НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Оценка 4.8

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Оценка 4.8
Раздаточные материалы +1
docx
воспитательная работа +2
4 кл—11 кл +1
05.12.2017
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Гуманистическоенаправление «3 волна» (К.Г.Юнг, В.Франкл, К.Роджерс, А.Маслоуидругие) – врезультатебылоткрытпутьдлясаморазвитияисамосовершенствованиякаждогочелов Фрейдвпервыеструктурировалсознаниечеловека, выделивобластьбессознательного.Исследуяневрозы, онобнаружилвытесненныеизобластисознанияэмоциииназвалэтуобластьподсознанием. Чувства, эмоции, темпераментзакрепляютсяинакапливаютсявподсознаниичеловека. Таккак 3. Фрейдрассматривалвосновномпатологическиеслучаи, тоуниверсализацияеготеориипривелакумалениювозможностейчеловека. КарлГуставЮнг (1875-1961расширилпониманиебессознательного, выделивпомимонизшихличностныхуровней, высшиеуровнисознания (сверхсознание).Такжеонпоказал, чтопереживаниевысшихуровней (трансперсональныепереживания) имеюттерапевтическийэффекти, болеетого, облагораживаютчеловека, пробуждаютвнемтворческуюэнергию.Онговорил: «Человек, неперегоревшийвадусобственныхстрастей, неможетихпобедит». «Взаимноепроникновениетелесныхидушевныхпризнаковстольглубоко, чтопосвойствамтеламынетолькоможемсделатьдалекоидущиевыводыокачествахдуши, ноиподушевнымособенностяммыможемсудитьосоответствующихтелесныхформах. Людирастут, какирастения, некоторыевсвете, другиевтени. Естьмногие, комунужнатень, анесвет». КарлРэнсомРоджерс (1902-1987) Каждыйизнассостоитиздвухотдельныхчастей, отчаяннопытающихсясоединитьсяводноинтегрированноецелое, вкоторомразличиямеждудушойителом, чувствамииинтеллектомбылибыстёрты.Люди, неверящиевчеловеческуюдоброту, редкосталкиваютсясеёпроявлениямиФранклявлялсяоднимизглавныхоснователейэкзистенциальнойтерапии, еготрудыпослужилиисточникомвдохновениядляпредставителейгуманистическойпсихологии .Вконцлагеревсесвоевремяпосвятилврачебнойдеятельности. Онподдерживалузников, павшихдухом. Работалсилоймысли. Ележивой, неспособныйбольшетерпетьголод, холодибольвступнеонпредставлял, каквтеплом, красивомсветломлекционномзалечитаетсвоимстудентамлекциюотом, какможновыжитьвнечеловеческихусловиях. Ионвыжилидействительнопрочиталэтулекциюсвоимстудентам. Пережитыестраданияспособствовалиразработкесветлогоижизнеутверждающегоученияоважностипоискасмыслажизни. Оннаписалкнигу «Сказатьжизни «ДА». Психологвконцлагере. Вотнесколькоеговысказываний.«Ценностяммынеможемнаучиться — ценностимыпережить. Укаждогоестьсвоеособоепризвание. Каждыйчеловекнезаменим, а жизньегонеповторима. И поэтомузадачакаждогочеловеканастолькожеуникальна, насколькоуникальнаи еговозможностьвыполнитьэтузадачу.
