СОШ № 1.
2 с.КиргизМияки
2008 год
Оглавление.
Введение. 3
4
Глава I. Социология. Социология образования.
I.1. Социология как наука. 4
I.2. Социология образования. 4
I.3. Предмет и объект социологии образования. 4
Глава II. Школа, как начальный тип учебновоспитательного учреждения. 5
Глава III. Школа и современная молодежь. 5
III. 1. Результаты опроса «Стремления современной молодежи». 5
III. 2. Результаты опроса «Школьный этикет». 6
III. 3. Результаты опроса «Молодежь и сигареты». 6
III. 4. Результаты опроса «Выходные дни и свободное время». 7
Заключение.
3 Введение.
Жизнь современной молодежи чрезвычайно разнообразна и изменчива. Мне
представляется актуальным исследование и осмысление социальных процессов,
проблем и противоречий нашей школьной молодежи, ведь данные процессы
существенно влияют на динамику и направленность ее развития. К изучению
данного вопроса я подошла с точки зрения обществоведческой науки социология,
рассмотрев его в контексте: «Социология и социология образования. Школа.
Современная школьная молодежь».
Цель работы: исследовать особенности жизни, быта и досуга учеников старших
классов и выявить их влияние
гражданина.
Задачи:
на формирование личности современного
изучить специальную литературу по социологии и методике проведения
социологических опросов;
ознакомиться с методикой работы социологических организаций Российской
Федерации на примере ВЦИОМ;
4 провести социологические опросы: «Школа и современная школьная
молодежь» среди учащихся старших классов;
вести наблюдение за жизнью учащихся старших классов;
проанализировать собранный материал.
Гипотеза: На формирование личности ученика старшего класса оказывают большое
влияние внешние факторы: семья, друзья, школьный коллектив, СМИ. Это влияние
может быть как положительным так и отрицательным. В результате этого,
возникают проблемы во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками и
обществом в целом.
Объект исследования: жизнь и интересы учащихся 1011 классов.
Методы исследования: опрос и наблюдение.
Глава I. Социология и социология образования.
I.1.Социология как наука.
Любая наука определяется с учетом трех факторов: объекта, предмета и
методов. Слово «социология» буквально означает «наука об обществе» («социо»
общество, «логия» наука).
Методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и
первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ
документов, эксперимент.) При сборе первичных данных используют четыре
основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
опрос
(анкетирование и интервьюирование),
анализ документов (качественный и
5 количественный – контент – анализ), наблюдение (не включенное и включенное),
эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
I.2. Социология образования.
Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом
которой выступает система образования, воспитания и познания как
социокультурная реальность. Воспитательный и познавательный аспекты здесь
неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом системой
соответствующих социальных ценностей, культурных смыслов и норм.
I.3.Предмет и объект социологии образования.
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования
и влияние на него социальных институтов. Объектом социологии образования
является сфера образования как социальное явление; люди их объединения и
организации в системе образования, где происходит функционирование процессов
образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных
занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы
взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование
с позиций его социальной природы.
II. Школа как начальный тип учебновоспитательного учреждения.
Основой среднего образования выступает школа. Школа – начальный тип
учебно – воспитательного учреждения. По характеру сообщаемых знаний все
школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные);
по уровню даваемого образования – на начальные, неполные средние, средние,
высшие; по полу учащихся – на мужские, женские, совместного обучения; по
отношению к религии – на светские и религиозные.
6 Современная школа стремится развить у учащихся навыки самостоятельности,
независимости, смелость в мышлении, умение отстаивать свои убеждения, вести
аргументированную полемику, реально оценивать социальные факты. Школа
занимается воспитанием у детей таких качеств, как чувство товарищества,
самокритичность, требовательность к себе и другим, честность и правдивость,
благородство и достоинство, уважение к старшим. Важнейший принцип
современной школы – единство обучения и воспитания.
Глава III. Школа и современная молодежь.
