Цель : Воспитывать чувство милосердия и сострадания к окружающему миру
Задачи: 1. Способствовать умению различать и оценивать отношение и поведение с позиций нравственного смысла «хорошо – плохо» , «можно –нельзя»,»надо
2 Стимулировать желание следовать принципам добра и созидания.
3 Активизировать словарь детей за счёт слов , обозначающих породы
деревьев: лиственные ( берёза, дуб, тополь, осина, липа ),хвойные
(сосна, ель, пихта, кедр)
Из опыта работы:
Непосредственная образовательная деятельность.
Образовательная деятельность «Познание»
Тема: «Уроки нравственности с элементами экологии»
Цель: Воспитывать чувство милосердия и сострадания к окружающему миру
Задачи: 1. Способствовать умению различать и оценивать отношение и
поведение с позиций нравственного смысла «хорошо – плохо» , «можно –
нельзя»,»надо
2 Стимулировать желание следовать принципам добра и созидания.
3 Активизировать словарь детей за счёт слов , обозначающих породы
деревьев: лиственные ( берёза, дуб, тополь, осина, липа ),хвойные
(сосна, ель, пихта, кедр)
Предварительная работа :
1 Чтение произведений :
Произведения М. Пришвина
И. Соколова ,Н. Никитова «Год в лесу»
Г В. Скребицкий «На лесной поляне»
2Экскурсии в лес
3Заучивание стихов
4Наблюдения на прогулках
5 Работа с логическими задачами
Средства :
1Коробка
2Диск с записями шума леса, голосами птиц
3Обгорелая ветка, листочки
4Карточки с деревьями
5 Картинки: птицы, насекомые
6Шишки,ягоды рябины, кора деревьев, жёлуди.
Способы :
Сюрпризный момент, художественное слово ,беседа, динамическая
пауза, вопрос., дидактическая игра : «Деревья и леса», логическая
задача : « Кто здесь обедал»
Интеграция :
Чтение художественной литературы, музыка, познание. коммуникация
социализация , физическая культура, здоровье социализация , физическаякультура, здоровье.
Воспитатель: Ребята, я сегодня в группу и увидела на столе коробку. Как вы
думаете что это?
Дети: В таких коробках люди отправляют посылки.
Воспитатель: Интересно, от кого эта посылка? Посмотрите здесь загадка.
«Кто эта птица? Никогда,
не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет,
и о птенцах не вспоминает?»
(кукушка)
Воспитатель: А еще я вижу в коробке музыкальное письмо. (слушают
голос кукушки). Каким голосом поет кукушка?
Дети: Грустным.
Воспитатель: О чем может грустить кукушка?
Ответы детей
Воспитатель: Посмотрим, что еще в посылку положено. ( в коробке
обгоревшая ветка и листочки)
Воспитатель: Что могло случиться?
Дети: Был пожар, деревья сгорели, и кукушка с птицами осталась без дома.
( звучит произведение Шуберта)
Воспитатель: От чего может случиться пожар.
Дети: В лес приходили люди, разводили костер, плохо затушили, или ктотослучайно обронил спичку – трава загорелась, а затем и деревья.
Воспитатель: Как вы думаете, каким может быть огонь.
Дети: Добрым, сердитым
Воспитатель: В данной ситуации огонь, какой и почему?
Дети: Сердитый. Он обиделся на людей, что они безответственно с ним
обошлись, и сжёг лес.
Воспитатель: А как вы думаете, огонь может быть другом человека?
Дети: Может. Он спасает человека от холода, помогает
приготовить пищу.
Воспитатель : Загадка: «Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает»
(лес)
Воспитатель: Как вы понимаете эту загадку?
Дети: В лесу весной радостно, летом прохладно, осенью лес кормит своих
жителей семенами и плодами, зимой укрывает снегом корни деревьев.
Воспитатель: Дети, подумайте и продолжите: Лес это...
Дети: Деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы, животные, птицы,
насекомые, растения.
