НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основным
источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт —
официальный
письменный документ, который принимается (издается) в определенной форме
соответствующим
органом (должностным лицом), содержит общеобязательные правила
поведения,
охраняется мерами государственного принуждения и направлен на установление,
изменение
или отмену правовых норм.
Нормативно-правовую
основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей инвалидов в
Российской
Федерации устанавливают в соответствии с решениями, отраженными в документах
нескольких
уровней: международных; Федеральных; ведомственных; региональных.
«Начальное
образование должно быть обязательным»,— подчеркнуто во Всеобщей
Декларации
прав человека. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года стала
основой
для создания международно-правовой регуляции в области защиты прав личности
человека.
Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так
и
политические
и гражданские права. Декларация, принятая на третьей сессии Генеральной
Ассамблеи
ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от
10
декабря 1948 года, была рекомендована для всех стран-членов ООН.
В
дальнейшем, в Декларации прав ребенка, принятой резолюцией (XIV) Генеральной
Ассамблеи
ООН (от 20 ноября 1959 г.) с целью обеспечения детям счастливого детства, были
выработаны
основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и
других
мер поддержки образования.
В
Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятой 14
декабря 1960
г.
Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам
образования, науки
и
культуры на ее одиннадцатой сессии, впервые были рассмотрены вопросы о существующей
дискриминации
в образовании и необходимости создания единых подходов к организации
процесса
обучения всех детей.
В
последующем Международный акт об экономических, социальных и культурных правах
(принят
резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года г.)
закрепил
право
каждого человека на доступное образование на всех его ступенях, включая
профессионально-техническое
среднее образование.
В
70-хх годах двадцатого столетия Международными организациями принимается целый
ряд
рекомендаций,
разъясняющих позиции сообщества по вопросам оказания содействия в развитии
способностей
и интеграции инвалидов, умственно отсталых лиц в общественную жизнь общества.
Через
четыре года в Декларации ООН «О правах инвалидов» (принята резолюцией 3447
(XXX)
Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 г.) раскрыто понятие «инвалид» — «любое
лицо,
которое
не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности
нормальной
личной
и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или
ее
физических
или умственных способностей», отмечается, что инвалиды могут пользоваться всеми
правами,
изложенными в Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами
без
каких бы то ни было исключений и без различия и
дискриминации.
Отмечается, что в государствах должны быть
созданы
условия и для образования взрослых, в части общей системы непрерывного
образования
(Рекомендация
о развитии образования взрослых (от 26 ноября 1976 г.).
Дальнейшие
мероприятия и предложения по осуществлению всемирной программы действий
в
отношении инвалидов конкретизированы во Всемирной программе действий в
отношении
инвалидов
(принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 г.).
Последующая
Всемирная Декларация «Об образовании для всех» (1990) определила
минимальное
содержание базовых образовательных потребностей для всех людей, а именно объем
необходимых
навыков, которые необходимы людям для выживания, развития своих способностей,
существования
и работы в условиях соблюдения человеческого достоинства, всестороннего
участия
в развитии, повышении качества своей жизни, принятии всесторонне взвешенных
16
17
решений
и продолжения образования.
Вопрос
о создании условий не столько экономических, сколько педагогических в обычных
школах
для лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, инклюзивного
образования,
настойчиво предложен в Декларации «О принципах, политике и практической
деятельности
в сфере образования лиц с особыми потребностями», в Саламанской декларации
(Саламанка,
Испания, 7-10 июня 1994 г.).
Самым
значимым решением в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями
является
Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи
от
13
декабря 2006 г.). В статье 24 вышеназванного документа — «Образование» —
уточняется
необходимость
обеспечения государственных гарантий для лиц с ограниченными возможностями
здоровья,
инвалидов в создании условий для эффективного участия в жизни свободного
общества,
в
доступе наравне с другими к инклюзивному, качественному и бесплатному
начальному и
среднему
образованию в местах своего проживания с созданием эффективных мер по
организации
индивидуальной
поддержки.
