Системно-деятельностный подход и проблемное обучение
Оценка 4.8

Системно-деятельностный подход и проблемное обучение

Оценка 4.8
doc
08.06.2020
Системно-деятельностный подход и проблемное обучение
Системно-деятельностный подход и проблемное обучение.doc

                                                        ИРО 22.01.2014г.

              Системно-деятельностный подход и проблемное обучение в рамках введения ФГОС          

2 слайд

Если раньше приоритетной целью являлось обладание всей суммы знаний, которое выработало человечество”, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения.

 

Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

 

3 слайд

Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь».

Кроме того всем известна притча: не надо давать рыбу, а надо дать удочку и научить ловить рыбу самому.

 

4  слайд

Системно-деятельностный подход положен в основу новых образовательных Стандартов.

Термин «системно-деятельностный» включает в себя 2 понятия: системный и деятельностный. Что это такое?

 

5 слайд

Системный - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений

Деятельностный – это система деятельностных шагов.

Помимо предметной деятельности на уроках деятельностью является аудирование (активное слушание), говорение, письмо.

 

6 слайд   

Цель обучения по новым стандартам можно сформулировать так:   

1)Дать человеку умение действовать 2)Формирование способа действий

 

7 слайд

На реализацию системно-деятельностного подхода нацелены многие современные технологии.

8 слайд

Одна из технологий системно-деятельностного подхода – технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон. 

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом,  это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.  

На этой технологии я остановлюсь более подробно.

 

9 слайд

Но мне хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, многие современные технологии между собой взаимосвязаны и чем-то похожи. Думаю, будет неправильным говорить: «Я использую элементы такой-то технологии», потому что технология – это целостная структура, ряд последовательных действий, призванных привести к определенному результату. Если, например, в технологии изготовления сдобных булочек, что- то изменить, то в результате получатся не совсем сдобные булочки. Поэтому, с одной стороны технологии смешивать и использовать частично нельзя, но с другой стороны, я усматриваю возможность своеобразного наложения некоторых современных технологий.

Потому как этапы познавательной деятельности в общем то всегда одинаковы, то и технологические этапы в современных технологиях тоже во многом похожи:

10 слайд

Технология деятельностного метода обучения это структура учебной деятельности, которая включает в себя систему деятельностных   9 шагов.

 

11 слайд

Технология проблемного диалога, заложенная в основу учебников образовательной системы Школа 2100 включает в себя 5 основных этапов.

 

При своеобразном наложении одной технологии на другую видно, что цели многих этапов – одинаковые.  Несколько отличаются формулировки этапов.

 

12 слайд

На таблице – результаты сравнения 2-х технологий.Отличия обозначены цветом                              

      Проблемный диалог                                                                             

             ТДМ

 

1. Мотивирование к учебной деятельности                                             

1. Определяем основной   вопрос урока                                    

2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения

3. Выявление места и причины затруднения

2. Решаем проблему и   открываем новые знания                  

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация проекта выхода из затруднения

3. Сравниваем свой вывод  с авторским     

6. Первичное закрепление во внешней речи

4. Применяем новые знания. Развиваем умения.                

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение

5. Итог

9. Рефлексия учебной деятельности.

 

13 слайд 

Считаю важным отметить, что  позиция учителя при использовании этих технологий одинаковая:  к классу не с ответом, а с вопросом.

 

14 слайд

«Технология деятельностного метода обучения» - не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых обр-х   целей.

 

15 слайд

Как на практике осуществляется реализация технологии деятельностного метода обучения?

С какими мы столкнулись трудностями?

Как можно использовать технологию проблемного обучения при работе ТДМ я покажу на примере уроков изучения нового материала.

               Попутно отмечу, что деятельностный метод используется не только при «открытии» нового материала, но и на уроках рефлексии, систематизации знаний и уроках развивающего контроля. Цели, этапы, конечно же, на них будут другими.

 

 16 слайд  «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».  Эти  слова Конфуция должны стать основополагающими для каждого взрослого, и для педагогов в первую очередь. Технология деятельностного метода позволяет «зажечь факел» в каждом ребёнке, и не просто  зажечь, а зажечь навсегда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИРО 22.01.2014г.

ИРО 22.01.2014г.

Если, например, в технологии изготовления сдобных булочек, что- то изменить, то в результате получатся не совсем сдобные булочки

Если, например, в технологии изготовления сдобных булочек, что- то изменить, то в результате получатся не совсем сдобные булочки

Системно-деятельностный подход и проблемное обучение

Системно-деятельностный подход и проблемное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020