Частное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка «Соликамскбумпром»
Детский сад № 22
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей подготовительной группы
с использованием социо-игровых технологий (СИТ)
Тема: ____ «Африканские загадки»
Форма: КВН (итоговое, игровое)
Выполнила: Александрова Ирина Александровна,
Воспитатель высшей квалификационной категории
Соликамск, 2019
Цель: Формирование знаний об макросистеме Африки как элементе экологической структуры планеты Земля.
Образовательная область: познавательное развитие (экологическое воспитание)
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора,
Задачи:
Развивающие:
1. Поддерживать интерес
к познавательной деятельности , поощрять умение
самостоятельно осуществлять поиск знаний.
2. Формировать у детей произвольность волевых усилий, умение концентрировать внимание на определенном виде деятельности, доводить начатое дело до логического конца, удерживать цель и этапы деятельности
Обучающие:
3. Активизировать знания детей об Африканском континенте, как структурной единицы планеты Земля.
4. Актуализировать знания детей о животном мире Африки.
5. Визуализировать знания детей о природных зонах Африки.
Воспитательные:
6. Развивать социально-коммуникативные навыки: умение работать в группе.
7. Воспитывать интерес к природе, как источнику жизни, осознанное желание беречь ее.
Словарная работа:
1. Совершенствовать умение детей в составлении связного рассказа и использования мнемотаблиц.
2. Развивать монологическую речь.
3. Поддерживать стремление к выстраиванию диалога, принятию общего решения.
4. Активизировать в речи названия животных, растений, природных и климатических условий Африки.
Предварительна работа:
Просмотр мультфильмов Р.Кинплинга, Г Остера.
Чтение энциклопедий
Знакомство с глобусом
Разучивание стихотворений
Беседа об Африке, отгадывание загадок и их составление
Дидактические игры «Животные Африки и их детеныши», «Кто - что ест», «Разложи по росту», «Хищники – травоядные».
Материал
· ковер самолет
· глобус
· карточки с цифрами для проведения игры «Разделись по количеству»
· фишки для поощрения (кости и бананы)
· картинки с животными Африки
· Д\м «Найди животное по тени»
· карта
· фрукты
· ноутбук, мультимедийный проектор, фильм «Уроки тетушки Совы» "Об Африке", экран, презентация «Животные Африки»
· MP3 плеер, музыкальная запись В. Железновой "У жирафа пятна.."
Работа с родителями:
· Разучивание стихов об Африке с детьми: требование к стиху (не более 8 строчек, интересное, яркое)
· Рассматривание домашних растений, которые растут в Африке и создание мини-экспозиции «Растения Африки в группе»
· Участие в создании лепбука «Все об Африке», «Планета Земля»
Структура НОД
1. Орг. момент: игра перекличка «Ужасно интересно» (приложение 6)
2. Постановка проблемы: загадка, полет на ковре самолете, просмотр фильма «Африка» (приложение 9)
3. СИТ игра «Разделись по количеству»
4. Чтение стихов
5. Загадки о животных Африки. – картинки (2 комплекта, приложение 1)
6. Рассказ по мнемо-таблице «Пустыня – джунгли» (приложение2)
7. Просмотр фильма «Веселое кругосветное путешествие Африка»
8. Загадка – кричалка
9. Презентация: Дидактическое упражнение «Найди животное по тени» (приложение 3)
10. СИТ Решение проблемной ситуации «Зачем животному…» (приложение 4)
11. Физминутка В. Железновой «У жирафа пятна, пятна» (приложение 7)
12. Дидактическая игра «Найди растение» (приложение 8)
13. СИТ Дидактическое упражнение «Узнай на вкус»
14. Рефлексия
15. Подарок
16. Познавательная информация (приложение 5)
Ожидаемый результат:
Овладение элементарными знаниями об экосистеме Африки.
Усвоение норм коммуникативного взаимодействия в группе, с друг другом
Владение устной доказательной речью.
Владение навыком самостоятельного поиска информации
Ход:
Орг. момент: (звучит мелодия «Ужасно интересно») воспитатель присаживается на ковер и раскручивает глобус. Дети подходят и присаживаются рядом.
Воспитатель: Дети очень любопытны, это вовсе не секрет,
И на все свои вопросы получить хотят ответ.
День загадочный сегодня объявляется, друзья!
Без загадок интересных детям жить никак нельзя. Правда?
I. Постановка проблемы
Вы любите отгадывать загадки?
Тогда первая.
На ковре передо мной закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс... Уместил всю Землю... (глобус).
Что такое глобус (уменьшенная модель нашего общего дома, планеты Земля.)
- Мы уже путешествовали по глобусу и знакомились с удивительными местами нашей планеты Земля. Пока мы летим, предлагаю поиграть в игру «Ужасно интересно». Пусть каждый из вас вспомнит какой-то интересный факт о нашей планете Земля. (приложение 6).
