Современная педагогическая деятельность на уроках английского языка
Оценка 4.8

Современная педагогическая деятельность на уроках английского языка

Оценка 4.8
Документация
docx
08.10.2021
Современная педагогическая деятельность на уроках английского языка
Материал предназначен для выступления на заседаниях школьного МО учителей английского языка
Современный урок английского языка в рамках реализации новых государственных стандартов.docx

 Современные подходы к организации образовательной деятельности на уроках английского языка

 

«Цель обучения ребёнка состоит 
в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи

учителя» 
Кин Хаббард

 

Основной стратегией обучения иностранным языкам в современной школе является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей.

Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

 

Стандарты  нового  поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2. Развитие личности учащихся.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

 

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1. Предметные результаты.

2. Личностные результаты, такие как:

— формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;

— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

— стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

— толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

3. Метапредметные результаты включают в себя:

— развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;

— умение четко определять области знаемого и незнаемого;

— умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

— осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

Новые  ГОС  наряду с результатами учебного процесса предполагают также:

— социализацию;

 расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;

— освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

— формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым.  Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

 

Формирование универсальных учебных действий

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка — организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.

 

Требования к современного уроку в условиях стандарта второго поколения

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку:

— четкое формулирование цели;

— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

— выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,

— урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

— учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

— создание условий успешного учения учащихся.

 

Как подготовить современный урок

 Как же построить  современный  урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями,  но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

.

Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:

·         Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

·         Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке,  например, индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения.

·         Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

·         Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Требования ГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.  Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ и устных ответов.

·         Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

·         Продумать форму подведения итогов урока.

Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

 

От конспекта урока к технологической карте

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты

включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества;
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

 

Познава-
тельная

Коммуника-
тивная

Регуля-
тивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Модели-
рование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструи-
рование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

.

Наиболее эффективные формы, методы, средства обучения на уроках английского языка в условиях перехода на ГОС

Формы обучения

  1. Урок с использованием деятельностного способа обучения
  2. Практикум
  3. Исследования
  4. Конференции
  5. Семинары
  6. Дискуссии
  7. Интеллектуальные, деловые и ролевые игры

Методы обучения

  1. Проблемное изложение
  2. Словесно-наглядный
  3. Исследовательский

Формы деятельности

  1. Групповая
  2. Коллективная

Средства обучения

  1. Общеучебное интерактивное оборудование (интерактивная доска)
  2. Современные УМК с электронными учебниками и интерактивные пособия
  3. Цифровые и электронные образовательные ресурсы .

Одной из форм современного урока английского языка являются нестандартные уроки.

Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки — это всегда праздники, когда все учащиеся активны, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

 Внимание учителя  сосредоточено на развитии у учащихся умения обучаться, он пытается создавать на уроке такую образовательную среду, в ходе которой ученики не усваивают готовые правила и определения, а сами активно добывают знания.

Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать сверстники или учитель. Ученик понимает, осознаёт, добавляет или аргументирует свои идеи. Диалогическая беседа в обучении не является односторонним процессом, а, наоборот, взаимным процессом, которое проходит в двух направлениях и на этой основе обучение ученика продвигается вперёд. Процесс говорения очень важен для учащихся и учителя. Ученик понимает, осознаёт, добавляет или аргументирует свои идеи. В свою очередь, учителю открываются возможности зондирования почвы - знаний, которыми обладает ученик.

«Беседа является неотъемлемой частью обучения учеников», различают 3 вида типа беседы, в которую вовлечены субъекты: 
1.Беседа-дебаты 
2.Исследовательскаябеседа 
3.Кумулятивная беседа. 

Меньше всего пользы от диалога получит ученик, занявший позицию «молчаливого отсиживания».

Так, на уроках, объединяя учащихся в пары и группы, учитель наблюдает за своими учениками, и напрашивается   вывод,  что есть тихие учащиеся, которым комфортнее работать в паре или в группе с учениками с таким же способностями как и у них, здесь они раскрепощаются не и стесняются говорить, вести диалог, аргументировать, не пытаются отсидеться, а добросовестно выполняют все поставленные задачи.

Для работы над новым материалом можно  применить  в обучении диалогическую беседу и использовать  такие стратегии как:

-Прием«Тонкие» и «толстые» вопросы.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если  используется  этот прием на стадии опроса ученика, то это будут вопросы, на которые  учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее  записываются  на доске ряд вопросов и  учащиеся  (индивидуально или в группах) пробуют  на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

В конце урока можно  применить  различные стратегии для получения обратной связи такие как: «Синквейн»

Слово синквейн происходит от французского «пять», например:

Nature                                                                   

Living Non living

Grow Clean Help

Make our life better.

The world.

Сегодня  хочется  познакомить вас с совершенно новой технолог, интересным методическим  приемом  – лэпбук. Что же такое лэпбук?

     Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки. Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: 1 целеполагание (выбор темы) 2 разработка лэпбука (составление плана) 3 выполнение (практическая часть) 4 подведение итогов Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

    В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях

Чем интересен  данный подход?

       Во-первых,  Лэпбук помогает учащемуся по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

       Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время учащийся просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

       В-третьих, учащийся самостоятельно собирает и организовывает  информацию.

       В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (одним– кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим учащимся – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

       В результате данной культурной практики у учащихся развиваются универсальные умения, такие как :

 -  умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

 - распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

   Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации .

   Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
 

Заключение

Так что же такое современный урок в рамках ГОС?

Ответов много, современный урок — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.

 

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.  Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Новизна современного  образования  требует личностного начала учителя, которое позволяет  давать  урок, развивая понимание  знаний, умений, навыков.

.

 

 

.

 

.

 

 

 

 

 

 

.

.

 

.

 

 

    



  

  

 


 

Современные подходы к организации образовательной деятельности на уроках английского языка «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

Современные подходы к организации образовательной деятельности на уроках английского языка «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач

Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса

Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса

УУД. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ и устных ответов

УУД. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ и устных ответов

Основные этапы организации учебной деятельности

Основные этапы организации учебной деятельности

Конструи- рование нового способа действия

Конструи- рование нового способа действия

Формы обучения Урок с использованием деятельностного способа обучения

Формы обучения Урок с использованием деятельностного способа обучения

Для работы над новым материалом можно применить в обучении диалогическую беседу и использовать такие стратегии как: -Прием«

Для работы над новым материалом можно применить в обучении диалогическую беседу и использовать такие стратегии как: -Прием«

Это книга, которую учащийся собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы

Это книга, которую учащийся собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021