Новые формы работы с родителями –
залог школьной успешности младшего школьника.
Автор: Макарова Елена Владимировна,
учитель начальных классов МАОУ «Школа № 16
г.Благовещенска»
Содержание работы:
I. Актуальность. Обоснование выбора проблемы взаимодействия семьи и школы.
II. Анализ литературы по теме. Раскрытие основных понятий.
III. Обобщение собственного опыта в рамках темы.
IV.Новые формы работы с родителями – залог школьной успешности
младшего школьника.
V. Выводы. Рекомендации для учителей по организации взаимодействия
с родителями.
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Социально-экономическая ситуация, связанная с резкими переменами в жизни людей, делает актуальными проблемы гармоничного развития. Особенно обострились проблемы успешности и психического здоровья детей и подростков в современном обществе.
В современных условиях решающее значение для дальнейшего развития личности имеет школьная успешность, включающая:
- академическую успеваемость и
- положение в группе сверстников (психическое здоровье, комфортность).
Успешность в деятельности и психическое здоровье личности определяется: - индивидуально-психологическими особенностями и
- социальными факторами.
Социальные факторы школьной успешности это: состав и экономическое положения семьи, характер воспитания, условия окружения и события жизни ребенка, программа обучения, мастерство учителя, а так же характер взаимоотношений родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей.
Конечно, каждый учитель хотел бы, чтобы все его ученики были успешны. Но так же все педагоги понимают, что без согласования с семьёй школьные педагогические воздействия теряют всякую силу, способны свести на нет любые педагогические усилия. Ведь какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья. Поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Откровенно говоря, задача это очень непростая.
Несмотря на многочисленные исследования в педагогической науке проблемы «учитель-родитель», современные подходы к ее решению требуют поиска новых форм.
II. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ. РАСКРЫТИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.
В литературе, в интернет-источниках, многочисленных статьях вопросы взаимодействия педагогов и родителей рассматриваются достаточно широко.
Существуют серии методических пособий с подробными рекомендациями по проведению родительских собраний разной тематики.
А вот новые формы работы с родителями предлагаются учителями в основном в форме статей, рефератов и исследовательских работ сети Интернет или публикаций в специальных журналах.
Анализ всех изученных источников позволил обобщить полученные материалы.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Первый шаг при работе с родителями - они должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом. Главное - родители должны видеть в учителе союзника в деле обучения и воспитания их детей – с одной стороны, точно так же как и родители должны стать единомышленниками учителя по этим вопросам – с другой стороны. Это требует от классного руководителя большого терпения, такта, преданности делу и, конечно же, знаний.
Выбирая формы и методы работы с родителями, надо опираться на цели, задачи, направления взаимодействия семьи и школы.
Задачи взаимодействия педагогов с родителями:
1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Направления взаимодействия семьи и школы.
1. Изучение условий семейного воспитания.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся, организация праздников
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.
8. Защита интересов и прав ребенка в трудных семьях.
Только в совместной работе учителя с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.
Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения.
Формы работы с родителями можно разбить на традиционные и «новые», т.е. нетрадиционные. Причем следует отметить условность такого деления. Ведь для одного учителя та или иная форма работы, например, «круглый стол», может быть традиционной, а для другого учителя – новой. В новой, нетрадиционной форме можно провести родительские собрания, которые проводятся всеми учителями испокон веков.
Схема традиционных и нетрадиционных может выглядеть так:
Традиционные: Нетрадиционные
(менее распространенные)
- Родительские собрания - Круглые столы
- Классные и общешкольные конференции - Дискуссии
- Праздники - Психологические разминки
- Лекции - Устные журналы
- Индивидуальные консультации - Родительские тренинги
- Тематические консультации - Практикумы
- Посещения на дому - Родительские вечера
- Открытые уроки - Родительские чтения
- День открытых дверей - Родительские ринги
- Соревнования - Педагогическая мастерская
- Стендовые доклады
К традиционным или нетрадиционным, в зависимости от опыта работы учителя, формам взаимодействия можно так же отнести:
- Выполнение творческих домашних заданий (костюмы, оформительские работы: совместное оформление коллекций, составление альбомов “Моя семья”:…)
- Организация экскурсий (сопровождение, транспорт)
- Взаимодействие в социуме (библиотека и др.)
