Гармоническое, всестороннее развитие деятельности
человеческого организма должно составлять общую
цель воспитания и образования. Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт
Нормативное правовое урегулирование образовательного процесса
Светлана Ивановна Моренко, старший преподаватель кафедры информационных и здоровьесберегающих технологий РГБУ ДПО «КЧРИПКРО»
2020 год
Каковы, на Ваш взгляд,
источники регулирования жизни в обществе?
Право
Источники
Мораль
письменные документы, в которых правотворческие органы закрепляют нормы
права
обычаи и традиции
Основными источниками права признаются:
- нормативно-правовые акты,
- судебные прецеденты,
- нормативные договоры,
- правовые обычаи.
В системе образовательного права
действуют два вида источников права:
нормативно-правовой акт и нормативный договор
Нормативно-правовой акт
представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права
Как Вы думаете, нужно ли специалисту знать иерархию нормативных актов?
ДА НЕТ
ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Законы Подзаконные акты
Конституция
Федеральный конституционный закон
Федеральный закон
Закон субъекта Федерации
Указы и распоряжения Президента
Постановления и распоряжения Правительства
Инструкции, приказы Министерств и ведомств
Акты местных органов государственной власти
Акты местных органов государственного управления
Применяемые в сфере образовательного права нормативно- правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
По юридической силе акты выстроены в следующую иерархию
Акты муниципальных органов
Локальные нормативные акты
В случае возникновения правовой проблемы, следует выстраивать тематическую иерархию нормативных актов, начиная, с Конституции и закона «Об образовании» и заканчивая подзаконными актами местного самоуправления и локальными актами.
Подзаконные акты и законы субъектов
(по вопросам федеральной и общей компетенции) не могут противоречить федеральным законам, Конституции РФ и международным договорам.
КЕЙС №1
В образовательную организацию поступило Положение о проведении Всероссийских соревнований среди школьников, утвержденное Всероссийской федерацией по виду спорта и местными органами власти регулирующими область физической культуры и спорта в регионе.
Условия: ноябрь 2020, всё бесплатно, хорошие призы.
Ваши действия?
Основное содержание важнейших нормативных актов в области образования:
• Федеральный закон «Об образовании»
закрепляет основную архитектуру системы образования, устанавливает нормативные требования к образовательным институтам, полномочия органов управления всех уровней, регламентирует финансово-экономическую
деятельность и социальные гарантии работникам сферы образования.
• Региональные законы об образовании
определяют особенности порядка создания, реорганизации, ликвидации и
финансирования образовательных учреждений, разрабатывают и реализовывают республиканские, региональные программы развития образования, определяют местные налоги и сборы на нужды образования, республиканские, региональные нормативы финансирования образования и др.
Основное содержание важнейших нормативных актов в области образования
• Указы Президента Российской Федерации
оперативно решают вопросы, связанные с установлением размеров стипендий и
предоставлением льгот студентам и аспирантам, закреплением мер социальной защиты работников образовательных учреждений, определением правового статуса отдельных видов образовательных учреждений, и другие вопросы.
• Акты Правительства
принимаются по всем вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере
образования: порядок присвоения ученых степеней и званий, размеры и порядок оплаты труда работникам образовательных учреждений, утверждение Типовых положение об образовательных учреждениях.
Основное содержание важнейших нормативных актов в области образования
• Приказы, письма, инструкции, разъяснения, решения Коллегии Министерства образования и науки РФ
– устанавливают нормы, регулирующие собственные отношения Министерства, своих органов, образовательных учреждений с гражданами, иными учреждениями, организациями, не входящими в систему Министерства. Такие акты принято называть общеобязательными и все они подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ.
• Акты органов исполнительной власти субъектов РФ
- нормы, закрепляющие республиканские, региональные нормативы финансирования образования, дополнительные к федеральным льготы обучающимся и работникам образовательных учреждений, дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части строительных норм и санитарных правил и по другим вопросам.
Основное содержание важнейших нормативных актов в области образования
• Акты органов местного самоуправления
могут осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений собственности в системе образования, устанавливать дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие
образования, местные нормативы финансирования системы образования, утверждать местные
бюджеты расходов на образование
• Локальные нормативно-правовые акты образовательных учреждений
имеют возможность конкретизировать и дополнить нормы законов, указов Президента РФ, нормативно-правовых актов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления применительно к собственной специфике, особенностям его
педагогической и иной деятельности в сфере образования.
Правовые способы действия
• Дозволение – предоставление субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник школы имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).
• Обязывание - возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, директор школы обязан принять в первый класс всех детей).
• Запрещение - необходимость воздержания от конкретных действий, пассивное поведение (например, не может работать педагогом человек….).
ДОЗВОЛЕНО ВСЕ, КРОМЕ ТОГО, ЧТО ПРЯМО ЗАПРЕЩЕНО!