Я предлагаю сегодня отправиться в путешествие (раскручивает глобус) на самый жаркий континент. Полетели. Включается диск «Уроки тетушки Совы»
Африка - чудесное место. А вы что-то знаете о ней? Мини беседа (ответы детей).
Кто-то знает все о природных зонах Африки, кто-то о ее животных и растениях. А я предлагаю вам всем поделиться своими знаниями с друг другом. А чтобы ничего не забыть, мы все свои знания подсказки поместим на карту – памятку. (приложение 9)
II. Основная
А как вам будет интереснее в соревновании или в общей беседе? Тогда объявляю соревнования и предлагаю разделиться на команды.
1. СИТ игра «Разделись по количеству». (под музыку дети по команде делятся в пары, тройки, в пятерки, пополам).
1. Я предлагаю вам выбрать капитана, того кто будет отвечать за окончательное решение. А так же придумать название своей команде. Капитана мы будем выбирать стихами. Вам было дано домашнее задание разучить стих об африканском животном. Тот, чье стихотворение будет самым ярким и интересным, тому кому будут хлопать громче всего, тот и будет главным в своей команде.
Чтение стихов.
2. Каждая познавательная игра начинается с разминки.
Первый этап – разминка загадка. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку (кость или банан). Та, команда что наберет больше и будет победителем. Но главное условие. Отгадку надо будет не сказать, а найти ответ в картинках. И показать.
Загадки о животных Африки.
- С детства был усат ребёнок и мяукал, как котёнок.
Зарычал он, повзрослев, потому что это … (лев)
- Затаившись средь ветвей, всю окрестность и зверей
Словно сцену из партера видит чёрная … (пантера)
- Запах чувствует отлично, падаль – вот ее добыча.
Ну зачем ей гигиена? Что попало ест … (гиена)
- Шум и крик на водопое, что случилось там такое?
Всю округу разбудил Этот нильский … (крокодил)
- Из воды выходит туша. Ох, и тяжело на суше!
До земли висит живот, это толстый … (бегемот)
- С бегемотом так похожи! Оба очень толстокожи.
На носу есть острый рог, здесь пасётся … (носорог)
- А у жителя саванны рост большой – он очень странный:
Шея длинная и рожки, на подъёмный кран похож он,
Он пятнист, красив… Тот прав, кто назвал его…(жираф).
- Ноги – два и два столба, шланг пожарный возле рта,
Два клыка могучих, длинных, по-другому, это бивни.
Умница, красавец он, знают все, что это… (слон).
3. Уважаемые капитаны, а покажите, пожалуйста, на карте, где расположена Африка. Но посмотрите с нашей карты ушли все краски. Может быть кто-то помнит, какими красками раскрашена Африка?
Очень интересно, а почему она желтая, зеленая.
Я предлагаю выбрать одного представителя из команды. Они отметят цвет на карте расположение пустыни, джунглей, расскажут нам, что значит пустыня, почему ее обозначают желтым цветом, что означает зеленый цвет джунглей. (рассказ с использованием мнемотаблиц).
4. Молодцы, мы с вами правильно отметили краски Африки. Я предлагаю вам окунуться в мир джунглей и пустыни, посмотреть фильм об Африке. «Уроки тетушки Совы «Веселое кругосветное путешествие Африка»
5. А теперь уважаемые путешественники я предлагаю вам вновь окунуться в мир загадок. Загадка – кричалка за правильный ответ получаем кость или банан.
- По Африке гулять - вот это дело, для того, кто очень смелый.
Ведь рычит, рассвирепев, царь зверей могучий …
- Притаился лев наш рядом с очень полосатым стадом,
Чтобы пообедать первым вдруг попавшей в лапы …
- Зебры очень испугались и от страха вдаль умчались.
В панике им вслед галопом поскакали …
- Антилопы всех боятся, кто царапать и кусаться
Любит. Но войдя в азарт, в миг догонит их …
- Гриф летает высоко, видит, очень далеко
Что в тихой речке без заботы отдыхают …
- Бегемоты любят мыться, травку есть, в воде резвиться.
Но зарылся рядом в ил злой кусачий …
- Крокодил у водопоя не дает зверям покоя.
И гордится очень он, что его боится …
- Слон гуляет по саванне, в речке моется как в ванне.
Рядом с ним стоит как граф длинношеий зверь …
- А гиены целой стаей на газелей нападают.
Но отпор им дать бы смог однорогий …
- Носорог зверь грациозный, толстокожий и серьезный.
Злится, если будят рано, громким визгом …
Отгадки правильные. Вы отлично справились с заданием.
6. Если вы все знаете, то со следующим заданием справитесь на ура.
На экране изображено теневое обозначение животных, проживающих в Африке.
У вас на столах есть цветные картинки.
