НПК "Занимательная химия на кухне"
Оценка 5

НПК "Занимательная химия на кухне"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
химия
4 кл—7 кл
07.12.2023
НПК "Занимательная химия на кухне"
Цель разработки: выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию, показать на практике взаимодействие некоторых веществ, имеющихся на кухне.
НПК Занимательная химия на кухне.docx

2023 г.

                                                  Научно –практическая конференция                                                       

«Шаг в будущее. Юниор»

«Занимательная химия на кухне»

 

Аннотация.

Цель разработки: выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию, показать на практике взаимодействие некоторых веществ, имеющихся на кухне.

Задачи:

1. Узнать что такое химия и химические вещества.

2. Провести химические опыты со съестными продуктами.

3. Доказать, что кухня — это целая химическая лаборатория.

Актуальность работы заключается в том, что химия - наука чудес и превращений настолько интересна детям в начальной школе, что они с радостью и увлечением проводят опыты, учатся наблюдать.

Гипотеза: Если кухня – химическая лаборатория, то возможно с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.

Объектом исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.

Предметом является изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами на кухне.

Методы исследования:

·         -поисковый (изучение научно – популярной литературы)

·         -описательный;

·         -практический (проведение опытов);

·         -метод анализа и обобщения.

Практическая значимость заключается в том, что научно-исследовательская работа может быть использована на внеклассных мероприятиях.

В своем исследовании учащийся добился  той цели, которую ставил перед собой в начале исследования – выяснил, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию, показал на практике взаимодействие некоторых веществ, имеющихся на кухне.

Изучив специальную литературу и обратившись к интернету, учащийся выяснил, что такое химия, что продукты на нашей кухне это химические вещества.   С целью установления сходства кухни с химической лабораторией были проведены опыты и наблюдения. Учащийся убедился в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления. Гипотеза подтвердилась - на кухне можно проводить опыты! Поставленные задачи выполнены: учащийся узнал, что такое химия и химические вещества, провел химические опыты с продуктами. Теперь он знает, что кухня — это маленькая химическая лаборатория.                                                                                                                                    

     Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

   Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цели и задачи.

     В  первой главе рассматривается, что такое химия и какие химические вещества есть на кухне. Во второй главе проведена сама исследовательская часть работы- проведение опытов и анкетирования.

    В заключении подводятся итоги и делаются выводы по проведенной работе.

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..4-5

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….5-6

Что такое химия?.............................................................................................................5

Химические вещества на кухне……………………………………………………….6

Глава II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..6-8

2.1.     Изучение общественного мнения……………………………………………...6

2.2.     Химическая лаборатория у нас на кухне……………………………………...6-8

Заключение……………………………………………………………………………..9

Список используемых источников……………………………………………………10

Приложение…………………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Я очень люблю свой дом. А больше всего – кухню. Больше всего времени провожу именно на кухне. Здесь вкусно пахнет едой и свежезаваренным чаем. Рядом с мамой на

кухне можно рисовать или просто наблюдать за тем, что она делает. Можно узнать много интересного и нужного.

       Однажды в воскресенье, когда мама готовила завтрак, я увидел, как она добавляет в тесто для блинов что-то шипящее и бурлящее. В тот момент мама была похожа на волшебницу. Я спросил: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась,  и ответила, что кухня это маленькая химическая лаборатория. Мне захотелось как можно больше узнать об этом новом для меня понятии.

     Что такое «химия» я читал в энциклопедии. На фотографиях видел разные пробирки, баночки. Но какая связь между вкусными блинчиками и химическими веществами и превращениями. Это я и решил выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь.

Когда мы с мамой задумались о продуктах на кухне, то оказалось, что кухня — это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты — это химические вещества.

Так родилась исследовательская работа на тему «Химия на кухне».

Объектом исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.

Предметом является изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами на кухне.

Перед собой я поставил цели: выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию, показать на практике взаимодействие некоторых веществ, имеющихся на кухне.

К достижению поставленных целей решил идти через решение задач:

1. Узнать что такое химия и химические вещества.

2. Провести химические опыты со съестными продуктами.

3. Доказать, что кухня — это целая химическая лаборатория.

Актуальность работы заключается в том, что химия - наука чудес и превращений настолько интересна детям в начальной школе, что они с радостью и увлечением проводят опыты, учатся наблюдать.

Гипотеза: Если кухня – химическая лаборатория, то возможно с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.