Необходимо
отметить, что вышеназванные международные документы (Декларации ООН,
ЮНЕСКО)
не соотносятся с требованиями обязательного права и носят рекомендательный
характер
для государств-участников международных организаций. Однако в случае
ратификации
документов
такого порядка (Декларации, Соглашения, Конвенции) законодательство страны
может
быть приведено в соответствии с нормами Международного права.
Анализ
большинства международных решений и законодательных актов стран-участников
показывает,
что в основе всех международных решений по вопросам образования лежит Всеобщая
декларация
прав человека.
В Федеральном
законе «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (от 3 мая 2012 г. N46-
03)
отмечена ратификация международного документа и принятие обязательств по
реализации
вышеназванных
положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере
образования,
в том числе определения «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Гарантия
прав для всех детей, в том числе и с ОВЗ, на получение равного, бесплатного и
доступного
образования закреплена в целом ряде документов: Конституции РФ, Федеральном
законе
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральных
законах
от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании»,
от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»,
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав
ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих
принципах
организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти
субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих
принципах
организации
местного самоуправления в Российской Федерации» и других законодательных
актах.
Закон
определяет, что учащийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-
педагогической комиссией и препятствующие
получению
образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2). Соответственно, и
указания
нового Закона в отношении образовательных гарантий лиц с ОВЗ достаточно четкие,
и,
согласно
п. 1 ч. 5 ст. 5, Федеральными Государственными органами, органами власти РФ и
органами
местного самоуправления создаются необходимые условия для:
-
получения без дискриминации качественного образования;
-
коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
-
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов
и наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия.
Эти
условия должны в максимальной степени способствовать получению образования
определенного
уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ,
в том
числе посредством организации инклюзивного образования (определение
инклюзивного
18
19
образования
дается согласно Закону № 273-ФЗ, под инклюзивным образованием понимается
обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (п.27 ст.2).
Важным
федеральным документом в области образования детей-инвалидов является
государственной
программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы,
утвержденная
Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. Программа
определяет,
что одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать
создание
условий для предоставления детям- инвалидам с учетом особенностей их
психофизического
развития равного доступа к качественному образованию в
общеобразовательных
и других образовательных учреждениях, реализующих
образовательные
программы общего образования (обычные образовательные учреждения), и с
учетом
заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Большую
важность для развития лиц с ОВЗ имеют выше перечисленные документы:
-
Указ Президента РФ от 21.08.2012 N1201 (ред. от 20.12.2016) «О Комиссии при
Президенте
Российской
Федерации по делам инвалидов» (вместе с «Положением о Комиссии при
Президенте
Российской Федерации по делам инвалидов»)
-
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N544H (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении
профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)»
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N30550)
-
Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N1297 (ред. от 21.07.2017) «Об
утверждении
государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на
2011-2020
годы»
-
Постановление Правительства РФ от 24.01.2017 N68 «О внесении изменений в
государственную
программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011- 2020
годы».
-
«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период
до
2018
года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015)
-
Приказ Росстата от 10.08.2016 N409 (ред. от 19.08.2016) «Об утверждении
статистического
инструментария
для организации Министерством образования и науки Российской
Федерации
федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
профессиональным
программам, и организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по основным программам профессионального
обучения».
Строки 06-10 заполняются аналогично строкам
01-05
по отдельным группам, сформированным для обучения лиц с ограниченными
возможностями
здоровья по адаптированным образовательным программам (при наличии
таких
групп).
Указом
Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в
интересах
детей на 2012-2017 годы», в которой подчеркивается, что в Российской Федерации
во
всех
случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к
уязвимым
категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми,
позволяющие
преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и
полноценной
интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление
правовых
механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями
здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне
дошкольного,
общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
Следует
уточнить, что система нормативно-правового регламентирования деятельности
образовательной
организации находится в постоянном изменении и уточнении. Часть
нормативных,
правовых регламентов отменены, другие находятся на этапе доработки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.