Содержание
Аннотация |
2 |
Пояснительная записка |
2 |
Сведения об уровне образования |
2 |
Сведения о виде/направленности |
2 |
Целевая аудитория |
3 |
Условия реализации |
3 |
Описание проблемной ситуации |
3 |
Цель и задачи |
4 |
Научная и методологическая основа |
4 |
Нормативно-правовыми основания |
4 |
Критерии оценки планируемых результатов |
4 |
Факторы, влияющие на достижение результатов |
4 |
Ожидаемые результаты |
4 |
Ресурсы, необходимые для реализации |
5 |
Этапы и алгоритм реализации Содержание |
5 |
Гарантия прав участников |
8 |
Сфера ответственности, основных прав и обязанностей участников Подтверждение соблюдения правил заимствования |
8 |
Список литературы |
8 |
Приложение 1. Игровые задания и упражнения с помощью ниткографии |
9 |
Приложение 2. Конспект занятия. Тема: «В гости к морским обитателям» |
13 |
Прилодение 3. Консультация «Совместной деятельности взрослого с ребенком в технологии «ниткопись» |
16 |
Информация о разработчиках, участниках и месте реализации
методической разработки
Методическая разработка разработана учителем-дефектологом структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС» межрайонный центр психолого педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов в 2025 году.
Полное название организации: областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» структурное подразделение «Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов».
Адрес организации: 309300. Белгородская область, Ракитянский район, п. Пролетарский, ул. Ватутина 2а.
Рабочий телефон: 8 (930) 084-79-87.
Официальный сайт организации: http://psy-centre-31.ru
Электронная почта организации: rppms@mail.ru
Автор методической разработки:
Саенко Лариса Дмитриевна, учитель-дефектолог первой квалификационной категории.
Аннотация
Данные методические рекомендации предназначены для учителей-дефектологов, работающих с детьми, имеющими трудности в развитии мелкой моторики и координации движений. В них представлены подходы, задания и технологии, способствующие развитию навыков ниткописи.
Пояснительная записка
Ниткопись является важным инструментом для развития мелкой моторики, координации и концентрации внимания у детей. Задачи, поставленные в рекомендациях, направлены на формирование навыков работы с нитками и иголками, что способствует улучшению общей моторики и подготовке к письму.
Сведения об уровне образования
Рекомендации предназначены для учителей-дефектологов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
Сведения о виде/направленности
Методические рекомендации относятся к области дефектологии и коррекционной педагогики, с акцентом на развитие мелкой моторики и координации движений.
Целевая аудитория
Учителя-дефектологи, педагоги, родители детей с нарушениями развития.
Условия реализации
Реализация рекомендаций возможна в условиях коррекционных классов, детских садов и специализированных учреждений, а также в домашних условиях с участием родителей.
Описание проблемной ситуации
Многие дети испытывают трудности с развитием мелкой моторики, что может негативно сказаться на их способности к письму и другим видам деятельности. Необходимы систематические занятия для развития навыков ниткописи. Эти рекомендации помогут учителям-дефектологам эффективно работать с детьми, развивая их навыки ниткописи и мелкой моторики.
Цель и задачи
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений у детей через занятия ниткописью.
Задачи:
- Разработать и реализовать комплекс заданий по ниткописи.
- Интегрировать современные технологии в процесс обучения.
Научная и методологическая основа
Рекомендации основаны на современных исследованиях в области дефектологии, психологии и педагогики, а также на методах, апробированных в практике. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.А. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Нормативно-правовые основания
Рекомендации соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам и методическим указаниям по работе с детьми с нарушениями развития.
Критерии оценки планируемых результатов
- Уровень развития мелкой моторики.
- Устойчивость навыков ниткописи.
- Улучшение координации движений.
Факторы, влияющие на достижение результатов
- Индивидуальные особенности детей.
- Мотивация и заинтересованность.
- Использование разнообразных методов и технологий.
Ожидаемые результаты
- Улучшение мелкой моторики у детей.
- Повышение уверенности детей в своих навыках.
- Развитие концентрации и внимания.
Ресурсы, необходимые для реализации
- Нитки различных размеров.
- Ткани и картон для ниткописи.
Этапы и алгоритм реализации
- Подготовительный этап: диагностика уровня развития мелкой моторики, подбор материалов.
- Основной этап: выполнение заданий по ниткописи, использование технологий.
- Заключительный этап: оценка результатов, коррекция занятий.
Содержание
- Введение в тему ниткописи.
- Подборка заданий для развития мелкой моторики.
- Интеграция технологий в занятия.
Ниткография, ниткопись — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. Данная технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.