Образовательные правоотношения
• В образовательном правоотношении
управомоченная сторона всегда представлена физическим лицом, реализующим свое субъективное право на образование правообязанной стороной всегда является образовательная организация
• Освоение образовательной программы
предлагаемой правообязанной стороной,
возможно только при условии активного и ответственного участия в образовательном процессе обучающегося (при возможном содействии его родителей или законных представителей), то есть реализации им как управомоченной стороной правомерного
должного поведения
Весь нормативный материал компонуется в:
- «профилирующие, базовые» отрасли права - конституционное, административное, гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуально;
- «специальные отрасли» - трудовое, земельное, финансовое и т.д.;
- «комплексные отрасли» - маркетинговое, банковское, конкурсное, страховое, приватизационное, избирательное, лицензионное, бюджетное, горное, образовательное, спортивное право и иные отрасли права
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Наименование вида |
За что наступает |
Кто возлагает |
В каких формах реализуется |
Материальная |
За ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации |
Администрация предприятия, учреждения, организации |
Штраф |
Дисциплинарная |
За дисциплинарные проступки (правонарушения) |
Уполномоченное на то лицо |
Замечание, выговор, увольнение + специальные формы (предупреждение и пр.), предусмотренные для отдельных категорий работников. |
Гражданско-правовая |
За гражданские проступки (правонарушения) |
Суд, административный орган |
Полное возмещение вреда, штраф |
Административная |
За административные проступки (правонарушения) |
Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д. |
Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест и т. п. |
Уголовная |
За преступления |
Суд |
Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п. |
Кейс №2
С иском к общеобразовательной школе в суд обратилась мама ученика 6-го класса, который во время
соревнований получил в результате внезапно возникшей драки сотрясение мозга и перелом переносицы со
смещением костей.
В связи с травмами, полученными в начале учебного года Ученик не посещал школу до конца учебного года и находился на стационарном лечении, санаторном лечении и дома, на домашнем обучении, далее родители перевели Ученика в другую школу.
В исковом заявлении, мама ученика Г. сформулировала для суда два требования:
(1) взыскать со школы стоимость затрат семьи на лечение, санаторий, лекарства, приглашения репетиторов – не педагогов школы и приглашения сиделки на общую сумму 72 653 рубля;
(2) взыскать со школы компенсацию морального вреда в виде нравственных страданий, причиненных ей
описанными выше событиями в размере 50 000 рублей. Квитанции, чеки, билеты и расписки,
свидетельствующие об оплате понесенных расходов, связанных с восстановлением здоровья ребенка, истец представила.
ВЫЯВИТЕ И СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ПРОИСШЕСТВИЕМ В
ШКОЛЕ
КАКИЕ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ???
При рассмотрении дела судом выяснились некоторые обстоятельства: инициатором драки явился сам пострадавший.
Мальчик неуравновешенный, агрессивный, подвижный, занимался в спортивной секции «Регби». Сначала сам затеял опасную игру («бросить монетку на пол – кто первый схватит») с одноклассниками, во время игры ударился головой в живот ученика 8-го класса В., не принимавшего участия в игре, стоявшего рядом и беседовавшего с девочкой из 8-го класса. После того, как В. оттолкнул его, Г., разгоряченный игрой, ударил В. по уху.
Во время драки присутствовал дежурный учитель, которая находилась в другом конце коридора и не могла
предотвратить драку.
В акте о несчастном случае, в графе «виновное должностное лицо» была указана должность и фамилия дежурного учителя.
Травму ученику Г. нанес прямым сильным ударом в лицо ученик 8-го класса В., состоявший на учете в
детской комнате милиции. Он занимался в секции бокса.
Школа с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на надлежащую организацию надзора за детьми в школе.
В опровержение доводов школы истец представила в суд акт о несчастном случае, где виновным
должностным лицом была записана дежурный учитель.
Суд также получил по судебному запросу в свое распоряжение копию приказа об объявлении дежурному учителю выговора за данное происшествие.
ВАЖНО!!! РУКОВОДИТЕЛЮ КАЧЕСТВЕННО И ОБЪЕКТИВНО ПРОВОДИТЬ ВНУТРИШКОЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ!!!
Ребёнок (учитель, родитель, администратор) должны знать, что даже справедливая самооборона должна быть осторожной, а заслуженная затрещина обидчику может привести к таким последствиям,
от которых не смогут уберечь даже родители: от штрафа до реального тюремного срока.
По материалам с сайта mel.fm , права принадлежат ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686)
МЛАДШЕ 14 ЛЕТ
Возможные последствия
для ребёнка: по большому счёту, никаких, кроме постановки на учёт в полиции для родителей: возмещение ущерба здоровью и имуществу.
Статья 1073 Гражданского кодекса РФ гласит: «За вред, причинённый несовершеннолетним,
не достигшим четырнадцати лет, отвечают его родители».
Ситуация 1.
