Обобщение опыта "Системно-деятельностный подход и проблемное обучение в рамках введения ФГОС"
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
математика +1
1 кл—4 кл
29.04.2018
Работа содержит материал по обобщению собственного опыта. Рассматриваются цели обучения по новым стандартам. Обосновывается необходимость внедрения в систему работы учителей новых технологий. На примерах, в сравнении рассматриваются такие новые образовательные технологии, как деятельностный метод обучения и технология проблемного обучения.: их сходства и различия.Выступление
Системно-деятельностный подход и проблемное обучение.doc
Системнодеятельностный подход и проблемное обучение в рамках введения ФГОС
2 слайд
Если раньше приоритетной целью являлось обладание всей суммы знаний, которое выработало
человечество”, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к
“самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до
исполнения.
Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности.
Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же
деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое
знание, а включён в самостоятельную учебнопознавательную деятельность.
3 слайд
Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это
деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало
знать – надо уметь».
Кроме того всем известна притча: не надо давать рыбу, а надо дать удочку и научить ловить рыбу
самому.
4 слайд
Системнодеятельностный подход положен в основу новых образовательных Стандартов.
Термин «системнодеятельностный» включает в себя 2 понятия: системный и деятельностный. Что это
такое?
5 слайд
Системный это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность
взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество
решений
Деятельностный – это система деятельностных шагов.
Помимо предметной деятельности на уроках деятельностью является аудирование (активное
слушание), говорение, письмо.
6 слайд
Цель обучения по новым стандартам можно сформулировать так:
1)Дать человеку умение действовать 2)Формирование способа действий
7 слайд
На реализацию системнодеятельностного подхода нацелены многие современные технологии.
8 слайд
Одна из технологий системнодеятельностного подхода – технология деятельностного метода обучения
Л.Г.Петерсон.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в
процессе собственной учебнопознавательной деятельности называется деятельностным методом, это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
На этой технологии я остановлюсь более подробно.
9 слайд
Но мне хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, многие современные технологии между собой
взаимосвязаны и чемто похожи. Думаю, будет неправильным говорить: «Я использую элементы такой
то технологии», потому что технология – это целостная структура, ряд последовательных действий,
призванных привести к определенному результату. Если, например, в технологии изготовления сдобных
булочек, что то изменить, то в результате получатся не совсем сдобные булочки. Поэтому, с одной
стороны технологии смешивать и использовать частично нельзя, но с другой стороны, я усматриваю
возможность своеобразного наложения некоторых современных технологий.
Потому как этапы познавательной деятельности в общем то всегда одинаковы, то и технологические
этапы в современных технологиях тоже во многом похожи:
10 слайд
Технология деятельностного метода обучения это структура учебной деятельности, которая включает
в себя систему деятельностных 9 шагов.
11 слайд
Технология проблемного диалога, заложенная в основу учебников образовательной системы Школа
2100 включает в себя 5 основных этапов.
При своеобразном наложении одной технологии на другую видно, что цели многих этапов –
одинаковые. Несколько отличаются формулировки этапов.
12 слайд
На таблице – результаты сравнения 2х технологий.Отличия обозначены цветом
Проблемный диалог ТДМ
1. Определяем основной вопрос урока 2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения
1. Мотивирование к учебной деятельности
2. Решаем проблему и открываем новые
знания
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация проекта выхода из затруднения
3. Сравниваем свой вывод с авторским 6. Первичное закрепление во внешней речи
4. Применяем новые знания. Развиваем
умения.
5. Итог
13 слайд
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности. Считаю важным отметить, что позиция учителя при использовании этих технологий одинаковая: к
классу не с ответом, а с вопросом.
14 слайд
«Технология деятельностного метода обучения» не разрушает «традиционную» систему деятельности,
а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых обрх целей.
15 слайд
Как на практике осуществляется реализация технологии деятельностного метода обучения?
С какими мы столкнулись трудностями?
Как можно использовать технологию проблемного обучения при работе ТДМ я покажу на примере
уроков изучения нового материала.
Попутно отмечу, что деятельностный метод используется не только при «открытии» нового
материала, но и на уроках рефлексии, систематизации знаний и уроках развивающего контроля. Цели,
этапы, конечно же, на них будут другими.
16 слайд «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Эти
слова Конфуция должны стать основополагающими для каждого взрослого, и для педагогов в первую
очередь. Технология деятельностного метода позволяет «зажечь факел» в каждом ребёнке, и не просто
зажечь, а зажечь навсегд
Обобщение опыта "Системно-деятельностный подход и проблемное обучение в рамках введения ФГОС"
Обобщение опыта "Системно-деятельностный подход и проблемное обучение в рамках введения ФГОС"
Обобщение опыта "Системно-деятельностный подход и проблемное обучение в рамках введения ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.