Нормы речевого развития младших школьников.
Речь (интонация). Предложения (дыхание).
К началу обучения в школе у ребенка происходит полное становления речи. Нормой считается точная логичная и правильная речь. Ребенок пользуется распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями (использует союзы и, а, но, потому что, чтобы и т. д.). Пересказ, рассказ = 40-50 предложений. В предложении количество слов до 17.
Ребенок правильно пользуется интонацией. Интонация важна для восприятия и понимания сложных предложений. Еще стоит обратить внимания на дыхания ребенка: длинное предложение нельзя сказать, поверхностным, ключичным дыханием. Для произнесения предложения из 12-15 слов ребенку необходимо брюшное дыхание.
Словосочетания (грамматический строй речи).
Ребенок правильно использует грамматические конструкции, правильно спрягает глаголы, склоняет имена существительные, прилагательные, числительные, правильно употребляет наречия, предлоги, сложные союзы, может быть ошибки в использовании причастий и деепричастий.
Слова (лексика).
Ребенок активно пользуется синонимами и антонимами, понимает и подбирает к слову родственные слова. Использует все части речи родного языка (м.б. ошибки в образовании причастий и деепричастий).
Фонематика= звуковой анализ.
Фонематика включает в себя:
- звуковое восприятие (ребенок должен чувствовать разницу гласного и согласного звуков, твердость и мягкость согласного, звонкость и глухость согласного, количество слогов).
-звуковой анализ. Это умения разложить слово мак на звуки м, а, к
-звуковой синтез. Из букв м+а+к составить слово мак 3 звука.
-слоговой анализ. Разделить слово молоко на мо+ло+ко=3 слога.
-слоговой синтез. Из слогов мо+ло+ко= молоко 3 слога.
Звуки.
Звуки и буквы: Звуки мы слышим и говорим.
Буквы мы видим, читаем и пишем.
Речевые патологии встречаются в школе.
· Если у ребенка проблемы только в звукопроизношении, это фонетическое произношения речи. ФНР
· Если ребенок не чувствует и не владеет звуковым анализом и синтезом - это фонематическое недоразвитие речи. ФмНР
· Если у ребенка проблемы в 1 и 2 этапе – это фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ФФНР
· Если у ребенка проблемы в количестве или правильном использовании слов – это лексическое недоразвитие речи. ЛНР
· Если ребенок неправильно строит словосочетания (ошибки в использовании в использовании предлогов и окончаний)- это грамматическое нарушения речи. ГНР
· Если ребенок затрудняется в правильном понимании или построении предложений – это лексико-грамматическое нарушение речи. ЛГНР
· Если у ребенка смазанная речь и нечеткая, но хороший словарный запас. У таких детей поставлены звуки, но не хватает четкости. Эти дети пропускают или заменяют союзы (Папа сказал я шел домой). Этим детям тяжело планировать свое повествования- это общее недоразвитие речи 4 степени. ОНР 4ст легкая степень.
Итог: зная нормы речевого развития и возможные речевые нарушения. Вы всегда можете направить ребенка к логопеду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.