в данной статье описаны различные технологии, методики и опыт использования готовых медиаресурсов (цифровых лабораторий), позволяющих заинтересовать детей при обучении. Приведенные технологии можно использовать при обучении детей не только в школе, но средних профессиональных организациях. Возможна организация своих научно-исследовательских работ с привлечением обучающихся других учебных заведений.текстовый документ
Новые подходы к обучению детей цифрового поколения
Аннотация: в данной статье дается обзор медиаресурсов и цифровых
лабораторий, которые можно использовать при обучении нынешнего
поколения детей (SMARTтехнологии, «перевернутый класс», Глобал Лаб,
Наураша).
Если сегодня информация становится ведущим общественным
ресурсом, то наиболее конкурентоспособным является выпускник,
способный в максимально короткий промежуток времени находить, получать
и усваивать необходимую ему информацию, а также использовать
полученные знания наиболее удачным в конкретной ситуации образом.
Нынешнее поколение студентов называют цифровым поколением или
поколением Z (рожденные с 2001 г.). Они запоминают не содержание
информации, а место, где находится информация, у них удержание внимания
сократилось в десятки раз, они настроены на многозадачность. Для обучения
современного поколения необходимо внедрять новые методы. Однако это не
говорит о том, что стоит полностью отказаться от системы Коменского, так
как важнейшим элементов классноурочной системы является
эмоциональная составляющая – живое общение преподавателя и
обучающихся.
Мы живем в век больших технологий, связанный не только развитием
технических средств, но и глобальной сети Интернет. Однако всегда остро
встает вопрос – все это наши враги или друзья? При правильном
использовании можно выделить лишь положительные моменты. Компьютер
сегодня это инструмент, средство обработки информации, поэтому задача
преподавателя сделать его реальным инструментом обучения в любой
предметной области. Продолжающееся развитие различных мобильных
устройств, которые есть у каждого обучающегося, предлагает намдостаточно широкий выбор образовательных ресурсов и главное,
возможность, использовать их в любом месте и в удобное время.
Методы обучения при использовании компьютерных обучающих
систем приобретают свойства личностноориентированного обучения, при
котором обучающиеся получают возможность выстраивать индивидуальные
образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и
личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.).
Система обучения с использованием различных мультимедийных
средств способствует развитию интереса к процессу учения, индивидуально
личностных качеств каждого.
Сегодня рядовому преподавателю не обязательно самому
разрабатывать чтото новое инновационное, достаточно компаний, которые
создают и внедряют новые проекты. Одним из самых популярных и
востребованных при изучении информатики является STEAMобразование.
Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S
science, T technology, E engineering, A art и M mathematics. В переводе с
английского это будет звучать так: естественные науки, технология,
инженерное искусство, творчество, математика. Именно эти направления
становятся самыми востребованными сегодня и поэтому в данный момент
система STEAM развивается, как один из основных трендов. STEAM
образование основано на применении междисциплинарного и прикладного
подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему
обучения.
Основная его задача – разработка инструментаметода, который
позволил бы создать единое образовательное пространство, в рамках
точки
которого обучающиеся могли бы найти или сгенерировать
соприкосновения своих темпераментов, менталитетов и умений. Однако
разработчики предлагают использовать данную систему начиная от
дошкольного образования и заканчивая профессиональными учебнымизаведениями, так как частичное использование не способно дать желаемые
результаты. На начальном этапе обучающиеся знакомятся с основами
программирования на базе визуальной среды SCRATCH и изучают азы
мехатроники на примере модели mBot. При этом обучающиеся не привязаны
к конкретному рабочему месту, программное обеспечение Makeblock
бесплатное устанавливается на любой компьютер, планшет или смартфон.
В основе STEAMобразования лежит метод проектов. Одним из
обязательных условий является непрерывность и возможность работы малых
рабочих групп в виртуальном пространстве, где они могут обмениваться
идеями.
Еще одним немаловажным преимуществом использования этой
системы является связь интерактивной доски с портативными устройствами,
благодаря чему можно проводить одновременно опрос до 250 обучающихся,
изучить или повторить материал, так как все сохраняется в базе.
Если нет возможности использовать SMARTобразование в своей
практике, можно воспользоваться педагогической моделью «Перевернутый
класс». В ней типичная подача лекционного материала и организация
домашних заданий представлены наоборот, то есть новые знания добывает не
только преподаватель, но и сами обучающиеся. Данная модель удобна, когда
в группе ктото быстро усваивает материал, а комуто нужен более
При использовании модели необходимо
индивидуальный подход.
подготовить медиаресурсы (презентации, аудио, видеоуроки, интерактивы и
т.д.), которые всегда будут в свободном для всех доступе.
Во время занятия кабинет можно разделить на 3 зоны – зона работы с
преподавателем, зона работы в группах, зона работы онлайн.
Преимущества «перевернутого класса»:
Для индивидуальной работы обучающегося и преподавателя остается
больше времени. Каждый из обучающихся работает в своем темпе (может повторно
посмотреть видеоматериал или наоборот пропустить некий фрагмент, что
ему понятен).
Способствует полноценному овладению материалом (изучение материала
выстраивается в такой последовательности, что перейти к новой теме без
полного усвоения предыдущей невозможно).
Во время отсутствия обучающегося он может изучить материал
самостоятельно (они все располагаются в свободном доступе).