Внимание – задание «Необходимо найти животное по тени».
«Дидактическое упражнение «Найди животное по тени»
И этих животных поместить на карту, туда где они живут.
Молодцы.
7. А как вы догадались, что это именно те животные? Каждое из них обладает отличительной особенностью, которое помогает им выживать в условиях жаркой Африки. Назовите какие и докажите необходимость.
(Раздаются картинки. Один представитель из команды выбирает по 5 карточек. После обсуждения ребенок выбранный командой доказывает, как животное приспособлено к жизни (слон – хобот, жираф -длинная шея, лев – быстрые и сильные ноги, цвет, верблюд – горб, лемур – длинный цепкий хвост, носорог - рог, обезьяна – цепкие лапы и хвост, бегемот - сила, крокодил – цвет, ловкость, челюсти антилопа – скорость, рога.
9. На нашем ковре самолете вы попали в джунгли и там увидели разных животных, давайте про них не расскажем, а покажем.
В круг веселый вставайте, танец начинайте.
Физминутка «У жирафа пятна, пятна» (приложение 7)
10. Мы заполнили нашу карту цветом, животными. А что еще есть в Африке? Какие растения расту? У вас на столе лежат картинки с разными растениями. Выберите те, которые прорастают в Африке и отнесите их к нашей карте.
Д\И «Найди растение, (которые живут у нас дома) родом из Африки» (Фикус, монстера, кактус, молочай, финиковая пальма, папоротник, бамбук, амариллис). Если вы сомневаетесь в том прорастает ли это растение в Африке, вы можете проверить себя через очень умную книжку. «Энциклопедия «Растения Африки» (приложение 8)
11. Но ведь в Африке не только замечательные цветы, но и вкусные плоды Д\Упражнение «Узнай на вкус»
Команда выбирает двух кандидатов, которые будут угощать соперников отгадывать и наоборот. (финики, мандарины, ананас, бананы, манго)
II. Итоговая.
А кто же сегодня победил? Я считаю, что победила дружба. Почему? Вы себе доказали, что мы самые умные и очень активные в поиске новых знаний. Что вам сегодня особенно интересно? Что-то вызывало у вас трудность? Чем бы вы хотели поделиться со своими родителями сегодня? А о чем вы еще хотите узнать на следующих наших занятиях. Кто из вас теперь не побоится в Африке очутиться. Я хочу сказать спасибо (……) за то, что он быстро отгадывал загадки. Я хочу сказать спасибо (….) за то она интересно рассказала о пустыне. А какое замечательное стихотворение прочитал (….) Правда он молодец? А ты …... кого-то хочешь поблагодарить. ….. А с кем тебе сегодня на занятии было интересно и почему?
Ну что, я очень рада, что смогли вы рассказать об Африке друзья!
Вы много знаете, сумели раскрыть ее все чудеса!
И вам наградой станет то что, мир Земной смогли чуть-чуть вы, но познать!
И если вдруг, когда –то случится в Африку попасть,
То знания помогут в ее пустыне, джунглях не пропасть.
И новая энциклопедия в наш уголок умной книги.
Задача |
Тип организации. Методы и приемы |
Содержание деятельности |
Детская деятельность |
Время деятельности |
Организационная часть: постановка проблемы, мотивация на деятельность, приглашение в деятельность |
|
|
|
|
1. Поддерживать интерес к познавательной деятельности. 2. Формировать у детей произвольность волевых усилий. 3.Активизировать знания детей об Африканском континенте, как структурной единицы планеты Земля. 4. Актуализировать знания детей о животном мире Африки. 5. Визуализировать знания детей о 6. Воспитывать интерес к природе, как источнику жизни, осознанное желание беречь ее. 7. Активизировать в речи названия животных, растений, природных и климатических условий Африки.
|
Свободное расположение на ковре. Познавательная беседа на ковре с использованием загадок |
Орг. момент: (звучит мелодия «Ужасно интересно») воспитатель присаживается на ковер и раскручивает глобус. Дети подходят и присаживаются рядом. Воспитатель: Дети очень любопытны, это вовсе не секрет, И на все свои вопросы получить хотят ответ. День загадочный сегодня объявляется, друзья! Без загадок интересных детям жить никак нельзя. Правда? (Постановка проблемы) Вы любите отгадывать загадки? На ковре передо мной закружился шар земной. Арктика, экватор, полюс... Уместил всю Землю... (глобус). Что такое глобус (уменьшенная модель нашего общего дома, планеты Земля.) - Мы уже путешествовали по глобусу и знакомились с удивительными местами нашей планеты Земля. Пока мы летим, предлагаю поиграть в игру «Ужасно интересно». Пусть каждый из вас вспомнит какой-то интересный факт о нашей планете Земля. (приложение 6). Я предлагаю сегодня отправиться в путешествие (раскручивает глобус) на самый жаркий континент. Полетели. Включается диск «Уроки тетушки Совы» Африка - чудесное место. А вы что-то знаете о ней?(беседа, с уточняющими вопросами) Кто-то знает все о природных зонах Африки, кто-то о ее животных и растениях. А я предлагаю вам всем поделиться своими знаниями с друг другом. А чтобы ничего не забыть, мы все свои знания подсказки поместим на карту – памятку. (приложение 9) |
сбор на ковре
Отгадывание загадок.