- Участие в общественных делах (акции)
- Работа с родительским комитетом.
- Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала по различным предметам;
- Привлечение родителей к ремонту, озеленению и благоустройству класса;
- Организация фотовыставок
- Привлечение родителей к оформлению газет, сбору материалов по различным темам.
Первым, основопологающим направлением взаимодействия с родителями является изучение условий семейного воспитания.
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач:
- для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи;
- для понимания истоков и причин сценария развития личности учащегося, в том числе и отклоняющегося развития;
- для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
Методы изучения семей.
Наблюдение.
Подключенное наблюдение (подключение родителей, инспектора ПДН, соц. педагога).
Индивидуальные беседы.
Анкетирование. Тестирование.
Диагностика.
Деловые игры.
Анализ детских рассказов и рисунков.
Естественно, что все учителя начинают свою работу с родителями именно с изучения их запросов к школе, условий семейного воспитания. Так же начинаю строить эту работу и я. А задаваемый ежегодно в рамках изучения родительских запросов к школе вопрос: «Чего вы ждёте от школы?», показывает, как правило, одну и ту же закономерность ответов:
Высокий уровень образования – 1 место
Сохранение психологического и физического здоровья детей - 2 место
Повышение культуры – 3 место
То есть родители хотят видеть своего ребенка высокообразованным, психически здоровым, что предполагает успешность этого ребенка в школе.
«Школьная успешность» - один из составляющих компонентов развития личности в целом. И, способствуя упрочению школьной успешности, педагог тем самым способствует и развитию ребенка как личности.
Упрощенная формула – школьной успешности - это «четверки-пятерки, приемлемое поведение и какая-нибудь общественная нагрузка. Ты успешен, если ты вписался в школьные нормы и правила, и при этом комфортно себя ощущаешь».
Несмотря на некоторую вульгарность формулировки одного из родителей, в ней можно выделить основные составляющие успешности в школе:
- хорошая успеваемость
- общественная активность, возможность самореализации
- хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Какие формы и методы взаимодействия с родителями помогут привлечь их на свою сторону в решении вопроса школьной успешности?
Ответ - такие, когда учитель и родитель выступают союзниками. Это повышает эффективность всей учебно-воспитательной работы, способствует росту школьной успешности школьников.
А когда учитель и родитель становятся союзниками?
Ответ – когда они совместно участвуют в учебно-воспитательной деятельности. Т.е. когда и педагог, и, что очень важно, родители – активны.
Таким образом, как выясняется в ходе всей педагогической деятельности, в ходе обмена опытом с коллегами союзниками, единомышленниками учителя и родителей в деле воспитания и обучения их детей делают в основном активные формы взаимодействия. Из всех предложенных выше в схеме форм работы с родителями, «новые» как раз и являются активными, когда родители выступают равноправными партнерами в учебно-воспитательной работе.
(При использовании традиционных форм родители чаще выступают слушателями.)
III. ОБОБЩЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА В РАМКАХ ТЕМЫ.
В ходе работы над темой были апробированы «новые» формы взаимодействия с родителями или расширены, дополнены «старые»:
Индивидуальные формы работы
Одной из нелюбимых форм взаимодействия с родителями среди педагогов является посещение семьи. Ведь такую форму можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семей. С другой стороны, классный руководитель может лучше узнать условия, в которых живет ребенок, жизненные приоритеты семьи и др. показатели, которые помогут в работе.
В моей практике были случаи, когда после такого неформального общения за кружечкой чая, мы на долгие годы становились и единомышленниками в вопросах обучения и воспитания ребенка и даже друзьями.
Не все родители, особенно «проблемные» благожелательно настроены на такие визиты. Поэтому используя такую форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:
- не приходить в семью без предупреждения, получить согласие родителей
- предупредить о дате, времени и цели посещения
- не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным)
- не вести беседу стоя, у входной двери, в верхней одежде
- нельзя вести беседу в агрессивных тонах
- не поучайте родителей, а советуйте
- желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание.
Соблюдение этих условий если и не сделает вас с родителями друзьями, то по крайней мере не вызовет противостояния.
