НОД по речевому развитию в старшей группе

  • docx
  • 09.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала речевое развитие.docx

НОД по речевому развитию  реализуется в старшей группе  воспитателем  1 раз в неделю еженедельно – «Развитие речи».

Месяц

Неде

ля

Тема недели

Тема НОД, дата реализации (неделя)

Программное  содержание

Интеграция с

обр. областями

Компонент ДОУ

Этнокультурный компонент

Сентябрь

1-я

Мониторинг (01.09. -11.09.20г.)

 

 

 

 

2-я

 

 

 

 

3-я

Осень.

 

Развитие речи

Тема: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

14.09. – 18.09.20г.

 

Уточнить представления детей о времени года, времени суток в изображенном, обсудить план рассказа. Совершенствовать умение детей с о с т а вл я т ь п о в е с т в о ват е л ь н ы е рассказы по картине, придерживаясь плана. Активизировать употребление прилагательных (сентябрьский, золотистый, золотой, теплый, хороший, чистый). Формировать интерес к художественному творчеству.

1,2,3

Игровое упражнение «Подбери слова-родственники»

 

4-я

Грибы. Ягоды. Овощи. Фрукты.

Развитие речи

Тема: составление описательного рассказа по картинке Труд людей осенью»

21.09.-25.09.20г.

Развивать ассоциативное мышление, побуждать высказывать свои мысли; продолжать учить составлять рассказ по пейзажу, учить образовывать прилагательные от существительных, объяснять значение малоупотребляемых слов.  Воспитывать чувство благодарности к природе, уважения к людям труда, умение работать в коллективе.

1,2,3

Д\и «Назови одним словом»

 

5-я

Посуда. Продукты питания

 

Развитие речи

Тема: составление описательного рассказа о посуде, продуктах питания.

28.09. -02.10.20г.

 

Учить детей рассказывать ,ориентируясь на план.

Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Развивать мышление, память, внимание, воображение, умение анализировать, связную речь, грамматический строй речи.

 

 

 

Октябрь

1-я

 

Перелетные птицы

 

 

 

 

 

 

Сад – огород»Фрукты»

Развитие речи

Тема: составление описательного рассказа по картинкам перелетных птиц.

05.10. -09.10.20г.

 

 

Составление рассказа по картинкам. Обучить повторению рассказа по отдельным фрагментам картины, формировать представление о комнатных растениях, уточнение и расширение слова по теме, развитие связной речи. формировать умение и навык передавать эмоциональное состояние посредством мимики и речи.

 

1,2,3

Словесная игра «Скажи, какой?»

 

2-я

Наша страна

 

 

 

 

 

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа по серии картинок-достопримечательности страны.

12.10. - 16.10.20г.

 

 

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Учить давать оценку событиям, поступкам, делать самостоятельные выводы

 

1,2,3

Игровое упражнение «Из какой сказки герой?»

Рассматривание литературных произведений  поэтов и писателей Хакассии

3 -я

Мой город

Развитие речи

Тема: Составление рассказа-описания  по фотографиям нашего города.

19.10. – 23.10.20г.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы – матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

 

1,2,3

Игровое упражнение «Каждую птицу на своё место»

 

4-я

Семья. Семейные традиции

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа о своей семье.

26.10. – 30.10.20г.

Совершенствовать умение детей составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. Развивать монологическую речь, умение обобщать, анализировать. Воспитывать творческую самостоятельность.

1,2,3

 

Игровое упражнение «Подбери слова-родственники»

В качестве гостя –герой р.н. фольклора -Петрушка

Ноябрь

1-я

Каникулы тематические «Мир предметов, техники, механизмов, изобретений»

Каникулы

02.11. – 06.11.20г.

 

 

 

 

2-я

Дикие животные

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа по картинке «Дикие животные».

09.11. – 13.11.20г.

 

Формировать умение детей составлять план описания предмета, самостоятельно руководствоваться планом при рассказывании. Развивать связную речь, соединяя отдельные предложения и части высказываний в текст.

 

 

 

1,2,3

Игра «Кто пропал?»

