ИРО 22.01.2014г.
Системно-деятельностный подход и проблемное обучение в рамках введения ФГОС
2 слайд
Если раньше приоритетной целью являлось обладание всей суммы знаний, которое выработало человечество”, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения.
Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
3 слайд
Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь».
Кроме того всем известна притча: не надо давать рыбу, а надо дать удочку и научить ловить рыбу самому.
4 слайд
Системно-деятельностный подход положен в основу новых образовательных Стандартов.
Термин «системно-деятельностный» включает в себя 2 понятия: системный и деятельностный. Что это такое?
5 слайд
Системный - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений
Деятельностный – это система деятельностных шагов.
Помимо предметной деятельности на уроках деятельностью является аудирование (активное слушание), говорение, письмо.
6 слайд
Цель обучения по новым стандартам можно сформулировать так:
1)Дать человеку умение действовать 2)Формирование способа действий
7 слайд
На реализацию системно-деятельностного подхода нацелены многие современные технологии.
8 слайд
Одна из технологий системно-деятельностного подхода – технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом, это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
На этой технологии я остановлюсь более подробно.
9 слайд
Но мне хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, многие современные технологии между собой взаимосвязаны и чем-то похожи. Думаю, будет неправильным говорить: «Я использую элементы такой-то технологии», потому что технология – это целостная структура, ряд последовательных действий, призванных привести к определенному результату. Если, например, в технологии изготовления сдобных булочек, что- то изменить, то в результате получатся не совсем сдобные булочки. Поэтому, с одной стороны технологии смешивать и использовать частично нельзя, но с другой стороны, я усматриваю возможность своеобразного наложения некоторых современных технологий.
Потому как этапы познавательной деятельности в общем то всегда одинаковы, то и технологические этапы в современных технологиях тоже во многом похожи:
10 слайд
Технология деятельностного метода обучения это структура учебной деятельности, которая включает в себя систему деятельностных 9 шагов.
11 слайд
Технология проблемного диалога, заложенная в основу учебников образовательной системы Школа 2100 включает в себя 5 основных этапов.
При своеобразном наложении одной технологии на другую видно, что цели многих этапов – одинаковые. Несколько отличаются формулировки этапов.
12 слайд
На таблице – результаты сравнения 2-х технологий.Отличия обозначены цветом
Проблемный диалог |
ТДМ |
|
1. Мотивирование к учебной деятельности |
1. Определяем основной вопрос урока |
2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения 3. Выявление места и причины затруднения |
2. Решаем проблему и открываем новые знания |
4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация проекта выхода из затруднения |
3. Сравниваем свой вывод с авторским |
6. Первичное закрепление во внешней речи |
4. Применяем новые знания. Развиваем умения. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение |
5. Итог |
9. Рефлексия учебной деятельности. |
13 слайд
Считаю важным отметить, что позиция учителя при использовании этих технологий одинаковая: к классу не с ответом, а с вопросом.
14 слайд
«Технология деятельностного метода обучения» - не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых обр-х целей.
15 слайд
Как на практике осуществляется реализация технологии деятельностного метода обучения?
С какими мы столкнулись трудностями?
Как можно использовать технологию проблемного обучения при работе ТДМ я покажу на примере уроков изучения нового материала.
Попутно отмечу, что деятельностный метод используется не только при «открытии» нового материала, но и на уроках рефлексии, систематизации знаний и уроках развивающего контроля. Цели, этапы, конечно же, на них будут другими.
16 слайд «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Эти слова Конфуция должны стать основополагающими для каждого взрослого, и для педагогов в первую очередь. Технология деятельностного метода позволяет «зажечь факел» в каждом ребёнке, и не просто зажечь, а зажечь навсегда
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.