Методы исследования:

-4-

·         -поисковый (изучение научно – популярной литературы)                                                             

·         -описательный;

·         -практический(проведение опытов);

·         -метод анализа и обобщения.

Практическая значимость заключается в том, что научно-исследовательская работа может быть использована на внеклассных мероприятиях.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.            Что такое химия?

Химия – наука удивительная. Как только человек появляется на белый свет, он попадает в мир химических веществ. Первый вздох, и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока –  и белок начинает работать в организме малыша.

Наш организм – «химический реактор», ведь он превращает одни вещества в другие и при этом выделяет энергию для жизни. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна и строителю, и фермеру, и врачу, и домохозяйке, и повару. Так что же такое химия?

Это интересная наука. Она отвечает на вопросы, почему соль соленая, почему трава зеленая, почему мыло мылится, почему вода пузырится! На все эти вопросы и еще на сто тысяч вопросов знает ответы эта удивительная наука. Вот как это слово объясняет Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова: ХИМИЯ - наука о составе, строении, свойствах веществ и их превращениях[1].

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! В природе есть природные вещества, которые были созданы без участия человека. Это — вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это — пластмасса, резина, стекло и другие. Вследствие химических реакций вещества могут превращаться в новое вещество.

Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно – не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик  Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро. [3].

-5-

1.2.            Химические вещества  на кухне

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Я  открыл кухонный шкаф. На глаза мне сразу попались: уксус,  пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, крахмал. Ничего химического, скажете вы, здесь нет. Обычные продукты питания.  Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. Мама сказала, что у этих веществ даже есть химические названия. Например:

соль- это хлорид натрия

пищевая сода- гидрокарбонат натрия;     

 уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

крахмал- полисахарид,

молоко- лактоза; мясо- белки и жиры.

Глава II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Изучение общественного мнения

Мы с мамой составили анкету  и  изучили  мнение обучающихся нашего класса  (25 человек). Все вопросы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Изучение общественного мнения

Вопросы

Варианты ответов

1

Что изучает химия?

Знаю-11

Не знаю-13

2

Знаете ли вы химические вещества?

Да-9

Нет-15

3

Можно ли дома проводить химические опыты?

Да-4

Нет-20

4

Хотели бы дома провести опыты?

Да-17

Нет-7

 

Результаты:

В ходе опроса выяснилось, что ребята  мало знают о химии и химических веществах. Но как оказалось, почти у всех  есть  большое желание проводить опыты  в домашних условиях! (17 человек из 24).

2.2.            Химическая лаборатория у нас на кухне

Мыс мамой проводили дома химические опыты, чтобы убедиться и доказать, что кухня – это маленькая химическая лаборатория. Хочу вас ознакомить с тем, что у нас получилось.

 

-6-

Опыт 1. «Вулкан»

Для проведения опыта нам понадобятся: пластиковая бутылка, пластилин, большая тарелка, сода, красная краска, уксус.

1.      Для начала отрежем горлышко от пластиковой бутылки — это и будет основой нашего вулкана.

2.      Снизу горлышка налепим пластилин и поставим, что у нас получилось на большую тарелку.

3.      После насыплем внутрь бутылки 2 ст. л соды и добавим красную краску для красоты вулкана.

4.      Как мы наблюдаем, пока вулкан спит.

5.      Нальем сверху в горлышко бутылки воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1(4 части воды и 1 часть уксуса).

6.      Началась химическая реакция между содой и уксусом. Наш вулкан стал извергаться красной лавой .

Такое свойство уксуса и соды применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку — пироги, булочки и другие блюда из теста.  Эту реакцию называет «гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто, и  выпечка становится воздушной и пористой.

Самое же главное при использовании соды — тесто сразу же выпекать, так как химическая реакция очень быстро проходит.

Опыт 2. «Секретное письмо»

Для проведения опыта нам понадобятся: молоко, лист бумаги, кисточка.

1.      Итак, нальем молоко в стакан.

2.      Далее возьмем лист бумаги и кисточку.

3.      Намочим кисточку в молоке и начнем писать на бумаге «молочными чернилами».

4.      У нас с вами получилось невидимые надписи на бумаге.

5.      Дадим высохнуть молоку 10 минут.

6.      После прогладим лист бумаги с молочными записями утюгом.

       7. В результате проявилась фраза коричневого цвета. Почему же так получилось?     Оказывается, в молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры 100 °С. После этого вода испарилась,  а белок казеин поджарился и стал коричневый.   Таким образом, молоко может быть секретной краской! И им можно писать!