Игра –перекличка «Ужасно интересно» Индивидуальные высказывания детей
Просмотр фильма Уроки тетушки Совы. Африка» Мини беседа (ответы детей) |
20 секунд
2 минуты
2 минуты
40 секунд |
|
|
|
|
5 минут |
Основная часть: презентация полученных ранее знаний, поиск новых знаний, выстраивание коммуникативных отношений |
|
|
|
|
Формировать у детей произвольность волевых усилий, умение кон-центрировать внимание на определенном виде деятельности, доводить начатое дело до логического конца, удерживать цель и этапы деятельности |
свободное движение. Игровой метод |
Может проверим, кто их вас знает больше всех и проведем соревнования? Для этого необходимо разделиться на команды. СИТ игра «Разделись по количеству». |
Деление на команды по счету (игра проводится 3 раза)
|
2 минуты
|
Формировать у детей произвольность волевых усилий, умение концентрировать внимание на определенном виде деятельности, доводить начатое дело до логического конца, удерживать цель и этапы деятельности. Развивать социально-коммуникативные навыки: умение работать в группе. |
словесный метод: чтение стихов. право выбора |
Я предлагаю вам выбрать капитана, того кто будет отвечать за окончательное решение, придумать название своей команде. Капитана мы будем выбирать стихами. Вам было дано домашнее задание разучить стих об африканском животном. Тот, чье стихотворение будет самым ярким и интересным, тому кому будут хлопать громче всего, тот и будет главным в своей команде. Чтение стихов. |
Чтение стихов подготовленных детей(6 человек) |
2 минуты |
Формировать у детей произвольность волевых усилий, умение концентрировать внимание на определенном виде деятельности, доводить начатое дело до логического конца, удерживать цель и этапы деятельности. Развивать социально-коммуникативные навыки: умение работать в группе. Активизировать знания детей об Африканском континенте, как структурной единице планеты Земля. Актуализировать знания детей о животном мире Африки. Воспитывать интерес к природе, как источнику жизни, осознанное желание беречь ее. Активизировать в речи названия животных, растений, природных и климатических условий Африки. |
2 команды сидят за столами. словесный метод: отгадывание загадок практический метод: коммуникативная, познавательная деятельность |
Каждая познавательная игра начинается с разминки. За правильный ответ вы будете получать фишку (кость или банан). Та, команда что наберет больше и будет победителем. Но главное условие. Отгадку надо будет не сказать, а найти ответ в картинках. И показать. Загадки о животных Африки. - С детства был усат ребёнок и мяукал, как котёнок. Зарычал он, повзрослев, потому что это … (лев) - Затаившись средь ветвей, всю окрестность и зверей Словно сцену из партера видит чёрная … (пантера) - Запах чувствует отлично, падаль – вот ее добыча. Ну зачем ей гигиена? Что попало ест … (гиена) - Шум и крик на водопое, что случилось там такое? Всю округу разбудил Этот нильский … (крокодил) - Из воды выходит туша. Ох, и тяжело на суше! До земли висит живот, это толстый … (бегемот) - С бегемотом так похожи! Оба очень толстокожи. На носу есть острый рог, здесь пасётся … (носорог) - А у жителя саванны рост большой – он очень странный: Шея длинная и рожки, на подъёмный кран похож он, Он пятнист, красив… Тот прав, кто назвал его…(жираф). - Ноги – два и два столба, шланг пожарный возле рта, Два клыка могучих, длинных, по-другому, это бивни. Умница, красавец он, знают все, что это… (слон). |
отгадывание загадок
|
2 минуты
|
Активизировать знания детей об Африканском континенте, как структурной единице планеты Земля. Актуализировать знания детей о животном мире Африки. Визуализировать знания детей о природных зонах Африки. Совершенствовать умение детей в составлении связного рассказа и использования мнемотаблиц. Развивать монологическую речь. Активизировать в речи названия животных, растений, природных и климатических условий Африки. |
дети сидят за столами. Словесный метод: мини-презентация, составление рассказа по схеме. |
Уважаемые капитаны, а покажите, пожалуйста, на карте, где расположена Африка. Но посмотрите с нашей карты ушли все краски. Может быть кто-то помнит, какими красками раскрашена Африка и почему. Очень интересно, а почему она желтая, зеленая. Я предлагаю выбрать одного представителя из команды, которые расскажут нам, что значит пустыня и почему ее обозначают желтым цветом (рассказ по схеме). И отметят цвет на карте. Что означает зеленый цвет джунглей. Что вы знаете о них. (рассказ по схеме). |
индивидуальные выступления подготовленных детей |
4 минуты |