модуль 1 - 4 НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ БРАЗОВ. ПРОЦЕССА (1).docx
№4 НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Вопрос 1. Возвращение к истокам в современной психологии. ( К.Юнг, В. Френкл, К. Роджерс) и др.) А. Маслоу об иерархии потребностей, самоактуализации, метопотребностях, метапатологиях. Структура личности. Основной вопрос философии: «Что первично - дух или материя?», часто формулируется: «Что первично - сознание или бытие?». Гуманистическое направление «3 волна» (К.Г.Юнг, В.Франкл, К.Роджерс, А.Маслоу и другие) – в результате был открыт путь для саморазвития и самосовершенствования каждого челов Фрейд впервые структурировал сознание человека, выделив область бессознательного. Исследуя неврозы, он обнаружил вытесненные из области сознания эмоции и назвал эту область подсознанием. Чувства, эмоции, темперамент закрепляются и накапливаются в подсознании человека. Так как 3. Фрейд рассматривал в основном патологические случаи, то универсализация его теории привела к умалению возможностей человека. Карл Густав Юнг (1875-1961 расширил понимание бессознательного, выделив помимо низших личностных уровней, высшие уровни сознания (сверхсознание). Также он показал, что переживание высших уровней (трансперсональные переживания) имеют терапевтический эффект и, более того, облагораживают человека, пробуждают в нем творческую энергию. Он говорил: «Человек, не перегоревший в аду собственных страстей, не может их победит». «Взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет». Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты.Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями., Еще Роджерсом было выделено три сущности человека: 1. Я – реальное 2. Я – зеркальное 3. Я – духовное Виктор Эмиль Франкл ( 1905 – 1997) Австрийский психиатр, психолог и невролог . Бывший узник нацистского концентрационного лагеря Освенцим. Создатель логотерапии. Франкл являлся одним из главных основателей экзистенциальной терапии, его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии . В концлагере все свое время посвятил врачебной деятельности. Он поддерживал узников, павших духом. Работал силой мысли. Еле живой, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне он представлял, как в теплом, красивом светлом лекционном зале читает своим студентам лекцию о том, как можно выжить в нечеловеческих условиях. И он выжил и действительно прочитал эту лекцию своим студентам. Пережитые страдания способствовали разработке светлого и жизнеутверждающего учения о важности поиска смысла жизни. Он написал книгу «Сказать жизни «ДА». Психолог в концлагере. Вот несколько его высказываний. «Ценностям мы не можем научиться — ценности мы пережить. У каждого есть свое особое призвание. Каждый человек незаменим, а жизнь его неповторима. И поэтому задача каждого человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу. Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. 64 Там же. 1 Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим. Счастье как бабочка. Чем старательней ищешь счастье, тем оно дальше. Теряешь надежду, счастье тихонько прилетает и садится на плечо.» Исследование американского психолога А. Маслоу позволило сделать ему несколько важных открытий. Первое открытие заключается в том, что человеку свойственны высшие потребности в вечных общечеловеческих ценностях (метапотребности), и это является неотъемлемой частью его природы. А. Маслоу подчеркивал важность этого открытия: «Это поистине революционное открытие со всеми вытекающими отсюда последствиями». Вечные общечеловеческие ценности вызывают у человека одновременно чувство радости и долга, торжества и правильности, уместности происходящего, чувство вдохновения, любви и сурового вечного порядка. А. Маслоу утверждал, что недопонимание и неудовлетворение высших потребностей в вечных общечеловеческих ценностях вызывает психическое напряжение. Например, у учащихся проявляются такие метапатологии, как неприятие самого себя, апатия, скука, непонимание смысла и цели жизни, отсутствие интереса к знаниям. Среди метапатологий, наиболее характерных для современной молодежи, А. Маслоу выделяет десакрапизацию - защитный психологический механизм, возникающий у тех молодых людей, которые разуверились в общечеловеческих ценностях и морали. Чаще всего это связано с тем, что взрослые, встретившиеся на их пути, говорили одно, думали другое, а делали третье; это лицемерие привело к тому, что молодые люди превратились в скептиков, не верящих не только в общечеловеческие ценности и мораль, но и, в конечном итоге, в себя, в свое высокое предназначение и безграничные возможности. Описанные метапаталогии вызывают ослабление здоровья и риск заполнения духовной пустоты алкоголем, наркотиками и другими, опасными для жизни, занятиями. Структура человеческой личности. Физический уровень. Это наше физическое тело. Психоэмоциональный уровень – это чувства, эмоции, темперамент, возникающие в подсознании человека. Ментальный уровень (ум) низший – обыденное, бытийное мышление человека. Уровень интеллекта – это разум, способный различать . Духовный уровень – это уровень Сверхсознания, который существовал и до человеческого рождения. Вопрос 2. Возвращение к истокам в современной педагогике. Духовный гуманизм(Ш.