Динамическая пауза
Воспитатель:
Деревья выросли в лесу (из положения сидя на корточках медленно
встают и разводят руки)
Каждая старается к небу,
Солнцу тянется (встать на носочки, потянуть руки вверх)
Вот подул веселый ветер, (махи поднятыми руками)
Закачались тут же ветки
Даже толстые стволы. (наклоны туловища)
Наклонились до земли
Вправо, влево, взад, вперед.
Так деревья, ветки гнет
Он их вертит, он их крутит (повороты вправо, влево)
Когда же деревьям отдых будет.
Вот уж ветер затихает, (встать прямо, руки поднять вверх и в стороны)
Деревья ветки расправляют.
Воспитатель: Вот какие большие деревья растут в нашем лесу! Ты будешь
каким деревом?
Дети: Называют деревья растущие в лесу.
Воспитатель: А сейчас детвора интересная игра. Я буду называть лес, а вы
будете отвечать из каких пород деревьев он состоит.
Игра «Деревья и леса»
Сосняк это лес из каких деревьев (сосен)
Ельник это лес из... (елей
Дубрава это лес из... (дубов)
Березняк это лес из... (берез)
Ивняк это лес из... (ив)
Липняк это лес из... (лип)Орешник это лес из... (ореховых деревьев)
Воспитатель: Загадка:
«Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки».
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут
деревья с листочками?
Дети: Лиственный лес.
(береза)
Воспитатель: Загадка: «Зимой и летом одним цветом». (ель, сосна)
Воспитатель: Как называется лес в котором растут ель и сосна?
Дети: Хвойный лес.
Воспитатель: В лесу растут ель, липа, сосна и береза. Как называется
этот лес?
Дети: Смешанный лес.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как красиво говорит о лесе русский
народ, какие пословицы и поговорки он сложил.
Дети:
Невысок лесок, а от ветра защита.
Срубил дерево посади два.
Зеленое царство лучшее лекарство.
Лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку.
Больше леса больше снега.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нам нужен лес?
Дети: Деревья дают кислород и очищают воздух от пыли, снижают, уровень
шума в городе, из деревьев делают мебель, посуду, бумагу.
Стихотворение:
Лес, мне нужна твоя
доброта, Лес, мне нужны
поляны твои, Лес, угости
малиной с куста, Лес, из
ручья водой напои.
Лес это легкие нашей планеты. Он полон жизни и похож на огромный дом,
заселенным множеством жильцов: они чирикают, пищат, свистят. У каждого в
этом доме есть свое место и свое дело. И мы представляем этот дом в виде
высокой пирамиды.
Воспитатель: Без чего не может существовать все живое.
Дети: Без тепла и света.
Воспитатель: А что нам дает тепло и свет? Дети: Солнце.
Воспитататель: Солнце основа.
жизни, (ставят солнце в основание
пирамиды)
Воспитатель: Что еще необходимо для роста и жизни растений иживотных. Дети: Вода и почва.
Воспитатель: Да, вода и почва и вырастет что?
Дети: Растительный мир.
Воспитатель: Но растениям трудно размножаться. Растения некому опылять
и невесело и лесу без кого?
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Заселим лес насекомыми, которые помогают растениям. И
вдруг в лесу ктото запел, кто это?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Вот мы с вами и составили пирамиду жизни, многоэтажный
дом в котором все этажи заняты. Что будет если убрать верхний этаж
птиц?
Дети: Насекомые разведутся и съедят растения.
Воспитатель: А если убрать насекомых?
Дети: Некому будет опылять растения.
Воспитатель: Что же будет с землей?
Дети: Останется голая земля, которая без
растений погибнет. Воспитатель: В природе всё
взаимосвязано
Логическая задача. «Кто здесь обедал?»
Воспитатель: Дети подойдите к этому столу и посмотрите: что это такое?
Дети: Это корм для животных и птиц.
Воспитатель: Кто обедает семенами из шишек?
