НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
По сравнению с большинством зарубежных стран в России корпоративная социальная ответственность является добровольной и не закреплена на законодательном уровне. Тем не менее, существует ряд документов, которые регламентируют и характеризуют социальную ответственность российских компаний:
- Кодекс предпринимательской этики «12 принципов ведения дел в России»;
- Меморандум о принципах КСО;
- Социальная хартия российского бизнеса;
- Базовые индикаторы результативности;
- Глобальный договор ООН.
Торгово-промышленная палата РФ в 1998 году разработала Российский кодекс предпринимательской этики «12 принципов ведения дел в России», основанный на выработанных российскими предпринимателями еще в 1912 году семи принципах ведения дел. В Кодексе прописаны такие постулаты как: «Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли», «Конкурируй достойно», «Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти», «При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе» и другие.
Ассоциацией менеджеров в октябре 2006 года был принят Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности. В этом документе приведено определение «корпоративной социальной ответственности», в котором обозначается ряд обязательств, добровольно принимаемых компаниями: развитие персонала, добросовестная деловая практика, охрана здоровья, безопасные условия труда, природоохранная деятельность, поощрение волонтерства и благотворительности и другое. Также в Меморандуме отражены основные направления развития и принципы КСО, показана роль бизнеса в общественном развитии.
Социальная хартия российского бизнеса была принята впервые в 2004 году, в новой редакции 2007 года – в 2008 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Данный документ состоит из двух частей, первая из которых отражает принципы ответственности деловой практики, а вторая – механизмы присоединения и участия. К Социальной хартии присоединились 257 организаций, включая компании, отраслевые и региональные объединения бизнеса и другие НКО, с общей численностью более шести миллионов работников. Социальная хартия признана организациями бизнеса и соответствует документам, принятым на международном уровне. Есть положительное заключение ООН – официальное признание ее соответствия Глобальному договору ООН.
Также в 2008 году РСПП разработаны «Базовые индикаторы результативности». Базовые индикаторы, отраженные в документе, рекомендованы для подготовки нефинансовых отчетов компаний, а также для контроля, оценки и мониторинга ключевых показателей деятельности компаний. Данные индикаторы разработаны с учетом практик российских и международных компаний, российского законодательства и международных стандартов. Документ состоит из двух разделов: в первом разделе дается общее представление о базовых индикаторах результативности, во втором – описываются, непосредственно, сами базовые индикаторы, показатели результативности. В документе представлено 48 индикаторов, отражающих экономическую (8 индикаторов), социальную (22 индикатора) и экологическую (18 индикаторов) направленность.
Глобальный договор ООН – это добровольная международная инициатива, которая поощряет компании разрабатывать как экологически, так и социально ориентированные мероприятия, а также побуждает вести отчетность о результатах своей деятельности в этих сферах. Глобальный договор содержит десять принципов, затрагивающих четыре области: трудовые отношения, права человека, противодействие коррупции и охрана окружающей среды. Данный договор не является нормативной базой, в основу положены требования публичной отчетности и прозрачности. На сегодняшний день к Глобальному договору присоединилось более 3000 компаний разных стран мира, включая отечественные организации.
Участие в Глобальном договоре предоставляет компаниям много возможностей. В их числе:
– демонстрация лидирующей позиции корпорации по вопросу развития всеобщих принципов социального равенства и социальной ответственности бизнеса, в целях формирования устойчивой и открытой глобальной экономики;
– участие в разработке практических мер, направленных на решение существующих проблем глобализации, на повышение социальной ответственности бизнеса, на обеспечение устойчивого развития в рамках многостороннего сотрудничества;
– управление рисками, за счет реализации активной позиции по наиболее острым проблемам;
– участие в широком спектре программ и мероприятий ООН с участием правительств стран, представителей деловых кругов, организаций труда, неправительственных организаций, других заинтересованных сторон;
– обмен опытом;
– совершенствование методов корпоративного управления/систем управления брэндами, укрепление дисциплины сотрудников, повышение производительности труда и эффективности производства;
– получение доступа к обширным знаниям Организации Объединенных Наций в вопросах развития и к ее практической деятельности по всему миру.
Принципы Глобального договора получили всеобщее одобрение, поскольку они основаны на следующих международных актах:
– Всеобщей Декларации прав человека;
– Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда;
– Декларации по окружающей среде и развитию (Декларации Рио);
– Конвенции ООН о борьбе против коррупции.
Договор призывает лидеров деловых кругов, поддержать, и руководствоваться на практике в сфере своей деятельности десятью принципами в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции.
Права человека:
1. предпринимательские круги должны оказывать поддержку и соблюдение прав человека, провозглашенных международным сообществом;
2. обеспечить свою непричастность к нарушениям прав человека.
Трудовые отношения:
3. предпринимательские круги должны поддерживать свободу
ассоциаций и признание на деле права на заключение коллективных договоров;
4. выступать за уничтожение всех форм принудительного труда;
5. выступать за полное искоренение детского труда;
6. выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
Охрана окружающей среды:
7. деловые круги должны способствовать предупреждению негативных
воздействий на окружающую среду;
8. предпринимать инициативы направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;
9. содействовать развитию и распространению экологически чистых технологий.
Противодействие коррупции: 10. Противодействовать коррупции во всех ее формах, включая вымогательство и взяточничество.