А. Амонашвили) Манифест гуманной педагогики. Богатейшее наследие гуманной педагогики представлено такими прекрасными учителями как Я.А.Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, Я. Корчак, А.С..Макаренко, в.А.Сухомлинсий.   Амос   Ян    Коменекнй (1592-1670 гг.) Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика» в главе IV определяет качества, которые выделяют человека среди всех существ: образование, добродетель или нравственность, религиозность или благочестие. Все же остальные качества (здоровье, красота, сила, богатство, успех, долголетие) есть только добавление и внешнее украшение. Свою мысль Я.А. Коменский подтверждает примерами: часы должны правильно показывать время, внешние же украшения часов имеют смысл, только если они правильно показывают время. В процессе образования в единстве должны воспитываться (питаться) разум, воля и совесть: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает».. Только тогда человек будет способен осуществить цель своей жизни, а именно стать истинно счастливым. Действительно, трудно не согласиться с Я.А. Коменским, что образование, добродетель, благочестие - три источника самых совершенных наслаждений («чистая совесть - непрерывный пир»/). В воспитании Я.А. Коменский выделяет четыре основные добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Мудрость, по мнению ЯА. Коменского, юноши должны черпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство. Умеренности следует обучаться на протяжении всего времени обучения, соблюдая умеренность 64 Там же. 2 во всем. Мужеству юноши обучаются, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишествам. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, избегая лжи, проявляя исполнительность и любезность. Я.А. Коменский считал, что очень важно «объяснять юношеству назначение нашей жизни, а именно, что мы рождаемся не для самих себя, но и для бога и для ближнего, то есть для всего рода человеческого. Исходя из этого убеждения, каждый уже с детства пусть привыкает подражать солнцу и другим, более благородным созданиям, то есть оказывать пользу возможно большему числу людей»1. К   . Д   . Ушинский (1824-1870 гг.) Великий педагог К.Д. Ушинский размышлял о духовности, как о смыслообразующей основе каждой личности: «Окружите человека всеми этими благами (имеются в виду блага цивилизации), и вы увидите, что он не только не сделается лучше, но даже не будет счастливее, и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро будет понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку. Зерно его существа, бессмертный дух его требует иной пищи, и, не находя ее, томится голодом...»2. К.Д. Ушинский утверждал, что смыслообразующую основу нравственного поведения нужно искать не вовне, а внутри, в духовной составляющей человека, где он выходит на бесконечность бытия и осознает внутри высший нравственный закон. К.Д. Ушинский соизмерял свои педагогические концепции с Вечностью, с Духом: «...идеями питается дух, и в них происходит его развитие, предел которого, как мы верим, не ограничивается земной жизнью, иначе само развитие духа - высший процесс в природе - являлось бы чем-то бесцельным и ненужным»3. Янум     Корчак (1878-1942 гг.) Януш Корчак - педагог, ученый, общественный деятель, врач, погибший в немецком концентрационном лагере Треблинка вместе со своими воспитанниками - детьми из варшавского дома сирот. Януш Корчак трижды отказывался спасти свою жизнь. Перед отправкой в лагерь к нему подошел офицер СС и сказал: -Я читал в детстве вашу книгу «Король Матиуш», Хорошая книга. Вы можете быть свободны. -А дети? -Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон. -Ошибаетесь. Не могу. Не все люди - мерзавцы. -Ошибаетесь. Не могу. Не все люди - мерзавцы. ­ Януш Корчак отказался спасти свою жизнь и не покинул своих детей на пороге газовой камеры. Известно, что даже дорогу к смерти Корчак превратил для своих воспитанников в игру, в сказочное путешествие. Он держал маленьких детей на руках и до последней минуты рассказывал сказки ничего не подозревающим малышам. Вся судьба Януша Корчака стала примером того, как любить детей. Его жизнь - педагогическое евангелие, возвещение благой вести о