НОД по грамоте для старших дошкольников "Сундук Дедушки Грамотея"

  • Домашняя работа
  • docx
  • 02.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка итогового занятия за 1 полугодие для старших дошкольников
Иконка файла материала Открытое занятие Волшебный сундучок деда Грамотея.docx

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по обучению  грамоте в старшей группе

«Волшебный сундучок

 Деда Грамотея»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель группы №3

Везденева Любовь Артуровна

 

 

г. Севастополь

 

 

Цель:

·   Упражнять в правильном произношении звуков [р], [л], [с], [ш], [д], [б], [п],

·   Закреплять знание детей о звуках, умение различать твердые и мягкие согласные, гласные звуки, делать звуковой анализ слова;

·   Закреплять умение делить слова на слоги;

·   Развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;

·   Закреплять умение детей выделять первый звук в слове, разгадывать криптограммы;

·   Развивать память, внимание, логическое мышление;

·   Воспитывать интерес к речевым играм.

 

Ход занятия

Приветствие в кругу.

«Мы веселые ребята»

После приветствия дети садятся за столы.

Стук в дверь

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей. »

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но для начала, чтобы правильно выполнять все задания, правильно говорить, нам необходимо сделать разминку. Отгадайте-ка мою загадку:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало!

Воспитатель: Правильно дети,

Давайте возьмем наши зеркала.

«Пароход»

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

«Болтушка – индюк»

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

«Барабанщики - дятел»

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы сделали разминку для язычка, теперь приступим к поиску ключиков. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Вот загадка: Длинный тонкий стебелёк,

Сверху – алый огонёк.

Не растенье, а маяк –

Это ярко-красный

Дети: Это мак.

Воспитатель: Правильно, мак. Смотрите вот эта картинка. Что это?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Правильно,  ребята.  Где у нас в группе находятся цветы.

Дети: В уголке природы.

Воспитатель: Да, давайте поищем ключик.

Один ребенок ищет ключик.

Воспитатель: Вот и наш ключик, но смотрите, здесь какой-то конверт, в нем Дед Грамотей,  просит ему помочь разобраться со звуками, он их все попутал.

Воспитатель: А какие звуки  мы знаем?

Дети: гласные, твердые и мягкие согласные.

Воспитатель: Дети, а какими карточками мы обозначаем гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, у вас на тарелочках лежат картинки, давайте покажем Деду Грамотею, что мы умеем делать звуковой анализ слов.

Дети делают звуковой анализ на местах.

Воспитатель: Молодцы, вот мы  и справились, давайте вставим ключик.

Один ребенок вставляет ключик в сундук.

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга!

Воспитатель: Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят ключ, а с ключом задание, выполняют задание)

Воспитатель: А задание такое: поиграть  в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!                    

1)    Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло. 

               Ребятишек радует

               Цветная … (радуга).

2)    Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

3)    Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

4) Солнце светит очень ярко,

    Бегемоту очень … (жарко).

5)    Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

6)    У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

7)    Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет)

Воспитатель: А вот и наш второй ключик.

Ребенок вставляет его в сундук.

Физминутка –Психогимнастика

Выполнение детьми упражнений под песню «От улыбки»

     Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

                           (Аквариум)

Воспитатель: Давайте поищем ключик.

(Ребенок достает ключ  возле аквариума)

Воспитатель: Вот и задание с ключом. Кто живет в аквариуме. (Рыбки) Сколько слогов в слове. (2). Как мы считаем слоги? Дед Грамотей дает вам задание, необходимо посчитать количество слогов в слове, которое изображено на картинке. Давайте, сейчас каждый возьмет свою карточку, посчитает количество слогов и положит перед карточкой ту цифру, сколько слогов в слове.

Воспитатель: Молодцы, справились  заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!

Воспитатель: Дети, а мы продолжаем искать наши ключики. Давайте отгадаем следующую подсказку:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Мяч.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем и поищем в группе мяч. А вот же он, но на мяче снова задание.

Я буду называть действие, и передавать мяч, а вы будете отвечать, кто и что их совершает.

1)    Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

2)    Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

3)    Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

4)    Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

5)    Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

6)    Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

Воспитатель: Молодцы, садитесь за свои столы, а вот и четвертый ключик.

Один из детей вставляет ключик в замок

Воспитатель: Устали, давайте немного отдохнем, возьмем пружинки, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра с  пружинками су-джок

Слова

Действия

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинку будем  мы катать!

(Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)

Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает, как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Указательный поймаем    

И пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз

 Ты, пружиночка, катись!

(Надеваем  пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

 (Надеваем  пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным  и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(Надеваем  пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(Надеваем  пружинку на мизинец, прокатываем указательным  и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

 

(Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке)

Мы пружиночки снимаем

Свои пальчики считаем.

1, 2, 3, 4, 5!      1, 2, 3, 4, 5!

А сейчас мы проверяем  

На двух ручках посчитаем!

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

(Снимаем пружинки, убирая их на край стола, загибаем и считаем пальцы сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем)

Пальчики свои встряхни 

И немного отдохни!

(Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время пружинки «исчезают» и появляются что-то другое)

 

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти пятый  ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом (картинка дома, которую дети должны заштриховать)

Воспитатель: Возьмите лист, на котором нарисован дом и заштрихуйте его так, как показано на доске.

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом замок).

Воспитатель:

Ребята, мы нашли все пять ключиков, но сундук не открывается, что же делать. Может посмотреть в посылке. Смотрите, здесь какой-то лист, на нем картинки. Ребята, я поняла, нужно определить первый звук в слове, разгадать слова, тогда мы узнаем слово, которое поможет нам открыть сундук.

Слово КОД.

Воспитатель: Ребята, давайте выйдем на ковер и  скажем кодовые слова, они нам помогут.

Дети: крэкс-фэкс-пэкс.

Воспитатель: Ребята, смотрите сундук открылся. А что же там?

В сундуке подарки медали для детей «Самому грамотному»

Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Заключение с психологом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безымянный.jpg