Индивидуальные консультации. Особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком (особенности здоровья ребёнка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи). Индивидуальная консультация должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации могут быть даны по вскрывшимся проблемам обучения и воспитания конкретных детей. Обсуждение проблем, возникающих у конкретного школьника в процессе учения, необходимо вести с родителем «с глазу на глаз», без участия всех других родителей. Консультация не должна проводиться спонтанно. Педагог должен разработать конкретные рекомендации для родителей.
Для меня «новизна» индивидуальных консультаций в том, чтобы родители не только слушали анализ проблемы и рекомендации, но и сами активно задавали вопросы, анализировали поступки (вовлекать в дискуссию)
Групповые формы взаимодействия.
В моей практике данные формы оказались самыми новыми. Почему то раньше я их никогда не использовала. А оказалось, они имеют очень большой потенциал в плане формирования взаимоотношений среди родителей и педагогов, в формировании родительского коллектива.
На мой взгляд, наименее изученными и применяемыми являются формы группового взаимодействия.
Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:
Например:
Родители – представители родительского комитета
родители-организаторы по интересам;
родители, решающие какие-либо проблемы в классе;
родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
родители, которые воспитывают только девочек или мальчиков;
родители, воспитывающие одного ребенка или наоборот - много детей и. т. д.
Открытием для меня стала работа с группой родителей родительского комитета. «Оказалось», что единомышленников из пяти человек найти легче, чем из 25-ти. И эти 5 человек могут стать проводниками твоих педагогических идей среди остальных 20-ти человек. На заседаниях родительского комитета, например, можно поднять обсуждение неоднозначных, спорных вопросов и проблем. И выработав единый взгляд на проблему, можно предлагать её для обсуждения в классе. Тогда у педагога будет больше сторонников и можно будет «заразить» идеей остальных. Так всегда больной оказывается тема материальной спонсорской помощи родителей. Так я нашла сторонников коллективных выездов на природу, на экскурсии. Так у меня отпала необходимость выяснять причины отсутствия на собраниях некоторых родителей. Работа сданной группой родителей оказалась очень полезной.
Работа с группами родителей–организаторов по интересам тоже оказалась плодотворной. Когда родители на собрании на вопрос «Чем вы можете помочь в организации учебно-воспитательного процесса?» отвечают: «всем чем сможем»,
Это значит, что помогать будут 3-5 человек. А вот когда родители на одном из первых собраний самостоятельно разобьются на группы по интересам, разделят сферы ответственности, организовать взаимодействие с ними проще. Проще организовать видеосъемку мероприятия, проще изготовить костюмы, проще оформить мероприятие.
Из изученного опыта коллег, эффективным показалось деление на творческие микрогруппы родителей: оформители, финансовая группа, видеооператоры, хозяйственная группа, домашняя мастерская, родительский клуб «Калейдоскоп».
Организация групп родителей, имеющих сходные проблемы воспитания, многодетных родителей и других из перечисленных выше тоже вполне может оказаться плодотворной, но в моей практике только намечена к апробации.
Коллективные формы взаимодействия.
Формы совместной деятельности родителей и учащихся
Это коллективные праздники, соревнования, походы, выполнение творческих домашних заданий, совместные с детьми родительские собрании и др. Большую часть таких совместных мероприятий включает в себя внеклассная работа.
В большом социуме как город трудно привлекать родителей к школе. Поэтому многие педагоги находят выход именно через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно организовать совместную деятельность учащихся, родителей и педагогов, собрать их воедино. Именно с ярких, зрелищных мероприятий можно начинать работу по привлечению родителей к сотрудничеству. Именно во внеклассной работе с полной силой могут раскрыться таланты как детей (не связанные с учебой), так и родителей. На таких мероприятиях никто не может почувствовать себя ущербным, каждый может проявить себя по мере своих сил и возможностей. Совместные праздники, соревнования, походы - заряд положительных эмоций, хороший стимул для налаживания дружеских союзнических отношений.
Помимо участия в самих мероприятиях педагогу надо стремиться, как можно активнее привлекать родителей к их подготовке и организации - разработке сценария, оформлению класса, организации игр и конкурсов, подготовке стола, уборке и т.д. На этих мероприятиях родители могут быть активными: Участниками, Организаторами, Тренерами, Болельщиками, Судьями, Ассистентами, Консультантами, Видеооператорами.