ребенке. Из школьного дневника Генрика Гольдшмидта (подлинное имя Януша Корчака): «Чувствую, во мне сосредотачиваются неведомые силы, которые взметнутся снопом света, и этот свет будет светить мне до последнего вздоха. Чувствую, я близок к тому, чтобы добыть из бездны души цель и счастье»4. Самой главной своей задачей он считал раскрытие нравственно-духовного богатства в ребенке: «Меня не касается, маленький кто-либо или большой, и что говорят про него другие: 1 2 3 4 64 Там же. 3 красив, некрасив, умен, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый»5. Очень интересны некоторые мудрые методические приемы великого педагога. Например, система пари как способ познать самого себя. Из воспоминаний о Януше Корчаке: «На столе лежала толстая книга и стояла коробка с конфетами. ­ О чем держишь пари? - голос у доктора был теплый, низкий и несколько приглушенный, как будто доктор говорил задумавшись. Мальчик лет десяти выпалил (видно, он уже пришел с этим решением): О том, что я буду драться только раз в месяц. Не знаю, могу ли я принять такое пари... С моей стороны это было бы нечестно. Почему нечестно? Да ведь ясно - проиграешь. Ты каждый день дерешься, как ты можешь сразу перестать? Раз уж я так решил, так... вы меня не знаете!.. .. .Когда пришел срок нашему пари, он сказал, улыбаясь: Чуть не проиграл, на волосок был от драки! Мальчик этот уже взрослый и говорит, что благодаря пари он отучился драться. Таких записанных у меня в тетрадках пари, пожалуй, уже с тысяч пятьдесят... .Дело тут не в конфетках, а в победе над собой... А это самое главное: стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей...» . А вот правила, предложенные Корчаком для исправления своих плохих привычек6: 1. Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно. 2. Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним. 3. Не падай духом, если долго нет улучшений или даже есть ухудшение. 4. Не ставь слишком легких условий, но такие, чтобы ты мог выиграть. 5. Не слишком радуйся, если сразу отучишься: избавляться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно. Корчак знал о детях очень много и как никто понимал их. Даже с самыми маленькими о самом серьезном он говорил на равных, и дети отвечали ему безграничной любовью и доверием. «Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство! Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть»7. Януш Корчак всегда носил с собой маленькие вещицы, чтобы дарить их детям. Некоторые дети быстро теряли подарки, но для некоторых они становились символом, изменившим жизнь. Маленькому Шмуэлю Гоголю Януш Корчак подарил хромированную губную гармошку. Эта гармошка стала для Шмуэля профессиональным инструментом в оркестре при крематории в Освенциме и спасла жизнь. Только он крепко зажмуривался, чтобы не видеть происходящего вокруг. Мальчик выжил и в память об учителе основал единственный в мире детский оркестр губных гармошек. До конца жизни Шмуэль играл, зажмуривая глаза. 5 6 7 64 Там же. 4 Когда незадолго до гибели кто-то спросил Корчака, чтобы он делал после войны, тот ответил, что воспитывал бы осиротевших немецких детей. Шмуэль Гоголь воплотил эту идею учителя, вплоть до самой смерти приезжал в Германию со своим уникальным оркестром. В 1990 году Шмуэль Гоголь, получив премию имени своего учителя Януша Корчака, сказал: «Мы должны всем своим существом стремиться к лучшему будущему, к братству между народами и людьми. Эта любовь в сердцах последующих поколений и должна стать нашей главной задачей»8. систему, основывающуюся на Знакомство с учениями и жизнью великих людей помогает сделать вывод о единстве идей в области нравственно-духовного развития человека. Великие Учителя Человечества не только своим учением, но и примером жизни вдохновляли людей на самосовершенствование. Также абсолютное большинство великих мыслителей постулировали существование единой духовной реальности, которая является сущностью физического мира, данного нам в ощущениях. Для методики преподавания предмета «Самопознание» решающее значение имеет то, что единая духовная реальность проявляется для каждого человека как переживание внутреннего нравственного закона или вечных общечеловеческих ценностей: совести, истины, долга, гармонии, любви и др. Разум постигает высшую духовную природу человека как вечную Истину, а сердце постигает ее как чистую Любовь и Счастье. Человек познает духовное начало как свое высшее Я. