2023 г.
Научно –практическая конференция
«Шаг в будущее. Юниор»
«Занимательная химия на кухне»
Аннотация.
Цель разработки: выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию, показать на практике взаимодействие некоторых веществ, имеющихся на кухне.
Задачи:
1. Узнать что такое химия и химические вещества.
2. Провести химические опыты со съестными продуктами.
3. Доказать, что кухня — это целая химическая лаборатория.
Актуальность работы заключается в том, что химия - наука чудес и превращений настолько интересна детям в начальной школе, что они с радостью и увлечением проводят опыты, учатся наблюдать.
Гипотеза: Если кухня – химическая лаборатория, то возможно с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.
Объектом исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.
Предметом является изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами на кухне.
Методы исследования:
· -поисковый (изучение научно – популярной литературы)
· -описательный;
· -практический (проведение опытов);
· -метод анализа и обобщения.
Практическая значимость заключается в том, что научно-исследовательская работа может быть использована на внеклассных мероприятиях.
В своем исследовании учащийся добился той цели, которую ставил перед собой в начале исследования – выяснил, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию, показал на практике взаимодействие некоторых веществ, имеющихся на кухне.
Изучив специальную литературу и обратившись к интернету, учащийся выяснил, что такое химия, что продукты на нашей кухне это химические вещества. С целью установления сходства кухни с химической лабораторией были проведены опыты и наблюдения. Учащийся убедился в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления. Гипотеза подтвердилась - на кухне можно проводить опыты! Поставленные задачи выполнены: учащийся узнал, что такое химия и химические вещества, провел химические опыты с продуктами. Теперь он знает, что кухня — это маленькая химическая лаборатория.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цели и задачи.
В первой главе рассматривается, что такое химия и какие химические вещества есть на кухне. Во второй главе проведена сама исследовательская часть работы- проведение опытов и анкетирования.
В заключении подводятся итоги и делаются выводы по проведенной работе.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..4-5
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….5-6
Что такое химия?.............................................................................................................5
Химические вещества на кухне……………………………………………………….6
Глава II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..6-8
2.1. Изучение общественного мнения……………………………………………...6
2.2. Химическая лаборатория у нас на кухне……………………………………...6-8
Заключение……………………………………………………………………………..9
Список используемых источников……………………………………………………10
Приложение…………………………………………………………………………….11
Введение
Я очень люблю свой дом. А больше всего – кухню. Больше всего времени провожу именно на кухне. Здесь вкусно пахнет едой и свежезаваренным чаем. Рядом с мамой на
кухне можно рисовать или просто наблюдать за тем, что она делает. Можно узнать много интересного и нужного.
Однажды в воскресенье, когда мама готовила завтрак, я увидел, как она добавляет в тесто для блинов что-то шипящее и бурлящее. В тот момент мама была похожа на волшебницу. Я спросил: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня это маленькая химическая лаборатория. Мне захотелось как можно больше узнать об этом новом для меня понятии.
Что такое «химия» я читал в энциклопедии. На фотографиях видел разные пробирки, баночки. Но какая связь между вкусными блинчиками и химическими веществами и превращениями. Это я и решил выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь.
Когда мы с мамой задумались о продуктах на кухне, то оказалось, что кухня — это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты — это химические вещества.
Так родилась исследовательская работа на тему «Химия на кухне».
Объектом исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.
Предметом является изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами на кухне.
Перед собой я поставил цели: выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию, показать на практике взаимодействие некоторых веществ, имеющихся на кухне.
К достижению поставленных целей решил идти через решение задач:
1. Узнать что такое химия и химические вещества.
2. Провести химические опыты со съестными продуктами.
3. Доказать, что кухня — это целая химическая лаборатория.
Актуальность работы заключается в том, что химия - наука чудес и превращений настолько интересна детям в начальной школе, что они с радостью и увлечением проводят опыты, учатся наблюдать.
Гипотеза: Если кухня – химическая лаборатория, то возможно с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.
Методы исследования:
-4-
· -поисковый (изучение научно – популярной литературы)
· -описательный;
· -практический(проведение опытов);
· -метод анализа и обобщения.
Практическая значимость заключается в том, что научно-исследовательская работа может быть использована на внеклассных мероприятиях.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Что такое химия?
Химия – наука удивительная. Как только человек появляется на белый свет, он попадает в мир химических веществ. Первый вздох, и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока – и белок начинает работать в организме малыша.
Наш организм – «химический реактор», ведь он превращает одни вещества в другие и при этом выделяет энергию для жизни. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна и строителю, и фермеру, и врачу, и домохозяйке, и повару. Так что же такое химия?
Это интересная наука. Она отвечает на вопросы, почему соль соленая, почему трава зеленая, почему мыло мылится, почему вода пузырится! На все эти вопросы и еще на сто тысяч вопросов знает ответы эта удивительная наука. Вот как это слово объясняет Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова: ХИМИЯ - наука о составе, строении, свойствах веществ и их превращениях[1].
Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! В природе есть природные вещества, которые были созданы без участия человека. Это — вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.
Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это — пластмасса, резина, стекло и другие. Вследствие химических реакций вещества могут превращаться в новое вещество.
Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно – не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро. [3].
-5-
1.2. Химические вещества на кухне
Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?
Я открыл кухонный шкаф. На глаза мне сразу попались: уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, крахмал. Ничего химического, скажете вы, здесь нет. Обычные продукты питания. Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. Мама сказала, что у этих веществ даже есть химические названия. Например:
соль- это хлорид натрия
пищевая сода- гидрокарбонат натрия;
уксус- уксусная кислота;
сахар- сахароза;
крахмал- полисахарид,
молоко- лактоза; мясо- белки и жиры.
