Нравственно-патриотическое воспитание направленно на цель привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Модель развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста: вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в разработке проектов, подготовке и проведении инсценировок.
            
        
        
        
                    
                
                    Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Каримова Танзиля Наилевна
МАДОУ ДС № 86 «Былинушка», 
г. Нижневартовск, ХМАО, Российская Федерация
Актуальность.   Коренные   преобразования   в   стране   резко   снизил
воспитательный   потенциал   российской   культуры,   искусства,   образования   как
важнейших факторов патриотизма. В периоды смены общественных формаций
нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в
сфере   передачи   нравственного   опыта,   главных   жизненных   ценностей   и
установок.   Сформированность   нравственных   ценностей   является   важнейшим
показателем целостной личности, подлинно самостоятельной, способной создать
собственное   представление   о   своём   будущем   жизненном   пути.   Массовая
культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого
усиливается   пробел   в   представлениях   детей   о   традиционных   ценностях
отечественной культуры, не говоря уже о следовании им. Поэтому разработка
научно   обоснованных   концептуальных   подходов   к   организации   нравственно
патриотического   воспитания   детей,   его   теоретических   основ   является
актуальным.  
Большую роль в решении нравственнопатриотического воспитания  могут
сыграть   образовательные   организации,   в   рамках,   деятельности   которых
обеспечивается духовнонравственное становление подрастающего поколения.
Именно в дошкольной организации наши дети получают первые сведения о
различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, к Родине.
Узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с
мастерами, создающими красоту. Они учатся видеть не только красоту, но и
понимать её ценность [2, С. 34]. 
1Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка
одухотворённую среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить
его – не столько информационно, сколько эмоционально восприятию.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к
решению задач патриотического воспитания дошкольников. 
Концепция   модернизации   российского   образования   определяет
приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы
психологопедагогического сопровождения [2, С. 41]. 
Нравственнопатриотическое   воспитание   направленно   на   цель   привить
любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Основные
дошкольников:
 
задачи
 
нравственнопатриотического
 
воспитания
o формировать   любовь   к   родному   краю   (причастности   к   родному
дому, семье, детскому саду, городу);
o формировать любовь к культурному наследию своего народа;
o воспитывать   любовь   и   уважение   к   своим   национальным
особенностям;
o толерантное отношение к представителям других национальностей,
к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
 
  Особенностью   системы   работы   по     нравственнопатриотическому
воспитанию   дошкольников   является различные виды детской деятельности:
речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. 
Моя семья
Будем Родине
служить
Культура и
традиции
Мой детский
сад
Страна, ее
столица,
символика
Правила, по которым
мы живем
Мой город
Моя малая Родина
Рис. 1 Система работы по нравственнопатриотическому воспитанию
Принципы работы по нравственнопатриотическому воспитанию:
2o «Позитивный   центризм»   (отбор   знаний,   наиболее   актуальных   для
ребёнка данного возраста);
o Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
o Рациональное   сочетание   разных   видов   деятельности,   адекватных
возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных
нагрузок;
o Развивающий   характер   обучения,
  основанный   на   детской
активности;
o Принцип маятника (изучая историю своей улицы, дети связывают её
с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими
городами, они возвращаются к истории своего района и улицы);
o Систематическое   изложение   материала   идёт   от   близкого   и
понятного к более сложному;
o Принцип   спирали   (когда   дети,   возвращаясь   к   тем   или   иным
вопросам,   событиям,   фактам   из   года   в   год,   углубляют   свои
познания).
Формы работы: 
o образовательная деятельность;
o праздники и развлечения; 
o экскурсии; 
o дидактические игры; 
o минимузеи;
o игрыбеседы, игрыинсценировки; 
o проведение тематических выставок;
o наблюдение окружающей действительности; 
o в сочетании с чтением художественной литературы; 
o слушанием музыки;
o рассматривание картин;
o продуктивная деятельность детей.
Методы:
o формирование нравственного поведения; 
o формирование нравственного сознания; 
o ситуации;
o поручения;
o упражнения;
o объяснение;
3o просьба;
o беседы.
Комплексный   подход   к   вопросам   формирования   у   детей   нравственно
патриотических   чувств   –   взаимосвязь   различных   областей,   средств,   методов
воспитания. 
Предметноразвивающая образовательная среда: 
o Родной город – промышленность, наука, знаменитые земляки, спорт,
подбор стихов о городе, карта; 
o Семья – герб моей семьи, генеалогическое дерево; 
o Родная страна  – карта России, города, природа; 
o Защитники Отечества   (от рыцарей до Российской армии); 
o Приобщение к истокам народной культуры – виды тканей, нитки,
обереги, народные костюмы;
o Великие соотечественники – портреты, художественная литература;
o Наша   планета   Земля   –   глобус,   детская   карта   мира,   материалы,
рассказывающие   о   жизни   в   других   странах,   обычаи,   традиции,
профессии [1, С. 33  35]
Модель развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста:
вызывать   интерес   у   детей   и   положительно   воздействовать   на   их   эмоции,
развивать   их   фантазию,   любознательность   и   творчество,   формировать
способность   взаимодействовать   друг   с   другом   в   игровых   ситуациях,   в
разработке проектов, подготовке и проведении инсценировок.
Открывать ребенку доступ к культуре своего и других народов, знакомя
его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций,
детским фольклором, играми, традициями проведения праздников
Возможность   органично   интегрировать   в   образовательный   процесс
различные виды деятельности, специфичные для детей дошкольного возраста.
Учитывать   личный   опыт   ребенка,   который   он   приобретает,   общаясь   в
своем социуме (в семье, на улице, в детском саду и т.д.), и соотноситься с тем
опытом,   который   они   могут   приобрести   в   разных   формах   образовательной
деятельности. 
4Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине,
полученные   в  детстве,  нередко   остаются  в  памяти  человека   на   всю  жизнь   и
формируют   у   ребенка   такие   черты   характера,   которые   помогут   ему   стать
патриотом и гражданином своей страны  [1, С. 54].
Список использованной литературы
1. Галянт   И.Г.,   Глушкова   Г.В.,   Гризик   Т.И.   Планирование   работы   в
детском   саду   с   детьми   6   –   7   лет:   метод.   рекомендации   для
воспитателей.  М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.   «Патриотическое воспитание детей
67 лет. Методическое пособие».   М.:  Изд. «Сфера» 2007. – 208 с.
 
5