«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников- актуальное направление в развитии ребенка»
Оценка 4.6

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников- актуальное направление в развитии ребенка»

Оценка 4.6
doc
18.03.2023
«Нравственно – патриотическое  воспитание дошкольников-   актуальное направление в развитии ребенка»
00046097-61f342a8.doc

«Нравственно – патриотическое  воспитание дошкольников-

 актуальное направление в развитии ребенка»

(статья)

               В настоящее время формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить при роду и быть небезучастным к судьбе страны. Недостаточное внимание к вопросам патриотического воспитания молодежи актуальная проблема, тогда как любовь к Отечеству всегда была залогом сильной державы, сплоченной  нации.

   В русской педагогике воспитанию патриотизма у подрастающего поколения в разных его аспектах (нравственное, духовное, гражданское) уделялось большое внимание. Особое значение имеют философские взгляды политических и общественных деятелей России ХVIII в., определившие основные направления в формировании педагогических взглядов на патриотическое воспитание детей.

              Так, М.В. Ломоносов выдвинул идею о решающей роли нравственно- патриотического воспитания в развитии «просвещенного юношества».  Понимая, что дети — будущее России, он призывал организовывать обучение молодежи в соответствии с интересами Родины.

         Идея народности воспитания получила  развитие во второй половине ХIX в. Значительный вклад в ее обоснование внес К.Д. Ушинский.  Главная цель воспитания, по его мнению,  - духовное  развитие человека, а достигнуть его невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера. «Любовь к Родине это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним». Эта проблема раскрывается в его работах «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», « О народности в общественном воспитании» и др. «Развивая умственные и нравственные силы  народа, обогащая его полезными знаниями,  возбуждая в нем разумную предприимчивость и любовь к труду, истинное народное образование сохраняет, открывает и поддерживает именно те источники, из которых льется народное богатство.. . 

           Как говорил КД. Ушинский, мораль заключается в самом быте русского народа, «в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей него душу» .

         Таким образом, основой является семейное воспитание,  в котором конкретизируются  цели и задачи общественного.  Константин Дмитриевич  выделил три основные составляющие воспитания: народность, христианская духовность, наука. Именно народность и патриотизм, подчеркивал он — основа нравственного духовного воспитания подрастающих поколений: « Как нет человека без самолюбия,  так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.  Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения…» . Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитание,  если оно не хочет быть бессильным, должно  быть народным». Он ввел  в русскую педагогическую литературу термин « народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: доброту, дружбу,  взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь  был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим  гением народа».

              Через все его труды проходит мысль о том, что от самого рождения в душе ребенка могут укореняться разные чувства — и эгоистические и социально- ценные. Последние он сравнивал с нежным цветком, нуждающимся  в заботах, а эгоистические -  с сорняками:  «Нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспевания ни  ухода, ни присмотра, и не обуздываемое вовремя, скоро подавляет лучшие, нежнейшие растения.

       Делается вывод о том, что образование  с самых первых его ступеней и сама наука должны основываться  на заповедях нравственности. КД. Ушинский считал,  что в воспитании не должно быть места нравоучениям, склонность к которым так сильна у многих учителей и родителей. Не словам и поучениям, а организации жизнедеятельно, всей окружающей детей атмосфере необходимо быть безупречно нравственными.

               В настоящее время в принятом  федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
          В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации  процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
                                                  

        Таким образом, чтобы повысить нравственную культуру общества, надо воспитывать ее с самого  детства. Воспитание чувства патриотизма у детей, любви к своему ближнему ему окружению — семье, друзьям, любви и  бережного отношения к родной природе, получение знаний об истории родного города, пробуждение  интереса к национальным праздникам и традициям, уважение к труду — актуальные направления в работе дошкольного учреждения.


Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников- актуальное направление в развитии ребенка» (статья)

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников- актуальное направление в развитии ребенка» (статья)

Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал

Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2023