Возможность контроля усвоения материала (при решении тестовых заданий
или разработанных flashигр, систем виртуальных лабораторий можно
просмотреть какие темы усвоены, а какие нет).
Возможность обучающихся учить друг друга (тех, кто быстрее усваивает
можно назначить наставниками в микро группах).
В качестве домашнего задания для изучения нового материала
учащиеся получают учебное видео или образовательный ресурс. При этом
видео не должно быть длительным, лучше сделать их отдельно по каждому из
рассматриваемых вопросов. Использование медиаресурсов позволяет
пробуждать интерес обучающихся к теме и предмету в целом.
Преподаватели могут проводить на своем занятии обсуждения или
превратить кабинет в студию, где студенты создают, сотрудничают и
реализуют на практике то, что они узнали из лекций и наблюдали за
пределами занятия.
Во время традиционных лекций студенты часто пытаются ухватить то,
что они слышат в момент речи лектора. У них нет возможности остановиться,
чтобы обдумать сказанное, и, таким образом, они могут упускать важные
моменты, потому что стараются записать слова преподавателя. А
использование видео и других предварительно записанных информационных
носителей позволяет студентам полностью контролировать ход лекции: они
могут смотреть, перематывать назад или вперед по мере необходимости.Такая возможность имеет особое значение для студентов с определенными
физическими ограничениями, особенно при наличии подписей для людей с
нарушениями слуха. При внедрении перевернутой модели обучения легко
наделать ошибок. Хотя идея очень проста, эффективный «переворот»
требует тщательной подготовки. Запись лекции требует усилий и времени со
стороны преподавателей, а элементы классного и внеклассного обучения
должны составлять единое целое, чтобы студенты могли понять принцип
данной модели и были мотивированы на подготовку к занятиям в классе. И,
наконец, введение перевернутого обучения может означать дополнительную
работу и потребовать новых навыков от преподавателя, хотя этот процесс
можно смягчить, вводя модель постепенно. Даже если студенты принимают
такую модель обучения, их оборудование не всегда позволяет качественно
принимать и просматривать видео. Перевернутое обучение предполагает
изменение роли преподавателей, которые сдают свои передовые позиции в
пользу более тесного сотрудничества и совместного вклада в учебный
процесс
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в
образовательный процесс методик, позволяющих обучающимся раскрыть
свою личность.
Платформой для этого становится проектно
исследовательская деятельность. Для самостоятельной работы сегодня
существует большое количество медиаресурсов, одним из популярных и
востребованных является интерактивная образовательная среда ГлобалЛаб,
созданная при поддержке Сколково. Это рабочая площадка для тех, кто
хочет узнать, как делается наука, кому нравятся исследования,
эксперименты. ГлобалЛаб – интернетсреда поддержки международного
исследовательского взаимодействия обучающихся,
технологиях и принципах краудсорсинга.
основанная наКраудсорсинг в переводе с английского означает «умная толпа». В
данной среде студенты могут обмениваться своими достижениями,
разработками.
Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике
и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового
со всеми плюсами и минусами виртуального общения.
партнера,
Особенностью нового продукта НАУРАША (научные развлечения) является
то, что, используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, мы
можем сделать игру живой понастоящему, когда ребенок исследует
реальный, а не виртуальный мир. При этом Наураша, мультипликационный
герой, общается с ребенком, рассказывая о различных явлениях, советует,
как лучше провести опыт и живо реагирует на действия маленького
экспериментатора, делая остроумные замечания и комментарии.
При обучении современного подрастающего поколения целесообразно
использовать принцип накрытого стола, когда мы не заставляем учащихся, а
как равноправного участника. При этом роль
приглашаем к столу
преподавателя – модератор.
Таким образом, будущее за технологиями, а будущее технологий за
педагогами нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют
формального подхода и могут своими знаниями “взорвать мозг”
обучающимся и расширить их кругозор до бесконечности. Однако
необходимо учитывать и тот факт, что использование описанных технологий
обучения следует применять систематически, а не раз в месяц, и тогда их
влияние на процесс обучения будет ощутимым.
Профессия преподавателя не терпит шаблона и отставаний от времени.
Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами,
которые он хочет возрастить в свих воспитанниках. Новый человек может
быть воспитан только новым человеком. Педагог в нашем обществе – эточеловек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их
мечтой о будущем.
Преподаватель не обретет настоящий авторитет у студентов, если не
будет всю жизнь учиться чемуто новому. Подготовка и проведение таких
занятий вначале могут вызвать большие трудности, но, если запастись
терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно
дадут добрые всходы.
Литература
. ru
ресурс.
Режим
Электронный
1. 11 Принципов успешного краудсорсинга в образовании. www.test.ru
2. STEAMобразование как универсальный инструмент преподавания.
Электронный ресурс. Режим доступа: www.digis.ru
3. STEAMтехнология.
доступа: www
. multiurok
4. Глобальная школьная лаборатория GlobalLab. Электронный ресурс.
Режим доступа: www
5. Международный сетевой естественнонаучный проект ГлобалЛаб
(Глобальная школьная лаборатория). Электронный ресурс. Режим
доступа: www
6. Образование сегодня. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ed
today.ru/poleznyestati/377
7. Наураша – цифровая лаборатория для до школьников и младших
школьников. Электронный ресурс. http:// http://наураша.фгосдо.рф
. Globallab
. pandia
. ru
. org