Дети: Белки.
Воспитатель: Кто обедает желудями?
Дети: Кабаны.
Воспитатель Кто обедает ягодами рябины?
Дети:
Птицы .Воспитатель: Где
же могут животные и птицы найти себе корм?
Дети: На деревьях, в траве.
Воспитатель: Деревьям помогают размножаться кто?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: А еще кто помогает размножаться?
Дети: Птицы, ветер и люди.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, люди какой профессии работают в лесу?
Дети: Лесники, они сажают деревья.
Воспитатель: Существуют лесничества, в котором работают люди, чье
основное занятие – забота о лесе.
Вокруг нашего детского сада лес стоял стеной. Вам нравился этот лес? А
где он теперь?
Дети: Его вырубили.
Воспитатель: Давайте подумаем хорошо это или плохо.
Дети: Плохо
Воспитатель: Почему плохо?
Дети: Жалко лес и срубленные деревья.
Воспитатель: А почему его всетаки вырубили?
Дети: Так как пожар мог подойти близко к домам из леса.
Воспитатель: Конечно, лес очень жаль, но без этого было нельзя.
Воспитатель: Как вы думаете куда пойдут эти вырубленные деревья?
Дети: На постройку жилья, изготовление мебели, бумаги.Входит старичок – лесовичок: Я мимо проходил и услышал
ваш разговор о моем добром славном лесе.
О мой лес, мой чудный лес
Был высок он до небес.
Пели птицы до зари,
Заливались соловьи.
Все это было,
А теперь тишина.
Как вы думаете, где же теперь будет жить кукушка и другие жители леса?
Дети: Они улетят в другой лес к друзьям.
Старичок лесовичок: Я слышал о том что у меня много помощников в
лесу. А вы как вы маленькие жители России можете помочь лесу? Умеете ли
вы вести себя в лесу? Что случится, если вы в лесу будете громко кричать?
Дети: Птицы оставят свои гнезда и улетят, а в гнездах останутся птенцы они
погибнут.
Старичок лесовичок: Гости на природе оставляют мусорэто хорошо?
Дети: Плохо, осколками от банок могут пораниться животные, от стеклышка
бутылки в сухую погоду может случиться пожар.
Старичок . лесовичок: Грустно мне лекарственных растений в лесу
остается все меньше и меньше. Как вы думаете почему?
Дети: Люди вырывают их с корнем в очень большом количестве.
Старичок. лесовичок: Кто скажет, как правильно нужно заготавливать
лекарственные растения и в каком количестве?
Дети: Растения срывать осторожно, не повредив корня и заготавливать
столько сколько нужно, чтобы оставить для других людей.
Воспитатель: Старичоклесовичок, тем кто не знает правила поведения в
лесу мы приготовили плакат. На прогулку мы пойдем в лес и повесим этот
плакат на поляне, чтобы каждый, кто захочет отдохнуть на природе смог
прочитать его.
Старичок . лесовичок: Что бы вы сказали лесу, ведь такая беда случилась с
ним?
Дети: Дорогой лес, мы очень тебя любим за твою прохладу, за твои дары,
мы любуемся тобой, мы любим слушать музыку ветра в твоих кронах, мы
никогда не обидим тебя и Мы будем тебе помогать расти.
Старичок. лесовичок: Спасибо ребята, что так дружно помогаете мне
заботиться о лесе.
Воспитатель: « Мух робких легкое жужжанье,
И в кронах птичьи голоса, гудят осенние леса.
Кто ж придумал песню эту? Столько чувств в ней,
Столько света. Кто великий музыкант?
Мать – Земля ее талант!Список литературы:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,. М.А.
Васильевой. М. Мозаика Синтез,
2 Программа духовно нравственного воспитания дошкольников
3.Хрестоматия старшего дошкольного возраста.
4. Ненецкая сказка «Кукушка»
.5 . Произведения М. Пришвина.
6. .Г.В. .Скребицкий: «На лесной поляне»