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР —1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. В своей книге "100 советов существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но еще и познает самого себя. При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем. По- настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины учителю" Сухомлинский писал о том, что ребенок является 8 64 Там же. 5 влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребенок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создает для другого. Задание педагога - не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями. На 11 международных педагогических чтениях по гуманной педагогике «Учитель, вдохнови меня на творчество!» Ш.А. Амонашвили в своем выступлении подчеркнул важность введения понятия «духовный гуманизм»'. «Очень важно принять в свое сознание измерение духовности и мыслить на его основе. Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения - время, материю, пространство. Расширенное сознание во главу этих измерений ставит еще одно - духовность, ядром которого является вера в Высшее Начало. Духовное измерение наполняет педагогику мудростью и направляет ее в будущее. Новое в педагогике, к чему мы пришли - это духовный гуманизм, который должен пронизывать всю систему образования. Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага - можно будет преодолеть «бич» образования - авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе». Рассмотрение понятия «духовность» следует проводить в тесной связи с сущностью самого понятия «человек». Заметим, что слово «человек» состоит из двух корней «чело» и «век». Чело - это лик, личность, а век - это вечность, то есть смысл слова «человек» можно понимать как личность, в которой отражается вечность. Если продолжить ассоциативный ряд, то человек - это конечное, в котором отражается бесконечное. Учитель - душа, носитель и даритель Света. Ученик — душа, ищущая, жаждущая Свет. Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) - особую полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и направляется дальше для распространения по миру своих даров духа. Для того чтобы понять, как осуществить нравственно-духовное образование через предмет «Самопознание», определим психологические основы методики преподавания самопознания. Психологические основы методики преподавания предмета «Самопознание». Процесс нравственно-духовного образования (образование для сердца) существенно отличается от процесса интеллектуального образования (образование для ума). Прежде всего, тем, что нравственно- духовное образование это - внутреннее образование. Внешнее образование означает успех во внешней жизни. Внутреннее образование означает нравственность в жизни. Успех - это наше осознанное или неосознанное возвеличивание самих себя. Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и возрастает. Вот что пишет о сущности гармоничного развития Ш.А. Амонашвили: «Януш Корчак помог мне понять еще одну мудрость, связанную с вопросом: что есть гармоничное развитие. Сколько ни философствовали по этому поводу педагоги, считавшие себя учеными-законодателями: левое полушарие, правое полушарие... физическое, умственное, нравственное, эстетическое... высвободить всю полноту скрытых возможностей... А Корчак иронически улыбается: «Наивный, попробуй! Общество дало тебе маленького дикаря, чтобы ты его обтесал, выдрессировал, сделал удобоваримым, и ждет...» А как же с гармоническим развитием, гармоническим воспитанием? 64 Там же. 6 Корчак дает простой, но от Высшего Педагогического разума, совет: «Заповедь: люби ближнего своего - это гармония, простор, свобода. Оглянись вокруг и улыбнись!» Эта мысль освободила меня от лишнего научного мудрствования. Действительно: гармония - в любви к ближнему. Если кто хочет быть гармоничной сущностью, пусть научится любить; если кто хочет воспитывать гармонию в детях, пусть научит их любить»9. Воссоединение с энергией Любви необходимо во всех областях жизни: социальной, экономической, политической жизни. Конечно, прежде всего, это воссоединение должно произойти в области образования. 4. Принцип ненасилия, позволяющий видеть в воспитуемом его вечное, духовное начало, уважать его мнение, его интересы, его право выбора своего жизненного пути, принимать каждого человека таким, какой он есть. Нравственно-духовное образование это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, поэтому следует воспитывать, обращаясь не к темной стороне человека (как будет плохо, если ты...), а к светлой (как будет хорошо, если ты...). Нравственно-духовное образование имеет смысл, только если оно будет живым, естественным, ненасильственным, искренним. Любое искусственное, неискреннее, насильственное вмешательство в процесс духовно- нравственного развития личности может привести к метапатологиям, а в дальнейшем и к деструктивному поведению личности. Тогда педагогика будет способствовать тому, что снова начнут «из вечных истин строить казематы», как образно заметил Максимилиан Волошин. Принцип ненасилия позволяет видеть в воспитуемом его вечную духовную природу и бесконечную красоту его внутреннего духовного мира, самобытность и неповторимость во всех своих проявлениях, независимо от его развития и поведения в настоящем. Таким образом, личность открывается как значимый другой, как источник новых смыслов. Принцип ненасилия отражен и в Манифесте гуманной педагогики в виде трех заповедей: 1. Верить в высшее духовное начало в ребенке, в его возможность безграничного духовного совершенствования. совершенствования. 