-7-

       Опыт 3.«Цветные пузырьки» 

Для проведения опыта нам понадобятся: подсолнечное  масло,  вода, гуашь, стакан, шприц.

1. Первым действием нальем в прозрачный стакан масло.

2. С помощью шприца накапаем в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешались с маслом, а просто  плавали в стакане.

3. Далее опустим в масло таблетку шипучки.

Что же мы наблюдаем? Пузырьки углекислого газа стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх! У нас с вами получился один из самых красивых опытов.  Просто красота!.

Опыт 4.«Лимон-волшебник»

Понадобятся: два стакана, два пакетика чая, лимон, кипяток.

Ход действий: Нужно заварить в  2 стаканах чай, чтобы был одинаковый цвет. В один из стаканов добавить кусок лимона.

И что же мы видим?  Чай  на глазах посветлел!

Вывод:  лимон – настоящий волшебник- отбеливатель!

Опыт 5.«Чудотворное  масло»

Понадобятся: воздушный шарик, подсолнечное масло, шпажка

Ход действий:   Надуваем воздушный шарик, берём узкую деревянную палочку и смачиваем ее полностью в подсолнечном масле. Потихоньку проткнём   шарик насквозь этой палочкой. Масло растеклось по краям отверстия в воздушном шаре и не пропускало воздух наружу, поэтому шарик не сдулся.

Вывод: Благодаря маслу, шарик не лопнул! [2], [4], [5].

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что кухня – это маленькая химическая лаборатория, как мы и предполагали. Так же мы убедились в том, что у нас на кухне каждый день можно проводить занимательные химические опыты, используя при этом ингредиенты, имеющиеся у каждого под рукой. Значит, наша гипотеза подтвердилась.

Таким образом, чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен быть человеком, образованным в области химии, биологии, биохимии, физиологии питания.

 

-8-

 

Заключение

В процессе данной исследовательской работы у нас получилось выполнить поставленные задачи. Мы узнали — что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с разными продуктами. Тем самым мы доказали, что кухня — это целая химическая лаборатория.    

Благодаря проделанной работе, мы поняли, что химия для каждого из нас  — это путь к постижению мира. В ней очень много дорог, по которым нам всем еще предстоит пройти. Возможно, в будущем кто-то из нас сможет добиться в изучении этой науки значительных успехов или даже сделать несколько открытий. Это вполне возможно, ведь перед нами еще столько открытых вопросов! Это интересный выбор, который может определить всю жизнь человека и повлиять на дальнейшую судьбу каждого из нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-9-

 

Список используемых источников

1.      ОжеговС.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.

2.      Передача  «НЕОкухня» на канале «Карусель».

3.      www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml — электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".

4.      Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.

5.      Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-10-

                                                                                                                       Приложение 1

Анкета

Ответ, который считаете нужным, подчеркните

Что изучает химия?

Знаю, не знаю

Знаете ли вы химические вещества?

Да, нет

Можно ли дома проводить химические опыты?

Да, нет

Хотели бы дома провести опыты?

Да, нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

-11-


 

Научно –практическая конференция «Шаг в будущее

Научно –практическая конференция «Шаг в будущее

Учащийся убедился в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления

Учащийся убедился в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления

Оглавление Введение………………………………………………………………………………

Оглавление Введение………………………………………………………………………………

Введение Я очень люблю свой дом

Введение Я очень люблю свой дом

Практическая значимость заключается в том, что научно-исследовательская работа может быть использована на внеклассных мероприятиях

Практическая значимость заключается в том, что научно-исследовательская работа может быть использована на внеклассных мероприятиях

Химические вещества на кухне

Химические вещества на кухне

Опыт 1. «Вулкан» Для проведения опыта нам понадобятся: пластиковая бутылка, пластилин, большая тарелка, сода, красная краска, уксус

Опыт 1. «Вулкан» Для проведения опыта нам понадобятся: пластиковая бутылка, пластилин, большая тарелка, сода, красная краска, уксус

Опыт 3.«Цветные пузырьки»

Опыт 3.«Цветные пузырьки»

Заключение В процессе данной исследовательской работы у нас получилось выполнить поставленные задачи

Заключение В процессе данной исследовательской работы у нас получилось выполнить поставленные задачи

Список используемых источников 1

Список используемых источников 1

Приложение 1 Анкета Ответ, который считаете нужным, подчеркните

Приложение 1 Анкета Ответ, который считаете нужным, подчеркните
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2023
Посмотрите также: