НОД по речевому развитию
В подготовительной группе
«Зима». Зимующие птицы»
Воспитатель: МБДОУ «Детский сад №2» Лютая И.Ю. . Цель : развивать ассоциативное мышление детей, побуждать их высказывать свои мысли, предположения, внимательно слушать своих собеседников. Задачи: продолжать развивать умение подбирать однокоренные слова; развивать мышление, связную речь; расширять и обогащать активный словарь детей. высказывать свою точку зрения; умеет работать в малых группах Обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимующих птицах; воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам; развивать умение конструировать изделие из бумаги; воспитывать самостоятельность и аккуратность. Виды деятельности: Речевая, познавательная, художественно-эстетическая. Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц; мяч, конверт; карточки со словами; четыре кормушки из бумаги; цветная бумага, ножницы; кормушка для птиц, сделанная родителями Ход НОД: Мотивация: ( Дети стоят в кругу) Воспитатель вносит конверт .Как вы думаете что там может находиться? Целепологание: Письмо , открытка, картинка и т.д. Сейчас мы узнаем ( читает стихотворение.(С.Маршак) Сыплет, сыплет снег охапками На поля зима. До бровей накрыла шапками Во дворе дома. Ночью вьюга куролесила, Снег стучал в стекло, А сейчас – гляди, как весело И белым-бело! Совместная деятельность: - Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? - Почему вы так решили?
Дети: Потому ,что в этом стихотворении говорится о зиме. Воспитатель: А правильный ответ находится в конверте.(достает картинку с изображение зимы) Какое время года изображено на картинке? (дети: зима) - А, как вы заметили наступление зимы? Игра: «Вот зима какая» Ребята, скажите, что вы представляете, услышав слово «зима»? Вам нужно назвать слова, которые относятся к зиме (например: снег, лѐд, лес, горка, санки, холод, вьюга, метель, печь, горячий чай, сказка, снежинки, Дед Мороз, Снегурочка, Новый год, праздник и т.д.). 1. Деление на малые группы: по названиям зимних месяцев (у каждого месяца свой цвет, составить название зимних месяцев из букв). «Составить слово и прочитай, что получилось» (Самостоятельная работа в группах) Назовите 1-ый, 2-ой и 3-ий месяц зимы. 2. Зимой всѐ покрыто белым пушистым… (снегом), давайте поиграем с этим словом. Игра «Доскажи словечко» (дети добавляют слова, связанные со словом «снег»): Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (снег). С неба всѐ скользят пушинки – Серебристые… (снежинки). На посѐлок, на лужок Всѐ снижается… (снежок). Вот веселье для ребят – Всѐ сильнее… (снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (снежки). Словно в белый пуховик Нарядился… (снеговик). Рядом снежная фигурка – Это девочка… (снегурка). На снегу-то, посмотри? – С красной грудкой… (снегири). Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… (снег).
· Какие слова вы добавляли? · На какое слово они все похожи? Выбрать посыльного от группы: выбирают слова (зима, мороз, лѐд). Дети должны подобрать однокоренные слова к словам: зима, мороз, лѐд (например: зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и т.д.; мороз – морозный, морозить, замораживать, мороженное, морозильник, заморозки и т.д.; лѐд – льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололѐд и т.д.). «Подарить» своѐ слово другой группе. Дети составляют предложения с этими словами. Из чего состоит предложение? Каждая группа называет свои предложения. 3. А сейчас, чтобы нам совсем не замерзнуть от зимних слов, давайте поиграем и погреемся. Физминутка : «Мы сейчас пойдѐм направо…» 4. Ребята а в конверте еще ,что то есть ( иллюстрации с зимующей птицей - синица, разрезные буквы). Вам нужно узнать, что здесь находится, задавая мне разные вопросы (например: живое, неживое, прыгает, летает и т.п.). Я отвечаю «да» или «нет». Если дети не отгадают, то загадать загадку. · К каким птицам относится? · А почему они так называются? · Назовите, каких ещѐ зимующих птиц вы знаете? · Чем птицы отличаются от животных? Игра : «Летает – не летает». · Ребята, подумайте и скажите, что для зимующих птиц страшнее всего зимой? · Чем мы можем помочь птицам? Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую кормушку сделали нам родители. Для чего она нужна? 5. Самостоятельная деятельность детей. Конструирование из бумаги (оригами) «Птицы на кормушке».
Рефлексия:
Что вам было интересно на занятии? · О каких птицах мы беседовали? · В какие игры играли? · Что конструировали из бумаги? · Что понравилось? Достать из письма разрезные буквы, составить слово и прочитать «Молодцы!».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.