«Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду и в семье»
Оценка 4.7

«Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду и в семье»

Оценка 4.7
doc
07.05.2020
«Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в  детском саду и в семье»
«Нравственно-эстетическое воспитание ребенка.doc

  «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка

в  детском саду и в семье»

 

Цель: Оптимизация нравственно-эстетического воспитания  детей, создание условий для формирования навыков методом побуждения к сопереживанию, методом убеждения, методом поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству, по средствам успешной реализации образовательной области ФГОС ДО.

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Действительно нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «правдивое» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления средствами экспериментальной и исследовательской деятельности как условие успешной реализации образовательной области «Нравственно-эстетическое воспитание ФГОС ДО, воспитатель стремится, прежде всего, развить  у них свое отношение к тому или иному явлению искусства или действительности. Это помогает сформировать у детей нравственно-эстетическое отношение. В ходе этого процесса ребенок приобретает первоначальный эмоциональный опыт, который помогает ему  строить отношения с окружающими его людьми. Формируется способность к эмоциональному сопровождению (осуждению зла, одобрения прекрасного). Возможность применения полученных знаний, что проявляется в культуре поведения, в жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, семье.

Приобщение детей к миру взрослых людей, к миру чувств и переживаний -  задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче опыта последующему поколению. Без помощи взрослых, педагогов, родителей детям трудно ориентироваться в современном мире человеческих отношений. Оптимальным вариантом является игровая деятельность. Игра представляет совместную деятельность детей. Общие интересы, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений, развивают умения и навыки, стимулируют развитие нравственно-эстетического отношения, коллективное рисование, музыкальные занятия, театральные представления и т.д. Игра ненавязчиво разнообразит процесс обучения, наполняет жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащает их, создает радость успеха и хорошее настроение.

Игра развивает познавательную, эмоциональную сферу, формирует коммуникативные навыки. В ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношений людей.

На развитие нравственно - эстетических навыков, кроме вышеперечисленного, оказывает влияние продуктивные виды деятельности.

Это рисование «дружных картинок», коллективные работы по аппликации, рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и индивидуальная), «скорая помощь» для книг, растений и т.д.

Регулярная выставка детских работ дает детям возможность к самооценки, анализировать другие работы .

Использование в повседневной жизни игр малой, средней, большой подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в нравственно-эстетическом воспитании  оказывает художественная литература. В процессе приобщения детей к искусству педагог так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. Слушая сказку, разглядывая картину, смотря спектакль, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, веру в победу и справедливость, появляется страстное желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя произведения. Поведение, поступки, даже речь героя  надолго остаются эталоном для организации собственного поведения и создании определенных игровых ситуаций со сверстниками.

В связи с выше изложенным является актуальным реализация образовательной области «Нравственно-эмоциональное воспитание детей в детском саду» в ФГОС ДО и сотрудничестве с родителями в семье, по средствам игровой деятельности.

В средней группе перед воспитателем стоят ответственные задачи: формировать у детей произвольное поведение, т.е. умение сосредоточить свое внимание на указаниях и пояснениях  воспитателя.

Воспитатель продолжает формировать активность, любознательность, познавательный интерес для развития у детей способности к умственному напряжению. Продолжается формирование умение заниматься т.е. внимательно слушать разъяснение, указания, запоминать их. Воспитатель побуждает детей к ответу, стремиться сосредоточить их внимание на предлагаемом вопросе:

-Сейчас я задам вам вопрос. Послушайте внимательно. Кто будет внимателен, тот сможет ответить на него.

Воспитатель учит детей заниматься в окружении сверстников, обращать внимание на их ответы:

-Давайте послушаем, что хотела бы сказать нам Лена. Кто ответит после нее? Поднимите рука.

Так педагог привлекает внимание к своему вопросу, ответу сверстника, вводит правило: кто хочет отвечать должен поднять руку.

Внимание педагога к качеству работы воспитанников, серьезное отношение к допущенным ошибкам настраивает детей на тщательность в работе и побуждает выполнять задание точно, прилежно. В средней группе эти мотивы проявляются в игровой форме. Важно правильно объединять детей, учитывая тип их активности, а так же влияние, которое они будут оказывать друг на друга. Правильно организуя воздействие дошкольников для совместной деятельности, оказание помощи друг другу, можно создать хорошую основу для возникновения и развития позиции ненасилия.  Формирования представления у детей о радости и огорчении, дружелюбие и враждебность, доброта и злость, смелость и трусость и т.д.