2. Верить в высшее духовное начало в себе, в свою возможность безграничного духовного 3. Верить только в преобразующую силу гуманных методов.10 Принцип ненасилия обеспечивает атмосферу искренности и доверия на занятиях, что способствует развитию творческой активности школьников, их самовыражению и самопознанию, раскрытию внутренних сил самосовершенствования. Если ученик не испытывает желание самосовершенствоваться, то необходимо учитывать, что для каждого человека наступает свое время для осознания своей истинной природы, как для каждого вида растений приходит свое время цветения и сбора плодов. В данном случае разумнее не форсировать события, а предоставить роль учителя самому процессу жизни. Есть путь, который пролегает через собственные испытания, благодаря которому мы обретаем неизменный уникальный опыт. Педагогика совершенствования Познание и усвоение ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого; Недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления; Очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе; Гуманизация предметно- материальной и духовной сферы жизнедеятельности школьного коллектива; морально-психологический климат школьного микросоциума Верить в безграничность каждого Ребёнка. 9 10 64 Там же. 7 Верить в преобразующую силу гуманной педагогики.   Ребёнка Сущность     природа Духовная Манифест     провозглашает:   – полнота двух природ: духовной и материальной, в которых ведущей является 1. Учитель – Душа, носитель, даритель Света 2. Ученик – Душа, ищущая Света 3. Их встреча рождает Урок – особая полоса совмести жизни 4. Воспитание – питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей 5. Образование – таинство раскрытия Духовного в человеке 6. Школа (от лат.skale) – лестница для восхождения души и духовности. Она находится в Учителе, Воспитателе, он и есть школа 7. Ребёнок – возрождённое бытие. «Если я – носитель света, то для своего ученика могу стать учителем жизни на всю жизнь». «В школе должна звучать педагогическая симфония, а не педагогическая какофония» «Гуманная педагогика может существовать лишь как состояние учительского духа. Она такая наука – личная, своя, единственная, доверительная, выраженная скорее в чувствах, чем в словах…» Далее, на основании вышеизложенного, предлагаем следующее определение нравственно- духовного образования. Нравственно-духовное образование — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно- познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющий целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела. Нравственно-духовное образование основано на взаимодействии учитель- ученик, в котором должна происходить трансформация не только ученика, но и учителя, как субъектов собственного духовного поиска. Учитель стимулирует личностное восхождение ученика посредством своего примера и создания условий для духовно-нравственного развития - это является основой методики преподавания самопознания как нравственно-духовного образования. Измерение духовности помогает вернуть основным педагогическим понятиям их сокровенный смысл. В Манифесте гуманной педагогики было Принципы гуманной педагогики 1. Познание и усвоение ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого; 2. Недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления; 3. Очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе; 4. Гуманизация предметно-материальной и духовной сферы жизнедеятельности школьного коллектива; 5. морально-психологический климат школьного микросоциума Три постулата Духовно-Гуманистической педагогики 1. -Вера в высшее Духовное начало в ребёнке, в его высшее предназначение, в возможности неограниченного совершенствования; 2. -Вера в высшее духовное начало в самом себе, в своё высшее предназначение; 3. -Вера в силу только гуманных методов. «Духовное измерение наполняет педагогику мудростью и направляет ее в будущее».  Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» имеет светский характер и рассматривает религиозное наследие человечества только с культурно-исторической точки зрения.  Только то, что питает идею Единства всех вер, наций, человечества как единой семьи будет способствовать самопознанию. Единое Духовное начало равно проявляется во всех религиях и национальных культурах, как вечные общечеловеческие ценности, поэтому содержание программы нравственно-духовного образования «Самопознание» основано на вечных общечеловеческих ценностях 64 Там же. 8 * Самопознание – это внутреннее образование. * Психология познает то, в чем мы разные, самопознание познает то, что нас объединяет. Что нас объединяет? - Высшее Духовное Начало - Совесть - Вечные Общечеловеческие ценности Краткий исторический обзор взаимосвязи духовно – нравственного и научного (интеллектуального) образования Древние и средние века. Существует только духовно – религиозное образование. Научное (интеллектуальное) рассматривается как дополнение к основному духовному образованию. Новое время (16 – 19 века). Начало разделения религиозно – духовного и научного образования. Развитие светской науки и культуры. В то же время философия остается духовно – нравственной и преподается во всех университетах. Новейшее время (20 век). Полное разделение научного и духовно – нравственного образования. Расцвет материалистической философии, психологии, педагогики. 21 век. Тенденции к воссоединению духовно – нравственного и научного образования. Светская духовность возвращается в философию, педагогику, психологию. Появляется постнеклассическая наука, связанная с процессом объединения естественно – научной и духовно – нравственной культуры. Две особенности изучения духовно – нравственного наследия человечества в процессе преподавания предмета «Самопознание» 1. В учебной практике всегда широко использовались заветы Великих Учителей человечества ( на уроках литературы, мировой художественной литературы, музыки и т.д.), но это наследие изучалось поверхностно, так как глубинные духовные основы, на которых эти заветы прочно стояли, не раскрывались. Это было связано с господствующим материалистическим мировоззрением 19 века. Но 20 век открыл эру возрождения духовности, и теперь мы можем перечитать труды Духовных Учителей человечества, с тех мировоззренческих позиций, в которых они были написаны. Поэтому нашей ведущей идеей является восстановление духовной основы культурного наследия человечества. 2. Обычно, исследователи, изучая духовно – нравственное и культурное наследие, выявляют различия во взглядах и идеях мыслителей, писателей, поэтов различных эпох и национальностей. Это – внешний подход, характерный для интеллектуального познания. Для духовно – нравственного познания характерен другой подход – это объединение, синтез, поиск единства в многообразии. Наука разъединяет мир на тысячи фрагментов, духовность объединяет разрозненные части в Единое Целое, возвращая разобщенному миру Целостность, Единство и Гармонию. Знакомясь с жизнью и учениями великих людей, мы будем учиться видеть то, что их объединяет, несмотря на различие эпох, национальностей, вероисповедания и социального положения. 1. Педагогика формирования видит в своем подопечном некий полуфабрикат, заготовку, которую необходимо обработать в соответствии с так называемыми «образовательными технологиями» с целью получить вполне конкретный стандартизированный тип человека как функциональной единицы социума Учитель Ученик 2. Модель педагогики развития способностей исходит из требования самоцельного развития способностей личности, позволяющих овладеть навыками, профессией, социализироваться. Цель: Всестороннее развитие способностей личности для достижения успеха в социуме. Учитель Ученик 4. В модели педагогики совершенствования человек понимается как бесконечный духовный потенциал, стремящийся к реализации. В этом плане утверждается приоритет воспитания над обучением и фактически включение обучения в воспитание на правах всего лишь момента. Цель: Пробуждение духовного начала в человеке и выявление общечеловеческих ценностей 5. Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.    Заповеди: 64 Там же. 9    верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Это принцип подчеркивает, что в процессе преподавания предмета «Самопознание» мы не формируем личность под заказ общества, а лишь выявляем, раскрываем уже имеющийся, нравственно-духовный потенциал личности учащегося. Нравственно-духовное образование – это внутреннее событие, происходящее глубоко в душе. Принцип выявления: Учитель самопознания не предлагает знания в готовом виде, он лишь направляет учащегося от изучения внешнего мира на открытие бесконечной красоты своего внутреннего мира; Открыв свой внутренний мир и встав на путь осознанного развития, учащийся сам откроет все необходимые ему знания и внутренний голос совести станет его вечным духовным учителем Три типа учителей - жалующиеся - объясняющие - вдохновляющи е 64 Там же. 10

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017