Глава II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Изучение общественного мнения
Мы с мамой составили анкету и изучили мнение обучающихся нашего класса (25 человек). Все вопросы представлены в таблице 1.
Таблица 1. Изучение общественного мнения
№ |
Вопросы |
Варианты ответов |
|
1 |
Что изучает химия? |
Знаю-11 |
Не знаю-13 |
2 |
Знаете ли вы химические вещества? |
Да-9 |
Нет-15 |
3 |
Можно ли дома проводить химические опыты? |
Да-4 |
Нет-20 |
4 |
Хотели бы дома провести опыты? |
Да-17 |
Нет-7 |
Результаты:
В ходе опроса выяснилось, что ребята мало знают о химии и химических веществах. Но как оказалось, почти у всех есть большое желание проводить опыты в домашних условиях! (17 человек из 24).
2.2. Химическая лаборатория у нас на кухне
Мыс мамой проводили дома химические опыты, чтобы убедиться и доказать, что кухня – это маленькая химическая лаборатория. Хочу вас ознакомить с тем, что у нас получилось.
-6-
Опыт 1. «Вулкан»
Для проведения опыта нам понадобятся: пластиковая бутылка, пластилин, большая тарелка, сода, красная краска, уксус.
1. Для начала отрежем горлышко от пластиковой бутылки — это и будет основой нашего вулкана.
2. Снизу горлышка налепим пластилин и поставим, что у нас получилось на большую тарелку.
3. После насыплем внутрь бутылки 2 ст. л соды и добавим красную краску для красоты вулкана.
4. Как мы наблюдаем, пока вулкан спит.
5. Нальем сверху в горлышко бутылки воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1(4 части воды и 1 часть уксуса).
6. Началась химическая реакция между содой и уксусом. Наш вулкан стал извергаться красной лавой .
Такое свойство уксуса и соды применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку — пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называет «гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто, и выпечка становится воздушной и пористой.
Самое же главное при использовании соды — тесто сразу же выпекать, так как химическая реакция очень быстро проходит.
Опыт 2. «Секретное письмо»
Для проведения опыта нам понадобятся: молоко, лист бумаги, кисточка.
1. Итак, нальем молоко в стакан.
2. Далее возьмем лист бумаги и кисточку.
3. Намочим кисточку в молоке и начнем писать на бумаге «молочными чернилами».
4. У нас с вами получилось невидимые надписи на бумаге.
5. Дадим высохнуть молоку 10 минут.
6. После прогладим лист бумаги с молочными записями утюгом.
7. В результате проявилась фраза коричневого цвета. Почему же так получилось? Оказывается, в молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры 100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый. Таким образом, молоко может быть секретной краской! И им можно писать!
-7-
Опыт 3.«Цветные пузырьки»
Для проведения опыта нам понадобятся: подсолнечное масло, вода, гуашь, стакан, шприц.
1. Первым действием нальем в прозрачный стакан масло.
2. С помощью шприца накапаем в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешались с маслом, а просто плавали в стакане.
3. Далее опустим в масло таблетку шипучки.
Что же мы наблюдаем? Пузырьки углекислого газа стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх! У нас с вами получился один из самых красивых опытов. Просто красота!.
Опыт 4.«Лимон-волшебник»
Понадобятся: два стакана, два пакетика чая, лимон, кипяток.
Ход действий: Нужно заварить в 2 стаканах чай, чтобы был одинаковый цвет. В один из стаканов добавить кусок лимона.
И что же мы видим? Чай на глазах посветлел!
Вывод: лимон – настоящий волшебник- отбеливатель!
Опыт 5.«Чудотворное масло»
Понадобятся: воздушный шарик, подсолнечное масло, шпажка
Ход действий: Надуваем воздушный шарик, берём узкую деревянную палочку и смачиваем ее полностью в подсолнечном масле. Потихоньку проткнём шарик насквозь этой палочкой. Масло растеклось по краям отверстия в воздушном шаре и не пропускало воздух наружу, поэтому шарик не сдулся.
Вывод: Благодаря маслу, шарик не лопнул! [2], [4], [5].
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что кухня – это маленькая химическая лаборатория, как мы и предполагали. Так же мы убедились в том, что у нас на кухне каждый день можно проводить занимательные химические опыты, используя при этом ингредиенты, имеющиеся у каждого под рукой. Значит, наша гипотеза подтвердилась.
Таким образом, чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен быть человеком, образованным в области химии, биологии, биохимии, физиологии питания.
-8-
Заключение
В процессе данной исследовательской работы у нас получилось выполнить поставленные задачи. Мы узнали — что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с разными продуктами. Тем самым мы доказали, что кухня — это целая химическая лаборатория.
Благодаря проделанной работе, мы поняли, что химия для каждого из нас — это путь к постижению мира. В ней очень много дорог, по которым нам всем еще предстоит пройти. Возможно, в будущем кто-то из нас сможет добиться в изучении этой науки значительных успехов или даже сделать несколько открытий. Это вполне возможно, ведь перед нами еще столько открытых вопросов! Это интересный выбор, который может определить всю жизнь человека и повлиять на дальнейшую судьбу каждого из нас.
-9-
Список используемых источников
1. ОжеговС.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
2. Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель».
3. www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml — электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".
4. Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.
5. Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).
-10-
Приложение 1
Анкета
Ответ, который считаете нужным, подчеркните
Что изучает химия? |
Знаю, не знаю |
Знаете ли вы химические вещества? |
Да, нет |
Можно ли дома проводить химические опыты? |
Да, нет |
Хотели бы дома провести опыты? |
Да, нет |
-11-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.