Упражнения данного профиля открывают детям широкие возможности для проявления творчества.
Игры с нитками - прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе. Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач:
· Развитие творческих способностей.
· Развитие мелкой моторики
· Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу.
· Развитие мышления.
Освоение ниткописи доступно каждому. Простота соединения позволяет изменять кривизну нитки на поверхности. Это дает возможность корректировать только часть контура без изменения его изображения, что расширяет возможности преобразования создаваемых образов.
Плюсы данной техники:
· Развитие мелкой моторики;
· Не возможность ошибки, так как можно все исправить;
· Шерсть – успокаивает;
· Развитие фантазии и воображения;
· Многократность использования данного пособия.
· Для работы вам понадобятся:
· Тонкая шерстяная нить
· Бархатная бумага для бесклеевой работы
· Картон или ткань
· Клей ПВА
· Тонкая кисть
· Копировальная бумага
· Эскиз работы если (для клеевой работы).
Для лучшего восприятия изображения нитка должна быть контрастной по цвету к фону бумаги. Можно использовать нитки разных цветов, разной длины и количества. Многообразие вариантов сочетания ниток будет источником для творческого замысла.
Сначала детям предлагается сделать рисунки по образцу, педагог показывает приемы ниткописи (подражание важный этап развития творчества). После ребенок сам выкладывает и придумывает свою картину.
Ниткопись позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести.
Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия. Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребенок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развивать глазомер, фантазию, воображение, математические способности. Также способствует развитию художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнивать, наблюдать, сопоставлять, обсуждать готовые работы. В процессе работы укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память. Аналитическое восприятие, речь.
Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, цифр, линий, углов, букв и т.д. Удачным будет использование ниткописи после изученной цифры, фигуры или знака, изобразив их на бархатной бумаге. Нитки можно использовать как условные мерки для измерений, в процессе формирования понятия «множество», сенсорного развития использовали клубочки разного цвета и размера.
При изучении эмоций человека удачно будет изображать лицо человека и его эмоциональное состояние: радость, грусть, печать и т.д. изменяя только губы, глаза и брови. При изучении глаголов или действий, схемы тела человека: можно изобразить схематично человека в движении: идет, бежит, стоит и др., меняя только положение рук и ног.
Для развития фантазии, воображения и речи – выкладывается замкнутый контур произвольной формы. Пусть ребенок подумает, на что он похож и дополнит его до образа и составит по образу рассказ или сказку.
На занятиях по обучению грамоте дети с удовольствием выложат новую букву, слог, слово или предмет в котором есть заданный звук. Вариантов работы с ниткописью большое множество и зависит от творчества педагога.
Задания для работ по ниткописи:
· По зарисовкам после прогулок;
· По образцу, рисунку;
· После чтения сказок, басен, стихов;
· По самостоятельному творческому замыслу и многому другому.
Примеры обучающих игр с использованием простых ниток:
· «Помоги гномику добраться до своего дома»
Цель: формировать представление о пространстве, развивать зрительно-моторную координацию.
Найти нужный путь, выложить нужной ниткой, проговорив направление.
· «Подбери хвостик для животного»
Цель: развивать аналитическое восприятие, логическое мышление.
Подобрать хвостики для разных животных по толщине, длине, цвету.
· «Узелки»
Цель: развивать счетные умения.
Дети считают примеры и результат изображают в виде узелков на нитке.
· «Кто быстрее распутает нитки»
Цель: воспитывать выдержку, усидчивость, терпение, силу воли, зрительно-моторную координацию, ловкость.
Распутать запутанный клубок и смотать.
Использование ниткописи помогает поддерживать интерес детей к образовательной деятельности, усвоению программного материала, делает занятия более увлекательными.
Каждый участник имеет право на индивидуальный подход, сохранение конфиденциальности информации, а также возможность давать обратную связь о процессе обучения.
Дети: Активное участие в занятиях, выполнение домашних заданий.
Родители: Поддержка в обучении, выполнение рекомендаций логопеда.
Логопеды: Проведение занятий, разработка индивидуальных планов, оценка результатов и своевременная обратная связь.
Все использованные материалы и ресурсы указаны в списке литературы, с соблюдением авторских прав.
Список литературы
1. Аксенова, М.А. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи// Дошкольное воспитание №8, 1990, стр. 62-66.
2. Анучина, Н.А. Таланты детей - на кончиках их пальцев// Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 45-49.
3. Бекетова, Г.И. «Ниткография для детей», издательство Феникс, 2016 г.
4. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.
5. Ленгина, Ю.Н. «Ниткография. Рисуем картины нитками», издательство Феникс, 2015 г.
