Нормативно-правовая база

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НОРМАТИВНО-правовая база.docx

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 


Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт —
официальный письменный документ, который принимается (издается) в определенной форме
соответствующим органом (должностным лицом), содержит общеобязательные правила
поведения, охраняется мерами государственного принуждения и направлен на установление,
изменение или отмену правовых норм.
Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей инвалидов в
Российской Федерации устанавливают в соответствии с решениями, отраженными в документах
нескольких уровней: международных; Федеральных; ведомственных; региональных.
«Начальное образование должно быть обязательным»,— подчеркнуто во Всеобщей
Декларации прав человека. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года стала
основой для создания международно-правовой регуляции в области защиты прав личности
человека. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и
политические и гражданские права. Декларация, принятая на третьей сессии Генеральной
Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от
10 декабря 1948 года, была рекомендована для всех стран-членов ООН.
В дальнейшем, в Декларации прав ребенка, принятой резолюцией (XIV) Генеральной
Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1959 г.) с целью обеспечения детям счастливого детства, были
выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и
других мер поддержки образования.
В Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятой 14 декабря 1960
г. Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки
и культуры на ее одиннадцатой сессии, впервые были рассмотрены вопросы о существующей
дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации
процесса обучения всех детей.
В последующем Международный акт об экономических, социальных и культурных правах
(принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года г.) закрепил
право каждого человека на доступное образование на всех его ступенях, включая
профессионально-техническое среднее образование.
В 70-хх годах двадцатого столетия Международными организациями принимается целый ряд
рекомендаций, разъясняющих позиции сообщества по вопросам оказания содействия в развитии
способностей и интеграции инвалидов, умственно отсталых лиц в общественную жизнь общества.
Через четыре года в Декларации ООН «О правах инвалидов» (принята резолюцией 3447
(XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 г.) раскрыто понятие «инвалид» — «любое лицо,
которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной
личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее
физических или умственных способностей», отмечается, что инвалиды могут пользоваться всеми
правами, изложенными в Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами
без каких бы то ни было исключений и без различия и
дискриминации. Отмечается, что в государствах должны быть
созданы условия и для образования взрослых, в части общей системы непрерывного образования
(Рекомендация о развитии образования взрослых (от 26 ноября 1976 г.).
Дальнейшие мероприятия и предложения по осуществлению всемирной программы действий
в отношении инвалидов конкретизированы во Всемирной программе действий в отношении
инвалидов (принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 г.).
Последующая Всемирная Декларация «Об образовании для всех» (1990) определила
минимальное содержание базовых образовательных потребностей для всех людей, а именно объем
необходимых навыков, которые необходимы людям для выживания, развития своих способностей,
существования и работы в условиях соблюдения человеческого достоинства, всестороннего
участия в развитии, повышении качества своей жизни, принятии всесторонне взвешенных

16
17
решений и продолжения образования.
Вопрос о создании условий не столько экономических, сколько педагогических в обычных
школах для лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, инклюзивного
образования, настойчиво предложен в Декларации «О принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», в Саламанской декларации
(Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.).
Самым значимым решением в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями
является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от
13 декабря 2006 г.). В статье 24 вышеназванного документа — «Образование» — уточняется
необходимость обеспечения государственных гарантий для лиц с ограниченными возможностями
здоровья, инвалидов в создании условий для эффективного участия в жизни свободного общества,
в доступе наравне с другими к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и
среднему образованию в местах своего проживания с созданием эффективных мер по организации
индивидуальной поддержки.
Необходимо отметить, что вышеназванные международные документы (Декларации ООН,
ЮНЕСКО) не соотносятся с требованиями обязательного права и носят рекомендательный
характер для государств-участников международных организаций. Однако в случае ратификации
документов такого порядка (Декларации, Соглашения, Конвенции) законодательство страны
может быть приведено в соответствии с нормами Международного права.
Анализ большинства международных решений и законодательных актов стран-участников
показывает, что в основе всех международных решений по вопросам образования лежит Всеобщая
декларация прав человека.
В Федеральном законе «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (от 3 мая 2012 г. N46-
03) отмечена ратификация международного документа и принятие обязательств по реализации
вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере
образования, в том числе определения «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Гарантия прав для всех детей, в том числе и с ОВЗ, на получение равного, бесплатного и
доступного образования закреплена в целом ряде документов: Конституции РФ, Федеральном
законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных
законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании», от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других законодательных
актах.
Закон определяет, что учащийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2). Соответственно, и
указания нового Закона в отношении образовательных гарантий лиц с ОВЗ достаточно четкие, и,
согласно п. 1 ч. 5 ст. 5, Федеральными Государственными органами, органами власти РФ и
органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:
- получения без дискриминации качественного образования;
- коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов
и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия.
Эти условия должны в максимальной степени способствовать получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ,
в том числе посредством организации инклюзивного образования (определение инклюзивного

18
19
образования дается согласно Закону № 273-ФЗ, под инклюзивным образованием понимается
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.27 ст.2).
Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является
государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы,
утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. Программа
определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать
создание условий для предоставления детям- инвалидам с учетом особенностей их
психофизического развития равного доступа к качественному образованию в
общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения), и с
учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Большую важность для развития лиц с ОВЗ имеют выше перечисленные документы:
- Указ Президента РФ от 21.08.2012 N1201 (ред. от 20.12.2016) «О Комиссии при Президенте
Российской Федерации по делам инвалидов» (вместе с «Положением о Комиссии при
Президенте Российской Федерации по делам инвалидов»)
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N544H (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N30550)
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N1297 (ред. от 21.07.2017) «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на
2011-2020 годы»
- Постановление Правительства РФ от 24.01.2017 N68 «О внесении изменений в
государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011- 2020
годы».
- «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до
2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015)
- Приказ Росстата от 10.08.2016 N409 (ред. от 19.08.2016) «Об утверждении статистического
инструментария для организации Министерством образования и науки Российской
Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
профессиональным программам, и организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по основным программам профессионального
обучения». Строки 06-10 заполняются аналогично строкам
01-05 по отдельным группам, сформированным для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам (при наличии
таких групп).
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы», в которой подчеркивается, что в Российской Федерации во
всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к
уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми,
позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и
полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление
правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне
дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
Следует уточнить, что система нормативно-правового регламентирования деятельности
образовательной организации находится в постоянном изменении и уточнении. Часть
нормативных, правовых регламентов отменены, другие находятся на этапе доработки.