Ребенок должен свободно выражать свои чувства во взаимодействии с другими детьми, а также умение чувствовать другого, сопереживать ему. Неумение открыто выражать эмоции порождает у ребенка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «я», самооценки. Такие дети чаще всего не могут заявит о своих желаниях, что способствует  замкнутости и зависимости от поведения и выбора других детей.

 Воспитатель совместно с родителями развивают у детей способность понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других детей.

Развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние различными способами: движениями, мимикой, в рисунке и т.д.

Развивать у детей уверенность в себе.

Развивать умение сопереживать другому ребенку.

Развивать умение сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях. Ребенок учится помогать родителям и воспитателю, младшим детям, выполняет посильные трудовые поручения, привыкает считаться с окружающими, делиться игрушками, книгами и т.д. Именно в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе нормам, формируется характер ребенка. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится ставить цель, довести начатое дело до конца. В дошкольном возрасте  ребенок в состоянии осмыслить правила поведения, которым его учат в детском саду и дома, например: Входя в помещение, следует переобуться, потому что взрослые моют пол и их труд нужно уважать.

В дошкольном возрасте воспитываются навыки и привычки прежними приемами: показ, побуждение к подражанию, объяснение, как надо действовать, а как нет. Не теряет своего значения одобрение правильного поведения. Данные приемы воспитания навыков и привычек обеспечивают успех только при условии соблюдения общих правил воспитания.

Привлекая ребенка к посильному домашнему труду, родители стараются подчеркнуть, что своим участием, он оказывает помощь старшим, используют каждый удобный случай для того, чтобы дать ребенку почувствовать его сопричастность к делам семьи. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Ребенок уже может помогать накрывать на стол, уносить посуду после еды, с помощью взрослых кормить домашних животных, поливать комнатные цветы. Систематически привлекая ребенка мы воспитываем привычку оказывать помощь окружающим. Помочь другим детям одеться или раздеться. Так формируется заботливость, самостоятельность.. С помощью взрослых дети могут вытирать пыль, стирать одежду куклы, мыть игрушки. 

 В этом возрасте укрепляются навыки самообслуживания (учится есть аккуратно, пользоваться салфеткой, полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, умываться, правильно пользоваться полотенцем. При обучении наряду с показом большое значение имеет объяснение; умение заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным.

В дошкольном возрасте закладывается и основа правдивости. И начинается она как и многие другие черты характера, с привычки всегда говорить правду.

 Чрезмерная строгость, нежелание понять ребенка, угроза расправы, отсутствие взаимопонимания ведут ко лжи, которая повторяясь, становится привычкой.

В детском саду и дома ребенок усваивает правила культурного поведения, вежливого отношения к взрослым и сверстникам. Привычка  пользоваться грубыми словами может закрепиться, если она будет оставлена взрослыми без внимания.

«Волшебное слово»- это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Воспитатель советует родителям поправлять ребенка, когда он называет других детей, в пренебрежительной форме. С четырех лет ребенок должен привыкнуть обращаться к взрослым (кроме родителей и близких), говорить «вы» и называть по имени отчеству.

Из отдельных привычек культурного поведения формируются более общие. Например, из привычки здороваться, благодарить, уступать место в транспорте пожилым людям, предлагать гостю стул образуется привычка быть вежливым. Ребенок, который не перебивает взрослых, не берет без разрешения то, что не принадлежит ему, доводит начатое дело до конца и т.д., приобретается привычка владеть собой.

Так у него формируются ценные качества личности.

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Г.Н.Пантелеева 1989г.

2.     Посеешь привычку- пожнешь характер: Пособие для воспитателей детского сада 1980-95гг. Каплан Л.И.

3.     Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А. Козлова  1987г.

4.     Педагогика ненасилия в детском саду Методическое пособие / Маралов В.Г. 2009г.

5.     Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / Петерина С.В. 1986г.

6.     Развитие социальной уверенности у дошкольников/ Е.В.Прима, Л.В.Филиппова, И.Н.Кольцова, Н.Ю.Молостова 2002г.

7.     Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова 1989г.


Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду и в семье»

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду и в семье»

Игра развивает познавательную, эмоциональную сферу, формирует коммуникативные навыки

Игра развивает познавательную, эмоциональную сферу, формирует коммуникативные навыки

Так педагог привлекает внимание к своему вопросу, ответу сверстника, вводит правило: кто хочет отвечать должен поднять руку

Так педагог привлекает внимание к своему вопросу, ответу сверстника, вводит правило: кто хочет отвечать должен поднять руку

Систематически привлекая ребенка мы воспитываем привычку оказывать помощь окружающим

Систематически привлекая ребенка мы воспитываем привычку оказывать помощь окружающим

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду /

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020