6. Никитина, А.В. Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.
7. Новиковская, О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
8. Сазонова, А.В., Боричева, Г.А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. // Детство-Пресс, 2006 г.
9. Цвынтарный, В.Г. Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб.: Лань, 1996.
10. Шанина, С.А., Гаврилова, А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. // Москва, 2008.
Приложение 1
Игровые задания и упражнения с помощью ниткографии
Занятия с цветными ниточками открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфот.
В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.
Однако следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с тяжелыми нарушениями речи проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках правильно воспроизвести нужное слово или нужное движение, изобразить предмет могут привести к отказу от занятий.
Формирование навыка выкладывания на фланелеграфе из цветных нитей схематичных изображений предметов и форм происходит постепенно. Сначала педагог знакомит детей со схематическим изображением конкретного предмета, обращая внимание на детали, пропорции, соотношение частей предмета, его цвет. Затем в занимательной форме, вовлекая ребенка в игровые и речевые ситуации, помогает освоить способы изображения предметов и форм с помощью ниткографии. Для дошкольников это, прежде всего игра со «сказочными» разноцветными ниточками, которая доставляет огромное удовольствие. Для педагога это большие возможности для разнообразия содержания занятий при определении системы коррекционной работы.
На первых занятиях все игровые задания выполняются в медленном темпе. Педагог следит за точностью изображения предметов с помощью разноцветных нитей. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм. Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются. Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок. Основной целью таких приемов является развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.
Работа со сказкой предусматривает определённую последовательность. С постепенным усложнением заданий для детей:
-
педагог сам рассказывает сказку и на фланелеграфе с помощью ниткографии
изображает предметы;
- затем задание усложняется, когда педагог рассказывает сказку, а дети изображают предметы;
- далее детей учат сочетать речь с движениями рук; дети поочерёдно передают содержание сказки с одновременным изображением предметов;
-
дети самостоятельно придумывают сюжетную линию на заданную тему и «оживляют» ее
героев.
Игровые задания и упражнения с помощью ниткографии можно использовать как часть индивидуальных занятий.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических и коррекционных задач:
· совершенствовать зрительное восприятие детей;
· развивать зрительно-моторную координацию;
· формировать плавность, ритмичность и точность движений;
· подготавливать руку ребенка к письму.
Использование этих форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.
В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В качестве "волшебной нити" можно использоваться толстую (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажную или шерстяную нитку. В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность (бархатная бумага, фланелевая ткань, ковролин).
Совместная работа с педагогом и сверстниками создаёт благоприятные условия для формирования учебной мотивации. На одном коррекционном занятии при использовании ниткографии можно сочетать работу по совершенствованию психической базы ребенка и работу по развитию разных сторон речи, грамоты.
Практический материал для работы с детьми по теме «Фрукты»
Цель: создание условий для воспитания интереса к занятиям с цветными ниточками; обогащение и систематизация словаря по теме «Фрукты»; развитие слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики рук.
У детей на столах наборы цветных нитей, экраны (формата А - 4) с наклеенной бархатной бумагой, карточки со схемами изображения предметов по теме «Фрукты».
Педагог. Ребята, слушайте слова и подбирайте подходящую карту – схему. А теперь уберите схемы и под диктовку изобразите «рисующими ниточками» предметы: яблоко, грушу, банан, лимон.
Игровое упражнение
«Угадай, что это?»
Цель: создание условий для воспитания навыков взаимодействия и сотрудничества; расширение активного словаря, развитие понимания значения слов; развитие знаний и представлений об окружающем мире.
Педагог. Ребята, отгадайте название предмета по описанию:
- Это овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?
Дети отгадывают название овоща и выкладывают цветными нитями на фланелеграфе его схематичное изображение.
Аналогично проводится работа со словами других лексических тем.
Лесная история
Цель: совершенствование навыков изображения предметов с помощью цветных нитей; формирование навыка сочетания речи с движениями рук.
Жил – был в лесу ёжик (и.)*.
Решил
он однажды прогуляться к лесной
опушке, на которой росла яблонька (и.).
Идет он по лесной тропинке (и.), а навстречу ему попадаются грибочки (и.), лесные колокольчики (и.), душистые ягоды земляники (и.). Вдруг, из – за кустов выскочил заяц.
- Ты куда идешь? – спросил он у ежа.
- Я иду на лесную опушку, - отвечает ему ёж.
- Зачем?
- За яблоками (и.).
- Можно я с тобой пойду?
- Пойдём.
Пришли они на опушку, и увидели, что на яблоньке висит всего одно яблочко (и.), да и то на самой макушке. Вдруг на поляну прилетела сорока и села на высокую ёлку (и.).