 

 

 

3-я

Итоговое об осени

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа «Осень»

16.11. – 20.11.20г.

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

1,2,3,4

Подвижная игра «Снежки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-я

Профессии. День матери

Развитие речи

Тема: Составление рассказа из личного опыта «У мамы на работе».

23.11. – 27.12.20г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умение составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием с условным названием «Мы для милой мамочки», придумывать название своему рассказу. Способствовать совершенствованию диалогической речи. Воспитывать внимательное отношение к маме.

1,2,3

Словесная игра «Прохлопай слово»

 Хакасская народная игра «Палочки»

Декабрь

1-я

Зимушка-зима. Зимующие птицы

Развитие речи

Тема: Пересказ  литературного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок».

30.11. – 04.12.20г.

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Про снежный колобок», помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных..

 

1,2,3,4

Словесная игра «Что это? Какое это?»

 

2-я

Человек. Мальчики и девочки

Развитие речи

Составление рассказа на предложенную тему

07.12-11.12.20г.

Совершенствовать диалогическую речь, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта по серии картинок, связанных одним сюжетом; продолжать учить образовывать однокоренные слова.

1,2,3

Д\И «Какой? Какая? Какие?»

 

3-я

Домашние животные

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа по серии картинок-«У бабушки в деревне»

14.12. – 18.12.20г.

 

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана, используя имеющиеся у детей представления о жизни домашних животных. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Воспитывать умение внимательно слушать сверстников.

1,2,3

Игра-имитация «Что это за птица

 

4-я

Готовимся к Новогоднему празднику. Зимние забавы

21.12-25.12.20г.

 

 

 

 

5-я

Каникулы тематические «Праздник Новый год»

Каникулы

28.12-08.01.21г.

 

 

 

 

Январь

3-я

Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа по картинкам «Уроки доброты».

11.01. – 15.01.21г.

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их. Активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Продолжать учить эмоционально воспринимать поэтический текст, высказывать свои впечатления в корректной форме.

1,2,3,5

Игра «Поймай мяч»

 

4-я

Домашние птицы.

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа по картине «Утка с утятами».

18.01. – 22.02.21г.

Учить составлять рассказ по опорным словам; учить сочинять и фантазировать; пополнять словарный запас слов; развивать связную речь, мышление.

1,2,3

Словесная игра «Эхо»

 

5-я

Жилище человека. Мой дом.

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа из личного опыта «Строим дом».

25.01. – 29.01.21г.

На основе полученных знаний учить составлять связные рассказы на заданную тему, закреплять умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу, обогащать словарь детей, учить употреблять в речи детей прилагательные, сочетая их с существительными.

1,2,3,4

Игровое упражнение «Переезжаем на новую квартиру»

Демонстрация детям хакасского национального жилища «Юрта»

1-я

Обувь. Одежда. Головные уборы.

Развитие речи

Тема: Составление рассказа на основе личных впечатлении на тему «Моя одежда».

01.02. – 05.02.21г.

Развивать фонематический слух, знакомить с новой буквой, учить звуковому анализу слов и понимать пословицы, учить составлять предложения из заданных слов.

1,2,3

Словесная игра «Рифма»

 

2-я

Игрушки.

Развитие речи

Тема: Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».

08.02. – 12.02.21г.

Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Совершенствовать умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Развивать интерес к дидактическим играм, объединив детей в подгруппы по 2 человека. Формировать самостоятельность.

1,2,3

Игра «Будь внимательным»

 

3-я

Защитники Отечества

Развитие речи

Тема: Составление короткого рассказа на предложенную тему.

15.02. – 19.02.21г.

Продолжать развивать диалогическую речь; учить отвечать на вопросы, развивать монолог, составлять связный рассказ по пейзажной картине; учить понимать и объяснять поговорки, закреплять умение образовывать прилагательные.

1,2,3,5

Игровое упражнение «Скажи похоже

Фотографии героев-участников ВОВ  города Абакана

Февраль

4-я

Зима (итоговое занятие).

Развитие речи

Тема: Составление коротких рассказов о зиме.

22.02-26.02.21г.