Если мероприятие подготовлено качественно, с привлечение родителей, прошло зрелищно, эмоционально, родители и дети получили удовлетворение, родители захотят прийти ещё, захотят чтобы следующее мероприятие прошло не хуже, захотят сотрудничать.
Я люблю проводить классные совместные с родителями мероприятия. Радует, что все большее число родителей принимает в них участие не только в качества зрителей и наблюдателей, но и в качестве генераторов идей и организаторов.
Формы психолого-педагногического просвещения родителей
Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций.
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Классное родительское собрание.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Однако следует с сожалением отметить, что такой эффективный путь налаживания отношений между родителями и школой как родительские собрания используется в массовой школе зачастую для выяснения успехов и недостатков в учении школьников. Причем в действительности дела обстоят таким образом: родители, чьи дети испытывают значительные трудности в обучении, обычно не посещают собраний, поэтому речь учителя по поводу неуспевающего ребенка слушают люди незаинтересованные. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации.
По-новому родительские собрания должны быть организованы так, чтобы
стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Следует отметить, что составной частью, или самостоятельной формой проведения родительских собраний могут быть и такие формы взаимодействия с родителями (в моей практике я использую их как формы проведения родительских собраний или как отдельные элементы собрания):
Дискуссия – обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании. Применяется когда надо обсудить какой-либо спорный момент, проблему. Большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения. Родители выступают активными участниками беседы. После дискуссии необходимо подведение итогов.
Мной были апробированы такие темы дискуссий: Наказания детей. Какими им быть? Друзья детей – друзья или враги?
Выводы родителей – активными участниками обсуждения быть интереснее, чем пассивными слушателями. Шире круг предлагаемых выходов из сложных ситуаций. Время прошло незаметно.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов (психолога, соц.педагога, врача, логопеда, представителей родительской общественности, администрации школы). Эта форма позволяет активно обсуждать любые наболевшие вопросы.
Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. На собраниях практикумах родители пытаются коллективно решить ту или иную поставленную задачу практическим путем.
Обычно родители делятся на группы, которым предлагаются разные «проблемные» ситуации из повседневной жизни детей. Родители совместно вырабатывают наиболее эффективные выходы из ситуации.
При такой форме организации работы практически никто не остается сторонним наблюдателем. Ведь многим приходилось переживать подобные ситуации в жизни, у многих есть опыт в данной ситуации, у многих есть свое видение проблемы. Родители учатся находить практические выходы из различных ситуаций.
Тематические консультации – консультации по значимым для родителей темам, поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Могут проводиться с привлечением специалистов (психолога, логопеда…)
Могу рекомендовать такие темы консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Талантливый ребенок в семье.
Темы подбираются учителем с учетом потребностей родителей, отдельными проблемами в воспитании.
Открытые уроки. Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Такие уроки всегда проходят очень хорошо, нравятся и родителям и детям.
Современной активной формой взаимодействия с родителями являются тренинги. Опыта организации тренингов, или хотя бы присутствия на них, у меня нет. Остановилась я на этой форме взаимодействия с родителями потому, что в настоящее время тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений, как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.
Тренинг – это система тренировок. Это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Для того чтобы эффективность тренинга была высокой, необходимо, чтобы тренинги были регулярными и включали в себя 5-8 занятий. Родительские тренинги, как правило, проводятся психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Я думаю, что у педагога не всегда может хватить компетентности для разработки тренинга.
При разработке тренинга необходимо строго придерживаться технологии проведения тренингов:
1)Сбор и анализ предварительной информации
- Определение стратегических целей и конкретных задач
- Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
2) Подготовка тренинга
- Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений.
- Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.
- Составление поминутного расписания программы тренинга.
3) Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.
4) Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.
Тематика тренингов может быть:
Я и группа: толерантность к себе и другим
Пойми и помоги ребёнку
Кто виноват?
Возрастные кризисы
Родительская любовь
Хорошо зарекомендовали себя в педагогической практике следующие формы работы (которые мной, к сожалению, не апробированы):
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Этапы проведения родительских чтений следующие:
•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют.
- учитель собирает и анализирует информацию;
•определяется список литературы по данному вопросу;
•изучение литературы родителями; использование полученных в них сведений в родительских чтениях.
•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Во время проведения вечеров складывается особая родительская кооперация, общность.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
- Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей (общение на равных)
- Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
- Самостоятельность решения творческих задач
- Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
- Умение работать в команде
Предлагаемые темы занятий:
Рабочее место не только успех, но и здоровье
День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?