- Что вы тут делаете? – спросила сорока.
- Мы яблоко нашли. А достать его не можем. Может ты, нам поможешь?
Сорока перелетела с ёлки на яблоньку (и.). Сорока клювом сбила яблочко с дерева. Упало яблочко в траву (и.).
Решили животные разделить
яблочко, чтобы все смогли попробовать какое оно вкусное, сладкое, сочное.
*Условные обозначения: (и) – изображение предмета с помощью цветных нитей.
Приложение 2
Задачи:
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мышления; общей и мелкой моторики, умения доводить начатое дело до конца.
Коррекционные: совершенствовать умение детей подбирать определения к предметам, согласовывать их с существительными в роде и числе.
Обучающие: активизировать в речи детей обобщающие понятия «рыбы», «пресноводные рыбы», «речные рыбы».
Воспитательные: создавать условия для воспитания усидчивости, чувства коллективизма.
Словарная работа: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Рыбы»: названия рыб (осетр, акула, клоун, попугай, скат, угорь, сельдь, минтай, горбуша, лосось, карась, щука, лещ), названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры); качества рыб (серебристая, гладкая, холодная, блестящая, сверкающая), деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).
Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями; чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
рассматривание иллюстраций с изображением рыб; разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».
Вспомогательные материалы и оборудование.
Демонстрационный материал. Ноутбук с видеоматериалом о рыбах, предметные картинки с изображением рыб, сюжетная картинка к рассказу «Умная рыбка».
Раздаточный материал: маски для морского путешествия, «акваланги», контуры изображения рыб, нитки для рисования водорослей, листы бархатной бумаги на каждого ребёнка.
Методы формы работы:
· информационно-коммуникативный метод,
· практический метод,
· наблюдение,
· рассуждение,
· анализ, синтез,
· прием эмоциональной заинтересованности.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, я вчера смотрела познавательную передачу по телевизору и узнала, как здороваются рыбы друг с другом! Оказывается, при встрече они соприкасаются плавниками и, открывая рот, произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по - рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд пойдет навстречу другому, так и поздороваемся. (Здороваются).
II. Основная часть.
1. Ировое упражнение «Подводное путешествие».
Педагог: Друзья, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – ни будь в гости сходила. Вы не против погостить еще у кого- то?
(логопед обращает внимание на лежащих на столе масках и аквалангах)
Хотя, подождите, здесь какие - то странные предметы находятся: надо разобраться, для чего они нужны, кто их оставил и вернуть хозяину. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?
Дети: это маски и акваланги для подводных путешествий…
Педагог: Друзья, так с таким снаряжением мы можем отправиться в гости к рыбам. Но с пустыми руками в гости не ходят. Какие же гостинцы мы возьмем рыбам, как вы думаете, чем они питаются?
Дети: Червяками, насекомыми, водорослями.
Педагог: Совершенно верно, тогда в путь! Одеваем маски и акваланги. Поплыли!
(Видеовставка моря)
На Земле — четыре океана-
Омывают континенты, страны.
Суши меньше в нашем мире, чем воды,
Под водой растут волшебные сады.
Они дивных обитателей полны
Разных формы, цвета и величины.
Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! А где же дома у рыб?
Ребенок: Волны и кораллы, и песок морской
Для рыбешек разных милый дом родной!
(Видеовставка рыбных домов)
2. Игра «Внимательные ушки».
Цель: развитие слухового восприятия, навыка вслушивания в шепотную речь.
Педагог: Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы — нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам — они услышат нас, а они прошепчут нам свои, так и познакомимся. (Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут эту рыбу?
3. Составление рассказа по сюжетной картинке «Умная рыбка».
Вы знаете, рыбы очень умны. И мы с вами знакомы с одной из умных рыб. Кто из вас расскажет нашим новым знакомым рыбам об этом приключении. Может быть, кому — то из них пригодится рыбий опыт?
Ребенок рассказывает рассказ по сюжетной картинке.
Рыбка быстро плыла среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сначала Рыбка собралась им позавтракать. Но потом пригляделась и увидела, что червяк прикреплен к рыболовному крючку. Поняла Рыбка, что это приманка рыбака.
«Посмотрим, кто кого перехитрит!» — решила Рыбка. Нашла она пустую ракушку. Раскрыла ее створки и сняла червяка с крючка. Со своей добычей умная Рыбка быстро скрылась в водорослях.
Педагог: Я предлагаю рыбам еще и стихотворение об этой рыбке рассказать.
4. Ниткография «Поможем Русалочке».