Я и мои одноклассники начали активное изучение социальных процессов и
проблем, существующих у нас в школе. Первой темой, которой мы всерьез
заинтересовались, стало изучение стремлений современной молодежи. Для
получения информации, я с одноклассниками проводила опросы старшеклассников
на разные темы. В каждом опросе принимало участие по 100 респондентов.
III.1. «Стремления современной молодежи».
Мы провели анонимный социологический опрос старшеклассников на тему «К чему
стремится современная молодежь, чем она живет, и какие цели ставит перед
собой?» и получили следующие результаты: Стремятся к...
Материальному благополучию – 45%; Получению образования – 15%;
Самореализации – 5%; Удовольствиям и развлечениям – 3%; Независимости –
3%. Интересуют работа и карьера – 10%. Нет цели (пьют, бездельничают...) –
17%.
Результаты опроса «Чем руководствуются выпускники школы при выборе
профессии?»следующие:
Высокий заработок – 40%. Престижность профессии – 15%.
Востребованностью профессии – 10%. Возможности родителей – 15%.
Соответствие интересам и способностям – 7%
7 III.2 Результаты опроса "Школьный этикет":
1. “Как вы относитесь к ношению учащимися в школу сотовых телефонов?”
Юноши: 60% положительно. 8% отрицательно. 32% нейтрально.
Девушки: 48% положительно. 16% отрицательно. 36% нейтрально.
2.“Как часто вы опаздываете в школу?”
Юноши: 56% 1 раз в неделю. 36% 23 раза в неделю. 8% каждый день.
Девушки: 56% 1 раз в неделю. 32% 23 раза в неделю. 12% каждый день.
3.“По какой причине вы опаздываете?”
Юноши: 32% по причине не высыпания. 8% изза того, что не будят родители.
56% изза собственной лени, идут медленно.
Девушки: 36% не высыпаются. 52% идут медленно. 12% не интересный урок.
4. Как вы относитесь к обязательному ношению в школе единообразной школьной
формы, 24% юношей, ответили, что положительно. 48% отрицательно.
Девушки: 32% положительно. 28% отрицательно. 48% нейтрально.
III.3. Результаты опроса «Молодежь и сигареты.»
"Как вы относитесь к курению?» были получены следующие варианты ответов:
а) положительно
б) отрицательно
в) нейтрально
На вопрос: «Сколько сигарет вы выкуриваете в день?» были получены следующие
варианты ответов:
Девушки
10%
10%
80%
Юноши
38%
10%
52%
а) от 3 до 5
б) 5 – 10
в) 1015
г) 15 и более
Юноши
24%
38%
24%
14%
Девушки
90%
10%
На вопрос: «Сколько денег в месяц тратите на сигареты?» были получены
следующие ответы:
8 а) 20 – 30 рублей
б) 30 – 50 рублей
в) 50 – 100
Юноши
17%
21%
62%
Девушки
20%
30%
50%
На вопрос: «С какого возраста вы начали курить?» старшеклассники ответили так:
а) с 12 лет
б) с 13 лет
в) с 14 лет
г) с 15 лет
Юноши
10%
28%
28%
34%
Девушки
0%
10%
20%
70%
И на последний вопрос нашей анкеты: «Какие сигареты вы в основном курите?»
были получены следующие ответы:
Юноши
42%
34%
14%
3%
3%
Девушки
30%
20%
а) «Петр I»
б) «Winston»
в) «Моrе»
г) «Bond»
д) «Kent»
е) «Гламур»
е) Курим все подряд
4%
40%
10%
9 III.4. «Выходные дни и свободное время.»
По данному опросу были получены следующие результаты: 34% юношей и девушек
– занимаются делами по дому и помогают родителям, 10% юношей и 14% девушек
смотрят телевизор,9% юношей и 10%девушек – читают дополнительную учебную
литературу,27%юношей и 13% девушек – развлекаются, гуляют по улице,20%
юношей и 29%девушек – общаются с друзьями, в том числе и по телефону.
