Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Иметь представление о различных видах фотографии. Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства.
2ЛР: Выполнить проект календаря для класса, используя авторские фотографии.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения новых видов искусства, выражать своё отношение к фотографии и дизайнерским проектам.
Обязательный минимум содержания: дизайн, фотография, дизайнер, фотограф (Н), конструктор, художественная фотография, фотокорреспондент (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: дизайнерские изделия, проекты, фотографии.
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4й класс. – М.: Баласс,
2011.
Урок 5.
Тема. Новые виды искусств: дизайн и фотография.
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художниковдизайнеров. Иметь
представление о различных видах фотографии. Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства.
2ЛР: Выполнить проект календаря для класса, используя авторские фотографии.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения новых видов искусства, выражать своё отношение к фотографии и
дизайнерским проектам.
Обязательный минимум содержания:
дизайн, фотография, дизайнер, фотограф
(Н), конструктор,
художественная фотография, фотокорреспондент (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: дизайнерские изделия, проекты, фотографии.
Этапы урока
Содержание
действия учителя
действия учеников
Создание
I.
проблемной
ситуации.
Учитель записывает тему урока «Новые
виды искусств: дизайн и фотография»,
рассказывает одну историю и просит ответить
на вопросы:
– Пришли в магазин две сестрички, Маша и Даша,
и стали спорить, какой подарок купить маме.
Даша говорит:
– Смотри, какой красивый чайник, сразу видно,
что его художник делал, давай его купим.
– Нет, – отвечает Маша, – лучше купим вот этот
чайник, он очень удобный, не иначе как хороший
конструктор к нему руку приложил».
© ООО «Баласс», 2014
Страница 1
Формирование УУД
Цвет фраз, обозначающих
учебные
действия,
соответствует следующим
группам результатов:
познавательные действия;
регулятивные действия;
коммуникативные действия;
личностные результаты.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.II.
Формулирование
проблемы.
– Подумайте, о чём спорили девочки? На какой
вопрос нужно ответить, чтобы разрешить их спор?
Поиск
III.
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа
текстом.
Работа
произведениями
мастеров.
с
с
1. Учитель предлагает открыть учебник на с.
16–17 учебника.
– А вы как думаете, вещь должна быть удобной
или красивой?
– В XX веке появился новый вид искусства –
дизайн. Прочитайте на с. 16 цель дизайна.
– Для такой цели нужна и новая профессия –
художникконструктор, или дизайнер.
– Прочитайте на с. 17 учебника, что должен
учитывать дизайнер при проекте любой вещи.
Рассмотрите дизайнерскую линейку и кресло (по
выбору) и определите, всё ли учёл дизайнер.
– Какой должна быть вещь
– удобной или красивой?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
Ученики отвечают.
Возможно, мнения
разойдутся. Ктото скажет
– удобной, а ктото –
красивой.
Читают.
Отвечают.
Совместно
определять цель действий.
учителем
с
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
чтения
Владеть разными видами
смыслового
–
вычитывать фактуальную
информацию.
Высказывать свои мысли,
аргументировать, вступать в
беседу.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 22. Учитель предлагает открыть текст на с. 18–
19 учебника.
– Ребята, в качестве творческой работы я хочу
предложить вам выполнить дизайнерский проект
«Календарь для класса». Но для его исполнения
нам могут понадобиться фотографии, поэтому
нужно ознакомиться ещё с одним видом
искусства, искусством фотографии.
– Скажите, пожалуйста, где в современном мире
используют фотографию?
– В рекламе, в науке, в
производстве, в газетах и
журналах, для истории, для
оформления
интерьера,
календаря и т.д.
– Кстати, для оформления интерьера часто
художественную
используют
фотографию, когда автору удаётся, как в
живописном произведении,
передать своё
впечатление, свои мысли, эмоции.
– Рассмотрите фотографии на с. 18–19 и
определите, какие из них можно назвать
художественными? Свой ответ поясните.
Отвечают.
Выражение
IV.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Отвечают.
Применение
V.
знаний
(продуктивные
© ООО «Баласс», 2014
Учитель предлагает ребятам разделиться на 4
группы и каждой группе взять на себя создание
страниц календаря, которые потом будут
Выполняют.
Страница 3
Выполняют, отвечают.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Находить информацию в
учебнике
(разворот,
оглавление, словарь, текст,
схема,
иллюстрация),
отделять известное
от
неизвестного.
Высказывать свои мысли,
аргументировать, вступать в
беседу.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.задания).
соединены в общий календарь (каждая группа
выбирает время года).
На уроке необходимо рассмотреть варианты
дизайна настенных календарей в рабочей
тетради на с. 24–25, 66 и разработать свой
дизайн, предварительно обсудив основные этапы
работы над дизайнерским проектом (с. 66 в
рабочей тетради).
Учитель предлагает
выбрать формат листа А3.
VI. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам оценить эскизы
каждой группы и выбрать лучший или принять
решение для каждого времени года оставить
свой дизайн, но тогда нужно обговорить
размеры и форму календаря, чтобы была
возможность соединить страницы в один
календарь.
Отвечают.
Домашнее
VII.
задание.
Записывают.
– Дома или в группе продлённого дня каждая
группа готовит по четыре страницы календаря,
используя для оформления любые материалы,
свои фотографии и рисунки, конструирует сетку
календаря для каждого месяца (каждой группе
достаётся по четыре месяца).
– Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш,
гуашь, кисти № 6–8 и 4.
Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
Учиться
оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 4