Продвижение принципов корпоративной социальной ответственности и укрепление делового сотрудничества во имя развития на основе 10 принципов Глобального договора - приоритетные направления работы ООН в России.
В России в 2011–2013 годах появилось несколько важных документов, имеющих отношение к ответственной деловой практике. Принят новый стандарт ГОСТ Р ИСО 26000:2012 по техническому регулированию и метрологии 29 ноября 2012 г. № 1611-ст. Стандарт введён в действие 15 марта 2013 года Документ идентичен международному стандарту ISO 26000:2010 Guidance on Social Responsibility и нацеливает на интеграцию принципов социальной ответственности (прозрачность, подотчётность, этичность поведения и пр.) в бизнес-процессы во всех областях деятельности и на всех уровнях управления. В помощь компаниям разработан методический инструмент – Рекомендации РСПП по проведению самооценки на предмет соответствия принципам, содержащимся в российском Стандарте.
Рекомендации утверждены Бюро Правления РСПП в декабре 2011 года. В результате его применения компании могут дать обоснованный ответ на вопрос о соответствии представлений компании в области социальной ответственности признанным в мире концепциям; определить «области развития»; уточнить содержание и форматы коммуникации о стратегии и практике социальной ответственности для заинтересованных сторон.
21 марта 2014 года советом директоров Банка России одобрена новая редакция Кодекса корпоративного управления, «рекомендуемого к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам». Документ носит рекомендательный характер, однако, по сообщению прессы, для госкомпаний планируется сделать его обязательным; остальные компании должны будут соблюдать лишь некоторые положения Кодекса после листинга ценных бумаг. По сообщению газеты «Коммерсант», «сейчас в России свыше 250 эмитентов акций и более 300 эмитентов облигаций», которых в первую очередь коснутся нововведения.
Однако, по мнению комментаторов новой редакции Кодекса, в целях повышения качества управления он может представлять интерес для любых акционерных обществ и даже обществ с ограниченной ответственностью. Не исключено также, что часть рекомендаций после апробации будет перенесена в законодательство и превратится в обязательные требования. Проверять соблюдение нового Кодекса ЦБ планирует на основе годовых отчётов компаний за 2015 год, иные виды отчётности или информации в документе не упоминаются.
Перспективы введения обязательной нефинансовой отчётности для российских компаний пока не очевидны. Однако эта тема обсуждается, тем самым она включена в современную повестку. Прежде всего, речь идёт о компаниях с государственным участием.
Почти одновременно с этим Минэкономразвития России приступило к разработке Концепции развития публичной нефинансовой отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (период до 2020 года).
Проект Концепции был подготовлен, проходил активное обсуждение в экспертной среде в 2012–2014 годах. Его принятие могло бы стимулировать повышение информационной открытости и ответственности компаний, что, собственно, и обозначалось в качестве главной цели принятия Концепции.
Кроме того, это способствовало бы лучшему пониманию вклада компаний в развитие страны путём раскрытия комплексной информации об экономических, социальных и экологических результатах деятельности, об оказываемом воздействии на общество и окружающую среду. Предусматривались три этапа реализации с постепенным расширением состава компаний, на которых должны распространяться требования подготовки и публикации публичной нефинансовой отчётности. Документ был представлен в Правительство РФ, но к началу 2016 года он не утверждён, работа над ним продолжается.
Одним из направлений правового регулирования социальной ответственности бизнеса со стороны государства стало ее нормативное закрепление в региональных законах, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства. Как правило, это касается механизма социального партнерства в регионе и благотворительной политики.
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что регулирование КСО происходит как на внутрикорпоративном уровне, так и государственном.
Развитие корпоративной социальной политики в России неразрывно вязано с государственной организацией и координацией данного процесса. Самая важная и основная функция государственной власти – разработка и внедрение законодательных основ и механизмов интеграции принципов корпоративной социальной ответственности в российскую практику. Не смотря на то, что некоторые региональные власти пытаются закрепить на законодательном уровне социально ответственное поведение компаний, основой регулирования КСО остается нефинансовая отчетность компаний.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. Национальный стандарт российской федерации. Дата введения 2013-03-15.
2. Бабич, А.М. Корпоративная социальная ответственность и социальное развитие предприятий : учебное пособие / А.М. Бабич, А.А. Попков, О.Н. Слоботчиков. – Москва : Институт мировых цивилизаций, 2018. – 296 c.
3. Григорян, Е.С. Корпоративная социальная ответственность : учебник / Е.С. Григорян, И.А. Юрасов. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К, 2019. – 248 c.
4. Корпоративная социальная ответственность: учебник / коллектив авторов; под ред. И.Ю. Беляевй, М.А. Эскиндарова. М.: Кнорус, 2016. - 316 с.
5. Корпоративная социальная ответственность : учебник и практикум / Э.М. Коротков [и др.] ; под ред. Э.М. Короткова. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 429 с.
6. Кузьмичева, С. Ю. Корпоративная социальная ответственность: основные принципы и формы // Молодой ученый. – 2019. – №10. – С. 118-121.
7. Фешкин А.В. Роль корпоративной социальной ответственности в развитии социальной консолидации в регионе / А.В. Фешкин, Ю.В. Заварзина // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: сб. науч. трудов. ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2019. С. 126-131.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.