“ Если смотрите т
v , то какие программы предпочитаете?”
6%юношей и 8% девушек – информационноаналитические,25% юношей и
28%девушек – развлекательные,16%юношей и 29%девушек – худ.фильмы,
сериалы,8% юношей и 11% девушек – мультипликационные фильмы,15% юношей и
7%девушек – учебнопознавательные,30% юношей и 17%девушек – dvdфильмы.
Заключение.
Исходя из результатов наших социологических опросов и наблюдений, я
пришла к следующим выводам, что современному старшекласснику, чтобы стать
полноценной личностью и найти свое место в жизни, надо:
1) научиться владеть собой;. 2) сформировать новые зрелые отношения со
сверстниками обоего пола; 3) сформировать свою социальносексуальную роль; 4)
достижение психологической независимости от родителей и других взрослых; 5)
готовиться к профессиональнотрудовой деятельности;
6) готовиться к будущей семейной жизни; 7) сформировать свое “Я”.
Все эти задачи надо решать и решать своевременно.
Но в то же время, перед молодежью стоят определенные проблемы, решать
которые также нужно своевременно, это: 1) безработица и инфляция; 2) коррупция
в системе образования и при устройстве на работу; 3) неопределенность состояния
рынка труда (востребованности профессий);
10 4) проблемы с жильем; 5) служба в армии; 6) поиск «второй половины»;.
Таким образом, проведение данных исследовательских работ, равно как и изучение
элективного курса “Социология”, позволило нам, ученикам школы, понять,
разобраться и изучить многие проблемы и противоречия, царящие в современном
школьном сообществе. Современная школьная молодежь живет в сугубо своем
мире, стремится к материальному благополучию (45), и наслаждению (безделье,
развлечению) – 15%.
При выборе профессии выпускники думают прежде всего о высоком заработке
– 40%, о престижности профессии –15%, востребованностью – 10%, возможностями
родителей – 15%. К обязательному ношению школьной формы относятся
отрицательно, в основном юноши – 48%, а вот к ношению в школу сотовых –
положительно 54%. 56% юношей и девушек раз в неделю опаздывают в
школу. 88% опаздывают в школу по причине невысыпания и лени. Курить
начинают, юноши с 12 лет, а девушки с 15. 90% девушек в день выкуривают от 3 до
5 сигарет. И девушки и юноши (50 и 60%), в месяц тратят на сигареты примерно
одинаковое количество средств.
Интересно и своеобразно молодежь проводит свое свободное время: основная
масса 45% развлекается и общается с друзьями, помогает родителям по дому –
34%, 12% смотрит телевизор и лишь 9,5% читают и занимаются по школьным
предметам регулярно.
Я думаю, что проделанная мной работа, поможет родителям, учителям,
психологам, социальным педагогам облегчить их работу по пониманию,
профилактике и лечению “недугов” современного школьного молодежного
сообщества, таких как: курение, алкоголизм, лень, безответственность и.т.п..
Я хочу продолжить свои исследования, и вносить, таким образом, свой вклад в
развитие динамичного и процветающего общества в нашей стране.
11 Список использованной литературы:
2. Социология. В.В.Касьянов Москва «ФЕНИКС» 2004
3. Социология. А.И.Кравченко Москва «Высшее образование» 2002
4. Обществознание А.В.Клименко В.В.Румынина М.«Дрофа» 2005
5. Социология. Конспекты лекций. Мирошнеченко И.В. Москва «Дрофа» 2007
6. Курс: Социология. Ю.Б. Рязанов А. А Малыхин. М.НОУ "Современная
Гуманитарная Академия" 2006
Юнита 1. Социология и изучение общества.
Юнита 2. Общество как социокультурная система.
Юнита 3. Социальная структура и социальные изменения.
7. Результаты социологических опросов учащихся 1011 классов МОУ СОШ
№1. (сентябрьдекабрь 2007г.)
12
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
НИР: «Школа и современная молодежь».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.