Соседский мальчик Кирилл бросил в Петю камнем и промахнулся, Петя в ответ тоже бросил в Кирилла камнем и проломил ему голову. По закону, на родителей Пети возлагаются все затраты, связанные
с лечением Кирилла, компенсация морального вреда и другие подобные вещи.
Какой может быть сумма возмещения? Очень разной — всё зависит от тяжести ущерба, выбранного способа лечения, аргументов юриста и даже от должности и связей родителей Кирилла.
По материалам с сайта mel.fm , права принадлежат ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686)
ОТ 14 ДО 16 ЛЕТ
Возможные последствия:
Для ребёнка: возмещение ущерба/штраф/ частичная уголовная ответственность.
Для родителей: возмещение ущерба/штраф.
С 14 лет у ребёнка уже появляются трудовые и имущественные права, но чаще всего, школьники в этом возрасте не имеют официального трудоустройства и материальная ответственность всё равно ложится на родителей.
С 14 лет ребёнок может нести уголовную ответственность, и речь не только об убийстве (ст. 105 УК РФ).
В 14 лет ребёнок может оказаться в колонии за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) или за умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести (ст. 112 УК РФ).
К тяжкому вреду относят опасность для жизни человека, потерю возможности двигаться или органа (в том числе,
органа чувств).
Чтобы вред считался средней степени тяжести, достаточно, чтобы пострадавший пробыл в больнице более 21 дня.
Пример: двое школьников 14 и 13 лет подрались в детском лагере под Челябинском. В результате в отношении 14- летнего подростка было возбуждено уголовное дело по 111 статье. Максимальное наказание — восемь лет лишения свободы.
По аналогичной статье вот уже два года судят школьника из Сургута, который подрался со сверстником. В результате подростку грозит реальный тюремный срок.
По материалам с сайта mel.fm , права принадлежат ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686)
СТАРШЕ 16 ЛЕТ
Возможные последствия:
Для ребёнка: возмещение ущерба/ штраф/полная уголовная ответственность. Для родителей: возмещение ущерба/штраф.
С 16 лет ребёнок несёт полную уголовную ответственность. А значит, кроме описанных выше статей, появляется ответственность за умышленное причинение лёгкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) и побои (ст. 116 УК РФ),
за которые можно лишиться свободы на два года.
Побоями, считаются любые насильственные действия, причинившие физическую боль, даже если от самого
воздействия не осталось каких-то следов. Конечно, на деле из-за фингала под глазом уголовные дела возбуждают не так часто, а в качестве наказания несовершеннолетним чаще всего назначают штраф, а не лишение свободы.
Но всё же бывают и исключения.
Пример : за избиение одноклассницы 16-летней девочке грозит четыре месяца ареста. Важно, что в данном случае ущерб был классифицирован именно как «умышленное причинение лёгкого вреда здоровью».
По материалам с сайта mel.fm , права принадлежат ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
«Образовательно-трудовая» ответственность педагогических работников предусматривается п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании».
К числу оснований для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения (причем, без согласия профсоюза педагогических работников) законодатель относит:
Назовите???
1
2
3
1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или
токсического опьянения
Образовательно-дисциплинарная и трудовая ответственность к педагогическим работникам общеобразовательного учреждения (учителям школы) и высшей школы (профессорско-преподавательскому составу вуза) наступает за:
- повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
- применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий;
- некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;
- недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;
- несоблюдение |
требований |
техники |
безопасности |
и |
|
охраны труда, |
производственной |
санитарии, |
гигиены, |
противопожарной |
|
и |
экологической |
безопасности. |
|
|
|
|
|
|
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
(предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым)
Гражданско-правовая ответственность (ГПО) характеризуется имущественным характером санкций, которые применяются в пользу потерпевшего.
Договорная - устанавливаемая соглашением сторон договора;
Внедоговорная – за причинение вреда имуществу, жизни, здоровью гражданина, и за причинение морального вреда.
Пример: педагогический работник допускает нарушение образовательных или иных прав и законных интересов обучающемуся (унижение чести и достоинства,
оскорбление и т.д.), то налицо, помимо прочего, причинение ему морального ущерба
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей (в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами)
на работника возложена:
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную,
коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
КАКИЕ НОРМЫ ПРАВА РЕГУЛИРУЮТ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ?
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Козырин, А. Н., Трошкина, Т. Н. Образовательное право России [Текст] : учебник и практикум : в 2 кн. /
А. Н. Козырин, Т. Н. Трошкина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — (Учебники Высшей школы экономики). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-1186-2. Кн. 1: учебник. — 799, [1] с. — ISBN 978-5-7598-1934-9 (в пер.). — ISBN 978-5-7598-1878-6 (e-book).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция)
Буянова М. О. - Спортивное право. Общая теория. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 154с. - ISBN: 978-5-534-10052-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sportivnoe-pravo-obschaya-teoriya-429166
Алексеев, С.В. Спортивное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и
«Физическая культура» / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2017. — 927 с. -(Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-02864-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028665
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.