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений, фантазию.
Педагог: Ребята, к нам кто- то плывет. (Появляется персонаж Русалочка) Рыба, не рыба – голова с прической вся, хвост - то как у карася. Кто это может быть?
Дети: Это Русалочка.
Педагог: Здравствуй, Русалочка!
Русалочка: Здравствуйте, мои спасители! Помогите мне, пожалуйста!
Педагог: Что же у тебя случилось?
Русалочка: У нас беда – морская колдунья рассердилась на рыб и забрала у них окраску и все водоросли из водоема исчезли. Как будут рыбы спасаться от хищников? Чем будут питаться? Они же все погибнут! Помогите, очень вас прошу!
Педагог: Да, задача сложная, но у нас дети умеют решать сложные задачи. Ребята, поможем Русалочке?
Дети: Поможем!
Дети нитями рисуют цветными нитками детали на рыбках, водоросли.
(В ходе рисования русалочка задает вопросы детям: Как называется рыба, которую ты выкладываешь из ниток? Какую часть тела ты украшаешь?)
Русалочка: Как красиво у вас получается. Спасибо, друзья, вы спасли мое морское царство. Мне пора плыть дальше, смотреть, все ли в порядке в море.
Педагог: Мы были рады помочь тебе, Русалочка!
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Педагог: Вот мы и дома. В гостях хорошо, а дома лучше! Какие у нас были сегодня приключения!
Где же вы были?
Дети: Мы были в подводном мире!
Педагог: Что в морском царстве с вами произошло?
Дети рассказывают, что было на занятии: Каких рыб видели? Как помогли Русалочке.
Приложение 4
Консультация
Совместной деятельности взрослого с ребенком
в технологии «ниткопись»
Технология «ниткопись» является эффективным средством
коррекционно-развивающей работы. Ниткопись представляет собой технику,
произведения которой создаются путем выкладывания по контуру нитей на
шероховатой поверхности. Для этой продуктивной деятельности используются
цветные шерстяные нитки и экраны, обтянутые фланелью, флизелином, мягким фетром
или бархатной бумагой.
Данная технология имеет и здоровьесберегающую направленность, которая заключается в снятии эмоционального напряжения, обычно возникающего у детей во время занятий. С помощью ниткописи можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, личностные качества.
Игры и упражнения в данной технике позволяют одновременно решать ряд задач:
развитие творческих способностей
развитие мелкой моторики
развитие речевой активности
развитие мышления
развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу
Педагог является и участником, и руководителем «рисования нитью»; обеспечивает поступательное развитие данного вида деятельности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывает давления; выполняя второстепенную роль, незаметно для детей направляет деятельность в нужное русло; между взрослым и ребенком должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
Выполняя под руководством педагога игровые задания, дети знакомятся с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учатся их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.
Играя с цветными ниточками, ребенок выполняет игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как её можно легко исправить и добиться нужного результата. А это, как мы знаем, очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления. Для лучшего восприятия изображения нитка должна быть контрастной по цвету к фону. Используются нитки разных цветов и разной длины. Многообразие вариантов сочетания ниток – это источник для творческого замысла ребёнка.
Формирование навыка выкладывания из цветных нитей схематичных изображений предметов и форм происходит постепенно, по мере изучения очередной лексической темы. Сначала знакомим детей со схемами изображения предметов, обращая внимание на детали, пропорции, соотношение частей. Затем в занимательной форме, вовлекая детей в игровые и речевые ситуации, помогала освоить способы изображения предметов с помощью выкладывания ниток. После того, как дети научились выкладывать простые предметы (геометрические формы, «Змейка», «Сердечко», «Восьмерка»), мы перешли к более сложным предметам («Домик», «Цветок», «Бабочка», «Рыбка» и т.д.). Сейчас мы учимся изображать с помощью ниток несложные сюжетные картинки, состоящие из нескольких предметов, используя нитки разных цветов и разной длины.
Игровые задания и упражнения в технике «Ниткопись» я использую как в повседневной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности как часть занятия. На занятиях по ФЭМП после изучения геометрической фигуры, цифры или знака, дети с удовольствием выкладывают их из цветных ниток; на занятиях по обучению грамоте выкладывают новую букву, слог или изображают объект с заданным звуком. При изучении темы «Человек» по развитию речи ребята изображают при помощи ниток эмоции: радость, грусть, удивление и т.д.
Играя с цветными ниточками, ребенок проявляет воображение и фантазию, приобретает уверенность в себе, начинает аналитически мыслить. У него повышается способность к непроизвольному вниманию, формируется усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, а это необходимые качества для подготовки к школе.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.