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы – матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. Развивать воображение, связную речь. Продолжать формировать умение слушать рассказы товарищей.

1,2,3,5

 

 

Март

1-я

Каникулы тематические (мамин день).

Каникулы

01.03-05.03.21г.

 

 

 

 

2-я

Весна пришла.

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

08.03. – 12.03.21г.

Учить составлять сравнительный рассказ по картинкам Весна и Зима, используя речевые связки - переходы; учить подбирать прилагательные и определения для характеристики времени.

1,2,3,4

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

 

3-я

Деревья и кустарники.

Развитие речи

Тема: Составление рассказа о деревьях.

15.03. – 19.03.21г.

Побуждать фантазировать, развивать монологическую речь, учить составлять рассказы на предложенную тему, расширять словарный запас, учить употреблять в речи сложные предложения.

1,2,3

Игра «Большие и маленькие»

 

4-я

Мебель

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа по  картинкам  «Такая разная мебель».

22.03. – 26.03.21г.

Учить самостоятельно составлять короткие рассказы на заданную тему; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; упражнять в подборе слов схожих по звучанию; развивать интерес к рассказыванию по собственной инициативе

1,2,3

Игровое упражнение «Скажи похоже»

 

 

5-я

Животные Севера и Юга

Развитие речи

Тема Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов".

29.03. – 02.04.21г.

Продолжать обучать детей творческому воспроизведению текстов. Развивать умение анализировать произведения, добиваясь понимания. Упражнять детей в различных способах донесения содержания до слушателей.

 

 

 

Апрель

1-я

Неделя здоровья. Безопасность жизнедеятельности.

Развитие речи

Тема: Пересказ художественного произведения К.Ушинского «Лекарство».

05.04. – 09.04.21г.

 

 

 

Развивать умение поддерживать беседу. Упражнять в умении отображать в рисунке сюжет литературного произведения. Формировать умение понимать юмор, создавать в группе атмосферу психологического комфорта.

1,2,3

 Игровое упражнение «Скажи громко, скажи тихо"

Хакасская  подвижная игра «Силачи»

2-я

Космические просторы.

Развитие речи

Тема: Составление короткого рассказа по скороговорке.

12.04. – 16.04.21г.

 

 

 

Учить произносить скороговорки четко и правильно; знакомить с новым звуком ;учить придумывать слова с заданным звуком; формировать знания о твердых и мягких согласных; читать с договариванием до целого слова.

1,2,3

Игра «Похож – не похож»

 

 

3-я

Неделя книги. Чему учат в школе

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа на основе личных впечатлении на тему «Моя любимая книга».

19.04. – 23.04.21г.

Формировать умение детей составлять рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (книги); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог; Совершенствовать умение подбирать определения к заданным словам; составлять предложения из набора слов. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к книгам.

1,2,3

Игра «Да – нет»

 

 

4-я

Обитатели морей и океанов /Вода

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа на тему «Животные морей и океанов».

26.04-30.04.21г.

Продолжать формировать умение детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. Совершенствовать умение придумывать название каждой картинке. Развивать грамматически правильную речь. Воспитывать заботливое отношение к животным. Формировать умение оценивать содержательность рассказа.

1,2,3

Игра «Рыбки»

 

Май

1-я

День Великой Победы.

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа «Мой прадедушка – герой».

03.05. – 07.05.21г.

Развитие связной речи, обогащение речи признаками и синонимами, усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов- защитников различных военных профессий. Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине.

1,2,3

Игра «Чего здесь нет?»

 

2-я

Весенний переполох. Насекомые. Итоговое о весне.

Развитие речи

Тема: Составление рассказа по картинке «Насекомые».

10.05. – 14.05.21г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Упражнять детей в придумывании названий к картинкам, обогащать словарь детей прилагательными, наречиями, передающими оттенки чувств и качеств. Продолжать учить использовать в речи разные типы предложений, правильно согласовывать слова друг с другом, учить использовать в рассказе прямую и косвенную речь.

1,2,3,5

Игра «Повтори»

Фотографии героев-участников ВОВ  города Абакана

3-я

4-я

 

Мониторинг

17.05-31.05.21г.