Поддерживать интерес к познавательной деятельности. Активизировать знания детей об Африканском континенте, как структурной единице планеты Земля. Визуализировать знания детей о природных зонах Африки. Воспитывать интерес к природе, как источнику жизни, осознанное желание беречь ее. |
дети располагаются а ковре перед экраном, (расстояние не менее 3 метров). Наглядный метод |
Молодцы, мы с вами правильно отметили краски Африки. Я предлагаю вам окунуться в мир джунглей и пустыни, посмотреть фильм об Африке. «Уроки тетушки Совы «Веселое кругосветное путешествие Африка»
|
просмотр отрывка фильма |
2 минуты |
Поддерживать интерес к познавательной деятельности. Актуализировать знания детей о животном мире Африки. Активизировать в речи названия животных, растений, природных и климатических условий Африки. |
дети стоят разделившись на две команды около столов. Словесный метод: отгадывание загадок |
А теперь уважаемые путешественники я предлагаю вам вновь окунуться в мир загадок. Загадка – кричалка за правильный ответ получаем кость или банан. - По Африке гулять - вот это дело, для того, кто очень смелый. Ведь рычит, рассвирепев, царь зверей могучий.. - Притаился лев наш рядом с очень полосатым стадом, Чтобы пообедать первым вдруг попавшей в лапы … - Зебры очень испугались и от страха вдаль умчались. В панике им вслед галопом поскакали … - Антилопы всех боятся, кто царапать и кусаться Любит. Но войдя в азарт, в миг догонит их … - Гриф летает высоко, видит, очень далеко Что в тихой речке без заботы отдыхают … - Бегемоты любят мыться, травку есть, в воде резвиться. Но зарылся рядом в ил злой кусачий … - Крокодил у водопоя не дает зверям покоя. И гордится очень он, что его боится … - Слон гуляет по саванне, в речке моется как в ванне. Рядом с ним стоит как граф длинношеий зверь.. - А гиены целой стаей на газелей нападают. Но отпор им дать бы смог однорогий … - Носорог зверь грациозный, толстокожий и серьезный. Злится, если будят рано, громким визгом … 8. Отгадки правильные. Вы отлично справились с заданием. Если вы все знаете, то со следующим заданием справитесь на ура. |
отгадывание загадок |
1 минута |
1. Поддерживать интерес к познавательной деятельности. Формировать у детей произвольность волевых усилий, умение концентрировать внимание на определенном виде деятельности, доводить начатое дело до логического конца, удерживать цель и этапы деятельности. Актуализировать знания детей о животном мире Африки. Развивать социально-коммуникативные навыки: умение работать в группе. Поддерживать стремление к выстраиванию диалога, принятию общего решения. |
работа за столом стоя. Игровой, практический и наглядный метод. |
На экране расположены теневые картинки, необходимо найти животное по тени и поместить на карту, туда где они живут. «Дидактическое упражнение «Найди животное по тени»
|
поиск картинок их теневого отражения, сравнение, обсуждение |
2 минуты |
Поддерживать интерес к познавательной деятельности, поощрять умение самостоятельно осуществлять поиск знаний. Формировать у детей произвольность волевых усилий, умение концентрировать внимание на определенном виде деятельности, доводить начатое дело до логического конца, удерживать цель и этапы деятельности. Актуализировать знания детей о животном мире Африки. Развивать социально-коммуникативные навыки: умение работать в группе. Развивать монологическую речь. Поддерживать стремление к выстраиванию диалога, принятию общего решения. |
работа за столами стоя Игровой, словесный, наглядный и практический метод: поисково-исследовательская деятельность |
Молодцы. А как вы догадались, что это именно те животные? Каждое из них обладает отличительной особенностью, которое помогает им выживать в условиях жаркой Африки. Назовите какие и докажите необходимость. Раздаются картинки, один ребенок из команды выбирает по 5 карточек. И путем обсуждения один ребенок из команды доказывает как животное приспособлено к жизни (слон – хобот, жираф -длинная шея, лев – быстрые и сильные ноги, цвет, верблюд – горб, лемур – длинный цепкий хвост, носорог - рог, обезьяна – цепкие лапы и хвост, бегемот - сила, крокодил – цвет, ловкость, челюсти антилопа – скорость, рога. |
обсуждение в группах и спикерское выступление одного ребенка |
3 минуты |
Визуализировать знания детей о животных Африки. Воспитывать интерес к природе, как источнику жизни, осознанное желание беречь ее. |
свободное расположение по группе. Игровой метод |
На нашем ковре самолете вы попали в джунгли и там увидели разных животных, давайте про них не расскажем, а покажем. В круг веселый вставайте, танец начинайте. Физминутка «У жирафа пятна, пятна» |
танцевальная разминка |
2 минуты |