Режим дня : за и против
Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка
Умеете ли вы наказывать детей?
Семейные традиции ……….
Информирование родителей
о содержании учебно-воспитательного процесса, о ходе и результатах воспитания и обучения детей чаще всего провожу в форме стендового доклада. «Стендовый доклад представляет собой комбинацию заметного оформления, цветов и сообщений, призванных привлечь и удержать внимание проходящих мимо людей, оставить в их сознании заметный след от представленной в нем информации».
Я создаю информационные листы о программных требованиях по предметам. Привожу результаты учебной деятельности учащихся, их сравнительный анализ. Анализ допускаемых ошибок. Рекомендации. Использование цветов делает доклад более привлекательным и понятным. Наличие рекомендаций – личностно-значимым.
Каждый родитель имеет возможность самостоятельно подойти и изучить состояние дел касательно своего ребенка. Не тратится время на заслушивание индивидуальных проблем всех учеников. Нет травмирующих ситуаций для родителей о неуспехах их детей. Изучив данные об успешности своего ребенка, родитель может сделать соответствующие выводы и почерпнуть рекомендации.
Апробация новых форм взаимодействия с родителями показала, что
- такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого-педагогической литературой по воспитанию детей, познакомить с данными диагностических обследований, дать образцы установок на стиль общения с детьми, позволяют повысить авторитет родителей,
- позволяют погрузить родителей в среду педагогического общения, создать единое образовательное сообщество
- и в качестве побочного результата дает улучшение успеваемости учащихся, т.е. их школьной успешности.
IV. НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ ШКОЛЬНОЙ
УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
В результате работы над темой я смогла значительно расширить круг применяемых в работе с родителями форм взаимодействия. Убедилась в эффективности применения именно активных форм. Смогла найти в лице большинства родителей союзников по всем вопросам обучения и воспитания.
Мной были проанализированы «последствия» привлечения родителей к активному взаимодействию с педагогом. (Формы такого вовлечения приведу ниже). Во всех без исключения случаях это благотворно сказалось на школьной успешности учеников.
Сильные ученики становятся постепенно не только хорошими ответственными исполнителями, но и проявляют самостоятельную инициативу при выполнении творческих заданий, участии в исследовательской деятельности, организации школьных мероприятий, проявляют все больше положительные лидерские качества (Ананьева, Третьякова, Сонина, Лапаева).
У «средних» учеников расширяется круг успехов, все больше повышается самооценка что, как следствие, повышает комфортность и выдвигает требования к дальнейшему росту и развитию ( Беднова, Джевага, Клепиков, Комарова, Коркунова, Крестелев, Кудина, Прошян, Федоров, Чукин)
И, конечно, наиболее наглядно проявляется благотворное влияние союза родителей и педагога на успехи слабых учеников. Если родители таких учеников не боятся учителя, не стыдятся своих детей, получают конкретную помощь, проводят совместно свободное время в школе и дома, вместе радуются победам, то такие победы не заставляют себя долго ждать. Творческие дела, совместная с родителями подготовка к школьным мероприятиям, совместные поездки, совместный труд позволяют детям наиболее полно проявить свои разнообразные способности, которые могут очень сильно отличаться от учебных (Голубев, Доля, Каверзин).
К сожалению, именно родителей слабых учеников тяжелее всего привлечь к сотрудничеству.
Благотворное влияние сотрудничества родителей с педагогом проявилось в следующем:
- Повысилось качество обучения, успеваемость (Ананьева, Беднова, Голубев, Доля, Имамов, Коркунова, Кудина, Третьякова, Федоров)
- Повысилась общественная активность (Ананьева, Беднова, Голых, Джевага, Доля, Каверзин, Клепиков, Ковалева, Комарова, Коркунова, Крестелев, Кудина, Лапаева, Прошян, Третьякова, Федоров, Цвиликова, Чукин)
- Улучшились взаимоотношения со сверстниками (Беднова, Доля, Имамов, Каверзин, Лапаева, Чукин)
V. ВЫВОДЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Каждый год в школу приходят “ новые” родители, которые выросли в другое время и которые требуют иного отношения к себе. Семьи очень разные. У каждой свои проблемы и трудности. Очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание - потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Поэтому невозможно дать готовый и единственный правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать семьей, какие формы и методы использовать. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога. И всё же, в связи с проделанной работой могу дать следующие рекомендации:
1) Начинать работу по взаимодействию с родителями надо с диагностики.
