МОУ «Бендерский детский сад №43»
КОНСПЕКТ НОД
ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Тема: «Заколдованный мир»
Воспитатель-методист ИЗО
МОУ «Бендерский детский сад №43»
И.М. Нагорняк
Образование-высшее педагогическое
Стаж- 16лет
I кв. категория
НОД занятия по ИЗО деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Заколдованный мир»
Цель: формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе живописи «по мокрому».
Образовательные задачи:
· формировать у детей представление о способе получения размытого прозрачного переливающегося цвета – рисовании «по мокрому».
· закреплять знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков;
· побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности (пятно, цвет, декор), созданию композиции по образцу.
Развивающие задачи:
· развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление; слуховое внимание, чувство ритма;
· тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.
Воспитательные задачи:
· воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, оценки и самооценки результатов изобразительной деятельности;
· формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Количество детей: 8 детей.
Время проведения: 30 мин.
Методические приемы:
· Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
· Практические: пальчиковая гимнастика, физминутка.
Методы:
·Наглядный (показ способов действий).
·Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение, повторение, разъяснение, просьба).
·Игровой (сюрпризный момент).
·Практический
Форма организации: фронтальная.
Форма реализации: проблемная ситуация, самостоятельная деятельность, пальчиковая игра, двигательная активность.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, художественная.
Интеграция образовательных областей:
• Художественно – эстетическое развитие;
• Познавательное развитие;
• Физическое развитие.
Образовательные технологии:
• Игровая технология;
• Нетрадиционные техники рисования;
• Здоровьесберегающие технологии
Предварительная работа:
· знакомство с холодными и теплыми цветовыми оттенками;
· Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева».
Материалы и оборудование:
Демонстрационные:
· метки на стульях: оранжевая, фиолетовая, зеленая, голубая,
· аудио сообщение (от Снежной Королевы),
· слайды с изображением замков различных персонажей (4 шт)
· магнитная доска с «мороженым»
· «кирпич» цветного льда
Раздаточные:
· «мороженое» холодных и теплых тонов;
· билеты разноцветные
· 8 листов бумаги для акварели (пробники - А5)
· 8 частей замка (из бумаги для акварели)
· Губки (маленькие)
· кисти,
· детские тарелочки,
· салфетки,
· акварельные краски
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, 4 детских стола, 8 стульев (поезд), магнитная доска.
Звуковое оформление: фонограмма «голос Снежной Королевы», фонограмма из сказки «Три орешка для золушки».
Ход образовательной ситуации
I этап – Мотивационно-ориентировочный
1. Введение в ситуацию
- Ребята, сегодня к нам в группу залетела необычная снежинка, интересно от кого она….
На экране возникает образ Снежной Королевы и слышится голос:
«Здравствуйте, ребята! Вы меня, узнали, я - Снежная Королева! Я всегда была злая, мрачная. А доброта маленькой девочки Герды отогрела сердце Кая и растопила мое ледяное сердце. Теперь я стала другой – доброй и нежной. А мой замок хоть и красивый, но холодный, бездушный, бесцветный, ледяной. Я не знаю, как превратить его в прекрасный, радостный замок. Я буду вам очень благодарна за помощь».
II этап – Проектировочный (Вопрос)
- Как вы считаете, надо помочь Снежной Королеве? (Да)
- Вы хотите ей помочь? (Да)
- Почему вы решили ей помочь? (Потому что Королева стала добрая, она обратилась к нам за помощью и ей хочется жить в другом замке; потому что ей старый замок уже не подходит; надо помогать добрым людям)
- Вы сможете помочь Снежной Королеве? (Сможем, потому что мы умеем рисовать и раскрашивать, а еще мы добрые, дружные и трудолюбивые?)
- Как вы сможете ей помочь? ( Мы разукрасим замок…)
- Как же нам добраться до Снежной Королевы. Где она живет? (В сказке)
- Как можно попасть в сказку? (На ковре-самолете, сказать волшебные слова…).
III этап – Практический (проверка гипотез)
- Сегодня я предлагаю вам поехать на поезде, но необычном, а сказочном, цветном: каждое купе поезда имеет свой цвет.