1. Поддерживать интерес к познавательной деятельности, поощрять умение самостоятельно осуществлять поиск знаний. Формировать у детей произвольность волевых усилий, умение концентрировать внимание на определенном виде деятельности, доводить начатое дело до логического конца, удерживать цель и этапы деятельности Активизировать знания детей об Африканском континенте, как структурной единице планеты Земля. Поддерживать стремление к выстраиванию диалога, принятию общего решения. Активизировать в речи названия растений, климатических условий Африки. |
работа в группе. Игровой и наглядный метод |
Мы заполнили нашу карту цветом, животными. А без чего жизнь не только в Африке. Но и на всей планете Земля не возможна? Какие растения растут? У вас на столе лежат фотографии растений, которые растут в нашей группе или живут дома, но родом они из Африки и отнесите их к нашей карте. Д\И «Найди растение, родом из Африки» (Фикус, монстера, кактус, молочай, финиковая пальма, папоротник, бамбук, амариллис). Если вы сомневаетесь в том прорастает ли это растение в Африке. Вы можете проверить себя через очень умную книжку. «Энциклопедия «Растения Африки» |
работа в группах, сравнение фотографии с фотографиями в энциклопедии, самостоятельное расположение картинок на карте. |
3 минуты |
1. Поддерживать интерес к познавательной деятельности , поощрять умение самостоятельно осуществлять поиск знаний. Развивать социально-коммуникатив- ные навыки: умение работать в группе. Воспитывать интерес к природе, как источнику жизни, осознанное желание беречь ее. Активизировать в речи названия растений, климатических условий Африки. |
работа в паре Практический метод: поисково-исследовательская деятельность |
Но ведь в Африке не только замечательные цветы, но и вкусные плоды «Узнай на вкус» Команда выбирает двух кандидатов, которые будут угощать соперников отгадывать и наоборот. (финики, мандарины, ананас, бананы, манго) |
дети в паре угощают друг друга кусочками фруктов |
2 минуты |
|
|
|
|
23 минуты |
Заключительная часть: рефлексия, оценка собственной деятельности, деятельности своих товарищей
|
|
|
|
|
|
организация в кругу. Словесный метод: беседа |
А кто же сегодня победил? Я считаю, что победила дружба. Вы себе доказали, что мы самые умные и очень активные в поиске новых знаний. Что вам сегодня особенно интересно? Что-то вызывало у вас трудность? Чем бы вы хотели поделиться со своими родителями сегодня? А о чем вы еще хотите узнать на следующих наших занятиях. Кто из вас теперь не побоится в Африке очутиться. Я хочу сказать спасибо (……) за то, что он быстро отгадывал загадки. Я хочу сказать спасибо (….) за то она интересно рассказала о пустыне. А какое замечательное стихотворение прочитал (….) Правда он молодец? А ты …... кого-то хочешь поблагодарить. ….. А с кем тебе сегодня на занятии было интересно и почему? Ну что, я очень рада, что смогли вы рассказать об Африке друзья! Вы много знаете, сумели раскрыть все ее секреты! И вам наградой станет то что, мир Земной смогли чуть-чуть вы, но познать! И если вдруг, когда –то случится в Африку попасть, То знания помогут в ее пустыне, джунглях не пропасть. И новая энциклопедия в наш уголок умной книги. |
|
2 минуты |
|
|
|
|
32 минуты |
Литература
1. https://yandex.ru/video/search?filmId=8962617818203702645&text=фильм%20для%20дошколят%20об%20Африке&noreask=1&path=wizard
2. https://text.ru/rd/aHR0cDovL3NvbG51c2hraS5ydS9jb250ZW50L9C90LXQtNC10LvRjNC60LAt0LDRhNGA0LjQutCwP3BhZ2U9MQ%3D%3D
3. http://webkind.ru/text/639352041_m36938025p023561498_text_pesni_u-zhirafa-pyatna.html
4. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. —М.: ТЦ Сфера, 2014. — 264 с.; 2 приложения. ISBN 978-5-9949-1068-9
5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
цвет |
условия |
животные |
растения |
|
Желтым цветом ее обозначают потому что она состоит из песка. |
Главное, чего остро не хватает в пустыне, — это влаги. долгие месяцы беспощадное солнце светит с безоблачного неба — ни капли дождя не падает на иссохшую землю. Зато тепла и солнца пустыне не занимать. Днем температура воздуха поднимается до 45—50°, в отдельных районах тропиков — даже до 58°, а поверхность земли при этом раскаляется до 80—90°. Там практически нет растений, потому что в пустыне нет рек . |
