Нормативно-правовое регулирование кассовых операций
Ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
1-й уровень: законодательные акты, указы и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов Донецкой Народной Республики.
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Финансово-хозяйственная деятельность в Донецкой Народной Республике осуществляется на основе законодательных и нормативных актов:
1) Конституции Донецкой Народной Республики;
2) Закона Донецкой Народной Республики«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
3) Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе»;
4) нормативных правовых актов Совета Министров Донецкой Народной Республики;
5) нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти и Совета Министров Донецкой Народной Республики;
6) решений о местном бюджете;
7) решений органов местного самоуправления.
Отечественная система бухгалтерского учета характеризуется государственной формой управления и регулирования.
Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Донецкой Народной Республики определяются Законом Донецкой Народной Республики «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Этот Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется с целью установления единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской и финансовой отчетности, а также создания правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Функции государственного регулирования учетной системы Донецкой Народной Республики реализуются через систему органов государственной власти и государственного управления.
Правлением Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики установлен порядок осуществления кассовой работы. Постановлением ЦРБ №184 от 30 декабря 2015 года «Об утверждении Правил организации кассовой работы Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики» вводятся в действие Правила, которые устанавливают порядок ведения ЦРБ кассовых операций, а также регулируют взаимоотношения по вопросам проведения таких кассовых операций:
· прием через кассы Центрального Республиканского Банка наличных денежных средств от клиентов для зачисления на их собственные счета, на счета других юридических и физических лиц, на соответствующие счета ЦРБ;
· выдача наличных денежных средств клиентам с их счетов через кассы Центрального Республиканского Банка;
· прием от физических лиц, не имеющих текущего счета, наличных денежных средств для осуществления переводов и выплата физическим лицам, не имеющим текущего счета, сумм переводов в наличной форме через кассы ЦРБ;
· выдача наличных денежных средств через кассы Центрального Республиканского Банка для осуществления социальных выплат физическим лицам (пенсии, пособия, другое);
· прием и выдача наличных денежных средств по внутренним операциям ЦРБ, а также операциям, осуществляемым между подразделениями Центрального Республиканского Банка;
· прием и выдача ценностей, которые учитываются на внебалансовых счетах ЦРБ.
14 июля 2015г Центральным Республиканским Банком принято постановление №24 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления кассовых операций финансовыми учреждениями Донецкой Народной Республики». Вышеназванная Инструкция устанавливает порядок оформления и проведения кассовых операций, порядок подкрепления наличной валютой обособленных подразделений и сбор наличной валюты у обособленных подразделений финансовыми учреждениями, а также порядок оформления кассовых ордеров.
Постановлением ЦРБ № 106 от 12.10.2015«Об утверждении Временного порядка установления лимита остатка наличных денежных средств в кассе и ограничений на суммы наличных расчётов» лимит остатка наличных в кассе предприятия устанавливается в 20 тысяч рублей. Увеличить лимит можно по согласованию с банком, для чего в ваше отделение нужно предоставить расчет по установленной форме. Ограничение распространяется только на юридических лиц.
Министерством финансов утвержден лимит остатка наличных денежных средств в кассах всех органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц государственной и коммунальной форм собственности, бюджетным учреждениям, юридическим лицам, финансируемым полностью или частично за счет бюджетов всех уровней в сумме десяти тысяч гривен.
Сверхлимитные остатки, а также все поступления наличных денежных средств (выручка, возврат неиспользованных авансов и пр.) должны сдаваться для зачисления на текущие счета в ЦРБ.
Приказ «Об утверждении инструкции по заполнению платежных поручений» №13 от 22.01.2015г. Данным приказом утверждена Инструкция по заполнению платежных поручений при расходовании средств участниками бюджетного процесса. Разъяснения по вопросам применения Инструкции уполномочен давать Департамент казначейства Министерства финансов ДНР.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.