Игра «Поезд»
- Слушайте внимательно:
1. В каждом купе может ехать только пара человек. Что вам нужно сделать? (Разделиться на пары)
2. Каким способом мы можем это сделать? (Посчитаться, просто выбрать друга…).
Игра «Найди пару»
- А можно найти пару по билету. Каждый из вас может выбрать один билет.
- Ребята, а что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).
- Вам нужно стать в пару с тем, у кого билет другого цвета. Затем вместе нужно определить, какой новый цвет получится при смешении этих двух цветов. Этот цвет и будет обозначать цвет вашего купе.
(Красный и желтый - оранжевый
Белый и синий - голубой
Желтый и синий - зеленый
Синий и красный - фиолетовый)
Дети распределяются так, чтобы у каждой пары были билеты разного цвета.
- Здравствуйте, я ваша проводница. Приготовьте, пожалуйста, билеты.
Воспитатель проверяет и собирает билеты. Если дети выбрали неправильный цвет, предлагает самим найти свое купе или обратиться к помощи других детей.
- Все правильно, все заняли свои места.
- Внимание, внимание! Поезд поедет только в том случае, если все дети дружно смогут изобразить такой стук колес: 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Игра «Стук колес»
Воспитатель показывает, дети повторяют: прохлопывают ритм синхронно.
- Ребята, посмотрите в окно. Мы проезжаем какое-то здание.
На экране (слайде) появляется сказочный, красивый замок.
- Что это может быть за здание? (Замок, дворец).
- Как вы думаете, кому бы он мог принадлежать? (Принцессе, королеве, цветочной фее…).
- Почему вы так думаете? (Потому что замок очень яркий, красивый, разноцветный, вокруг много цветов).
На экране появляется королева-фея.
- Посмотрите, вы были правы, здесь живет Королева Цветов. Как вы думаете, какой у нее характер? (Добрый, потому что она улыбается).
На экране появляется серый замок.
- А это что за здание? (Дворец, крепость).
- А в этом дворце могла бы жить Королева? (Могла бы, если бы она была злая).
- Почему вы так решили? (Потому что замок темный, черный, мрачный).
- А кому он может принадлежать? (Злому волшебнику, Кощею Бессмертному).
На экране появляется Злой волшебник.
- И здесь вы догадались верно. Как вы думаете, какой у него характер?
(Злой, недобрый, страшный)
- Смотрите, какой необычный следующий замок?
На экране появляется «водный» замок
- Как вы думаете, кому бы он мог принадлежать? (Русалочке, водяному…) Потому что
- Почему вы так думаете? (вокруг много воды)
На экране появляется Русалочка.
- Как вы определили, кому принадлежат эти замки? (По цвету. В темном замке не может жить добрая волшебница, а в красивом не может жить злой волшебник).
- Значит, внешний вид замка отражает черты характера его хозяина.
На экране появляется ледяной замок.
- Посмотрите в окно, а в этом замке кто может жить? (В нем может жить Снежная Королева).
- Почему вы так думаете? (Потому что он сделан изо льда)
- Значит, мы приехали к месту назначения.
Дети выходят дети из поезда
- Скажите, чем этот замок отличается от других замков? (Тем, что он сделан изо льда, он ледяной, прозрачный).
Воспитатель достает кусок сине-голубого льда.
- Вот, оказывается, из чего сделан замок Снежной Королевы! Из цветного льда.
- Вы можете сказать, какого цвета этот лед? (Разноцветный, цветной, нет точного цвета, прозрачный).
- Какие цвета вы видите?
- Цвета «расплываются», «перетекают» друг в друга, «переливаются», не имеют четких границ. Поэтому и замок кажется полупрозрачным, расплывчатым.
- Сможем ли мы нарисовать такой же замок – полупрозрачный, с нечеткими границами? (Да, можем)
- Попробуйте сначала на листочке: нарисуйте расплывчатую полоску синего цвета.
Дети пробуют кистью и краской нарисовать расплывчатую линию.
- Смогли вы нарисовать расплывчатое изображение? (Нет)
- Сможем мы помочь Снежной Королеве – раскрасить ее замок? (Нет)
- Как вы думаете, почему не сможем? (Потому что мы не умеем рисовать расплывчатое, полупрозрачное изображение).
- Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? (Научиться рисовать расплывчатое (размытое),
- Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать? (Спросить у того, кто знает, самим догадаться…).
- А что интереснее? (Самим догадаться).
- Попробуем догадаться сами. Как вы думаете, как может получиться расплывчатый рисунок, в котором краски расплываются, становятся не очень яркими, а нежными, полупрозрачными? (Когда берешь много воды на кисточку, когда бумага мокрая).
- Давайте попробуем намочить бумагу. Возьмите губку, намочите весь лист, а теперь попробуем нанести полоску краски.
Дети пробуют, у них получается расплывчатая полоса.
- Молодцы, ребята! Вы сами открыли для себя новый способ рисования. У художников он называется - рисование «по мокрому листу».
- Теперь вы знаете, как раскрасить замок Снежной Королевы, чтобы он был полупрозрачный? (Да)
- Какие цвета нам нужно выбрать, чтобы получился замок для доброй Снежной Королевы?
Дети предлагают теплые цвета: желтый, оранжевый, красный.
- Возьмите другой лист, проведите расплывчатую линию любого теплого цвета.
Дети выполняют инструкцию.
- Теперь рядом с одним цветом, наложите второй.
- Что произошло с нанесенными линиями, они имеют четкую границу, отделяются друг от друга? (Они как бы перетекают друг в друга, четких границ нет).
- Почему это происходит? (Потому что мы рисовали по мокрому листу).
- Получилось расплывчатое полупрозрачное и в тоже время разноцветное изображение.
При возникновении у детей индивидуальных затруднений воспитатель подсказывает, что если взять слишком много воды, можно испортить лист, если мало – не получится расплывчатое изображение. Воспитатель комментирует во время работы действия детей.
- Чтобы получился плавный переход одного цвета в другой, надо смочить губкой всю поверхность листа и нанести краску, пока лист не высох. Рядом наносим краску другого цвета и цвета смешиваются сами, как бы переливаются один в другой, получается расплывчатый, полупрозрачный цвет, без четких границ.
Давайте встанем и чуть согреемся.
Посмотри в окошко:
(Имитация)
Белая дорожка,
(Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели,
(Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с
закрытыми глазами)
В небе желтая луна.
(Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения
головой)
И домой побежали.
- Снежная Королева заготовила детали замка, в котором ей хотелось бы теперь жить. А раскрасить красиво, нежно и полупрозрачно она просит нас.
Но перед этим давайте разомнем пальчики
«Зима»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
Дети возвращаются к первым столам, наносят губкой воду на лист бумаги и раскрашивают готовые формы несколькими цветами (по выбору)
- Попробуйте из ваших раскрашенных частей собрать замок снежной королевы.
По окончании работы на экране появляется Снежная Королева:
«Спасибо ребята, Мне очень нравится новый вид моего замка. Как же вам удалось добиться такого нежного, прозрачного и мягкого цвета?»
(Мы взяли теплые цвета, использовали особенный способ рисования: «по мокрому»).
«Еще раз спасибо! Я не забуду о вашей помощи! До свидания!»
- Ребята, а нам пора в детский сад. Занимайте свои места в поезде.
IV этап – Рефлексивно-оценочный (подведение итогов)
Повторяется ритмическая игра «Стук колес»,
- Вот мы и в детском саду. Расскажите, где мы с вами побывали? (В гостях у Снежной Королевы).
- Зачем мы решили туда ехать? (Чтобы помочь Снежной Королеве раскрасить замок в теплые цвета).
- Вы смогли ей помочь? (Да).
- Что вам помогло выполнить эту работу? (Мы научились рисовать новым способом «по мокрому»).
- Вам понравилось рисовать новым способом? (Конечно)
- Я рада, что вы открыли для себя этот необычный способ рисования, и он вам понравился. Теперь вы сами сможете научить своих друзей так рисовать.
- А Снежная королева сделала на прощание нам подарок, давайте посмотрим какой. Это мороженое, да оно необычное. Ребята, если у вас сегодня было хорошее настроение, вы помогли раскрасить замок снежной королевы – выберите мороженое теплых тонов. А если вам было скучно, неинтересно - выберите мороженое холодных тонов.
Продукт деятельности: оказали помощь Снежной королеве, научились рисовать «по мокрому» с помощью льда.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.