Недостаток влаги и иссушающая жара не дают развиться в пустынях богатому растительному покрову. И только в короткий период дождей 1-2 месяца пустыня расцветает. Именно в это время насекомые и пресмыкающиеся откладывают яйца, птицы вьют гнезда, а млекопитающие приносят детенышей. Обитатели пустынь спасаются от солнца разными путями. Многие из них — тушканчики, суслики — ведут ночной образ жизни. Днем, когда солнце печет, эти животные находят себе убежище в глубоких прохладных норках. Животные, ведущие дневную жизнь, активны лишь в ранние утренние часы, когда почва еще не раскалилась. А когда солнце поднимается выше и лучи его превращают поверхность земли в пышущую жаром сковородку, они ищут себе тенистые прохладные убежища. Дневные ящерицы — ящурки, агамы, круглоголовки — забираются в норы грызунов, закапываются в песок или же забираются на ветки кустарников, где температура заметно ниже, чем в раскаленном приземном слое воздуха. Млекопитающие скрываются в норах или прячутся в тени кустов и камней. Мелкие птицы — пустынные воробьи, буланые вьюрки — предпочитают строить гнезда в тени, чтобы уберечь себя и потомство от перегрева. Поэтому они охотно поселяются под громадным гнездом пустынного ворона, беркута. Под ним, как под зонтиком, размещаются 3—5 гнезд мелких воробьиных птиц. За 10-и километров летают на водопой пустынные птицы — рябки и голуби. Жителям пустынь, не обладающим такой подвижностью, приходится изыскивать воду окольными путями. Так, грызуны (песчанки и суслики), антилопы — добывают воду из сочных частей растений — листьев, зеленых веточек. У пустынных животных есть ряд приспособлений к экономному расходованию воды. (верблюд)
|
Растения пустынь за много миллионов лет выработали у себя определенные приспособления . Как только кончается в пустыне зима и пройдут первые весенние дожди, унылые пески покрываются нежной зеленью и роскошным пестрым цветочным ковром. Расцветают золотистые звездочки гусиного лука, пурпурные маки, фиолетовые малькольмии, розовые соцветия ревеня. Эти цветы пустыни в течение двух весенних месяцев, пока влажен песок и не так горячи солнечные лучи, успевают вырасти, зацвести и дать плоды. .С наступлением сухого знойного лета пустыня покрывается невысокими ярко-зелеными кустиками с мелкими листочками и массой колючек. Это янтак, верблюжья колючка,. кактусы Растение характерно своими длинными корнями, разрастающимися до 10-20, а иногда и более метров, которыми оно вытягивает влагу с большой глубины, нередко доходя до грунтовых вод. |
Передвижные пески представляют страшное и опасное явление. Гонимые сильным ветром, двигающиеся барханы нередко засыпают целые поселения, каналы, цветущие оазисы. Песчаные бури могут переносить по тысячи тонн песка, он может долететь до Европы и Америки. Иногда в пустыне путников встречают оазисы, маленькие островки жизни, там всегда есть вода. А иногда путников посещают видения называемые миражами, от жаркого солнца, воздух настолько нагревается что как фотоаппарата копирует картинку оазиса, и показывает ее на небе как кино. |
цвет |
условия |
животные |
растения |
Это интересно |
Зеленым цветом обозначается буйство красок, растений. Самые высокие растения, самые большие деревья, лианы и пальмы, прекрасные цветы и очень вкусные плоды вот что определяет ее цвет на карте. |
Яркое солнце, проливные дожди, буйство растений, все это позволяет не только живо |
Однако в джунглях животных, которые обитают на земле, очень мало, так как слишком мало здесь для них листьев. Живут здесь относительно мелкие слоны, носороги. Зато много насекомых. Полчища жуков без устали грызут гниющую древесину, а самые многочисленные и распространенные там насекомые — термиты. Многие птицы также находят себе некоторый корм на земле и редко ее покидают, вспархивая на ветки только в случае крайней необходимости. К ним относится банкивский петух — прародитель домашних кур; аргус. К таким животным относятся белки-летяги, летучие драконы (ящерицы), летающие лягушки, летающие древесные змеи. У этих животных, за исключением змей, либо между пальцами, либо между передними и задними конечностями находятся перепонки, которые помогают им как парашюты. Змея же при полете уплощает тело так, что из круглого оно превращается в подобие широкой ленты. Одновременно она изгибается волнистыми зигзагами. Все это облегчает планирование. |