Это необходимо для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи;
- для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся;
- для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
- для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи;
- для понимания истоков и причин сценария развития личности учащегося, в том числе и отклоняющегося развития;
- для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
2) Вызвать интерес родителей, эмоциональный отклик могут яркие зрелищные содержательно богатые внеклассные мероприятия. Если на стадии становления взаимоотношений семьи и школы не все родители захотят вступать в дискуссии, оказывать помощь по благоустройству класса и т.п., то, наверняка, большинство родителей захотят увидеть своих детей со стороны в успешной для них деятельности, порадоваться их успехам.
На волне положительных эмоций можно продолжать работу по привлечению родителей к более тесному и активному сотрудничеству.
3) Организация работы по формированию союзнических отношений между педагогом и родителями будет эффективной при сочетании индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия.
4) Большим потенциалом в плане упрочения взаимоотношений обладают не столь распространенные в педагогической практике групповые формы сотрудничества родителей, родителей и педагога. Единомышленники, объединенные в группы, легче привлекают на свою сторону новых последователей. На группу легче положиться, распределить поручения.
(родительский комитет, группы родителей хозяйственников, оформителей и т.п.)
5) Для информирования родителей о содержании учебно-воспитательного процесса, о ходе и результатах воспитания и обучения детей удобно и продуктивно использовать стендовые лекции. Информационные листы о программных требованиях по предметам, результатах учебной деятельности учащихся, их сравнительным анализом, анализом допускаемых детьми ошибок, рекомендациями дают возможность высвободить время для обсуждения волнующих проблем и не «пережевывать» проблемы успеваемости.
Каждый родитель имеет возможность самостоятельно изучить состояние дел касательно своего ребенка, сделать соответствующие выводы и почерпнуть рекомендации.
6) Очень нужной формой взаимодействия педагога и родителей, на мой взгляд, являются открытые уроки. Они дают возможность ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Родители могут увидеть своих детей непосредственно в учебной обстановке, сделать собственные выводы, настроиться на единую волну в плане педагогических требований. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности. Думаю, открытые уроки для родителей можно сделать традиционными и проводить 1 раз в четверть.
7) При проведении собраний – самой распространенной коллективной формы работы с родителями, использовать активные формы ведения - дискуссии, ринги, практикумы, тренинги, мастерские. Родители на них выступают более активными участниками, такие собрания дают больший результат. На такие собрания родители ходят с большей охотой, чем на собрания-беседы об общей успеваемости.
8) Родители более охотно придут на встречу с педагогом, если будут предупреждены о ней заранее, минимум за неделю. В приглашении желательно отразить содержание, основные вопросы, которые будут подниматься на встрече. Можно заранее поблагодарить за сотрудничество.
Образец оповещения родителей.
Уважаемые______________________________________________
… числа в … часов в кабинете №… состоится родительское собрание на тему «Учите детей беречь здоровье»
Просьба принять самое активное участие в организации и проведении встречи.
В программе: Выступление родителей: «Режим дня школьников»
Роль родительского примера в формировании у ребенка привычки заботиться о своем здоровье» (Лапаева Н.В.)
Выставка детских проектов по теме «В гостях у доктора Неболейки»
Рекомендации специалистов «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью»
Ответственные за организацию и проведение встречи: . . .
9) При индивидуальных встречах – посещении семьи, консультациях постараться расположить к себе родителей, проявить искреннюю заинтересованность, постараться найти в лице родителей союзников. Стать друзьями.
10) При организации работы с родителями следует отдавать приоритет активным формам взаимодействия, хотя они требуют от педагога большей подготовки, большей отдачи сил.
Новые, активные формы взаимодействия больше способствуют вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе, созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в школе.
10) Хотите, чтобы все, или хотя бы большинство ваших учеников были успешны в школе – применяйте все формы взаимодействия с родителями, описанные выше. «Школьная успешность» - это продукт успешного взаимодействия семьи и школы.
Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также естественным интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.
Практика четырёх лет работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.