Новый взгляд на современный урок
Оценка 4.8

Новый взгляд на современный урок

Оценка 4.8
Лекции +1
doc
психологическая работа +1
1 кл
14.01.2017
Новый взгляд на современный урок
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Новый взгляд на современный урок.doc
Новый взгляд на современный урок  в рамках введения  ФГОС НОО. «…..Десять тысяч уроков ­ вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И  если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно,  однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а развивать интерес к предметам, пробуждать у школьников тягу  к постоянному получению знаний ­ вот задача учителя. Одним из путей решения этой задачи учителя начальных классов нашей школы видят в  использование нетрадиционных (нестандартных) форм организации учебной работы,  которая успешно применяется в работе учителей школы.  Цель проведения семинара:       ­ определить степень эффективности нестандартных форм организации учебного  процесса в начальной классах;       ­ показать роль учителя в проектировании нетрадиционных уроков в школе 1 ступени;       ­ представить опыт работы учителей начальных классов » На   сегодняшний   день   Министерством   образования   и   науки   РФ   утверждён Федеральный   государственный   стандарт   второго   поколения   начального   общего образования,  и  с   сентября  2011  –  2012   учебного  года  все  школы   России  работают  по образовательным   стандартам..   Новый   стандарт   устанавливает   новые   требования   к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Они   отличны   от  тех,  которые   были  представлены   в  стандарте,  принятом  в  2004  году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия). Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую  ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей  современной системы образования является формирование совокупности универсальных  учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение  учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.  В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и  самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального  опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные  действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную  идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к  самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Теоретико­методологическая основой проектирования программы формирования УУД в  целом являются системно­деятельностный и культурно­исторический подходы (Л.С.  Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие  достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм  образования). Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а  добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности называется  деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения  является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных  школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде,  где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося». Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?  Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии  результативности урока.  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие  (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень  активности учащихся в учебном процессе.  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную  формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит  специальное формирование контрольно­оценочной деятельности у обучающихся).  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для  этого специальные приемы.  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и  поддерживает минимальные успехи.  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное  мнение, обучает корректным формам их выражения.  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,  сотворчества, психологического комфорта.  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через  отношения, совместную деятельность и т.д.)  Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках  деятельностного подхода.  1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает  осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.  С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а  именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);  2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную  деятельность ("хочу”);  3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят  процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней,  предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я ­ идеальный  ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной  деятельности и выработку внутренней готовности к  Пришло   время   каждому   учителю   разобраться,   к   чему   новому   он   должен   быть открыт,   что   ему   необходимо   делать   по­новому.   Переосмысление   возможно   только   на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия,   чтобы   научиться   работать   так,   как   этого   требует   новый   образовательный стандарт. Как помочь сегодня учителю, ещё не прошедшему курсы переподготовки, и не до конца   освоившему   новые   педагогические   технологии,   а   также   не   на   высоком   уровне владеющему   компьютерными   технологиями,   соответствовать   требованиям   времени? Помочь ему не опустить руки, плодотворно работать? На мой взгляд, большая роль здесь принадлежит школьным методическим объединениям.   В их планах работы должно быть предусмотрено время на изучение учителями стандарта второго поколения, на обсуждение его особенностей, а также на раскрытие тех возможностей, которые уже сегодня могут позволить учителю осуществлять работу по­новому. В   чём   отличие   дидактических   требований   к   этим   урокам?   Что   изменяется   при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся? Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его  с  позиции   основных  дидактических   требований,   а  также  раскроем  суть  изменений, связанных с проведением урока современного типа: Требования к уроку Объявление темы урока Сообщение целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Традиционный урок Учитель сообщает учащимся Учитель   формулирует   и   сообщает учащимся, чему должны научиться Учитель   сообщает   учащимся,   какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Под   руководством   учителя   учащиеся выполняют   ряд   практических   задач (чаще   применяется   фронтальный метод организации деятельности) Учитель   осуществляет   контроль   за выполнением   учащимися практической работы Осуществление коррекции Учитель   в   ходе   выполнения   и   по работы выполненной итогам   учащимися осуществляет коррекцию Учитель   осуществляет   оценивание учащихся за работу на уроке   Оценивание учащихся Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Домашнее задание Учитель   объявляет   и   комментирует (чаще – задание одно для всех) Урок современного типа   Формулируют сами учащиеся  Формулируют сами   учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование   учащимися   способов достижения намеченной цели   Учащиеся   осуществляют   учебные действия   по   намеченному   плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Учащиеся   осуществляют   контроль (применяются   формы   самоконтроля, взаимоконтроля) Учащиеся   формулируют   затруднения и коррекцию самостоятельно Учащиеся   дают   оценку   деятельности по   её   результатам   (самооценивание, оценивание  результатов  деятельности товарищей) Проводится рефлексия осуществляют     Учащиеся могут выбирать задание из предложенных   учителем   с   учётом индивидуальных возможностей При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»   ­   слова   К.Д.   Ушинского   отражают   суть   урока   современного   типа,   в   основе которого   заложен   принцип   системно­деятельностного   подхода.   Учитель   призван осуществлять   скрытое   управление   процессом   обучения,   быть   вдохновителем   учащихся. Актуальность   приобретают   теперь   слова   Уильяма   Уорда:   «Посредственный   учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки? При   тщательном   анализе   каждого   из   этапов,   становится   понятно,   что технологический   процесс   подготовки   урока   современного   типа   базируется   на   них   же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся  и т.д. Ведь урок   должен   быть   направлен   на   получение   новых   результатов:   личностных, метапредметных и предметных. Возможно   ли   традиционными   методами,   приёмами,   формами   организации деятельности учащихся на уроке, прежним содержанием учебного материала достичь тех результатов, которые заложены в стандартах второго поколения? Сегодня   в   педагогической   литературе   очень   много   говорят   об   инновациях,   на практике  доказывается  их   целесообразность.  Вспоминается  афоризм:   «Всё  новое  –  это давно забытое старое». Конечно, так однозначно говорить об инновациях в педагогической практике не стоит. Но ведь и новое на пустом месте не рождается, для него всегда есть предпосылки в прошлом. Вот, к примеру, проектная деятельность учащихся (рассмотрим групповую форму),  которую сейчас   вводят в  практику  своей   работы учителя.  А разве раньше,   в   отечественной   педагогической   практике   не   присутствовала   такая   форма организации   деятельности   учащихся,   как   КТД   (коллективно­творческое   дело)? Безусловно, проект имеет более сложную структуру и содержит строгие обязательные для исполнения этапы. Появилось понятие «защита проекта» и т.д. Считаю, что учителю не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. По крайней мере, то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты  у  учащихся.  Ведь   предметные   результаты  никто  не  отменял,  они  подлежат контролю   и   оценке.   Необходимо   наполнить   урок   новыми   подходами   к   организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий. Так, обучая детей целеполаганию,  можно вводить  проблемный  диалог,  создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная автором Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по­новому открывать знания с учениками. УРОК ДОЛЖЕН БЫТЬ:         Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке ­ все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы   и   формы   работы,   педагогика   сотрудничества   должны   присутствовать   на современном уроке    К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.    Урок должен содержать разные виды деятельности. Деятельность на уроке должна стимулировать   развитее   познавательной   активности   ученика.   Для   достижения   прочных знаний ученик имеет возможность использовать разнообразные тесты, задания в игровой форме, разработанные для него индивидуально. Ребенок может самостоятельно проверить выполнение индивидуальной работы, исправить результаты тестов­заданий, выйти на новые более сложные задания.        На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.           На мой взгляд, современный урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.     Современный урок, я считаю, должен способствовать развитию познавательной активности,   развитию   креативного   мышления,   творческих   способностей.   Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации   под   поставленную   задачу,   уметь   анализировать   информацию,   применять полученные   знания   для   решения   проблем.   Поэтому   на   современном   уроке   в   первую очередь   учитель   должен   работать  с   такими   технологиями,   как   критическое   мышление, проблемное обучение и другими. Современный урок нельзя представить без использования современных   мультимедиа­технологий,   которые   система   предоставляют   уникальные возможности   для   реализации   творческих   инициатив   учителя   и   ученика.   Доказано,   что одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения.    Таковым мне видится современный урок. Современные требования предполагают  качественно новые позиции ученика и учителя, и это очень важно понять. Современный  урок – это переход от традиционной  технологии к технологиям нового поколения, главная суть которых ­ в личностно­ ориентированной направленности. В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования  создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее  развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания  собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения  и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков  учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств  обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают  напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают  эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные,  глубокие знания.  

Новый взгляд на современный урок

Новый взгляд на современный урок

Новый взгляд на современный урок

Новый взгляд на современный урок

Новый взгляд на современный урок

Новый взгляд на современный урок

Новый взгляд на современный урок

Новый взгляд на современный урок

Новый взгляд на современный урок

Новый взгляд на современный урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017