В джунглях растения растут ярусами, в зависимости от потребности в свете. Деревья верхнего яруса живут иной жизнью, чем их соседи пониже, так как ветер свободно продувает их крону и они используют его для переноса пыльцы и семян. Например, сейба выбрасывает огромное количество семян на легких пушинках. Они подхватываются ветром и разносятся на много километров вокруг. У многих подобных великанов семена могут быть снабжены крылышками, и ветер уносит их достаточно далеко. Кроны растений верхнего яруса — прекрасные убежища для многих животных и птиц. Сама крона деревьев верхнего яруса джунглей представляет собой сплошной свод зелени, толщиной шесть-семь метров. Каждый лист в нем повернут точно под тем углом, который обеспечивает ему максимальное количество света. В этой кроне настолько влажный и жаркий воздух, что создаются благоприятные условия для развития мха и водорослей, которые облепляют крону и свисают с веток. Почти все листья кроны завершаются изящным шипом, который представляет собой крохотный водосток. Благодаря ему дождевая вода не задерживается на листе и сразу стекает вниз, а верхняя часть листа сразу же высыхает. Цветки деревьев, находящиеся в кроне, не могут опыляться ветром, поскольку воздух вокруг них практически неподвижен. Следовательно, они опыляются насекомыми и мелкими птицами. Чтобы приманить их, они имеют ярко окрашенный венчик с сильным запахом. Иногда в кроне встречаются цветы деревьев, бледные, с неприятным запахом. Такие цветы обычно посещают для опыления летучие мыши. Цветы, опыление которых происходит с помощью птиц, обычно имеют венчик красного цвета. Спускаясь от кроны джунглей, можно попасть в ярус невысоких деревьев. Многие из них возникли относительно недавно из семян, упавших с кроны джунглей. Здесь много пальм, приспособившихся к тусклому свету. Миновав этот ярус, попадаем на землю. Здесь мир вечных сумерек, так как сюда просачивается менее пяти процентов солнечного света, льющегося на крону. Кроме того, здесь очень бедная почва. Эти два обстоятельства мешают появлению пышной растительности. Однако и на земле можно встретить необычное растение джунглей. Это раффлезия. Она имеет самый крупный цветок в мире( 3 метра в диаметре). Само растение существует в виде переплетенных тонких нитей и добывает питательные вещества из деревьев. Раффлезия — растение-паразит. Ее тонкие нити разрастаются внутри корня деревьев. Он имеет в поперечнике около 1метра и прямо без стеблей и листьев торчит из земли. Его толстые кожистые коричневато-оранжевые лепестки окружают большую чашу, на дне которой находятся шипы. От цветка распространяется тошнотворный запах разлагающейся падали. Этот запах хорошо приманивает мух, которые и опыляют раффлезию. Семена, которые потом развиваются, могут прилипать к ногам животных и переноситься на другие лианы. Деревья в джунглях рано или поздно погибают и падают. Одряхлевшие ветви, изъеденные плесневыми грибами, просверленные древоточцами, не выдерживают тяжести собственной листвы и растений-паразитов. Если обламывается старый сук, это роковым образом смещает центр тяжести. Конец дереву обычно наступает в бурю. Ливень утяжеляет перекосившуюся крону, обрушивает на нее тонны воды, и случайный удар молнии довершает дело. |
Самое большое животное (слон), самый большой цветок (раффлезия), Самое быстрое животное-гепард, Самое длинношее – жираф. Самая длинная река - Нил |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
1. Земля является планетой Солнечной системы
2. Солнце - это звезда, вокруг которой вращаются 8 планет солнечной системы
3. Земля по третьей по счёту планетой от Солнца.
4. Это единственная известная нам планета с кислородной атмосферой, океанами и жизнью.
5. Планета Земля почти круглая
6. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
7. Внутри Земли находится ядро из раскалённой магмы.
8. Луна — спутник нашей планеты.
9. Самое жаркое место – Африка
10. Самое холодное место на планете — Антарктида.
11. Самая высокая гора Земли — Эверест.
12. Самое глубокое место – Мариинская впадина
13. Из-за изменения климата планета теряет свои запасы воды.
14. Океаны покрывают около 70% поверхности Земли, они практически не исследованы
15. Каждый день наша планета посыпается космической пылью — около 100 тонн межпланетного материала, в основном в виде пыли, оседает на Землю.
16. Все континенты (сейчас их 6) на Земле когда-то были единым целым.
17. Всего на Земле 6 океанов.
18. Тихий океан является самым крупным океаническим бассейном на Земле и содержит более половины свободной воды на планете.
19. Самое маленькое в мире млекопитающее — свиноносая летучая мышь.
20. Самое засушливое место на планете — пустыня Атакама в Чили и Перу. В её центре есть места, где дождя не было никогда.
21. Самая маленькая птица колибри.
22. А́фрика — второй по площади материк после Евразии.
23. Омывается двумя океанами
24. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков
ПРИЛОЖЕНИЕ7
У жирафа.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Фикус |
монстера |
кактус |
молочай |
финиковая пальма |
папоротник |
бамбук |
амариллис |
амазонская лилия
|
колеус |
фиалка |
традесканция |
пеларгония |
бальзамин |
бромелия
|
калатея
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.